Консультация для педагогов "Особенности проектной деятельности в ДОУ"
консультация

Криворук Иванна Ивановна

Особенности проектной деятельности в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Особенности проектной деятельности в ДОУ»

Родоначальником метода проектов принято считать Джона Дьюи

(1859-1952), американского философа и педагога. Согласно его воззрениям,

истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает

практический результат и направлено на благо всего общества. Считалось,

что путь стихийных поисков характерен и наиболее естественен для ребенка.

Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания». Обучение

должно проходить как преимущественно игровая и трудовая деятельность, в

которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию.

Педагог же будет только помогать в познании того, что заинтересовало ребенка, а не

предлагать для изучения что-либо, сверх того.

Поэтому одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с

дошкольниками является проектная деятельность. Проектная деятельность в ДОУ – это

прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители.

Этот метод всегда предполагает решение какой – либо проблемы и

получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой

проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него

возникнет желание решить ее. Поэтому перед педагогами стоит задача

развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность.

Педагогическая значимость проектов заключается в том, что в процессе

проектной деятельности педагог выступает в роли организатора

познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний.

Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в

том, что ребѐнок ещѐ не может самостоятельно сформулировать проблему,

определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе

ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором

принимают участие дети, педагоги, родители.

Дошкольник не может быть автором, организатором проектной

деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять

его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает

ребѐнку найти средства и способы для достижения цели.

Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через

вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение

познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются

продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.

Классификация проектов, используемых в практике ДОУ:

1.По составу участников (дети, родители, сотрудники - индивидуальный,

парный, групповой и фронтальный)

2.По продолжительности (краткосрочные (1-2 недели, несколько занятий);

средней продолжительности (1-3 месяца); долгосрочные (учебный год);

3.По целевой установке (развитие оздоровительной системы в ДОУ,

развитие коммуникативных навыков и.т.п.)

4.По тематике.

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем

результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ

персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию

и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн

группы, витражи и др.)

4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского

дизайна и т.д.

5. Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в

разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском

саду» и др.)

6.Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются

межпредметными, а творческие – монопроектами.

Основные виды проектов, используемых в практике ДОУ:

- межгрупповые;

- групповые;

- индивидуальные;

- комплексные.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА.

1 этап – организационно-подготовительный:

подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;

пополнение предметно-развивающей среды.

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после

чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную

ситуацию, после чего формулирует задачи.

2 этап – рефлексивно-диагностический (можно отнести кподготовительному):

анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей;

формирование банка данных об уровне родительской компетентности в

вопросах обозначенной темы.

Здесь происходит совместное движение взрослых и детей к результату,

планирование совместной деятельности.

3 этап – практический:

коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;

определение содержания;

реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями,

активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми,

обобщение и распространение опыта работы.

4 этап – заключительный:

анализ достижения целей и полученных результатов;

определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в

проекте проблемы в ДОУ.

Здесь педагог организует выставку проектов. Предлагаются различные

задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации

материала, представленного в детских проектах.

План работы воспитателя по подготовке проекта:

1.Определить цель проекта.

2.Наметить основные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.

3.Определить состав участников проекта. Осуществить поиск возможных

партнеров (школа, библиотека, театр и др.).

4.Составить план-схему (с указанием сроков и результатов).

5.Подобрать материал и средства для реализации проекта (наглядный

материал, аудио, видео и др.)

6.Предложить домашние задания родителям и детям.

7.Реализовать проект.

8.Представить итоговый продукт совместной деятельности (мероприятие,

праздник, выставка, презентация, смешные истории, зарисовки и др.)

9.Проанализировать результат (самоанализ,сравнение результата с целями, оценка

перспектив развития проекта).

Используя  в  работе  педагогическое  проектирование,    реализуется

личностно-ориентированный и развивающий подходы к обучению. Основной

целью  этой  многоплановой,  педагогической  работы  является  внедрение

новых  ФГОС,  а  сними  и  новых  компетенций,  технологий.  Проектная

деятельность  –  это  тот  вид  педагогической  работы,  который  и  будет

востребован  в  связи  с  реализацией  федеральных  государственных

образовательных  стандартов  в  практику  работу  дошкольных

образовательных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в ДОУ"

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в детском саду»...

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей«Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении  в соответствии с ФГОС ДО»...

Консультация для педагогов "Проектная деятельность детей дошкольного возраста"

Представлена консультация для педагогов об организации проектной деятельности в различных возрастных группах....

консультация для воспитателей "Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста»

Цель : Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность...

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как форма работы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО"

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно- и личностно - ориентированног...