Семинар - практикум "Публичное выступление"
методическая разработка
Публичное выступление — официальное выступление оратора (в основном монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_publichnoe_vystuplenie.docx | 44.65 КБ |
priemy_i_psihotehniki.docx | 27.61 КБ |
oratorskoe_iskusstvo.pptx | 540 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг
«Правила публичного выступления»
(рассчитан на 8 часов)
Ход тренинга
- Вступление (5 минут)
Инструкция: ведущий предлагает каждому участнику выбрать конверт, в котором находится листок с именем одного из присутствующих на тренинге. Задача – в течение всего времени, пока длится тренинг, наблюдать за этим человеком, выделять его положительные стороны. По ходу наблюдения можно делать небольшие заметки, отмечать конкретные действия и способы поведения. Имя этого человека до конца тренинга разглашать нельзя.
- Упражнения на знакомство (20 минут)
«Расскажи о себе».
Инструкция. Упражнение можно провести двумя способами.
Вариант 1. Ведущий задает вопросы, участники поднимают руки, если вопрос к ним относится. Затем проводится позитивный анализ преимуществ участников, которые подняли руки.
Вариант 2. Ведущий предлагает обсудить знаки зодиака в шутливой форме. Он перечисляет характеристики, а представители тех или иных астрологических знаков добавляют особенности, которые они у себя замечают.
«Кто для меня самый чужой?»
Инструкция. Я хочу, чтобы вы почувствовали себя в нашей группе свободнее. Это можно сделать, если каждый из вас сейчас ответит на вопрос: кого из участников я в данный момент воспринимаю как наиболее чужого для меня? При этом каждый понимает под этим что-то свое. Оглядитесь вокруг, подумайте и постарайтесь ответить на вопрос (1 – 2 минуты).
Теперь пусть каждый из вас нарисует портрет того человека, которого он определил для себя как чужого (10 минут).
Примечание. Ведущий предлагает участникам выбрать несколько подходящих им по цвету карандашей – чтобы выразить чувства, которые каждый испытывает по отношению к определенному человеку. Художественные достоинства рисунка значения не имеют. В ходе рисования желательно, чтобы никто не разговаривал друг с другом. В конце работы участники подписывают рисунки, ставят дату и передают портрет адресату. Получив свой портрет, участник думает над тем, что хотел сказать автор. Может быть такое, что педагог не получил ни одного портрета. И в том, и в другом случае важно обратиться к чувствам педагогов.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы имеете ввиду, когда говорите, что кто-то в группе для вас чужой?
- Чувствуете ли вы себя увереннее после упражнения?
- Кто из вас получил много портретов – как вы к этому отнеслись?
- Кто не получил ни одного портрета – что вы чувствовали при этом?
- Принимаем правила тренинга (5 минут)
Правила: обращаться друг к другу по имени, соблюдать конфиденциальность всего происходящего, персонифицировать высказывания, не переходить на личности и т.п.
- Упражнения на подготовку к работе (20 минут)
Цель: развить навыки уверенного поведения перед публикой.
«Дар убеждения»
Инструкция. Ведущий вызывает двух участников. Каждому из них дает конверт. В одном из них лежит листок бумаги. Группа не должна знать, кому именно он достался. Задача каждого из участников – убедить «публику», что листок бумаги у него. Задача «публики» - определить, кто говорит правду.
Вопросы для обсуждения:
- Что заставило вас поверить в ложь?
- Были ли участники убедительны?
«Пожелания друга»
Инструкция: я хочу, чтобы каждый из вас сейчас сосредоточил внимание на смысле и цели своего участия в тренинге. Закройте глаза. Вспомните какого-либо человека, который на ваш взгляд, заинтересован в том, чтобы вы участвовали в этом тренинге, и ожидает от вас каких-то изменений. Это может быть просто ваш знакомый, а может быть и человек, с которым вас связывают личные близкие отношения (1 минута). Теперь представьте, что этот человек говорит о том, чему, по его мнению, вам стоит здесь научиться. Сформулируйте для себя его пожелания и выберите из них два наиболее важных (3 минуты). Откройте глаза и запишите то, что вы выбрали. Затем по очереди прочитайте свои записи.
Вопросы для обсуждения:
- Кто из участников написал примерно одинаковые пожелания?
- Насколько широк диапазон ожиданий в нашей группе?
- В какой мере ожидаемые результаты участия каждого из вас соответствуют теме тренинга?
«Цели группы»
Инструкция. Участники разбиваются на пары. Задача – обсудить друг с другом планы совместной работы на тренинге, выработать общие для группы цели, рассказать о собственных целях участия в тренинге и ожиданиях, ответить на вопрос «Что мы можем придумать, чтобы другая пара захотела планировать вместе совместную работу?» (5 минут).
По истечении времени каждая пара представляет свой проект, коротко рассказывает о его достоинствах. При этом участникам пока не стоит говорить, с какой другой парой они хотели бы работать. После выступлений пары могут договориться друг с другом о совместной работе вчетвером. Пара может отказаться от сотрудничества, но при этом должна привести веские аргументы для отказа. После того как четверки сформировались, участники определяют общие цели, над которыми хотели бы работать в рамках тренинга, и записывают их на бумаге (10 минут). Затем ведущий проводит общее обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
- Насколько широким оказался спектр целей, которые вы озвучили?
- Соответствуют ли ваши цели теме тренинга? В какой мере?
- Насколько вы уверены, что цели вашей микро группы могут быть реализованы?
Перерыв (15 минут)
- Мини-лекция (тезисы) (15 минут)
«Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если она дурно выражена» (Вольтер). Искусство публичного выступления – это искусство ставить перед собой цели и достигать их. Наличие и понимание цели публичного выступления не позволит оратору скатиться на второстепенные выводы и призывы, запутаться в своих мыслях и запутать аудиторию. «Оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей» (У. Черчилль).
Когда выступаете перед публикой, помните эти правила:
- Всегда улыбайтесь
- Когда входите в аудиторию, приветствуйте слушателей.
- Будьте уверены в себе. Люди всегда отдают предпочтение сильным духом и уверенным в себе людям.
- Взгляд должен быть направлен на слушателей.
- Начинайте свое выступление только после того, как в аудитории наступит полная тишина.
- В начале выступления представьтесь.
- Избегайте монотонности в изложении.
- Старайтесь не использовать новые, заимствованные слова и специальные термины.
- Следите за реакцией аудитории: если ваши слова, фразы понравились – сделайте на них акцент.
- Не обращайте внимания на провокации.
- В конце выступления предложите задать вопросы.
- После выступления поблагодарите аудиторию за внимание
«Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом» (М.Твен).
Публичное выступление без предварительной подготовки почти наверняка будет провальным. Поэтому сначала необходимо сделать «каркас», или «скелет» будущего выступления:
- Определите, для чего людям нужно слушать ваше выступление, что полезного или интересного они узнают для себя;
- Выделите главную идею выступления;
- Выделите подзаголовки, разделите выступление на несколько составных частей, каждая из которых будет отражать главную идею;
- Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз – это необходимо для того, чтобы присутствующие лучше запомнили, о чем им рассказывали;
- Тщательно продумайте план и структуру будущей речи – она должна включать в себя введение, основную часть и выводы (окончание);
- Найдите яркие примеры из жизни, истории, литературы; подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики;
- Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-либо вопросом, просьбой что-то назвать, пересчитать – это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия материала;
- Напишите полный текст, уделите внимание его началу и окончанию
В некоторых видах публичного выступления решающее влияние на его успешность может оказывать эффект «свой—чужой». Практика показывает, что если кто-либо предлагает даже выгодное предложение, но воспринимается аудиторией как «чужой», то его предложение, как правило, отклоняется. Это связано с тем, что в предложении «чужого» человека мы заведомо склонны предполагать наличие какого-либо подвоха, невидимой уловки или ловушки. Поэтому снятие напряжения по параметру «свой—чужой» имеет особенное значение в бизнес-презентациях и выступлении перед сложившейся социальной или профессиональной группой, если ставится цель склонить людей к принятию какого-либо решения (подписать предложение о сотрудничестве, приобрести товар, услугу и т. п.).
Для снятия подобного напряжения необходимо понимать психологические механизмы соотнесения людей к «своим» или «чужим». Так, «своими» для нас являются те, кто относится к нашей группе (культуре) или к другим схожим или дружественным по отношению к нам группам. А тот, кто относится к инородным, оппозиционным группам, обычно воспринимается как « чужой», а соответственно — враждебный. Этот процесс идентификации производится оценивающей стороной во многом автоматически на уровне подсознания. И решающее значение в этом процессе имеет подобие, схожесть. Человек как бы бессознательно задает себе вопросы: «Насколько он такой же, как я? » или «Что в нас общего? Что нас объединяет?». Соответственно, для снятия напряжения по параметру «свой—чужой» необходимо показать аудитории общие, объединяющие с ней элементы. Это может быть наличие общих интересов, ценностей, традиций, привычек, прошлого и т. п. Для определения этих элементов и собирается соответствующая информация о слушателях перед выступлением.
Выступая перед представителями определенной профессиональной группы, необходимо иметь достаточные представления о специфике их деятельности, а также значимых событиях, произошедших в данной профессиональной сфере. Также может иметь значение предпочитаемый в их организационной культуре стиль одежды, особенности профессионального языка (традиционные приветствия и обращения). При этом главное в использовании этих знаний — не «перегнуть». Подозрение аудитории в том, что вы ведете себя неискренне и только пытаетесь «пристроиться» в их ряды, может только навредить.
Завершение выступления и ответы на вопросы
По окончании выступления полезно кратко подвести итоги выступления и повторить ключевые мысли и фразы. Этим вы можете подвести аудиторию к соответствующим вопросам. Следует понимать, что ответы на вопросы могут существенно повлиять на общее впечатление слушателей от выступления. Поэтому к ним нужно отнестись особенно внимательно.
Если по окончании выступления вопросы сразу не появились, то лучше выдержать небольшую паузу и дать аудитории время на их формирование. При отсутствии вопросов можно использовать технику: «Мне часто задают следующий вопрос... После этого дается заранее заготовленный на него ответ.
При ответе на вопросы полезно соблюдать следующие правила:
- Получив вопрос, обязательно поблагодарите за него, но не отвечайте с ходу, даже если ответ у вас уже готов. Выдержав маленькую паузу (2-3 секунды), вы отметите значимость вопроса и позволите другим слушателям его лучше осознать.
- Если вопрос задан тихо — вы его услышали, но есть риск, что его могли не услышать остальные присутствующие, то лучше самому кратко повторить этот вопрос для всех и только после этого отвечать.
- Если вопрос задан, но вы не уверены в том, что правильно его поняли, то не следует отвечать наугад, а лучше переспросить: «Правильно ли я понял, вы спрашиваете...».
- Если спрашивающий многословен и не столько задает вопрос, сколько комментирует или уже даже выступает сам, то можно спросить (вежливо), в чем, собственно, вопрос. Тем более если по регламенту сейчас время вопросов, а не высказывание комментариев и отношений.
- Если вам уже с первых слов стало понятно, в чем суть вопроса, не следует перебивать или останавливать спрашивающего и начинать отвечать, не дослушав то, что он хотел сказать. Этим вы проявите неуважение и продемонстрируете то, что вы якобы соображаете быстрее, чем спрашивающий способен сформулировать мысль. К тому же и аудитория может не понять, на какой вопрос вы отвечаете.
- Если у вас нет ответа, не бойтесь это признать.
- После ответа иногда полезно уточнить у спрашивающего: «Я ответил на ваш вопрос?». Только не нужно этим злоупотреблять.
Также необходимо понимать, что не бывает глупых вопросов, бывают глупые ответы. Перед окончательным уходом с трибуны или со сцены не забудьте поблагодарить присутствующих.
Внешний вид выступающего
Первое впечатление о выступающем складывается до начала выступления, по его внешнему виду. Надо учитывать, что внешний вид включает в себя не только саму одежду, но и манеру поведения, и походку, и выражение лица, и жестикуляцию, и т.д. Поэтому, когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановки.
Несколько полезных советов:
1. Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все внимание аудитории будет приковано к вам.
2. Одежда не должна сковывать (стеснять ваших движений), не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством. У вас ни разу не должно возникнуть мысли: «Как оно на мне сидит?». Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны отвлекать ваше внимание.
3. Молодым людям необходимо освободиться от ненужных вещей, оттопыривающие карманы и торчащие из бокового кармана карандаши и ручки не придадут внешнему виду аккуратности.
4. Девушкам не стоит одевать яркие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Яркая бижутерия, как и дорогие ювелирные изделия, будут отвлекать слушателей, возможно у кого-то вызовут чувство удивления либо зависти.
5. Во время выступления оратору приходится сидеть за столом, стоять на высокой кафедре, за трибуной и т.д. Учитывая это, оратор заранее должен учесть, что брюки и юбки должны быть достаточно длинными, носки — высокими, обувь — в полном порядке.
6. Универсальное правило успешного публичного выступления: не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. В официальных случаях лучше использовать средне-темный костюм, белую или цвета слоновьей кости не узкую рубашку и элегантный выразительный галстук. Контрастные цвета, хороший костюм помогут сформировать положительное отношение к вам и поспособствуют успеху публичного выступления. Галстук не должен иметь яркого рисунка, чтобы не отвлекать внимание от лица, вместе с тем, он не должен быть одноцветным. Лучше всего подходят галстуки из матовой ткани, темно-синего цвета, цвета красного вина, бордо с едва заметным рисунком. Длина галстука должна быть такой, чтобы ее конец едва прикрывал пряжку на поясном ремне.
7. При выступлении в неформальной обстановке (дружеские вечеринки и т.п.) требования к одежде не играют большой роли. Можно одеваться как угодно, однако помните, что если в вашем внешнем виде будет какая-то эклектичная деталь, бросающаяся в глаза (яркая брошь, крикливый галстук кислотных цветов, оригинальный фасон костюма с капризными узорами), то она будет отвлекать внимание от содержания ваших слов. Публика запомнит именно ее и не обратит внимания на то, что вы говорили.
Большое значение играют надлежащие манеры оратора. Чаще они имеют более существенное значение, чем внешность выступающего. Вместе с тем, оратор должен обладать индивидуальностью, чтобы создать дружескую атмосферу и, таким образом, заинтересовать слушателей, привлечь их внимание.
Главное - не суетиться. Спокойно направляйтесь к месту выступления. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. С другой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Всё это позволит вам создать образ уверенного и знающего своё дело человека, что непременно привлечёт слушателей.
Не демонстрируйте превосходства или легкомысленности при общении с аудиторией, не вещайте «свысока» менторским тоном. Очень серьезно подходите к формулированию ответов на поставленные вопросы — ответы дают возможность еще раз подчеркнуть основные положения вашей речи. Избегайте раздражения, враждебности или сарказма, даже если вопросы неприятны для вас. Куда лучше — спокойствие, доброжелательность и легкий юмор.
Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости — поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Нельзя выдавать своей растерянности и проявлять негативное отношение к отрицательным моментам, которые возникли случайно или же оказались «домашними заготовками» ваших недоброжелателей. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе. Оратор должен контролировать ситуацию, показывать, что все это не препятствует ему, а неприятности не выбивают его из колеи.
- Модуль «Развиваем ораторские навыки» (60 минут)
Упражнение «Что вижу, о том и пою»
Цель: развить легкость и ассоциативность в речи.
Инструкция. Упражнение проводится в парах. Один из участников показывает на любой предмет, который находится в поле его зрения. Задача второго – не менее 2 минут рассказывать об этом предмете: история, функции, причины появления на свет, значение для сохранения мира и т.п.
Вопросы для обсуждения:
- Хватило ли вам времени или его было слишком много?
- Сразу ли у вас находились слова, чтобы говорить об указанном предмете?
Примечание. Если выполнять это упражнение в свободное время, можно научиться вместо краткого, сухого ответа давать подробное и красочное описание чего – либо. В дальнейшем эта практика позволит выступающему стать интересным для слушателей.
Упражнение «Интервью»
Цель: развить коммуникативные умения.
Инструкция. Каждый участник в течение 3 минут готовит по одному вопросу для всех членов группы. Вопросы должны касаться внутренних личностных особенностей человека – его характера, привычек, интересов и пр.
Основное правило – отвечать полно и откровенно. Участник, готовый первым дать интервью, садится та, чтобы видеть в лицо всех присутствующих. Члены группы по очереди задают приготовленные (именно этому участнику) вопросы. В кругу должен побывать каждый участник.
Упражнение «Рекламный ролик»
Цель: развить ораторские навыки, фантазию.
Инструкция. Представим, что мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для рекламы какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Маленький нюанс: объект нашей рекламы – конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Отразите в рекламном ролике самые важные достоинства рекламируемого объекта. Время на подготовку – 5 минут. Длительность рекламного ролика – 1 минута.
Примечание. Группа должна угадать, кто из участников представлен в рекламе. При необходимости можно использовать предметы, которые есть в помещении, и обращаться к другим за помощью.
- Модуль «Самопрезентация» (40 минут)
Цель: научить участников рассказывать о себе.
Очень часто в ходе публичного выступления мы забываем рассказать самое главное – рассказать о себе. Без информации о докладчике остальная часть публичного выступления становится словом, «повисшем в воздухе», которое не имеет ни начала, ни логического завершения.
Упражнение «За что я могу себя уважать»
Инструкция. Участники по очереди встают на стул и рассказывают, за что они себя уважают (в течение 3 минут). Можно рассказать о своих профессиональных достижениях или личностных достоинствах. Слушатели могут поддерживать, задавать уточняющие вопросы, уводить в сторону, возражать.
Упражнение «Шутливые самопрезентации»
Инструкция. На листе бумаги ведущий пишет шутливые темы и отдает их слушателям, которые по очереди выходят в центр аудитории. Задача - в течение 3 минут представить маленький доклад на тему из списка.
Примечание. Первые выступающие обычно останавливаются на темах, которые они полностью разделяют. Когда остаются самые не популярные суждения, последние выступающие вынуждены отстаивать идеи, которые они не поддерживают.
- Шеринг. (30 минут)
Цель: осознать свои чувства и внутренние процессы, проанализировать полученный опыт. Слово предоставляется каждому участнику (по 3 минуты).
Вопросы к обсуждению:
- Что я сейчас чувствую?
- Чему я научился?
Перерыв (40 минут)
- Модуль «Готовимся к публичному выступлению»
Цель: научить участников импровизировать.
Упражнение «Что я вижу на картинке»
Инструкция. Ведущий показывает участникам репродукцию какой-либо картины (желательно пейзаж) и просит одной короткой фразой передать свое впечатление о картине, ответив на вопрос: «Что вы видите или слышите, глядя на картину?».
Фраза должна быть максимально короткой. Участники высказываются по кругу.
Упражнение «Марфуша»
Инструкция. Все участники тренинга, кроме одного, выходят из помещения. Оставшийся три раза читает текст. Далее ведущий предлагает участнику пересказать текст следующему участнику, который в свою очередь, рассказывает то, что запомнил, следующему и т.д.
Примечание. Организуйте видеозапись, чтобы после упражнения продемонстрировать участникам, как менялась информация в процессе передачи.
Текст к упражнению
«10 января 1996 в детском саду № 5, который находится на перекрестке улиц Профессора Попова и Партизана Германа, произошло необычное событие – из канализационной трубы старшей группы вылез крокодил.
Ваня Петров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Иванов стал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Папа Марфуши, который пришел в это время за своей дочкой от шестого брака, с перепугу забыл взять ее домой и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая восьмая жена осталась без мужа, без прописки, а седьмая жена без алиментов.
На крик прибежали сотрудники ДОО. Кто-то успел позвонить по телефону 112. Но когда приехала спасательная бригада, дети сидели за столом и пили ароматный чай».
- Модуль «Публичное выступление» (60 минут)
Цель: актуализировать полученные на тренинге знания.
Упражнение «Интересная лекция»
Инструкция. Один из участников, который будет играть роль лектора, выходит за дверь и готовится к проведению лекции на хорошо знакомую ему тему. Продолжительность лекции – 10 минут. В это время группа делится на пять подгрупп, каждая из которых получает задание от ведущего:
1 подгруппа: имитирует внимательное слушание лектора (поддакивает, кивает головой, между тем занимается своим делом)
2 подгруппа: перебивает лектора и уводит разговор в сторону, не дает возможность продолжить лекцию
3 подгруппа: внимательно слушает первую часть предложения лектора и сочиняет свое окончание предложения
4 подгруппа: слушает внимательно часть информации, после чего каждый участник подгруппы начинает разговаривать с соседом, затем снова продолжает слушать лектора
5 подгруппа: ждет когда лектор допустит какую-либо не точность, после чего начинает его исправлять и говорить только об этом.
Когда лектор входит в аудиторию и начинает лекцию, каждая подгруппа по сигналу ведущего начинает выполнять отведенную ей роль.
Вопросы к обсуждению:
- Насколько вы как лектор довольны своей лекцией в аудитории?
- Какая часть лекции была наиболее легкой или тяжелой? Почему?
- Как помогала или мешала аудитория?
- Какие группы слушателей вы можете выделить?
- Заключительный шеринг (60 минут)
Цель: осознать свои чувства и внутренние процессы, проанализировать полученный опыт. Слово предоставляется каждому участнику (по 3 минуты). Ведущий предлагает ответить на вопросы:
- Что я сейчас чувствую?
- Чему я научился?
- Рефлексия (60 минут)
Упражнение для рефлексии «Позитивные итоги»
Участники обсуждают результаты наблюдения, о котором ведущий говорил в начале тренинга.
Инструкция. Напишите на основе своих наблюдений небольшое письмо – максимум 10 предложений – участнику, за которым вы наблюдали. Расскажите, что в его поведении вам понравилось (10 минут). Каждый участник зачитывает свое письмо и передает его адресату.
Вопросы для обсуждения:
- Пытались ли вы узнать, кто за вами наблюдает?
- Что в полученной обратной связи оказалось особенно важным для вас?
- Общаясь с людьми, на что обычно вы обращаете внимание – на их сильные или слабые стороны?
- Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?
Предварительный просмотр:
Приемы и психотехники публичного выступления
Приемы и психотехники публичного выступления
Выступление начинается не тогда, когда докладчик занимает место за трибуной и начинает говорить, а уже с момента предоставления ему слова. Докладчик только привстает с места или переступает порог зала, как его уже начинает оценивать аудитория. У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Поэтому когда вы идете к трибуне, то двигайтесь уверенно. Покажите всем своим видом, что это важный для вас момент и вы хотите общаться с аудиторией.
Формирование зрительного контакта с аудиторией
Чтобы стать интересным аудитории, нужно показать свой интерес к ней. Одна из психотехник для этого — формирование зрительного контакта.
После того как вы заняли исходную позицию для выступления, не спешите сразу начинать свою речь. Для начала полезно выдержать небольшую паузу и спокойно оглядеть аудиторию. Потратьте на это несколько секунд. Устанавливая зрительный контакт со слушателями, вы как бы показываете им, что вы здесь для них. А если вы во время выступления вообще не смотрите на слушателей, тем самым вы сообщаете им, что они вам не интересны. Поэтому зрительный контакт необходимо поддерживать и в процессе выступления, даже если вы выступаете с научным докладом, который не принято делать «без бумажки». При этом важно, что формирование зрительного контакта — это не просто осматривание зала, а именно контакт «глаза в глаза» со слушателями. Человек подсознательно узнает встречу взгляда, даже если она длится доли секунды.
При формировании и поддержании зрительного контакта полезно понимать, что особое значение имеет его эмоциональная составляющая. Что вы передаете своим взглядом: доброжелательность, раздражение, безразличие или страх? Глаза — это зеркало души. И в вашем взгляде аудитория тоже может разглядеть то, что в душе у вас.
Установив зрительный контакт с присутствующими, можно начинать выступление.
Варианты вступления
Успех выступления во многом определяется его началом, то есть вступлением. В этот момент многие определяются, стоит ли им слушать этого человека или лучше заняться своими мыслями, беседой с соседом и т. п. Ниже приводится ряд приемов, которые могут использоваться на этапе вступления.
- Интересный факт. Прием заключается в формировании интереса аудитории к вашему выступлению через привлечение ее внимания к интересному факту, имеющему прямое отношение к теме: «Знаете ли вы что...» или «Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что...» и т. п.
- Презентация выступления. В этом случае выступающий презентует структуру и регламент своего выступления. Это может быть обозначение основной темы выступления и формулирование «правил взаимодействия». Например: «У меня есть двадцать минут, чтобы рассказать вам о... В процессе выступления я обозначу проблему, а затем сформулирую предложения. Если у вас в ходе моего выступления появятся вопросы, то, пожалуйста, запишите их, чтобы задать по окончании выступления».
- Вопрос или цепочка вопросов. Любые вопросы (если они приняты) запускают активность мышления по формированию ответов. Однако не следует рассчитывать на активность аудитории в самом начале выступления и дожидаться ответов. Поэтому на этом этапе полезно задавать вопросы, не требующие вербального ответа.
- Шутка, анекдот. Здесь тоже важно не обозначать с первых же слов связь анекдота с темой выступления. Однако эта связь обязательно должна проявиться. Существует серьезное ограничение этого приема — шутка или анекдот должны быть обязательно привлекательными и вызвать оживление (улыбку, смех). Неудачная попытка пошутить в начале выступления существенно ухудшает положение оратора.
- Комплимент аудитории. По определению комплимент — это выражение одобрения, уважения, признания или восхищения. Правильно высказанный комплимент вызывает у аудитории ответное чувство благодарности. Однако следует помнить, что при его конструировании не следует слишком преувеличивать достоинства объекта, иначе комплимент может быть воспринят как насмешка. Он должен быть кратким, искренним, недвусмысленным, отражающим реальность и не похожим на лесть. При этом не обязательно высказывать комплимент непосредственно присутствующим персонам. Он может быть высказан и в отношении значимых для них объектов, с которыми они отождествляют себя (их профессии, компании, в которой они работают, миссии, которую они выполняют, их детям и т. п.).
Приемы привлечения и удержания внимания аудитории
В процессе выступления искусный оратор использует различные приемы привлечения и удержания внимания. Вот некоторые из них:
- Контрастные раздражители. Прием заключается в контрастном изменении сигналов доступа информации. При этом значение имеет не столько абсолютная, сколько ее относительная интенсивность. Изменению подвергаются как аудиальные, так и визуальные сигналы. Например, выступающий говорил громко, потом на несколько секунд замолчал и продолжил. Также возможно замедление и резкое увеличение ритма речи. Примеры контрастного изменения визуальных сигналов — стоял неподвижно, а потом стал перемещаться, или наоборот — ходил по сцене, а затем на время остановился и т. п.
- Обращение к актуальным проблемам и событиям. У каждого человека есть актуальные для него проблемы и события. У различных людей они могут быть свои, но в каждой группе, как большой, так и малой, есть некоторая совокупность общих проблем. Обращение к данным проблемам и событиям активизирует внимание участников. Источником непроизвольного внимания в данном приеме является значимость информации в данный момент.
- Обращение к авторитетным источникам. Способ заключается в обращении к авторитетным источникам, цитировании известных людей, глубоких мыслей. Успех приема зависит от новизны информации, глубины высказанной мысли и авторитетности для участников источника.
- Задавание адресных вопросов. Адресные вопросы присутствующим в зале, даже риторические, значительно активизируют внимание аудитории. При этом важно правильно задать нужный вопрос.
- Использование юмора. Удачная шутка, высказанная оратором, вызывает приятные эмоции, симпатию, заинтересованность в группе. Использование юмора помогает снять напряжение в группе и вызвать положительное восприятие последующей информации. Хотя юмор привлекает внимание не столько к содержанию работы, сколько к личности ведущего, это внимание в последующем можно использовать, направив в нужном направлении.
Приемы вовлечения аудитории
Экспериментально доказано, что запоминание человеком любого сюжета или процесса пропорционально степени его вовлеченности в него. Кроме того, человек, участвующий в процессе, психологически присваивает не только часть его результатов, но и часть ответственности за происходящее. Поэтому вовлечение аудитории в общее действие используется многими ораторами.
Вовлечение аудитории в процесс выступления — это не просто способ привлечения и удержания внимания, он подразумевает исполнение слушателями наблюдаемых действий. При вовлечении аудитории как социальной группы необходимо добиваться (мягко, дружелюбно) действий слушателей в виде конкретных ответов и реакций, которые могут наблюдаться всеми членами этой группы. И неважно, что в какой-то момент активное взаимодействие вы осуществляете только с одним человеком, например, если вы попросили его чем-то помочь вам в процессе выступления. Аудитория ощущает себя единым организмом и воспринимает это как «мы помогли». Поэтому вовлечение аудитории в процесс выступления является важным условием, во многом повышающим его успешность, по крайней мере эмоциональную.
Наиболее часто используемые приемы вовлечения следующие:
- Заботливое уточнение у присутствующих об условиях: насколько им хорошо слышно; достаточно ли света; хорошо ли видно изображение проектором презентации; не отсвечивает ли доска и т. п. При этом спрашивать нужно только о таких условиях, которые выступающий действительно может и готов изменить.
- Вовлечение присутствующих в совместное изменение этих условий (просьба помочь раздать материалы, передвинуть экран, найти выключатель и включить свет и т. п.). При этом необходимо высказывать именно просьбу помочь. Например: «Пожалуйста, помогите мне раздать материалы», а не «Пожалуйста, раздайте материалы». Слушатели должны вовлекаться в совместную деятельность с выступающим, а не выполнять его поручения.
- Обращение к экспертному мнению специалистов в зале или высказывание различных просьб, например: «Поднимите руки те, кто...» и т. п. При использовании описанных выше приемов поначалу следует ожидать от аудитории выполнения только простых действий. Не нужно рассчитывать на активное вовлечение еще неподготовленной аудитории. А если вы ее все же «разогрели», то и содержание выступления должно быть достойным. Серьезная аудитория не прощает манипуляций.
Снятие напряжения по параметру «свой—чужой»
В некоторых видах публичного выступления решающее влияние на его успешность может оказывать эффект «свой—чужой». Практика показывает, что если кто-либо предлагает даже выгодное предложение, но воспринимается аудиторией как «чужой», то его предложение, как правило, отклоняется. Это связано с тем, что в предложении «чужого» человека мы заведомо склонны предполагать наличие какого-либо подвоха, невидимой уловки или ловушки. Поэтому снятие напряжения по параметру «свой—чужой» имеет особенное значение в бизнес-презентациях и выступлении перед сложившейся социальной или профессиональной группой, если ставится цель склонить людей к принятию какого-либо решения (подписать предложение о сотрудничестве, приобрести товар, услугу и т. п.).
Для снятия подобного напряжения необходимо понимать психологические механизмы соотнесения людей к «своим» или «чужим». Так, «своими» для нас являются те, кто относится к нашей группе (культуре) или к другим схожим или дружественным по отношению к нам группам. А тот, кто относится к инородным, оппозиционным группам, обычно воспринимается как « чужой», а соответственно — враждебный. Этот процесс идентификации производится оценивающей стороной во многом автоматически на уровне подсознания. И решающее значение в этом процессе имеет подобие, схожесть. Человек как бы бессознательно задает себе вопросы: «Насколько он такой же, как я? » или «Что в нас общего? Что нас объединяет?». Соответственно, для снятия напряжения по параметру «свой—чужой» необходимо показать аудитории общие, объединяющие с ней элементы. Это может быть наличие общих интересов, ценностей, традиций, привычек, прошлого и т. п. Для определения этих элементов и собирается соответствующая информация о слушателях перед выступлением.
Выступая перед представителями определенной профессиональной группы, необходимо иметь достаточные представления о специфике их деятельности, а также значимых событиях, произошедших в данной профессиональной сфере. Также может иметь значение предпочитаемый в их организационной культуре стиль одежды, особенности профессионального языка (традиционные приветствия и обращения). При этом главное в использовании этих знаний — не «перегнуть». Подозрение аудитории в том, что вы ведете себя неискренне и только пытаетесь «пристроиться» в их ряды, может только навредить.
Завершение выступления и ответы на вопросы
По окончании выступления полезно кратко подвести итоги выступления и повторить ключевые мысли и фразы. Этим вы можете подвести аудиторию к соответствующим вопросам. Следует понимать, что ответы на вопросы могут существенно повлиять на общее впечатление слушателей от выступления. Поэтому к ним нужно отнестись особенно внимательно.
Если по окончании выступления вопросы сразу не появились, то лучше выдержать небольшую паузу и дать аудитории время на их формирование. При отсутствии вопросов можно использовать технику: «Мне часто задают следующий вопрос... После этого дается заранее заготовленный на него ответ.
При ответе на вопросы полезно соблюдать следующие правила:
- Получив вопрос, обязательно поблагодарите за него, но не отвечайте с ходу, даже если ответ у вас уже готов. Выдержав маленькую паузу (2-3 секунды), вы отметите значимость вопроса и позволите другим слушателям его лучше осознать.
- Если вопрос задан тихо — вы его услышали, но есть риск, что его могли не услышать остальные присутствующие, то лучше самому кратко повторить этот вопрос для всех и только после этого отвечать.
- Если вопрос задан, но вы не уверены в том, что правильно его поняли, то не следует отвечать наугад, а лучше переспросить: «Правильно ли я понял, вы спрашиваете...».
- Если спрашивающий многословен и не столько задает вопрос, сколько комментирует или уже даже выступает сам, то можно спросить (вежливо), в чем, собственно, вопрос. Тем более если по регламенту сейчас время вопросов, а не высказывание комментариев и отношений.
- Если вам уже с первых слов стало понятно, в чем суть вопроса, не следует перебивать или останавливать спрашивающего и начинать отвечать, не дослушав то, что он хотел сказать. Этим вы проявите неуважение и продемонстрируете то, что вы якобы соображаете быстрее, чем спрашивающий способен сформулировать мысль. К тому же и аудитория может не понять, на какой вопрос вы отвечаете.
- Если у вас нет ответа, не бойтесь это признать.
- После ответа иногда полезно уточнить у спрашивающего: «Я ответил на ваш вопрос?». Только не нужно этим злоупотреблять.
Также необходимо понимать, что не бывает глупых вопросов, бывают глупые ответы. Перед окончательным уходом с трибуны или со сцены не забудьте поблагодарить присутствующих.
Ошибки публичного выступления
Демонстрация всезнайства. Хуже неуверенных и неподготовленных ораторов только ораторы напыщенные и демонстрирующие собственную важность. Если оратор будет всячески демонстрировать, что он умнее и важнее аудитории, то за такое позерство аудитория обязательно его накажет. В лучшем случае она просто «отвернется от него», перестанет воспринимать все то, что он говорить. Если оратор что-то не знает и открыто это признает, то он вызывает гораздо большее уважение, чем тот, кто в подобной ситуации пытается выкрутиться, ссылается на недостаток времени, регламент и т. п.
Неискренность. Публика мгновенно замечает несоответствие смыслов, которые стремится донести до аудитории выступающий, и характеристик самой речи, а также ее невербального сопровождения. Аудитория безошибочно чувствует настроение оратора и его состояние. И если оратор произносит слова: «Здравствуйте, как я рад(а) нашей встрече....», при этом всем своим видом демонстрирует, что ему эта встреча не очень приятна, то слушатели моментально распознают это несоответствие и воспримут его как обман и неуважение. Поэтому говоря «Я рад(а)...», необходимо хоть улыбкой, но показать свою радость. А если этой радости нет, то тогда не следует и произносить подобные слова. Подозрение в неискренности и обмане выступающего мгновенно разрушает его рапорт с аудиторией и вызывает устойчивое недоверие к тому, что он говорит. Поэтому если есть волнение, то лучше его не прятать, а признать, сделать открытым. Признаться от силы, а не от слабости. Признаться, не извиняясь и не оправдываясь, а показав свою искренность, например: «Выступление перед вами для меня важное событие, поэтому я даже немного волнуюсь...»
Оправдания и извинения. Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле: «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Подобные слова у присутствующих вызовут вполне резонный вопрос: «Зачем тогда вы вышли за трибуну и тратите наше время? ».
Извинения еще хуже оправданий. Если выступающий извиняется (за простуженный голос, внешний вид, плохое качество слайдов и т. п.), тем самым он просит простить его. Но публика — не священник: она не дает прощения и не отпускает грехи. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, то лучше просто скажите: «Я сожалею!». Этим вы только признаете факт, но ни о чем не просите. Проситель всегда слаб. А за слабым человеком никто не пойдет.
Отсутствие зрительного контакта. Отсутствие зрительного контакта с аудиторией однозначно интерпретируется ею как отсутствие интереса к ней. Если вы во время выступления будете смотреть только на одного человека, пусть даже самого благодарного слушателя, то растеряете всех остальных. Поэтому, даже если выступление во многом построено на тексте, цифрах и цитатах, необходимо помнить, что другие в этот момент смотрят на вас (конечно, если они еще слушают). Поэтому периодически необходимо встречаться с ними взглядом, демонстрируя таким образом, что вы общаетесь с ними и они вам не безразличны.
Монотонность речи. Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Монотонно бубнящие ораторы быстро вызывают раздражение и усталость аудитории. Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью.
Неадекватное использование «отрицательных» терминов. Есть существенная разница во фразах «Это не плохо» и «Это хорошо». Ошибка многих выступающих заключается в неумелом построении речи через отрицание. Следует понимать, что наше восприятие речи работает последовательно. Мы сначала неосознанно реагируем на значение отдельных слов и лишь затем воспринимаем смысл предложения целиком. Соответственно, прежде чем понять отрицание, для начала человеку необходимо осознать, что именно отрицается. Поэтому использование таких конструкций, как «... не принесет убытков», «я не боюсь...», «я не хочу вызвать у вас скуку, говоря о...» подсознанием многих людей воспринимается вполне конкретно — человек говорил про убытки, про свою боязнь и вообще его выступление вызывало скуку. Это ли хотел сказать оратор? Если не это, то лучше фразы конструировать в положительных терминах (без частицы «не»), а именно, говорить про прибыль, бесстрашие, интерес и т. п.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Всегда улыбайтесь Когда входите в аудиторию, приветствуйте слушателей. Будьте уверены в себе. Люди всегда отдают предпочтение сильным духом и уверенным в себе людям. Взгляд должен быть направлен на слушателей. Начинайте свое выступление только после того, как в аудитории наступит полная тишина. В начале выступления представьтесь. Избегайте монотонности в изложении. Старайтесь не использовать новые, заимствованные слова и специальные термины. Следите за реакцией аудитории: если ваши слова, фразы понравились – сделайте на них акцент. Не обращайте внимания на провокации. В конце выступления предложите задать вопросы. После выступления поблагодарите аудиторию за внимание.
«Скелет» выступления Определите, для чего людям нужно слушать ваше выступление, что полезного или интересного они узнают для себя; Выделите главную идею выступления; Выделите подзаголовки, разделите выступление на несколько составных частей, каждая из которых будет отражать главную идею; Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз – это необходимо для того, чтобы присутствующие лучше запомнили, о чем им рассказывали; Тщательно продумайте план и структуру будущей речи – она должна включать в себя введение, основную часть и выводы (окончание); Найдите яркие примеры из жизни, истории, литературы; подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики; Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-либо вопросом, просьбой что-то назвать, пересчитать – это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия материала; Напишите полный текст, уделите внимание его началу и окончанию.
Снятие напряжения по параметру «свой - чужой». «Своими» для нас являются те, кто относится к нашей группе (культуре) или к другим схожим или дружественным по отношению к нам группам. Тот, кто относится к инородным, оппозиционным группам, обычно воспринимается как «чужой», а соответственно – враждебный. Этот процесс идентификации производится оценивающей стороной во многом автоматически на уровне подсознания. Человек как бы бессознательно задает себе вопросы: «Насколько он такой же, как я?» или «Что в нас общего? Что нас объединяет?»
Завершение выступления и ответы на вопросы По окончании выступления полезно кратко подвести итоги и повторить ключевые мысли и фразы. Этим вы можете подвести аудиторию к соответствующим вопросам. При ответе на вопросы полезно соблюдать следующие правила: Получив вопрос, обязательно поблагодарите за него, но не отвечайте с ходу , даже если ответ у вас уже готов. Если вопрос задан тихо – вы его услышали, то лучше самому кратко повторить вопрос для всех и только после этого отвечать . если спрашивающий многословен, то можно спросить (вежливо), в чем, собственно, вопрос. Если вам уже с первых слов стало понятно, в чем суть вопроса , не следует перебивать или останавливать спрашивающего и начинать отвечать, не дослушав то, что он хотел сказать. Если у вас нет ответа, не бойтесь это признать. После ответа иногда полезно уточнить у спрашивающего: «Я ответил на ваш вопрос?»
Внешний вид выступающего Функция одежды выступающего – создавать приятное спокойное впечатление, не отвлекать внимание своей броскостью или недостатками. С учетом этого, брюки и юбки должны быть достаточно длинными, носки – высокими, туфли – быть в полном порядке. Одно из главных правил подбора одежды – если на мероприятии нет протокольной формы одежды, то одевайте те, к которых чувствуете себя комфортно. Универсальное правило успешного публичного выступления: Не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите.
Упражнение « Марфуша » Текст к упражнению 10 января 1996 в детском саду № 5, который находится на перекрестке улиц Профессора Попова и Партизана Германа, произошло необычное событие – из канализационной трубы старшей группы вылез крокодил. Ваня Петров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Иванов стал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Папа Марфуши , который пришел в это время за своей дочкой от шестого брака, с перепугу забыл взять ее домой и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая восьмая жена осталась без мужа, без прописки, а седьмая жена без алиментов. Н а крик прибежали сотрудники ДОО. Кто-то успел позвонить по телефону 112. Н о когда приехала спасательная бригада, дети сидели за столом и пили ароматный чай.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...
Семинар "Секреты выступления без волнения"
Публичные выступления являются типичным источником стресса в современном мире. Страх публичных выступлений берет свое начало в инстинктах. Вы оказываетесь на сцене, в лучах внимания большого количеств...
Выступление на районном семинаре "Современные образовательные технологии в ДОУ".Тема выступления "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста"
Нетрадиционная техника рисования превращает занятия в простую и веселую забаву. Не нады вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Использование этих техник рисования упрощают...
Семинар-практикум выступление по теме "Интерактивный квест по ПДД «Наши друзья на дорогах"
Новый материал поможет педагогам организовать интерактивный квест с детьми по теме ПДД....
3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО: внутренний уровень не менее 3-х выступлений
ТемаДатаУровеньСсылкаПедсовет. Доклад «Система работы по валеологическому воспитанию детей и просвещению родителей в ДОУ»3.11.2022гВнутренний, МКДОУ ДС "Джангар"https://cloud.mai...
3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО: внутренний уровень не менее 2-х выступлений
муниципальный уровень, не менее 2-х выступленийТемаДатаУровеньСсылка«Основные перспективы и задачи деятельности педагогов-психологов, направленной на развитие психологической службы в соответств...
3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО: внутренний уровень не менее 3-х выступлений
ТемаДатаУровеньСсылка«Создание условий для бучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах»24.08.2021гАвгустовское совещание педработников.Муниципальный, г.Лаг...