Консультация для педагогов "Особенности проектной деятельности в ДОУ"
консультация
Особенности проектной деятельности в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 17.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Особенности проектной деятельности в ДОУ»
Родоначальником метода проектов принято считать Джона Дьюи
(1859-1952), американского философа и педагога. Согласно его воззрениям,
истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает
практический результат и направлено на благо всего общества. Считалось,
что путь стихийных поисков характерен и наиболее естественен для ребенка.
Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания». Обучение
должно проходить как преимущественно игровая и трудовая деятельность, в
которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию.
Педагог же будет только помогать в познании того, что заинтересовало ребенка, а не
предлагать для изучения что-либо, сверх того.
Поэтому одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с
дошкольниками является проектная деятельность. Проектная деятельность в ДОУ – это
прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители.
Этот метод всегда предполагает решение какой – либо проблемы и
получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой
проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него
возникнет желание решить ее. Поэтому перед педагогами стоит задача
развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность.
Педагогическая значимость проектов заключается в том, что в процессе
проектной деятельности педагог выступает в роли организатора
познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний.
Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в
том, что ребѐнок ещѐ не может самостоятельно сформулировать проблему,
определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе
ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором
принимают участие дети, педагоги, родители.
Дошкольник не может быть автором, организатором проектной
деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять
его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает
ребѐнку найти средства и способы для достижения цели.
Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через
вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение
познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются
продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.
Классификация проектов, используемых в практике ДОУ:
1.По составу участников (дети, родители, сотрудники - индивидуальный,
парный, групповой и фронтальный)
2.По продолжительности (краткосрочные (1-2 недели, несколько занятий);
средней продолжительности (1-3 месяца); долгосрочные (учебный год);
3.По целевой установке (развитие оздоровительной системы в ДОУ,
развитие коммуникативных навыков и.т.п.)
4.По тематике.
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации.
В практике ДОУ используются следующие типы проектов:
1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем
результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ
персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию
и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн
группы, витражи и др.)
4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского
дизайна и т.д.
5. Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в
разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском
саду» и др.)
6.Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются
межпредметными, а творческие – монопроектами.
Основные виды проектов, используемых в практике ДОУ:
- межгрупповые;
- групповые;
- индивидуальные;
- комплексные.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА.
1 этап – организационно-подготовительный:
подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
пополнение предметно-развивающей среды.
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после
чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную
ситуацию, после чего формулирует задачи.
2 этап – рефлексивно-диагностический (можно отнести кподготовительному):
анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей;
формирование банка данных об уровне родительской компетентности в
вопросах обозначенной темы.
Здесь происходит совместное движение взрослых и детей к результату,
планирование совместной деятельности.
3 этап – практический:
коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
определение содержания;
реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями,
активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми,
обобщение и распространение опыта работы.
4 этап – заключительный:
анализ достижения целей и полученных результатов;
определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в
проекте проблемы в ДОУ.
Здесь педагог организует выставку проектов. Предлагаются различные
задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации
материала, представленного в детских проектах.
План работы воспитателя по подготовке проекта:
1.Определить цель проекта.
2.Наметить основные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.
3.Определить состав участников проекта. Осуществить поиск возможных
партнеров (школа, библиотека, театр и др.).
4.Составить план-схему (с указанием сроков и результатов).
5.Подобрать материал и средства для реализации проекта (наглядный
материал, аудио, видео и др.)
6.Предложить домашние задания родителям и детям.
7.Реализовать проект.
8.Представить итоговый продукт совместной деятельности (мероприятие,
праздник, выставка, презентация, смешные истории, зарисовки и др.)
9.Проанализировать результат (самоанализ,сравнение результата с целями, оценка
перспектив развития проекта).
Используя в работе педагогическое проектирование, реализуется
личностно-ориентированный и развивающий подходы к обучению. Основной
целью этой многоплановой, педагогической работы является внедрение
новых ФГОС, а сними и новых компетенций, технологий. Проектная
деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет
востребован в связи с реализацией федеральных государственных
образовательных стандартов в практику работу дошкольных
образовательных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в ДОУ"
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в детском саду»...
консультация для педагогов "Проектная деятельность в ДОУ"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей«Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»...
Консультация для педагогов "Проектная деятельность детей дошкольного возраста"
Представлена консультация для педагогов об организации проектной деятельности в различных возрастных группах....
консультация для воспитателей "Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста»
Цель : Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность...
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как форма работы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО"
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно- и личностно - ориентированног...