Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста через средовый подход.
статья (младшая группа)

Материал описывает работу по социально - коммуникативному развитию детей раннего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста через средовый подход

Здравствуйте, коллеги. Я – воспитатель детей раннего возраста, Шебалина Марина Олеговна.

Слайд 1

Наше образовательное учреждение дети посещают с раннего дошкольного возраста. Дети приходят в детский сад, имея разный уровень развития умений и навыков. И приводя ребенка в детский сад, родители ожидают от дошкольного учреждения большую помощь в формировании необходимых личностных качеств у ребенка. Поэтому педагогами ясельных и младших групп в работе по социально-коммуникативному развитию реализуется средовый подход.

Слайд 3

Прежде всего, нужно отметить, что современная образовательная среда имеет многокомпонентную структуру. Изучив данный аспект в научной литературе, нами были спланированы педагогические действия в следующих направлениях:

- создание предметно-пространственной развивающей среды;

- подбор дидактических материалов и игровых приёмов;

-организация активного взаимодействия с родителями воспитанников.

Слайд 4

Чтобы дети легко адаптировались, научились социально-коммуникативным контактам, мы разработали образовательное пространство не только в групповом помещении, но и Сенсорной комнаты. Ее пространство состоит из игровых центров и центров развития психических процессов, зрительной моторики, слуха, умственных способностей.

Слайд 5

В пространстве имеется оборудование:

- сенсорные дорожки, «кочки» — напольные сенсорные дорожки, воздействуя на рецепторы стопы, стимулируют внутренние органы, способствуют профилактике плоскостопия, закаливанию организма, оказывают оздоровительный эффект.

Слайд 6

 «Сухой бассейн» — удовлетворяет потребность ребенка в гармоничных движениях, стимулирует его поисковую и творческую активность, снижает уровень психоэмоционального напряжения, полезность сухого бассейна очень высока. Это место, для игр и отдыха детей, способствует улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы ребенка, улучшение деятельности опорно-двигательного аппарата. Занятия в сухом бассейне дают отличный массажный эффект, тем самым улучшая в организме обмен веществ и кровообращение. Безусловно, все это, заставляет защитные силы организма активно работать.

Слайд 7

Бизиборд – это специальная развивающая доска для маленьких детей, основной функцией которой является развитие логики, мелкой моторики и познание природы вещей. Создателем такого рода тренажёра для детских пальчиков стала Мария Монтессори.

Слайд 8

 Песочный стол с электронной подсветкой. Рисование песком — развивает фантазию, творческие способности, мелкую моторику, благотворно влияет на психоэмоциональное состояние дошкольников.

Слайд 9, 10

 Звездный дождь и игровой сухой дождь — способствуют освоению и совершенствованию двигательных навыков.

Слайд 11

 Воздушно-пузырьковая лампа воздействует на органы восприятия, вестибулярные рецепторы и снимает психоэмоциональное напряжение.

Слайд 12, 13

Шарик-ед и Тактильный набор – это самодельные дидактические игры на развитие у детей сенсорных эталонов: цвет, свойства предметов, форма, величина.

Слайд 14

Сенсорная ширма.

Слайд 15

Основные методы и приёмы

Словесные методы – это похвала, а так же художественное слово, беседы, рассказывание.

Наглядные методы – это показ иллюстраций, демонстрация наглядных пособий, ПОКАЗ способов действия с предметами, пособиями и способов взаимодействия друг с другом.

Основным эффективным средством развития ребенка является игра. Игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Слайд 16

- Пальчиковые игры. Это один из лучших способов развития речи детей. Главная цель пальчиковой игры – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи порождающим самостоятельную речевую деятельность.

Слайд 17

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей и взрослых, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Использование коммуникативных игр с детьми раннего возраста способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений со взрослыми.

Слайд 18

Игры на подражание. Подражание имеет большое значение в развитии личности ребенка. Через подражание и взаимодействие он открывает для себя окружающий мир. Малыш не просто копирует чужое поведение, но и учится воспринимать  себя в этом мире.

Слайд 19

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Театрализация художественных произведений позволяет ярче и правильнее познавать мир. Театр не только развлечение! Очень важно его воспитательное и познавательное значение. Дети активизируют речь, учатся вступать в беседу, рассказывать о спектакле родителям. Все это, несомненно, способствует умению вести диалог, и передавать свои впечатлении в монологе.

Знакомить малышей с театром нужно с самого раннего возраста. Сначала актерами будут пальчики. Со временем малыши и сами будут разыгрывать коротенькие сценки.

Слайд 20

В нашей группе мы используем различные виды театров:

Театр из конусов,

Театр из обычных стаканчиков,

Тростевой театр,

Варежкин театр,

Теневой театр,

Ит.д.

Слайд 21

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Чрезвычайно полезной становиться сюжетно – отобразительная игра. Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живет.

Эффективным приемом в работе с детьми является игровая ситуация.

Игровая ситуация помогает ребенку почувствовать значимость воспринимаемого качества в конкретных условиях и необходимость игровых действий; побуждает к диалогу и осознанию разумного способа поведения.

Слайд22

Пескотерапия — это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования навыков общения, взаимодействия со сверстниками и оздоровления организма в целом.

Слайд23

Совместная деятельность взрослого с ребёнком помогает налаживать эмоциональный контакт и деловое сотрудничество взрослых и детей. Взрослому важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

Слайд 24

Результаты:

Дети стали общительнее, открыты, эмоциональнее, могут взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

В ходе реализации средового подхода у воспитанников проявляются позитивные установки к различным видам игры и творчества, повышается уровень их интеллектуальных способностей.

 

Слайд 24

Несомненно, что социально-коммуникативное развитие детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Ребенок развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми. Мы учим детей говорить, общаться и познавать этот мир, играя!

Важно помнить, что для этого необходимо создать самую благоприятную среду с использованием собственного примера коммуницирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Игра, как ведущая деятельность, способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализац...

Презентация "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС"

Развитие  социально- коммуникативных  навыков  у детей раннего возраста  происходит в процессе игровой деятельности. Именно  в игре   ребенок  отражает...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙДЛЯ  РАЗВИТИЯ  СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ  НАВЫКОВДЛЯ  ДЕТЕЙ  РАННЕГО  ВОЗРАСТА...

консультация для воспитателей. "Развитие социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через различные формы взаимодействия"

в данной консультации рассматривается ряд игр для формирования социально - коммуникативных навыков. а так же сотрудничество с семьей....

Статья "Социально–коммуникативное развитие детей раннего возраста через создания эмоционально развивающей среды в группе ДОУ"

В статье раскрываются составляющие элементы среды, которые оказывают влияние на эмоциональную атмосферу в детском коллективе....