Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия дошкольников.
статья по музыке на тему

Лысенко Лия Андреевна

Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия дошкольников.

     « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

                                  В.А. Сухомлинский

      Цель музыкального воспитания в детском саду – развитие музыкальной культуры ребенка, освоение им  ценностей музыкального искусства и  формирование на их основе музыкальных способностей и нравственно – эстетических качеств личности.

     Сложность и своеобразие музыки, особенность ее восприятия   требуют привлечения  вспомогательных наглядных средств. К  ним  относятся  музыкально – дидактические пособия и игры.

         Актуальность их  применения заключается в системном  музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников  с учетом возраста и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

Привлекательность  этих игр заключается  в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают  интерес и желание участвовать в них. Использование игр и пособий   позволяют в простой, доступной  детям игровой форме дать представление  о музыке, ее выразительных возможностях, научить различать разнообразную гамму чувств, настроений,  переданную  музыкой, привить к ней  любовь. У ребят  возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполняемые с помощью  пособий, значительно активизируют  умственную деятельность детей,  развивают их самостоятельную музыкальную  деятельность, которая приобретает творческий характер. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они  учат ребенка применять полученные знания  и  навыки в повседневной жизни.

     Сейчас  музыку можно услышать практически везде. Этому способствует семья, средства массовой информации, специальные музыкально – культурные учреждения, а также появление легкодоступного  музыкального материала ( диски,  видеозаписи).  Что же слушают наши дети, начиная  от первых игр, заканчивая повседневными поездками в транспорте? Современную эстрадную музыку. Но она тоже многообразна. Есть и высокого эстетического уровня песни, но, как правило, их содержание, чувства, переживания, которые они передают в   большинстве случаев,   недоступны дошкольникам. Кроме того,  среди эстрадных песен есть малохудожественные и откровенно вульгарные,  так называемый «музыкальный ширпотреб».  К тому же современная поп-музыка, в основном, оказывает сильнейшее отрицательное влияние на нервную систему, эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка.

То, что дети будут сами  выбирать, зависит во многом от музыкального педагога, родителя.

К сожалению, в последнее время наблюдается тенденция к снижению значимости музыкального воспитания дошкольников.  На передний план  выдвигаются образовательные задачи и забываются основные -  сохранение и укрепление физического,  психологического и  нравственного здоровья детей.

    У современных дошкольников катастрофически не хватает времени на игру, в угоду учебной деятельности, сокращается продолжительность прогулки. Исключается часть занятий эстетического цикла или она носит локальный, дополнительный характер.

Благодаря музыкальному руководителю и использованию им  музыкально – дидактических пособий и игр у  ребенка развивается умение  понимать характер  разных музыкальных произведений, и успешно решаются на практике задачи  музыкально – эстетического воспитания.

    Данные  отечественных и  зарубежных исследований (Н.А.Ветлугина, Л.Н.Комиссарова,  А.Катинене,  А.Вайчене,  К.Форай,  А.Атанасова и др.) свидетельствуют о том, что из всех видов  художественной  деятельности в детском саду наиболее привлекает ребят музыкальная. Дети с увлечением поют, играют,  двигаются под музыку, музицируют. Музыка звучит в НОД,  в самостоятельной деятельности,  во время праздников и развлечений. Учеными выявлены средства  педагогического воздействия,   которые способствуют  формированию интереса детей к музыке в разнообразной  музыкальной деятельности. Среди них  применение игровых  приемов, кратких образных рассказов о музыке, наглядных пособий,  проблемных ситуаций, выразительное, яркое  исполнение произведений.

      Проблема развития музыкального восприятия – одна из наиболее сложных и недостаточно исследованных в педагогике. Несмотря на значительное количество монографий, статей, специальных исследований, освещающих эту проблему, она по многим аспектам еще не решена. Большой вклад в исследование вопросов музыкального восприятия внесли Б.В.Асафьев, Б.М.Теплов, Б.Л.Яворский, В.Н.Шацкая, Н.Л.Грозненская, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Назайкинский, Н.А.Ветлугина, О.П.Радынова и другие. В работах этих авторов собран большой научный и теоретический материал, касающийся различных граней музыкального восприятия, его психологический механизмов и педагогических методов развития его у детей. Н.А.Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания». Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания, возможно лишь в том случае, если он чувствует и понимает своеобразие ее языка.

Очень важно, чтобы ребенок с детства начинал понимать красоту звуков классической музыки и высокохудожественной  современной музыки. И чем раньше ребенок приобщится к этой музыке, тем больше у него шансов понять и полюбить ее по-настоящему.

Однако практика показывает, что полноценное восприятие ребенком  музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чем она «рассказывает», способен сравнивать услышанное с  чем – то предметным, уже встречавшимся ему в жизни. Музыкальные  образы « побуждают ребенка к сопереживанию и заставляют задуматься над тем, о чем музыка « рассказывает», пишет Н.А. Ветлугина  - Ребенок не просто воспринимает музыкальные звуки, красоту и гармоничность их сочетаний, но стремится сопоставить все это с чем – то реальным.  Чтобы запомнить что – либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный  анализ музыки. Наглядные пособия в НОД дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для  поддержания внимания. Без наглядных пособий  дети  очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский писал: « внимание маленького ребенка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только  стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: «если ты держишь его как птичку, то  он плохой твой  помощник».

           В педагогической практике с этой целью все чаще стали применять музыкально – дидактические пособия и игры,  которые воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

            Основное их назначение формировать  у детей музыкальные способности, в доступной и игровой  форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных в НОД.   Педагогическая ценность музыкально – дидактических игр в том, что они  открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

          Музыкально-дидактическая игра - явление очень сложное. В ней есть  два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное. «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» - так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней: обучающие задачи, содержания, правил, игровых действий.

Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

Дидактический материал игр отличается тем, что в основе лежит развитие музыкального восприятия, а игровое действие помогает ребенку услышать, различить,  сравнивать некоторые свойства музыки, а затем действовать с ними.

Однако, самостоятельно  применить знания, полученные в НОД,  они не могут. Забывают правила игры, не всегда правильно выполняют ее  условия,  ждут помощи музыкального руководителя или воспитателя.  Недостаток знаний о музыке затрудняет решение  важной задачи музыкального воспитания – развитие музыкальных и творческих способностей детей.  Музыкальные способности детей ( ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма) проявляются у каждого ребенка по-разному. У некоторых  в раннем возрасте  они  выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются; у других  позже. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается  именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления в раннем детстве. Поэтому  необходимо начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.        

       Музыкально-дидактические игры могут быть самыми разнообразными по характеру и содержанию. Некоторые из них представляют собой несложные игровые действия - другие имеют определенное содержание, правила, которые организуют детей.  Вначале игры проводятся в НОД, когда же дети усвоят правила и содержание игр, они сами организуют их.  Самостоятельная  музыкальная деятельность является итогом работы педагогов, детей.

        Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду – один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.   Поэтому важно предоставить детям необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли воплотить свои игровые замыслы, т. е создать музыкальную предметно- развивающую среду в группах и в музыкальном зале.

Музыкально – дидактические игры можно использовать индивидуально и подгруппой детей. Так ребенок должен,  прежде всего, иметь желание выразить свое отношение к окружающей действительности с помощью музыки:  слушая музыкальные произведения создавать музыкальные импровизации ,напевать мелодию или прослушивать ее многократно, исполнять несложные пляски или подбирать простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах, водить хороводы.

       Для того, чтобы дети могли слушать музыку, понимали ее эмоциональное содержание и язык, эмоционально отзывались на нее, вступали  в беседу легко с удовольствием, играли в музыкально – дидактические игры, пели и танцевали мною  в музыкальном зале созданы следующие условия: приобретен музыкальный центр, цифровое фортепиано, детские музыкальные инструменты,  диски с записями детской музыки для восприятия, пения и танцев, портреты композиторов. Музыкально – дидактические игры и пособия, альбом «Музыкальные инструменты» мы сделали вместе с воспитателем. 

В каждой возрастной группе обновлена музыкальная   предметно -  развивающая среда, соответствующая возрасту, которая давала возможность каждому ребенку использовать свои способности, позволяла ему  проявлять самостоятельность, утверждать себя, как активного деятеля, позволяла ему как можно больше узнавать о музыке, реализовывать свои потребности  в музыкальной деятельности.  Благодаря наличию в предметно – развивающей среде группы магнитофона,  дисков, настольно-печатных игровых  пособий,  инструментов  (шумовых, звуковысотных), в том числе сделанных своими руками, различных пособий – самоделок иллюстрированных,  «нотных  тетрадей», дирижерской палочки, комплектов  кукольного  театра,  фланелеграфа, нот-самоделок у   детей  расширился    кругозор, стали  развиваться  творческие способности. Они стали,  приобщаться к искусству, слышать музыку.

 Чтобы стимулировать  развитие детей, мы решили дополнительно  пополнить  музыкальную предметно – развивающую среду ДОУ новыми дидактическими играми и пособиями, музыкальными инструментами и дисками с записями  высокохудожественной музыки. К проведению НОД относились с воспитателем  ответственно, придумывали проблемные ситуации, использовали разнообразные методические приемы, применяли  музыкально – дидактические игры, иногда приглашали  на занятия  сотрудников детского сада, чтобы  провести НОД наиболее содержательно и  интересно.   Игры и пособия в процессе восприятия музыки способствовали узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в определенных частях произведения, различению жанра,  т.е. способствовали  развитию ладового чувства.  В процессе слушания музыки, дети знакомились  с инструментальными,  вокальными произведениями. Применяя различные  музыкально-дидактические пособия,  я  давала возможность детям несколько раз в ненавязчивой форме  прослушать  одно и то же произведение и запомнить его. Например, к «Шарманке» Д.Д.Шостаковича   - «Подбери нужную картинку», «Укрась  мелодию», «Нарисуй музыку». Для закрепления жанров в музыке (песня, танец, марш) пособие «Что делает   девочка?», «Выбери  музыкальный инструмент».

          Игры и пособия  для развития музыкально-слуховых представлений, связанных с различением и воспроизведением  звуковысотного движения  проводились в процессе пения. Они помогали   чисто интонировать  мелодию.  Например,  «Лесенка-чудесенка».  А «Кто поет?» - на различение звуков  низкого, среднего и высокого регистров.

Ощущать  эмоциональную  выразительность  музыкального ритма  и точно его воспроизводить   можно,  используя  музыкально-дидактические игры,  связанные  с  воспроизведением  ритмического рисунка  в хлопках, на музыкальных инструментах.  Часто использую игры  «Передай ритм другу», « Научи матрешек танцевать», «Повтори ритм».

  Организовывали с воспитателем   концерты, которые усиливали и  обогащали  музыкальные впечатления детей, способствовали   усвоению и закреплению специальных  знаний о музыке, необходимых для развития музыкальных и творческих способностей.

    Изменился характер личного взаимодействия. Я старалась  помочь детям найти в музыке  что – то свое, интересное для них,   исходя именно из их потребностей.

Воспитателя знакомила с музыкально – дидактическими играми для восприятия музыки,  вместе их изготавливали, проявляя немало творчества и мастерства. Старались, чтобы они получались простыми и доступными, красивыми и интересными, доставляли удовольствие.  Только в этом случае они становились  своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. Игры, в изготовлении  которых дети  принимали  активное участие, становились  наиболее любимыми и желанными. Например, ребята с  желанием вырезали ритмические карточки к игре «Ритмическое лото»,  а в игре «Музыкальные лесенки» к  кружочкам -нотам приклеивали  с обратной стороны фланель, чтобы использовать их на фланелеграфе.  Подбирали  дома в журналах картинки, необходимые для таких игр, как «В лесу», «Что делают зайцы?», «Из какой мы песни?»

В процессе игр дети приобретали не только   специальные музыкальные знания, у  них  стали формироваться  такие черты личности, как чувство товарищества, ответственность.  Игры способствовали развитию внимания, памяти, сообразительности, обогащению музыкального  словаря.

       Музыкально-дидактические  игры и пособия развивают эмоциональный мир личности ребенка. Он начинает тоньше чувствовать музыкальные образы окружающего мира, прививается любовь к музыке.

Они способствуют развитию не только музыкально-сенсорных,   творческих способностей , но и общих  музыкальных  способностей , самостоятельности в музыкальной деятельности.

                                            Литература

1.Зимина А.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»  «Сфера». Москва 2010.

3.Ветлугина Н.А. « Музыкальный букварь» «Музыка». Москва 1989.

4.Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников» «Владос». Москва1998.

5.Радынова О.П. Работаем по программе «Музыкальные шедевры»// Музыкальный руководитель №1.2004

6.Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» «Просвещение». Москва 1986.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno_did._igry.docx31.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально – дидактические игры и пособия  как средства развития           музыкального восприятия.

     « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

                                  В.А. Сухомлинский

      Цель музыкального воспитания в детском саду – развитие музыкальной культуры ребенка, освоение им  ценностей музыкального искусства и  формирование на их основе музыкальных способностей и нравственно – эстетических качеств личности.

     Сложность и своеобразие музыки, особенность ее восприятия   требуют привлечения  вспомогательных наглядных средств. К  ним  относятся  музыкально – дидактические пособия и игры.

         Актуальность их  применения заключается в системном  музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников  с учетом возраста и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

Привлекательность  этих игр заключается  в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают  интерес и желание участвовать в них. Использование игр и пособий   позволяют в простой, доступной  детям игровой форме дать представление  о музыке, ее выразительных возможностях, научить различать разнообразную гамму чувств, настроений,  переданную  музыкой, привить к ней  любовь. У ребят  возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполняемые с помощью  пособий, значительно активизируют  умственную деятельность детей,  развивают их самостоятельную музыкальную  деятельность, которая приобретает творческий характер. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они  учат ребенка применять полученные знания  и  навыки в повседневной жизни.

     Сейчас  музыку можно услышать практически везде. Этому способствует семья, средства массовой информации, специальные музыкально – культурные учреждения, а также появление легкодоступного  музыкального материала ( диски,  видеозаписи).  Что же слушают наши дети, начиная  от первых игр, заканчивая повседневными поездками в транспорте? Современную эстрадную музыку. Но она тоже многообразна. Есть и высокого эстетического уровня песни, но, как правило, их содержание, чувства, переживания, которые они передают в   большинстве случаев,   недоступны дошкольникам. Кроме того,  среди эстрадных песен есть малохудожественные и откровенно вульгарные,  так называемый «музыкальный ширпотреб».  К тому же современная поп-музыка, в основном, оказывает сильнейшее отрицательное влияние на нервную систему, эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка.

То, что дети будут сами  выбирать, зависит во многом от музыкального педагога, родителя.

К сожалению, в последнее время наблюдается тенденция к снижению значимости музыкального воспитания дошкольников.  На передний план  выдвигаются образовательные задачи и забываются основные -  сохранение и укрепление физического,  психологического и  нравственного здоровья детей.

    У современных дошкольников катастрофически не хватает времени на игру, в угоду учебной деятельности, сокращается продолжительность прогулки. Исключается часть занятий эстетического цикла или она носит локальный, дополнительный характер.

Благодаря музыкальному руководителю и использованию им  музыкально – дидактических пособий и игр у  ребенка развивается умение  понимать характер  разных музыкальных произведений, и успешно решаются на практике задачи  музыкально – эстетического воспитания.

    Данные  отечественных и  зарубежных исследований (Н.А.Ветлугина, Л.Н.Комиссарова,  А.Катинене,  А.Вайчене,  К.Форай,  А.Атанасова и др.) свидетельствуют о том, что из всех видов  художественной  деятельности в детском саду наиболее привлекает ребят музыкальная. Дети с увлечением поют, играют,  двигаются под музыку, музицируют. Музыка звучит в НОД,  в самостоятельной деятельности,  во время праздников и развлечений. Учеными выявлены средства  педагогического воздействия,   которые способствуют  формированию интереса детей к музыке в разнообразной  музыкальной деятельности. Среди них  применение игровых  приемов, кратких образных рассказов о музыке, наглядных пособий,  проблемных ситуаций, выразительное, яркое  исполнение произведений.

      Проблема развития музыкального восприятия – одна из наиболее сложных и недостаточно исследованных в педагогике. Несмотря на значительное количество монографий, статей, специальных исследований, освещающих эту проблему, она по многим аспектам еще не решена. Большой вклад в исследование вопросов музыкального восприятия внесли Б.В.Асафьев, Б.М.Теплов, Б.Л.Яворский, В.Н.Шацкая, Н.Л.Грозненская, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Назайкинский, Н.А.Ветлугина, О.П.Радынова и другие. В работах этих авторов собран большой научный и теоретический материал, касающийся различных граней музыкального восприятия, его психологический механизмов и педагогических методов развития его у детей. Н.А.Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания». Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания, возможно лишь в том случае, если он чувствует и понимает своеобразие ее языка.

Очень важно, чтобы ребенок с детства начинал понимать красоту звуков классической музыки и высокохудожественной  современной музыки. И чем раньше ребенок приобщится к этой музыке, тем больше у него шансов понять и полюбить ее по-настоящему.

Однако практика показывает, что полноценное восприятие ребенком  музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чем она «рассказывает», способен сравнивать услышанное с  чем – то предметным, уже встречавшимся ему в жизни. Музыкальные  образы « побуждают ребенка к сопереживанию и заставляют задуматься над тем, о чем музыка « рассказывает», пишет Н.А. Ветлугина  - Ребенок не просто воспринимает музыкальные звуки, красоту и гармоничность их сочетаний, но стремится сопоставить все это с чем – то реальным.  Чтобы запомнить что – либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный  анализ музыки. Наглядные пособия в НОД дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для  поддержания внимания. Без наглядных пособий  дети  очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский писал: « внимание маленького ребенка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только  стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: «если ты держишь его как птичку, то  он плохой твой  помощник».

           В педагогической практике с этой целью все чаще стали применять музыкально – дидактические пособия и игры,  которые воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

            Основное их назначение формировать  у детей музыкальные способности, в доступной и игровой  форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных в НОД.   Педагогическая ценность музыкально – дидактических игр в том, что они  открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

          Музыкально-дидактическая игра - явление очень сложное. В ней есть  два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное. «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» - так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней: обучающие задачи, содержания, правил, игровых действий.

Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

Дидактический материал игр отличается тем, что в основе лежит развитие музыкального восприятия, а игровое действие помогает ребенку услышать, различить,  сравнивать некоторые свойства музыки, а затем действовать с ними.

Однако, самостоятельно  применить знания, полученные в НОД,  они не могут. Забывают правила игры, не всегда правильно выполняют ее  условия,  ждут помощи музыкального руководителя или воспитателя.  Недостаток знаний о музыке затрудняет решение  важной задачи музыкального воспитания – развитие музыкальных и творческих способностей детей.  Музыкальные способности детей ( ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма) проявляются у каждого ребенка по-разному. У некоторых  в раннем возрасте  они  выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются; у других  позже. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается  именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления в раннем детстве. Поэтому  необходимо начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.       

       Музыкально-дидактические игры могут быть самыми разнообразными по характеру и содержанию. Некоторые из них представляют собой несложные игровые действия - другие имеют определенное содержание, правила, которые организуют детей.  Вначале игры проводятся в НОД, когда же дети усвоят правила и содержание игр, они сами организуют их.  Самостоятельная  музыкальная деятельность является итогом работы педагогов, детей.

        Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду – один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.   Поэтому важно предоставить детям необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли воплотить свои игровые замыслы, т. е создать музыкальную предметно- развивающую среду в группах и в музыкальном зале.

Музыкально – дидактические игры можно использовать индивидуально и подгруппой детей. Так ребенок должен,  прежде всего, иметь желание выразить свое отношение к окружающей действительности с помощью музыки:  слушая музыкальные произведения создавать музыкальные импровизации ,напевать мелодию или прослушивать ее многократно, исполнять несложные пляски или подбирать простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах, водить хороводы.

       Для того, чтобы дети могли слушать музыку, понимали ее эмоциональное содержание и язык, эмоционально отзывались на нее, вступали  в беседу легко с удовольствием, играли в музыкально – дидактические игры, пели и танцевали мною  в музыкальном зале созданы следующие условия: приобретен музыкальный центр, цифровое фортепиано, детские музыкальные инструменты,  диски с записями детской музыки для восприятия, пения и танцев, портреты композиторов. Музыкально – дидактические игры и пособия, альбом «Музыкальные инструменты» мы сделали вместе с воспитателем.  

В каждой возрастной группе обновлена музыкальная   предметно -  развивающая среда, соответствующая возрасту, которая давала возможность каждому ребенку использовать свои способности, позволяла ему  проявлять самостоятельность, утверждать себя, как активного деятеля, позволяла ему как можно больше узнавать о музыке, реализовывать свои потребности  в музыкальной деятельности.  Благодаря наличию в предметно – развивающей среде группы магнитофона,  дисков, настольно-печатных игровых  пособий,  инструментов  (шумовых, звуковысотных), в том числе сделанных своими руками, различных пособий – самоделок иллюстрированных,  «нотных  тетрадей», дирижерской палочки, комплектов  кукольного  театра,  фланелеграфа, нот-самоделок у   детей  расширился    кругозор, стали  развиваться  творческие способности. Они стали,  приобщаться к искусству, слышать музыку.

 Чтобы стимулировать  развитие детей, мы решили дополнительно  пополнить  музыкальную предметно – развивающую среду ДОУ новыми дидактическими играми и пособиями, музыкальными инструментами и дисками с записями  высокохудожественной музыки. К проведению НОД относились с воспитателем  ответственно, придумывали проблемные ситуации, использовали разнообразные методические приемы, применяли  музыкально – дидактические игры, иногда приглашали  на занятия  сотрудников детского сада, чтобы  провести НОД наиболее содержательно и  интересно.   Игры и пособия в процессе восприятия музыки способствовали узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в определенных частях произведения, различению жанра,  т.е. способствовали  развитию ладового чувства.  В процессе слушания музыки, дети знакомились  с инструментальными,  вокальными произведениями. Применяя различные  музыкально-дидактические пособия,  я  давала возможность детям несколько раз в ненавязчивой форме  прослушать  одно и то же произведение и запомнить его. Например, к «Шарманке» Д.Д.Шостаковича   - «Подбери нужную картинку», «Укрась  мелодию», «Нарисуй музыку». Для закрепления жанров в музыке (песня, танец, марш) пособие «Что делает   девочка?», «Выбери  музыкальный инструмент».

          Игры и пособия  для развития музыкально-слуховых представлений, связанных с различением и воспроизведением  звуковысотного движения  проводились в процессе пения. Они помогали   чисто интонировать  мелодию.  Например,  «Лесенка-чудесенка».  А «Кто поет?» - на различение звуков  низкого, среднего и высокого регистров.

Ощущать  эмоциональную  выразительность  музыкального ритма  и точно его воспроизводить   можно,  используя  музыкально-дидактические игры,  связанные  с  воспроизведением  ритмического рисунка  в хлопках, на музыкальных инструментах.  Часто использую игры  «Передай ритм другу», « Научи матрешек танцевать», «Повтори ритм».

  Организовывали с воспитателем   концерты, которые усиливали и  обогащали  музыкальные впечатления детей, способствовали   усвоению и закреплению специальных  знаний о музыке, необходимых для развития музыкальных и творческих способностей.

    Изменился характер личного взаимодействия. Я старалась  помочь детям найти в музыке  что – то свое, интересное для них,   исходя именно из их потребностей.

Воспитателя знакомила с музыкально – дидактическими играми для восприятия музыки,  вместе их изготавливали, проявляя немало творчества и мастерства. Старались, чтобы они получались простыми и доступными, красивыми и интересными, доставляли удовольствие.  Только в этом случае они становились  своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. Игры, в изготовлении  которых дети  принимали  активное участие, становились  наиболее любимыми и желанными. Например, ребята с  желанием вырезали ритмические карточки к игре «Ритмическое лото»,  а в игре «Музыкальные лесенки» к  кружочкам -нотам приклеивали  с обратной стороны фланель, чтобы использовать их на фланелеграфе.  Подбирали  дома в журналах картинки, необходимые для таких игр, как «В лесу», «Что делают зайцы?», «Из какой мы песни?»

В процессе игр дети приобретали не только   специальные музыкальные знания, у  них  стали формироваться  такие черты личности, как чувство товарищества, ответственность.  Игры способствовали развитию внимания, памяти, сообразительности, обогащению музыкального  словаря.

       Музыкально-дидактические  игры и пособия развивают эмоциональный мир личности ребенка. Он начинает тоньше чувствовать музыкальные образы окружающего мира, прививается любовь к музыке.

Они способствуют развитию не только музыкально-сенсорных,   творческих способностей , но и общих  музыкальных  способностей , самостоятельности в музыкальной деятельности.

                                            Литература

1.Зимина А.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»  «Сфера». Москва 2010.

3.Ветлугина Н.А. « Музыкальный букварь» «Музыка». Москва 1989.

4.Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников» «Владос». Москва1998.

5.Радынова О.П. Работаем по программе «Музыкальные шедевры»// Музыкальный руководитель №1.2004

6.Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» «Просвещение». Москва 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры

Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, чт...

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»

   Музыкально - дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной ф...

"Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры...

Педагогический проект "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"

Одним из важнейших средств развития музыкальности у ребенка являются музыкально-дидактические игры. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основ...

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры...

Интерактивные (мультимедийные) музыкально- дидактические игры- как ресурс для развития музыкально-сенсорных способностей дошкольника

Использование компьютерных технологий прочно вошло и в систему дошкольного образования. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий....

Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...