Тема по самообразованию на 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 уч.год
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobraz.docx | 80.21 КБ |
plan_po_samoobrazovaniyu_vospitateley_2018.docx | 21.35 КБ |
plan_po_samoobr_2019-2020.docx | 22.51 КБ |
otchet_2019-2020.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска детский сад №5 «Мечта»
Индивидуальный план развития по самообразованию.
Тема по самообразованию: «Экспериментальная и исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
2018-2023 г.
Воспитатель
первой квалификационной категории
Устюгова Любовь Сергеевна
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства.
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира.
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка - дошкольника одним из ведущих видов деятельности.
Деятельность экспериментирования всё больше пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде.
Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения.
Именно в опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности; повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в организации воспитательного и образовательного процесса с детьми.
Задачи:
- Сформировать личный практический опыт по организации опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
- Создать условия для опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности детей в группе.
- Развить устойчивый познавательный интерес дошкольников в поисково-исследовательской деятельности.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Формировать представления у детей о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
- Поддерживать у детей инициативу в познании окружающего мира.
- Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
- Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Повысить личный практический опыт по организации опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
- Повысить уровень познавательной активности у детей.
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
- Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
- Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.
- Повысить уровень владения дошкольниками различными техниками экспериментирования.
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе экспериментирования с использованием простейших техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Перспективный план на 2018-2019 уч.год
Мероприятие | Сроки | Отметка о выполнении |
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. | Сентябрь 2018г. | Проанализирована научно-исследовательская литература, интернет-ресурсы, подобрана программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал |
Разработка плана по теме самообразования | Сентябрь 2018г. | План самообразования |
Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования | Октябрь 2018г. | Конспекты занятий, проекты фотовыставки |
Изучить методы оценки с целью выявления знаний и умений детей по опытно-экспериментальной деятельности. | Октябрь 2018г. | Проведена оценка детей с целью выявления знаний и умений детей по опытно-экспериментальной деятельности. |
Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов. | Ноябрь 2018г. | Мини лаборатория –оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов. |
Работа с родителями. Работа детско-родительского клуба «Юный экспериментатор» | В течение года | Разработана программа детско-родительского клуба |
Открытое занятие Показательная НОД «Земные почво- строители». | Январь-февраль 2019г. | Показ открытого занятия по теме: «Земные почво- строители». |
Посещение районных методических объединений воспитателей ДОУ. | В течении года | Посещение методических объединений |
Работа с коллегами. Мастер-класс на тему: «Использование метода моделирования в опытно-экспериментальной деятельности» | Март 2019г. | Обмен опытом. Мастер-класс |
Работа с коллегами Организация экспериментальной деятельности детей в летний период | Апрель 2019г. | Обмен опытом. Презентация |
Работа с коллегами Содержание центров экспериментирования | Май 2019г. | Обмен опытом. Консультация |
Оформление папки-передвижки «Экспериментальная деятельность детей». Изготовление буклета «Познавательно-исследовательская деятельность» | Сентябрь-май | Обобщение опыта детей средней группы в экспериментальной деятельности. |
Создание «копилки опытов и экспериментов» | В течение года | Картотека опытов и экспериментов |
Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации экспериментальной деятельности детей | В течение года | Организовано предметно-развивающая среда для реализации экспериментальной деятельности детей |
Подготовка практического материала для родителей по предметно-развивающей среде. | В течение года | Проведение родительских собраний |
Посещать занятия педагогов ДОУ | Постоянно | Посещение занятий педагогов ДОУ |
Принять участие с детьми в педагогических конкурсах | Постоянно | Участие с детьми в конкурсах |
Обзор в интернете информации по использованию различного материала в опытно-экспериментальной деятельности | Постоянно | |
Представление опыта работы на сайтах педагогических работников | Постоянно | Публикации; творческие работы детей; методические разработки. |
План работы на 2019-2020 уч.год
Мероприятие | Сроки | Отметка о выполнении |
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. | Сентябрь 2019г. | Проанализирована научно-исследовательская литература, интернет-ресурсы, подобрана программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал |
Разработка перспективного плана на год по исследовательской деятельности. | В течение года | Разработан перспективный план по исследовательской деятельности |
Разработка картотеки «Опыты - эксперименты в старшей группе». | В течение года | Картотека опытов и экспериментов |
Проект «Огород на подоконнике» (кратковременный 2 месяца) | Апрель-май 2020г. | Оформление презентации проекта |
«Моя семья в лесу» | Март 2020 г. | Тематическая фотовыставка |
Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы) | Февраль 2020г. | Тематическое занятие «Волшебное стёклышко» |
Проведение опытов и экспериментирования с детьми в непосредственно организованной образовательной и самостоятельной деятельности | В течение года | Подготовка презентации и фотоматериала по результатам экспериментирования |
Пополнение оснащения в мини-лаборатории необходимыми материалами и пособиями для опытов. | В течение года | Организовать сбор природного и бросового материала в мини-лабораторию. |
«Эти удивительные камни» | Декабрь 2019г. | Выставка работ |
Взаимодействие с родителями. Подготовка консультаций для родителей по следующим темам: «Ребенок - исследователь в детском саду» «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» «Развитие любознательности детей, через детское экспериментирование» | В течение года | Оформление папки передвижки Выступление на родительском собрании. |
Открытое занятие. Практикум: «Тонет? Не тонет!» Цель: предложить практические рекомендации, по организации игр и экспериментов с водой. Познакомить с простыми экспериментами и играми с водой. | Январь 2020г. | Проведено открытое занятие |
План работы на 2020-2021 г.
Мероприятие | Сроки | Отметка о выполнении |
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. | Сентябрь 2020г. | Проанализирована научно-исследовательская литература, интернет-ресурсы, подобрана программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал |
Разработка перспективного плана на год по исследовательской деятельности. | Октябрь-ноябрь 2020г. | Разработан перспективный план по исследовательской деятельности |
Разработка картотеки «Опыты -эксперименты в старшей группе». | В течение года | Оформление картотеки |
НОД: «Соль и его свойства» | Декабрь 2020г. | Открытое занятие |
Проект «Соль повседневной жизни» | Февраль-март 2021г. | Подготовка презентации и фотоматериала по результатам экспериментирования |
Проект «Волшебное семечко» | Апрель-Май 2021 г. | Выращивание рассады для летнего огорода |
Пополнение оснащения в мини-лаборатории необходимыми материалами и пособиями для опытов. | В течение года | Организовать сбор природного и бросового материала в мини-лабораторию |
Участие в конкурсе «Радуга открытий» | Апрель 2021г. | Оформление папки передвижки |
Консультаций для родителей по следующим темам: «Требования к проведению наблюдений» | Январь 2021г. | Выступление на родительском собрании. |
Работа с родителями. Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений» «Научите ребенка любить природу». «Требования к проведению наблюдений» | В течение года | Проведена работа с родителями |
План работы на 2021-2022 г.
План работы на 2022-2023 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска детский сад №5 «Мечта»
«План по самообразованию педагога»
____________________________Устюговой Любови Сергеевны_________________________
(Ф.И.О. педагога)
_______4 года__________ _________первая___________
(стаж работы) (кв. категория)
Тема: «Экспериментальная и исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»____________
(название темы)
__2018-2019__ _дети дошкольного возраста 4-5 лет__
учебный год возрастная группа
2018 г.
Тема: «Экспериментальная и исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности; повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в организации воспитательного и образовательного процесса с детьми
Задачи:
- Сформировать личный практический опыт по организации опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
- Создать условия для опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности детей в группе.
- Развить устойчивый познавательный интерес дошкольников в поисково-исследовательской деятельности.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Формировать представления у детей о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
- Поддерживать у детей инициативу в познании окружающего мира.
- Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
- Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.
- Повышение компетентности и профессионального мастерства в организации опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
№ | Мероприятие | Сроки | Форма отчета, ожидаемый результат |
Самообразование | |||
1 | Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. | Постоянно | Проанализирована научно-исследовательская литература, интернет-ресурсы, подобрана программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал |
2 | Разработка плана по теме самообразования | Сентябрь | План самообразования |
3 | Разработка проектов по теме самообразования | Октябрь | Проекты, презентация на проекты |
4 | Изучить методы оценки с целью выявления знаний и умений детей по опытно-экспериментальной деятельности. | Октябрь | Проведена оценка детей с целью выявления знаний и умений детей по опытно-экспериментальной деятельности. |
5 | Изготовление мини лабораторий (центров) и оснащение их необходимыми материалами и пособиями для опытов. | Ноябрь | Организация мини лабораторий (центров) –оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов. Центр «Изучаем мир»; Центр «Юные исследователи»; «Наша мини – лаборатория». |
6 | Оформление папки-передвижки «Экспериментальная деятельность детей». Изготовление буклета «Познавательно-исследовательская деятельность» | Сентябрь-май | Обобщение опыта детей средней группы в экспериментальной деятельности. |
7 | Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации экспериментальной деятельности детей | В течение года | Организовано предметно-развивающая среда для реализации экспериментальной деятельности детей |
8 | Представление опыта работы на сайтах педагогических работников | Постоянно | Публикации; творческие работы детей; методические разработки. |
Работа с обучающимися | |||
9 | Создание «копилки опытов и экспериментов» | В течение года | Картотека опытов и экспериментов |
10 | Принять участие с детьми в педагогических конкурсах | Постоянно | Участие с детьми в конкурсах |
Работа с родителями | |||
11 | Работа с родителями. Работа детско-родительского клуба «Юный экспериментатор» | В течение года | Разработана программа детско-родительского клуба |
12 | Подготовка практического материала для родителей по предметно-развивающей среде | В течение года | Протоколы родительских собраний |
Работа с педагогами (диссеминация опыта) | |||
13 | Открытое занятие Показательная НОД «Земные почво- строители». | Январь-февраль | Конспект открытого занятия по теме: «Земные почво- строители». |
14 | Посещение районных методических объединений, форсайт-центров, семинаров, вебинаров воспитателей ДОУ. | В течении года | Посещение методических объединений |
15 | Работа с коллегами. Мастер-класс на тему: «Использование метода моделирования в опытно-экспериментальной деятельности» | Март | Презентация на заседании «Школы молодого педагога» |
16 | Работа с коллегами Организация экспериментальной деятельности детей в летний период | Апрель | Презентация на заседании «Школы молодого педагога» |
17 | Работа с коллегами Содержание центров экспериментирования | Май | Обмен опытом. Консультация |
18 | Посещать занятия педагогов ДОУ | Постоянно | Посещение занятий педагогов ДОУ |
19 | Обзор в интернете информации по использованию различного материала в опытно-экспериментальной деятельности | Постоянно |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска детский сад №5 «Мечта»
«План по самообразованию педагога»
____________________________Устюговой Любови Сергеевны_________________________
(Ф.И.О. педагога)
_______5 лет__________ _________первая___________
(стаж работы) (кв. категория)
Тема: «Экспериментальная и исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»____________
(название темы)
__2019-2020__ _дети дошкольного возраста 5-6 лет__
учебный год возрастная группа
2019 г.
Тема: «Экспериментальная и исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности; повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в организации воспитательного и образовательного процесса с детьми
Задачи:
- Сформировать личный практический опыт по организации опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
- Создать условия для опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности детей в группе.
- Развить устойчивый познавательный интерес дошкольников в поисково-исследовательской деятельности.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Формировать представления у детей о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
- Поддерживать у детей инициативу в познании окружающего мира.
- Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
- Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.
- Повышение компетентности и профессионального мастерства в организации опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
№ | Мероприятие | Сроки | Форма отчета, ожидаемый результат |
Самообразование | |||
1 | Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. | Постоянно | Проанализирована научно-исследовательская литература, интернет-ресурсы, подобрана программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал |
2 | Разработка плана по теме самообразования | Сентябрь | План самообразования |
3 | Разработка проектов по теме самообразования | Октябрь | Проекты, презентация на проекты |
4 | Изучить методы оценки с целью выявления знаний и умений детей по опытно-экспериментальной деятельности. | Октябрь | Проведена оценка детей с целью выявления знаний и умений детей по опытно-экспериментальной деятельности. |
5 | Изготовление мини лабораторий (центров) и оснащение их необходимыми материалами и пособиями для опытов. | Ноябрь | Организация мини лабораторий (центров) –оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов. Центр «Изучаем мир»; Центр «Юные исследователи»; «Наша мини – лаборатория». |
6 | Проект «Огород на подоконнике» (кратковременный 2 месяца) | Апрель-май | Обобщение опыта детей средней группы в экспериментальной деятельности. |
7 | Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации экспериментальной деятельности детей | В течение года | Организовано предметно-развивающая среда для реализации экспериментальной деятельности детей |
8 | Представление опыта работы на сайтах педагогических работников | Постоянно | Публикации; творческие работы детей; методические разработки. |
Работа с обучающимися | |||
9 | Создание картотеки «Опыты - эксперименты в старшей группе». | В течение года | Картотека опытов и экспериментов |
10 | Принять участие с детьми в педагогических конкурсах | Постоянно | Участие с детьми в конкурсах |
Работа с родителями | |||
11 | Работа с родителями. | В течение года | Разработана программа работы педагога с родителями |
12 | Подготовка практического материала для родителей по предметно-развивающей среде | В течение года | Протоколы родительских собраний |
Работа с педагогами (диссеминация опыта) | |||
13 | Открытое занятие Показательная НОД Практикум: «Тонет? Не тонет!» | Январь-февраль | Конспект открытого занятия по теме: «Тонет? Не тонет!» |
14 | Посещение районных методических объединений, форсайт-центров, семинаров, вебинаров воспитателей ДОУ. | В течении года | Посещение методических объединений |
15 | Работа с коллегами. Мастер-класс на тему: «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности» | Март | Презентация на заседании «Школы молодого педагога» |
16 | Работа с коллегами Организация экспериментальной деятельности детей в летний период | Апрель | Презентация на заседании «Школы молодого педагога» |
17 | Работа с коллегами Содержание центров экспериментирования | Май | Обмен опытом. Консультация |
18 | Посещать занятия педагогов ДОУ | Постоянно | Посещение занятий педагогов ДОУ |
19 | Обзор в интернете информации по использованию различного материала в опытно-экспериментальной деятельности | Постоянно |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска детский сад №5 «Мечта»
Аналитический отчет по самообразованию педагога
____________________________Устюговой Любови Сергеевны_________________________
(Ф.И.О. педагога)
_______5 лет__________ _________первая___________
(стаж работы) (кв. категория)
Тема «Экспериментальная и исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»____________
(название темы)
__2019-2020__ дети дошкольного возраста 5-6 лет
учебный год возрастная группа
2020 г.
Тема: «Экспериментальная и исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
В 2019-2020 учебном году я продолжала работать по теме самообразования «Экспериментальная и исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников». Определив цель данной темы: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности; повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в организации воспитательного и образовательного процесса с детьми. Я перед собой поставила ряд задач:
- Сформировать личный практический опыт по организации опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
- Создать условия для опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности детей в группе.
- Развить устойчивый познавательный интерес дошкольников в поисково-исследовательской деятельности.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Формировать представления у детей о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
- Поддерживать у детей инициативу в познании окружающего мира.
- Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
- Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.
- Повышение компетентности и профессионального мастерства в организации опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходимо основательный, теоретический и практический опыт.
Работу проводила поэтапно:
- на первом этапе – велась активная работа с детьми на формирование представления у детей о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;
- на втором этапе – велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы;
- на третьем этапе – велась работа с родителями. Была разработана и использована программа детско-родительского клуба детско-родительского клуба «Юный экспериментатор», изготовление буклета «Познавательно-исследовательская деятельность». Велось активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Были использованы следующие средства:
- Совместная деятельность педагога с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Предметно-развивающая среда.
Применяла такие методы:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- игровые;
- ИКТ.
Диагностика познавательных способностей детей на начальном этапе показала:
- Высокий – 0%
- Средний – 96%
- Низкий – 4%
Благодаря проведению данной диагностики, необходимо сформировать у детей дошкольного возраста 5-6 лет, знаний о экспериментальной и исследовательской деятельности, научить иметь представления у детей о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания, сформировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме:
Н. Е. Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность»;
О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»;
Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»;
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой» в средней группе;
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста»;
Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ.
Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах: maam.ru, nsportal.ru.
При организации экспериментально-исследовательской деятельности использовала следующие методы и приемы:
- эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в своей группе я продолжала создавать мини-лабораторию «Юный эколог», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканчики, тарелки), бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена), инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), огород.
С детьми проводились беседы на тему: «Проведение интереса к исследовательской деятельности», об экспериментирования с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводила НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам, представленными в программе ДПОУ.
В своей работе создавала образовательные ситуации:
- «Спор игрушек» - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т.к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и помять.
- «На чем полетят человечки» и учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.
На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры различного характера.
В результате НОД и опытов-экспериментов:
- ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
- познакомились с явлениями природы;
- получили представление о круговороте воды в природе;
- уточнили знания о воде, о ее состояниях;
- познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;
- дети получили представления о свойствах ткани, резины и т.д.;
- познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;
- ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.
Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу и изучить следующую литературу: Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», О.В.Дыбина, Е.А.Сидякина, А.Ю.Кузина, С.Е.Анфисова, Л.В.Бадул «Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации (по ФГОС)».
В ходе реализации поисково-исследовательской деятельности я реализовала следующие педагогические компетенции:
- интеллектуально-педагогическая компетентность;
- информационная компетентность;
- регулятивная компетентность.
Диагностика на контрольном этапе показала:
- Высокий – 96%
- Средний – 0%
- Низкий – 4%
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментально – исследовательская деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
Подводя итог, хочу сказать, что главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Перспектива:
1. Продолжить работу по освоению экспериментально-исследовательской деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года
рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года...
рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года
рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года...
рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года
рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года...
Годовой план МБДОУ "Чебурашка" на 2017-2018 учебный год, 2018-2019, 2019-2020 учебный год
Годовой план детского сада на 2017-2018 учебный год.Годовой план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Чебурашка» (далее по тексту-ДОУ...
ГОДОВЫЕ ОТЧЕТЫ 2015-2016, 2017-2018,2018-2019,2019-2020 гг.
Годовые отчеты музыкального руководителя Романюта Екатерины Алексеевны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ» НА 2018-2019 (2019-2020) УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»НА 2018-2019 (2019-2020) УЧЕБНЫЙ ГОД...