План по самообразованию "Связная речь детей дошкольного возраста"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Администрация Городского округа Подольск
Комитет по образованию
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
(МОУ СОШ № 19)
План по самообразованию
Связная речь детей дошкольного возраста
Подготовила:
Воспитатель I категории
Гончарова Ж.Ю.
Г.о.Подольск 2021г.
Связная речь детей дошкольного возраста
Актуальность
К началу обучения в школе ребёнок должен всецело овладеть родным языком, т.е к 7-ми годам ребёнок должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамматического строя речи, фонетико – фонематического строя языковой деятельности, связной диалогической и монологической речи.
Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в период дошкольного развития.
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной монологической речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделённых по функционально – смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание - является одной из главных задач речевого развития ребёнка.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
-развитие свободного общения с взрослыми;
-совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
-учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
-учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
План по самообразованию на 2021-2022 уч.г.
Месяц - Сентябрь и Октябрь
Тема - «Развитие связной речи у детей подготовительной группы»
Содержание работы - Подбор и изучение литературы по теме; подбор дидактических игр и упражнений; подбор сюжетных картин.
Практический выход - Информационный стенд для родителей «Речь ребёнка, как средство общения»
Месяц - Ноябрь
Тема - «Развитие речи по средствам дидактических игр».
Содержание работы - Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр.
Практический выход - Консультация для родителей на тему: «Дидактическая игра как средство связанной речи».
Месяц - Декабрь
Тема - «Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Содержание работы - Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки. Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.
Практический выход - Консультация для родителей «Сказкотерапия» в свободное от детского сада время».
Месяц - Январь
Тема - «Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Содержание работы - Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.
Практический выход - Картотека игр на развитие связанной речи:
«Найди картинке место», «Хорошо – плохо», «Где начало рассказа?»
Месяц - Февраль
Тема - «Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам».
Содержание работы - Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
Практический выход - Беседы с родителями, какую важную роль в развитии связной речи играет рассказ детей из личного опыта, и как важно терпеливо и внимательно выслушивать ребёнка, когда он делится своими впечатлениями с вами.
Месяц - Март
Тема - «Развитие связной речи через театральную деятельность».
Содержание работы - Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в детском саду, развитие творческой самостоятельности детей, развивать выразительность в речи; развивать творческие способности детей дошкольного возраста.
Практический выход - Показ сказки для детей младшей группы «Гуси- лебеди »
Месяц - Апрель
Тема - Совместное творчество детей и родителей
Содержание работы - Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
Практический выход - Семейный конкурс «Загадай загадку – нарисуй отгадку».
Месяц - Май
Тема - Подготовка к летней оздоровительной работе.
Содержание работы - Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем : учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) ; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.
Практический выход - Изучение методической и художественной литературы, а также интернет ресурсов по темам: «Лето», «Русские народные сказки»
Список использованной литературы:
1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986.
2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. 2001.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. речь; М. Сфера, 2011.
4. Лебедева Л. В. Козина И. В. Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М. Центр педагогического образования. 2009.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М. ТЦ Сфера. 2007.
6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. 1994.
7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. ТЦ Сфера, 2007.
8. Ушакова О. С. Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию "Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованой деятельности"
Автор: Астапова Татьяна Николаевна, воспитатель МДОБУ №17 г. Минусинск План по самообразованию на 2012 – 2013 уч. год. (Подготовительная логопедическая группа) Тема: Развитие ...
Перспективный план работы по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Старшая группа
план работы с детьми по развитию связной речи вне занятий, указаны формы работы, предварительная работа программное содержание...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2014-2016 учебный год по теме «Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста».
Индивидуальный план....
Перспективный план по развитию связной речи детей дошкольного возраста
Образовательная область «Коммуникация» в детском саду является приоритетным направлением (познавательно-речевое направление). Одна из главных задач речевого развития – овладение связ...
План – протокол логопедического обследования всех компонентов и функций речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
Материал предназначен учителям - логопедам дошкольных учреждений, содержит план обследования, конкретные задания и критерии оценки всех компонентов и функций речи детей с 3 до 7 лет....
Индивидуальный план самообразования на 2013 – 2018 годы на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого о...