Профессиональная деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения
консультация

Филиппова Олеся Сергеевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoreticheskiy_vopros_6.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная деятельность педагога

дошкольного образовательного учреждения

1. Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения была предметом изучения психологов и педагогов (Е. А. Панько, Л. Г. Семушина, B. И. Логинова, P. C. Буре). Было выявлено, что ей свойственны все черты педагогической деятельности (созидательность, гуманизм, творческий, коллективный характер). Но все эти черты приобретают свою особую окраску в деятельности педагога, воспитывающего детей раннего и дошкольного возраста. Создание благоприятных условий для развития детей в первые годы жизни требует учета их возрастных особенностей. Период от рождения до поступления в школу отличается от всех последующих жизненных этапов тем, что обеспечивает общее развитие, которое служит фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и освоения различных видов деятельности. Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности определяет соответствующие требования к воспитателю.

2. Основной характеристикой педагога дошкольного образования (как и любого другого человека, выполняющего ту или иную профессиональную деятельность) должна быть компетентность, т.е. готовность к решению типичных профессиональных задач. К таким задачам в области дошкольного образования относятся:

  • видеть ребенка и диагностировать его развитие;
  • проектировать процесс развития;
  • создавать образовательную среду;
  • взаимодействовать с социальными партнерами;
  • совершать самообразование.

Для решения данных задач педагог должен обладать рядом психофизиологических и личностных свойств и качеств, а так же педагогических способностей и умений.

3. Психофизиологические свойства педагога:

Когнитивный стиль – особенность внутренней организации познавательных процессов, характеристика способов познавательной деятельности. Характеристики когнитивного стиля:

  • по типу восприятия 

Поленезависимые люди – воспринимают целое как структурированное и вычленяют стимулы из контекста; легко классифицируют и дифференцируют; видят в ситуации существенные, а не более заметные черты; у них быстрее происходит генерализация ЗУН; их стратегии запоминания и работы с информацией более рациональны; высокий уровень развития вербального и общего невербального интеллекта, образного мышления. Педагог должен быть полинезависимым.

Полезависимые люди – внушаемы; чувствительны к социальным воздействиям, обидчивы, подозрительны, конфликтны, легко попадают под влияние; нуждаются в поддержке и одобрении; у них хуже развиты способы переработки информации, интеллектуальные способности.

  • по типу реагирования (различия по скорости и точности принятия решений): Импульсивные люди – склонны быстро, без обдумывания отбирать факты и принимать решения.

Рефлективные люди – тщательно обдумывают и просчитывают свои решения, действия; чаще поленезависимы.

  • по типу мышления (аналитичность - синтетичность): Аналитики – используют дифференцированный подход к проблеме, точнее оценивают ситуации. Они поленезависимы, рефлективны и более гибки; хорошие руководители.

Синтетики – оценивают ситуацию в целом, что не очень точно.

  • локус контроля (не врожденная характеристика)– система контроля на социальном уровне: Интерналы (люди с внутренним л.к.) – видят причину трудностей внутри себя; они более активны в перестройке своего внутреннего мира. Педагог должен быть интерналом.

Экстерналы (люди с внешним л.к.) – ищут причины своих проблем во внешнем мире; неустойчивы и конфликтны.

  • по типу переработки информации (интерферируемость – взпимодействие 2/более процессов при переработке информации):

Высокая интерферируемость – люди очень чувствительны к помехам в окружающем мире, медленно активизируются, тяжело встают, более тревожны, преобладает непроизвольное запоминание, обучаются менее эффективно. У них повышено стремление к избеганию неудач, и понижена потребность достижения.

Низкая интерферируемость – люди менее чувствительны к помехам окружающей среды, более стабильны, их умственная деятельность более эффективна.

Так же к психофизиологическим свойствам, важным для профессиональной деятельности педагога, относятся умеренная экстраверсия, нормативный показатель нейротизма, нормативная эмоциональная возбудимость, лабильность нервной системы и уравновешенность ВНД .

4. Личностные качества педагога

K. Д. Ушинский был убежден, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».

Педагог выступает как целостная личность с определенным набором личностных качеств, которые, реализуясь в деятельности воспитателя и обеспечивая ее успешность, приобретают специфическую профессиональную окраску. C одной стороны, они необходимы для реализации функций педагога, а с другой - реализация функций тренирует и развивает профессионально необходимые качества.

Собирательным свойством личности педагога является профессиональная направленность – это комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, интересов, а также профессиональное самосознание. Ядром такой направленности являются отношение к детям, любовь и интерес к ним. B работе с детьми раннего и дошкольного возраста любовь, чуткость особенно необходимы, поскольку педагог заменяет воспитанникам мать в ее отсутствие, а следовательно, должен и вести себя по-матерински, не скупясь на внимание, ласку, теплоту, сердечность, на готовность прийти на помощь, оказать эмоциональную поддержку и т.д.

Педагогу важно развивать у себя эмпатию (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания, сочувствия), которая выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка. Воспитателю, работающему с детьми раннего возраста, особенно важно чутко реагировать на малейшие изменения в поведении малыша, который еще не может высказывать словами свои желания, чувства.

Педагогический такт означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе. Не снижая требовательности к участникам воспитательного процесса, тактичный педагог проявляет по отношению к ним доброжелательность, теплоту, веру в их силы и возможности. Признаками педагогической бестактности являются формальное отношение к детям, невыдержанность, грубость, эмоциональная неустойчивость.

Педагогическая зоркость проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом.

Педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы. Педагогу, любящему детей, свойственна настроенность на восприятие их положительных качеств и свойств. Зная достоинства и способности каждого воспитанника и создавая условия для их проявления, он способствует раскрытию личного потенциала у детей.

Культура профессионального общения предполагает организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог - ребенок», «педагог - родители», «ребенок - ребенок», «педагог - коллеги», понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата.

Педагогическая рефлексия - это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.

Эрудиция. Задача педагога - раскрыть подрастающему поколению научные знания, накопленные человечеством, что требует от педагога широкой осведомленности, знаний из разных областей науки, культуры, искусства, этики и т.д. Так же для обеспечения решения воспитательно-образовательных задач педагог должен знать особенности развития ребенка.

Динамизм педагога  проявляется в умении использовать любую возникшую ситуацию для воспитания и развития детей: уловить изменения в ситуации и в соответствии с ними применить соответствующие педагогические воздействия. Динамизм личности педагога проявляется в умелом сочетании косвенных и прямых приемов педагогических воздействий.

5. Успех деятельности педагога определяется так же наличием педагогических способностей.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием ее успешного выполнения.

Педагогические способности – способности, которые проявляются в педагогической деятельности и являются условием ее успешного выполнения.

Педагогические способности (В.А. Крутецкий):

1. Дидактические способности — способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, вызывать интерес к предмету, адаптировать учебный материал, организовать самостоятельную работу учащихся, управлять  их познавательной активностью.

2. Академические способности — способности к соответствующей области наук (к математике, литературе и т.д.). Способный педагог знает предмет шире и глубже, чем рамки учебного курса, следит за открытиями в своей науке, ведет исследовательскую работу.

3. Перцептивные способности — способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

4. Речевые способности — способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

5. Организаторские способности — это, как  способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, так  и, способности правильно организовать свою собственную работу (умение правильно планировать и самому контролировать ее).

6. Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается не только на этой основе, а, на основе знания предмета, чуткости и такта).

7. Коммуникативные способности — способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности – педагог  следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием свой мысли (или мысли ученика), держит в поле внимания всех учащихся, реагирует на признаки утомления, непонимания, следит за собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой).

6. Каждый вид способностей отвечает за определенные умения, которые необходимы для выполнения той или иной профессиональной функции педагога.

Профессиональные функции педагога – набор профессиональных обязанностей, выполнение которых обеспечивает успешное достижение цели и задач воспитания и обучения подрастающего поколения. Функции педагога являются сложными, они тесно переплетены и взаимодействуют. Основными функциями педагога являются следующие:

I. Развивающая функция – ведущая в деятельности педагога, объединяет ряд функций. Развивающую функцию подкрепляют все другие.

  • гностическая  (познавательная) функция. Педагог должен владеть умениями накапливать необходимые знания, работать с научной литературой, наблюдать работу опытных педагогов, осваивать средства воспитательного воздействия, работать на лекциях, находить необходимую информацию и т. д.
  • исследовательская функция включает умения определять проблему для исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, ставить эксперименты для выявления эффективности содержания, методов работы, особенностей развития ребенка, системно излагать мысли и т. п.  Так же педагог должен уметь накапливать и анализировать факты поведения дётей, видеть их причины и следствия, анализировать средства педагогического воздействия, их эффективность, делать выводы и т. п.
  • информационная функция обеспечивает передачу подрастающему поколению знаний, умений, навыков. Требует ряда педагогических умений: пользоваться средствами речевой выразительности; точно, логично, кратко излагать материал; пользоваться различными методами изложения (наглядно-действенными, наглядными, словесными); использовать технические средства обучения; активизировать детей в процессе усвоения материала и т. д.
  • побудительная функция. Ее направленность - воспитательная мобилизация внимания на выполнение задач деятельности. Важнейшие умения: умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, к действиям по правилам, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, убеждать, закреплять знания и навыки.

II. Конструктивно-организаторская функция направлена на организацию педагогического процесса, обеспечивающую его эффективность. Чтобы осуществлять эту функцию, педагог должен овладеть рядом умений:

1) подбирать материал на каждое занятие, предусматривать его усложнение и обеспечивать связи с предыдущими и последующими, определять систему уроков, игр, занятий с учетом возрастных возможностей детей и перспектив их воспитания и развития;

2) планировать педагогический процесс с использованием комплекса образовательных и воспитательных средств, охватывая работу с коллективом и отдельными детьми;

3) организовывать детский коллектив для участия в различных видах деятельности, организовывать самостоятельную деятельность детей, руководить деятельностью коллектива и отдельного ребенка;

4) организовывать выполнение режима в разных возрастных группах детей, воспитывать детей в процессе выполнения режима;

5) организовывать среду для содержательной (учебной, игровой, трудовой) деятельности, a также для жизнедеятельности детей, использовать среду в качестве средства воспитания личности ребенка;

6) организовывать свое рабочее место, приготавливать необходимые пособия и документацию, вести ее в соответствии c заданными требованиями.

Успешному осуществлению конструктивно-организаторской функции способствуют также умения педагога в разных видах деятельности: музыкальные, изобразительные и т.д., которые помогают сделать деятельность детей более интересной и развивающей.

Выполнение конструктивно-организаторской функции, освоение указанных групп умений формируют у педагога педагогическое воображение и организаторские способности.

III. Диагностическая функция направлена на определение состояния воспитуемых и состояния педагогического процесса в целях определения правильной стратегии и тактики воспитательно-образовательной работы. Она тесно связана с первыми двумя функциями, так как в ней присутствуют элементы исследовательской функции, умения организовывать педагогический процесс. Осуществление этой функции требует ряда педагогических умений:

1) определять по внешнему виду детей особенности их физического и психического состояния и учитывать это в собственной деятельности;

2) осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом, умений пользоваться разными формами - от текущего опроса до предъявления контрольных заданий, использования методики «срезов»;

3) устанавливать соответствие знаний, умений, навыков поведения требованиям программы;

4) вести повседневный учет воспитательно-образовательной работы, пользуясь разными его формами, видеть связь развития ребенка с использованием различных методов воспитательно-образовательной работы, осуществлять коррекцию педагогического процесса;

5) анализировать свою работу и работу коллег, определять ее соответствие требованиям теории, определять задачи и направления ее совершенствования и т, д.

При выполнении этой функции у педагога, учителя, воспитателя формируются перцептивные способности и способности к распределению внимания.

IV. Координирующая функция педагога направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на ребенка, осуществляемых в системе общественного (обучение и воспитание в детском саду, кружковая работа и др,) и семейного воспитания. Осуществление этой функции требует умений:

1) устанавливать деловые контакты с коллегами и семьей, анализировать отношения, которые сложились в семье, отношения между педагогами и учащимися, их влияние на детей;

2) видеть и понимать положительные стороны семейного воспитания, использовать их в детском саду;

3) побуждать родителей к участию в работе детского сада и школы.

V. Коммуникативная функция проявляется в стиле взаимоотношений между педагогами, педагогами и детьми, педагогами и родителями. Коммуникативная функция включается во все вышеперечисленные, Реализация этой функции требует следующих умений:

1) устанавливать деловые доброжелательные контакты с коллегами;

2) устанавливать педагогически целесообразные отношения с детьми (уважение, требовательность, терпение, доброжелательность и т. п.);

3) регулировать общение и отношения в группе детей.

В процессе коммуникации между педагогами и воспитуемыми вырабатывается такое качество личности как педагогический такт.

VI. Материнская функция проявляется в обеспечении положительного эмоционального состояния ребенка, в охране жизни и здоровы доверенных педагогу детей, в обеспечении их нормального физического и психического развития. Чем младше дети, тем сильнее выражена эта функции в деятельности воспитателя. Выполнение этой функции требует умений:

1) обеспечивать процессы жизнедеятельности детей - сон, питание, одевание, гигиенические процедуры;

2) создавать психологически комфортный климат каждому ребенку, уметь успокоить, снять напряжение, разделить радости и огорчения, понять переживания ребенка, эмоционально на них откликнуться;

3) предвидеть поступки детей, быстро оценивать обстановку и принимать решения;

4) создавать уютную и упорядоченную обстановку, в которой каждый ребенок может найти интересное для него занятие.

Осуществление этой функции воспитывает у педагога заботливое отношение к детям, любовь к ним, эмоциональность, внимание и чуткость к каждому ребенку.

В годы раннего и дошкольного детства каждый ребенок особенно требует ласки, внимания, эмоционального общения - это необходимые условия его нормального развития. Личностные качества воспитателя, его знания и умения определяют отношения детей к нему, к его требованиям. Младшие дошкольники мотивируют положительное отношение к воспитателю его добротой. Дети 4-5 лет ценят воспитателя как организатора интересной, содержательной жизни. Дети старшего дошкольного возраста ценят его за справедливость и хорошее отношение ко всем детям, за деловые качества: «много знает», «учит на занятиях».

Но особенно дети ценят доверие воспитателя к ним, предоставление им самостоятельности, инициативы в выполнении ответственных и трудных поручений.

В заключение следует напомнить, что в становлении профессиональных качеств очень велика роль самовоспитания. Если у педагога то или иное качество недостаточно развито, но зато присутствует стремление к самосовершенствованию, то работа над собой приведет к успеху. Помощью и поддержкой станут психолого-педагогические, методические знания, обращение к опытным коллегам, тренинги и упражнения.

Список источников:

  1. «Дошкольная педагогика» /С.А. Козлова, Т.А. Куликова
  2. «Педагогическая психология» (лекция)
  3. И.А. Зимняя «Педагогическая психология»
  4. В.И. Логинова, П.Г. Саморукова «Дошкольная педагогика»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методического сопровождения повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Конкурсы педагогического мастерства являются одним из важных этапов в развитии профессионализма педагога, т. к. дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным сообще...

Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.

Понимание профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей готовность педагога решать профессиональные проблемы и типичные задачи, которые возникают в реальных ситуациях п...

Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное. Социальный запрос на уровень и качество дошкольного образования ...

Консультация для педагогов на тему: «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии" (Hard skills и Soft skills)

      Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В эт...

Консультация на тему: "Профессиональные компетенции педагога дошкольного образовательного учреждения, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования"

Цель: познакомить коллег с профессиональными компетенциями педагога ДОУ.Задачи:1. Познакомить с понятиями «компетенция», «профессиональная компетенция»;2. Раскрыть основну...

Консультация для педагогов на тему: «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии" (Hard skills и Soft skills)

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...