Воспитание читательских интересов у дошкольников
статья (средняя группа)
Проблема развития читательского интереса представляется достаточно актуальной в педагогическом процессе. Педагогической наукой аргументирована значимость теоретической разработки данной проблемы и реализация её практикой обучения. Формирование интереса к художественной литературе у дошкольников можно назвать одной из важнейших задач для нового времени. Исходя из этого, воспитателю необходимо, прежде всего, сформировать у детей желание читать, используя необходимые для этого методические приемы и методы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_publikatsii.docx | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание читательских интересов у детей дошкольного возраста
Проблема развития читательского интереса представляется достаточно актуальной в педагогическом процессе. Педагогической наукой аргументирована значимость теоретической разработки данной проблемы и реализация её практикой обучения. Формирование интереса к художественной литературе у дошкольников можно назвать одной из важнейших задач для нового времени. Исходя из этого, воспитателю необходимо, прежде всего, сформировать у детей желание читать, используя необходимые для этого методические приемы и методы.
Интерес к чтению в обществе в последние десятилетия неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации телевидения, компьютера; изменение жизненных ценностей; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения. В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми и т.п.
Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее, глубже в ребёнке формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным потенциалом.
Интерес к книге и чтению, желание ее рассматривать естественным образом формируются у ребенка в окружении книг, в обстановке уважения к ним, в читающей среде. Если дома или в детском саду собрана даже небольшая библиотека, взрослые интересуются книгами, читают и говорят о них, дети довольно быстро усваивают демонстрируемую родителями или педагогами модель поведения. Подражая им, обращаются к книгам: листают, рассматривают.
Интерес к книге помогут сформировать разнообразные книжки-игрушки и книжки-картинки, которые должны появиться рядом с ребенком уже в первые месяцы его жизни. Однако красивые книги сами по себе задачу воспитания читателя не решают. Чтобы ребенок стал читателем, ему необходим посредник в общении с книгой, который подберет нужную, прочтет текст, поможет его понять, поделится возникшими в процессе общения с книгой мыслями, откроет ребенку притягательный мир художественного слова.
Ребенок в младшем дошкольном возрасте не только постоянно осваивает новые, всё более сложные произведения, но и уже формируется, как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него ранее содержание знакомых книг.
Подготовка воспитателя к чтению художественного произведения, прежде всего, означает осознанный, принципиальный, обоснованный выбор книги для чтения в соответствии с такими критериями, как высокий художественный уровень, занимательность, доступность, воспитательное значение, и др. При этом главное внимание рекомендуется уделять решению не только воспитательных, но и литературных задач. Для этого, необходимо определение замысла автора, выявление подтекста, оценка характеров персонажей, выявление своеобразия художественных средств, с помощью которых реализуется замысел автора, особенности композиции и др. Работа над выразительностью предусматривает овладениями средствами эмоциональной и образной выразительности в соответствии с идеей произведения, расстановку логических ударений и пауз, выработку правильного произношения, хорошей дикции и т.п. В процессе исполнения художественного произведения воспитатель делится с детьми теми мыслями и впечатлениями, которые у него возникли в процессе чтения и анализа текста, старается вызвать соответствующий эмоциональный отклик, помогает понять основную мысль, которая в нем заложена Главное - показать детям, сколько существует приятных дел, так или иначе связанных с чтением: можно читать самим или слушать чтение других, можно читать и обыгрывать произведения и т.д.
Читательский интерес необходимо развивать с дошкольного возраста. Это должен быть продуманный, комплексный, многосторонний и эффективный педагогический процесс. Огромное значение имеет развивающая среда, в которой находится ребенок. Для того, чтобы ему хотелось общаться с книгой, она должна быть доступна ему в любое время.
Развитие у детей читательского интереса связывается с формированием представлений о книге, жанрах, писателях и поэтах, с привитием уважительного отношения к книге, стимулированием стремления читать (слушать) литературные произведения, с формированием читательских предпочтений, собственной позиции к прочитанному литературному произведению.
Не читая, ребенок не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Мы можем сколько угодно выдвигать требований к детской книге и руководствоваться ими, но мы не будем иметь компетентного читателя до тех пор, пока не научимся изучать его с раннего детства, уважая его суждения, его представления о мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Детская рукописная книга как источник формирования читательского интереса у дошкольника"
Обобщение опыта работы по формирование читательского интереса дошкольника по средствам создания рукописной книги....
Методы и приёмы формирования читательского интереса у дошкольников.
Известны определенные методы и приемы, способствующие формированию у детей читательского интереса:...
Методы и приёмы формирования читательского интереса у дошкольников.
Известны определенные методы и приемы, способствующие формированию у детей читательского интереса:...
Программа непосредственно образовательной деятельности по воспитанию читательского интереса у детей подготовительной к школе группе наглядными средствами
Представленная программа направлена на повышение читательского интереса на основе наглядных средств. В ней представлен полный перечень книжных иллюстраций для работы с детьми и методы работы с ними. О...
Педагогический проект "Формирование читательского интереса у дошкольников"
Книга-это великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас....
Консультация для родителей "Использование фольклора сибирских народов в воспитании читательского интереса у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей " Использование фольклора сибирских народов в воспитании читательского интереса у детей дошкольного возраста"...