Интегрированная образовательная деятельность ( художественное творчество /рисование/ + познавательная деятельность) Тема: «Городецкая роспись»
план-конспект занятия (средняя группа)

Портнягина Диана Рифхатовна

Конспект составлен в рамках фестиваля методических разработок по изучению истории и культуры России посвященного культурному наследию народов России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_metodichekih_razrabotok_konspekt_itogovyy.docx334.98 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: GERB-BW

Департамент образования Администрации города Тюмени

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад №146 города Тюмени

                (МАДОУ д/с №146 города Тюмени)

Моторостроителей ул., 3, г. Тюмень, 625046  Тел./факс: (3452) 37-43-58, е-mail: tumdetsad146@mail.ru

Фестиваль методических разработок по изучению истории и культуры России посвященного культурному наследию народов России

Интегрированная образовательная деятельность

( художественное творчество /рисование/  + познавательная деятельность)

Тема: «Городецкая роспись»

Воспитатели:

Портнягина Диана Рифхатовна

Антипина Наталья Викторовна

Цель: Познакомить детей с особенностями росписи деревянной разделочной доски элементами городецкой росписи.

Задачи:

Воспитательная: 

  • воспитывать интерес к изучению русской истории, народным промыслам и к\

истокам  городецкой росписи;  

  • приобщение детей к народному искусству, традициям и обычаям, через

художественное творчество.

Развивающая: 

  • развивать познавательную активность детей, творческую фантазию,

художественный вкус;

  • развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной

форме (в центе, по бокам);

  • развивать зрительные ориентиры, внимание, зрительное и слуховое восприятие.

Образовательная: 

  • систематизировать представления детей о старинном народном городецком

промысле;

  • формировать у детей узнавать городецкую роспись, ее характерные признаки (фон,

колорит, название цветов).

  • Упражнять в рисовании городецкого цветка («ромашка», «роза»).

Оборудование: презентационный материал о городецкой росписи, корабль.

Словарная работа: городецкая роспись, «городецкая роза», «городецкая купавка», «городецкая ромашка», «подмалевок, «теневка», «оживка».

 Материал:

Заготовки «городецких узоров разных элементов, гуашь, две кисти белка №3, №5 на каждого ребенка, разделочные доски, салфетки, баночки с водой.

Предварительная работа:

Рассматривали изделия и иллюстрации с городецкой росписью; просмотр презентации по данной теме, читали стихи о городецком промысле,  слушали народную музыку, проводили беседы о русских традициях; рисовали и раскрашивали цветочные узоры городецкой росписи (роза, ромашка).

Методические приемы:

Художественное слово, плавание на «корабле», пальчиковая игра, физкультминутка.

Ход образовательной деятельности

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

(В начале показывается на музыкальном фоне видео-призентация со слайдами, приуроченная к году народного творчества)

Воспитатель 1 (комментирует  слайды)

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили.

Воспитатель 2

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись – сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит

Воспитатель:

  • Ребята, мы уже  знакомы с «городецкой росписью». Сегодня,  мы отправимся в

гости в художественную мастерскую к   городецкой  мастерице, и поучимся расписывать деревянные доски элементами городецкой росписи.

  • В России принято ходить в гости с подарками, давайте, приготовим мастерице

подарки, сделанные своими руками.

  • Будем мастерить подарки?
  • У меня есть дощечки, которые, еще не украшены, предлагаю украсить их узорами

городецкой росписи.

  • Нам нужно разделиться на три группы.

(Разделиться можно по любому сюжету)

(Для каждой группы приготовлены досочки разных цветов. В  контейнерах находятся заготовки цветов, птиц, коней, листьев, ягодок)

  • Ребята, посмотрите на свои заготовки и скажите мне, какие цвета

используют городецкие мастера в росписи?

Предполагаемые ответы детей:

( красный, зеленый, розовый, голубой, синий, белый, черный).

Дети украшают досочки готовыми элементами   «городецкой росписи»

  • Дети, у вас получились такие красивые подарки. Скажите, пожалуйста, как

называются ваши цветы из городецкой росписи?

(Ответы детей)

  • Молодцы, ребята!
  •  Подарки готовы. Теперь мы готовы отправится в гости.
  • Сегодня мы отправимся в плавание, на корабле по великой русской реке Волге.

Проходите, занимайте места. 

(музыка – гудок, шум реки).

  Презентация  «По реке Волге»

  • Посмотрите дети, мы с вами плывем по реке Волга, это удивительной красоты

река, где на берегу находятся несколько деревень, окружающих город Городец. Отсюда и происхождение названия промысла. В этом городе люди давным- давно начали делать посуду из дерева и расписывали разными узорами.  На этих изделиях можно было увидеть птиц, коней, гулянья людей, рисовали цветы необыкновенной красоты.

Также делали сувениры, шкатулки. Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов.

Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или сувенира, все что-нибудь покупали в подарок для своей семьи. Вот там и зародился промысел городецкой росписи.

  • Ну, вот мы и приплыли в гости к городецкой мастерице.

 (Звучит музыка появляется мастерица, в русском народном костюме)

Мастерица:

  • Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас у себя в художественной

мастерской.

Воспитатель:

  • А мы к вам в гости с подарками.

(Дети вручают мастерице подарки)

Мастерица:

  • Я рада вас приветствовать в нашей художественной мастерской.
  • Сегодня мы с вами попробуем сами стать городецкими мастерами  и распишем  

букет.

  • Научимся выполнять элементы городецкой цветочной росписи на разделочной

доске.

  • Проходите за столы в нашу художественную мастерскую.

Практическая работа:

Мастерица:

  • Прежде, чем мы приступим к работе, предлагаю размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»
Городецкие узоры хороши! – (сжимают пальчики в ладошке)
Погляжу я на картинки, - (Показывают ладошки)
Улыбаюсь от души! –
(Самомассаж уголков губ)
Розовые, красные, голубые, синие, зелёные,  -
(Прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке)
Распустились розаны  - (Раскрыли ладошки)
На доске берёзовой.
– (Сложили ладошки тыльной стороной)
А купавки нежные –
(Нажимают поочередно на серединку ладошки)
Кажется, качаются,
- (Раскачивают ручками)
А бутоны толстые распускаются! –
(Показывают раскрывающие лепестки) 

Мастерица:

- На доске вы видите образец написания цветов, которые называются «городецкая роза», «городецкая ромашка» .

Поэтапное выполнение: 

1 этап называется подмалевок (раскрашивание розовой краской,  круга в нижней части доски, лепестки вокруг  – «городецкая роза», изображение голубого круга в центре листа – «городецкая ромашка»).

2 этап оттеневка (красной краской маленький круг в вершине розы,  синей краской  лепестки ромашки).  

 3 оживка (белой и черной краской выполнены завитки, точки). 

У вас на столе лежат деревянные разделочные доски.

 Давайте приступим к первому этапу выполнения. «Подмалевок». В нижней части  нашей доски раскрасим розу. Берём розовый цвет и толстой кистью закрашиваем – круг в центре нашей работы, а затем лепестки вокруг.   В центре находится ромашка. Закрашиваем толстой кистью круг голубым цветом.

Теперь переходим ко второму этапу выполнения. «Оттеневка». Затем берём красный цвет и тонкой кистью закрашиваем маленький круг в вершине круга, а затем проводим дугу для  «городецкой розы»: от кружка в вершине красной краской, тонкой линией, с постепенным утолщением в нижней границе цветка,

Переходим к ромашке, берем тонкую кисть, закрашиваем маленький круг синей краской  лепестки в центре круга.

Пока наши круги будут подсыхать, раскрасим зелёные листья, создавая композицию. Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска.

 Физкультминутка

«Гори, гори ясно»

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Заключительный этап росписи«Оживка». Мы будем наши цветы оживлять белой и черной краской. Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.

Заключительная часть:

Мастерица:

  • Сегодня, вы научились украшать доски городецкой росписью, как настоящие

мастера.

Воспитатель:

  • Ребята, посмотрите, наши доски засветились яркими красками и стали чудесными.

И впрямь на них не наглядеться. Так красиво, у вас получилось.

Воспитатель:

  • Ребята, а что сегодня вам было сложно выполнять?
  • А, что вам понравилось больше всего?

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/111f/0007641e-e2d2b3a3/img9.jpg

Портнягина Диана Рифхатовна,  Антипина Наталья Викторовна

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность. Художественное творчество. Рисование в подготовительной к школе группе. Тема: «Сказочные цветы». Техника граттаж.

Коспект обучающего занятия по рислованию. На данном занятии дети знакомятся с техникой "граттаж", учатся изображать цветы в новой технике....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Художественное творчество» «Рисование» в подготовительной группе Тема: «Как носила девица красный сарафан»

Знакомство детей с историей русского народного костюма. Показать особенности национального костюма на Руси. Расширение знаний детей о русской народной культуре....

Непосредственно образовательная деятельность. Художественное творчество. Рисование на тему "Зайка в гости к нам пришел." в I младшей группе

Цели.1. Совершершенствовать умение обследовать предметы:. учить рассматривать, ощупывать, гладить. 2.3акреплять представление о частях тела животного (голова, уши, глаза, нос, рот, живот, спина, ...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Художественное творчество. Рисование. Тема: «Моя любимая птичка».

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе детского сада. Рисование с использованием нетрадиционного приема "Тычок"....

Конспект открытого просмотра интегрированной образовательной деятельности художественное творчество (рисование), познание, коммуникации (развитие речи) в средней группе Тема: "Золотой луг"

Конспект составлен с учётом требований ФГТ , в котором используется   интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация» (развитие речи), «Худож...

Конспект по образовательной деятельности"Художественное творчество"(рисование) на тему "Шарики для елочки"

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальчиками; учить различать цвета, развивать эстетическое восприятие, воспитывать аккуратность....

Непосредственно-образовательная деятельность "Художественное творчество". Рисование на тему "Осень золотая".

Задачи: Продолжать учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные формы деревьев, большие, маленькие, высокие, стройные, продолжать изображать листья разными способами. Зак...