Интегрированная образовательная деятельность ( художественное творчество /рисование/ + познавательная деятельность) Тема: «Городецкая роспись»
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект составлен в рамках фестиваля методических разработок по изучению истории и культуры России посвященного культурному наследию народов России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_metodichekih_razrabotok_konspekt_itogovyy.docx | 334.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации города Тюмени
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад №146 города Тюмени
(МАДОУ д/с №146 города Тюмени)
Моторостроителей ул., 3, г. Тюмень, 625046 Тел./факс: (3452) 37-43-58, е-mail: tumdetsad146@mail.ru
Фестиваль методических разработок по изучению истории и культуры России посвященного культурному наследию народов России
Интегрированная образовательная деятельность
( художественное творчество /рисование/ + познавательная деятельность)
Тема: «Городецкая роспись»
Воспитатели:
Портнягина Диана Рифхатовна
Антипина Наталья Викторовна
Цель: Познакомить детей с особенностями росписи деревянной разделочной доски элементами городецкой росписи.
Задачи:
Воспитательная:
- воспитывать интерес к изучению русской истории, народным промыслам и к\
истокам городецкой росписи;
- приобщение детей к народному искусству, традициям и обычаям, через
художественное творчество.
Развивающая:
- развивать познавательную активность детей, творческую фантазию,
художественный вкус;
- развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной
форме (в центе, по бокам);
- развивать зрительные ориентиры, внимание, зрительное и слуховое восприятие.
Образовательная:
- систематизировать представления детей о старинном народном городецком
промысле;
- формировать у детей узнавать городецкую роспись, ее характерные признаки (фон,
колорит, название цветов).
- Упражнять в рисовании городецкого цветка («ромашка», «роза»).
Оборудование: презентационный материал о городецкой росписи, корабль.
Словарная работа: городецкая роспись, «городецкая роза», «городецкая купавка», «городецкая ромашка», «подмалевок, «теневка», «оживка».
Материал:
Заготовки «городецких узоров разных элементов, гуашь, две кисти белка №3, №5 на каждого ребенка, разделочные доски, салфетки, баночки с водой.
Предварительная работа:
Рассматривали изделия и иллюстрации с городецкой росписью; просмотр презентации по данной теме, читали стихи о городецком промысле, слушали народную музыку, проводили беседы о русских традициях; рисовали и раскрашивали цветочные узоры городецкой росписи (роза, ромашка).
Методические приемы:
Художественное слово, плавание на «корабле», пальчиковая игра, физкультминутка.
Ход образовательной деятельности
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
(В начале показывается на музыкальном фоне видео-призентация со слайдами, приуроченная к году народного творчества)
Воспитатель 1 (комментирует слайды)
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель 2
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит
Воспитатель:
- Ребята, мы уже знакомы с «городецкой росписью». Сегодня, мы отправимся в
гости в художественную мастерскую к городецкой мастерице, и поучимся расписывать деревянные доски элементами городецкой росписи.
- В России принято ходить в гости с подарками, давайте, приготовим мастерице
подарки, сделанные своими руками.
- Будем мастерить подарки?
- У меня есть дощечки, которые, еще не украшены, предлагаю украсить их узорами
городецкой росписи.
- Нам нужно разделиться на три группы.
(Разделиться можно по любому сюжету)
(Для каждой группы приготовлены досочки разных цветов. В контейнерах находятся заготовки цветов, птиц, коней, листьев, ягодок)
- Ребята, посмотрите на свои заготовки и скажите мне, какие цвета
используют городецкие мастера в росписи?
Предполагаемые ответы детей:
( красный, зеленый, розовый, голубой, синий, белый, черный).
Дети украшают досочки готовыми элементами «городецкой росписи»
- Дети, у вас получились такие красивые подарки. Скажите, пожалуйста, как
называются ваши цветы из городецкой росписи?
(Ответы детей)
- Молодцы, ребята!
- Подарки готовы. Теперь мы готовы отправится в гости.
- Сегодня мы отправимся в плавание, на корабле по великой русской реке Волге.
Проходите, занимайте места.
(музыка – гудок, шум реки).
Презентация «По реке Волге»
- Посмотрите дети, мы с вами плывем по реке Волга, это удивительной красоты
река, где на берегу находятся несколько деревень, окружающих город Городец. Отсюда и происхождение названия промысла. В этом городе люди давным- давно начали делать посуду из дерева и расписывали разными узорами. На этих изделиях можно было увидеть птиц, коней, гулянья людей, рисовали цветы необыкновенной красоты.
Также делали сувениры, шкатулки. Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов.
Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или сувенира, все что-нибудь покупали в подарок для своей семьи. Вот там и зародился промысел городецкой росписи.
- Ну, вот мы и приплыли в гости к городецкой мастерице.
(Звучит музыка появляется мастерица, в русском народном костюме)
Мастерица:
- Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас у себя в художественной
мастерской.
Воспитатель:
- А мы к вам в гости с подарками.
(Дети вручают мастерице подарки)
Мастерица:
- Я рада вас приветствовать в нашей художественной мастерской.
- Сегодня мы с вами попробуем сами стать городецкими мастерами и распишем
букет.
- Научимся выполнять элементы городецкой цветочной росписи на разделочной
доске.
- Проходите за столы в нашу художественную мастерскую.
Практическая работа:
Мастерица:
- Прежде, чем мы приступим к работе, предлагаю размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»
Городецкие узоры хороши! – (сжимают пальчики в ладошке)
Погляжу я на картинки, - (Показывают ладошки)
Улыбаюсь от души! – (Самомассаж уголков губ)
Розовые, красные, голубые, синие, зелёные, - (Прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке)
Распустились розаны - (Раскрыли ладошки)
На доске берёзовой. – (Сложили ладошки тыльной стороной)
А купавки нежные – (Нажимают поочередно на серединку ладошки)
Кажется, качаются, - (Раскачивают ручками)
А бутоны толстые распускаются! – (Показывают раскрывающие лепестки)
Мастерица:
- На доске вы видите образец написания цветов, которые называются «городецкая роза», «городецкая ромашка» .
Поэтапное выполнение:
1 этап называется подмалевок (раскрашивание розовой краской, круга в нижней части доски, лепестки вокруг – «городецкая роза», изображение голубого круга в центре листа – «городецкая ромашка»).
2 этап оттеневка (красной краской маленький круг в вершине розы, синей краской лепестки ромашки).
3 оживка (белой и черной краской выполнены завитки, точки).
У вас на столе лежат деревянные разделочные доски.
Давайте приступим к первому этапу выполнения. «Подмалевок». В нижней части нашей доски раскрасим розу. Берём розовый цвет и толстой кистью закрашиваем – круг в центре нашей работы, а затем лепестки вокруг. В центре находится ромашка. Закрашиваем толстой кистью круг голубым цветом.
Теперь переходим ко второму этапу выполнения. «Оттеневка». Затем берём красный цвет и тонкой кистью закрашиваем маленький круг в вершине круга, а затем проводим дугу для «городецкой розы»: от кружка в вершине красной краской, тонкой линией, с постепенным утолщением в нижней границе цветка,
Переходим к ромашке, берем тонкую кисть, закрашиваем маленький круг синей краской лепестки в центре круга.
Пока наши круги будут подсыхать, раскрасим зелёные листья, создавая композицию. Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска.
Физкультминутка
«Гори, гори ясно»
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Заключительный этап росписи. «Оживка». Мы будем наши цветы оживлять белой и черной краской. Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.
Заключительная часть:
Мастерица:
- Сегодня, вы научились украшать доски городецкой росписью, как настоящие
мастера.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, наши доски засветились яркими красками и стали чудесными.
И впрямь на них не наглядеться. Так красиво, у вас получилось.
Воспитатель:
- Ребята, а что сегодня вам было сложно выполнять?
- А, что вам понравилось больше всего?
Портнягина Диана Рифхатовна, Антипина Наталья Викторовна
Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность. Художественное творчество. Рисование в подготовительной к школе группе. Тема: «Сказочные цветы». Техника граттаж.
Коспект обучающего занятия по рислованию. На данном занятии дети знакомятся с техникой "граттаж", учатся изображать цветы в новой технике....
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Художественное творчество» «Рисование» в подготовительной группе Тема: «Как носила девица красный сарафан»
Знакомство детей с историей русского народного костюма. Показать особенности национального костюма на Руси. Расширение знаний детей о русской народной культуре....
Непосредственно образовательная деятельность. Художественное творчество. Рисование на тему "Зайка в гости к нам пришел." в I младшей группе
Цели.1. Совершершенствовать умение обследовать предметы:. учить рассматривать, ощупывать, гладить. 2.3акреплять представление о частях тела животного (голова, уши, глаза, нос, рот, живот, спина, ...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Художественное творчество. Рисование. Тема: «Моя любимая птичка».
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе детского сада. Рисование с использованием нетрадиционного приема "Тычок"....
Конспект открытого просмотра интегрированной образовательной деятельности художественное творчество (рисование), познание, коммуникации (развитие речи) в средней группе Тема: "Золотой луг"
Конспект составлен с учётом требований ФГТ , в котором используется интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация» (развитие речи), «Худож...
Конспект по образовательной деятельности"Художественное творчество"(рисование) на тему "Шарики для елочки"
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальчиками; учить различать цвета, развивать эстетическое восприятие, воспитывать аккуратность....
Непосредственно-образовательная деятельность "Художественное творчество". Рисование на тему "Осень золотая".
Задачи: Продолжать учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные формы деревьев, большие, маленькие, высокие, стройные, продолжать изображать листья разными способами. Зак...