Семинар с элементами игрового тренинга «Мастерство публичных выступлений»
материал
Ораторские умения являются важной составляющей поведенческого компонента имиджа, поскольку деятельность педагога связана с публичными выступлениями на праздниках, родительских собраниях, конференциях, круглых столах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: актуализация и развитие необходимых для публичных выступлений умений и навыков – ораторских, управления аудиторией, привлечения внимания. |
Задачи:
-преодоление страхов публичного выступления;
-выработка четкой дикции;
-формирование умения интонировать;
-обмен опытом по вопросу привлечения внимания;
-приобретения навыков самопрезентации.
Ход семинара:
Приветствие, деление на 3 группы.
Ведущий 1: Формирование навыков публичных выступлений интересовало человечество достаточно давно. Еще в Древней Греции высоко чтилось умение говорить убедительно и красиво. Там же зародилась теория красноречия – риторика, знания которой применяются и в наше время. В современном обществе профессионализм зачастую определяется умением налаживать и поддерживать коммуникативные связи, выступать, общаться, с большим количеством людей. Кроме того, ораторские умения являются важной составляющей поведенческого компонента имиджа, поскольку деятельность педагога связана с публичными выступлениями на праздниках, родительских собраниях, конференциях, круглых столах.
«Этапы публичного выступления»
Ведущий 2: В настоящее время в ораторской деятельности выделяют три основных этапа:
Докоммуникативный: определение темы и цели выступления, оценка аудитории и обстановки, подбор материала, создание текста, репетиция.
Коммуникативный: произнесение речи, ответы и вопросы, ведение полемики.
Посткоммуникативный: анализ речи.
Ведущий 2: Как видите, наибольшее внимание уделяется непосредственно разработке представляемого материала. От того, какие средства выразительности, какая стилистика будет использована в выступлении, зависит его успех.
Используя разные стили, мы можем убедиться, как содержание одного и того же рассказа изменяется в зависимости от средств выразительности и стилистики.
Ведущий 1: В деятельности педагога важно уметь использовать различные стили речи. Всего таких стилей пять:
Научный;
публицистический;
художественный;
официально-деловой;
разговорный.
Рассказы на одну и ту же тему, но в разных стилях сильно отличаются. Мы предлагаем зачитать известную всем сказку, но с разных точек зрения (в разных стилях).
Для научного стиля наиболее характерно оперирование терминами, выводами, монотонной окраской.
Публицистический стиль наиболее часто используется в газетах.
В художественном стиле используется много средств выразительности, создаются красочные образы.
Официально-деловой стиль – это стиль деловых документов.
Для разговорного стиля характерны естественность, раскованность, более простые речевые обороты.
(Зачитывают сказку в разных стилях)
Ведущий 2: По статистике, страх публичных выступлений очень силен, часто идет за страхом смерти. Но на самом деле, страх – это позитивная сила, он помогает сосредоточиться, быть более внимательным и собранным. Тем не менее, неприятно, когда перед выступлением «поджилки трясутся». Чтобы избежать этого, психологи рекомендуют сначала представлять самый лучший вариант вашего выступления, затем средний, и, наконец, полный провал. Давайте попробуем повторить это упражнение, мысленно представлять себя в момент публичного выступления.
(Раздать карточки разного цвета)
Упражнение «Язык без костей»
Ведущий 1: от интонации человека зависит его восприятие аудиторией и отношение к оратору. Сейчас я дам вам текст, из которого нужно будет прочитать отрывок, но не просто, а определенным способом, так, чтобы сложилось ощущение, что читает:
ребенок,
старик (старуха),
человек печальный,
злой,
радостный.
высокомерный
(пригласить по два представителя от каждой команды и предложить прочитать текст знакомой сказки)
Упражнение «Художественное чтение»
Мини-лекция «Ошибки публичных выступлений»
Ведущий 2:
Оратор в своем выступлении должен избегать следующих ошибок:
Оправдания и извинения: аудитории все равно, сколько раз вы выступали, волнуетесь вы или нет, более того, это формирует негативное отношение еще до начала выступления.
Активного использования частиц «не». Отдельные слова распознаются быстрее, чем все предложение в целом, поэтому такие конструкции, как «неплохо», «не боимся» и т.д., вызывают у слушателей обратную негативную реакцию.
Суетливости. Суетливый человек воспринимается аудиторией как неуверенный в себе.
Отсутствие пауз. Не стоит заполнять паузы междометиями или словами-паразитами, лучше помолчать недолго, или повторить предыдущую мысль другими словами.
Дискуссия «Приемы привлечения внимания».
Ведущий 1: Возможные приемы привлечения внимания:
Комплимент аудитории. Комплименты всегда вызывают чувство благодарности, главное, чтобы повод для них был реальным, например, одобрение профессиональной деятельности.
Уточнение у аудитории об их комфорте (хорошо ли слышно, достаточно ли света и т.д.).
Вовлечение аудитории в совместное изменение этих условий.
Показать, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей.
Начать выступление с какой-нибудь интересной цитаты или фактов.
Возбудить любопытство слушателей, поведав интересную историю
Задать вопрос.
Начать выступление с конкретной иллюстрации.
Как заканчивать выступление
Ведущий 2:
Концовка речи действительно ее самый стратегически важный элемент. То, что сказано в конце, слушатели скорее всего будут дольше помнить.
Не завершайте свое выступление словами: «Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому поводу. Так что, пожалуй, я на этом закончу». Заканчивайте, но не говорите о том, что вы заканчиваете.
Тщательно подготовьте концовку вашей речи, заранее прорепетируйте ее. Знайте почти слово в слово, как вы собираетесь завершить выступление. Заканчивайте свою речь плавно. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой. Помните: хорошая импровизация - это хорошо подготовленная импровизация!
Подготавливая начало и конец выступления, всегда связывайте их между собой.
Прекращайте выступление прежде, чем этого захотят слушатели.
Помните: после пика популярности очень скоро наступает перенасыщение.
Семь вариантов концовок, которые сделают ваше выступление ярче:
Ведущий 1:
Резюмировать - вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые вы затрагивали в своем выступлении;
призвать к действию;
сделать слушателям подходящий комплимент;
вызвать смех;
процитировать подходящие поэтические строки;
использовать яркую цитату;
создать эмоциональный подъем.
Ведущий 2:
Успех – это произведение интересных мыслей на умение их донести. Скилеф
Ведущий 1:
Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена. Вольтер
Ведущий 2:
Ученые, которые занимались исследованием техники публичных выступлений, пришли к выводу: что если весь объем информации, который мы получаем в процессе общения, принять за 100%, то на информацию, передаваемую вербальным способом, т. е. с помощью слов, приходится лишь 7%. А остальные 93% приходятся на невербальные способы общения. Психологи вывели следующий постулат: поступки и слова могут лгать, но тело обманывает редко!
Профессор Альберт Мерабиан, когда речь заходит о языке тела, утверждает, что важнейшую роль в общении играют 3 основных фактора:
• Что мы говорим – 7%
• Как мы говорим – 38%
• Язык нашего тела – 55%
Ведущий 1:. И на прощание позвольте напомнить вам слова из книги о публичном выступлении «Я вижу Вас голыми» Рона Хоффа: "Даже если свет в зале погас, слайд-проектор взорвался и даже самые смешные ваши истории не вызывают у публики ни малейшей улыбки – смело пробивайтесь вперед. Не теряйтесь. Не сдавайтесь. Не ослабляйте напора. Тех, кто останется в живых, нередко ждет овация".
Раздать памятки «Успешность публичного выступления»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре ДОУ "Организация игровой деятельности как важнейшего метода развития речи детей"
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное по...
Выступление на семинаре ДОУ "Организация игровой деятельности как важнейшего метода развития речи детей"
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное по...
Выступление на семинаре с элементами мастер-класса "Социо-игровая технология"
Социо-игровую технологию можно использовать в любой работе: и с детьми я использую приемы этой технологии, в родительских собраниях, на педсоветах можно использовать.Подробную информацию об этой...
Семинар – практикум для педагогов «Искусство публичных выступлений»
Искусство публичных выступлений...
Публичное выступление с элементами мастер-класса «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Цель:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологи...
Семинар - практикум "Публичное выступление"
Публичное выступление — официальное выступление оратора (в основном монолог) перед непосредственно присутствующей в зале дос...
Семинар-тренинг "Публичные выступления"
Семинар-тренинг "Публичные выступления"...