ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья (старшая группа)

Фомина Наталья Александровна

В данной статье обобщён опыт работы с детьми докшкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по реализации проектной деятельности. 

Ключевые слова: проектный метод, проект, дошкольники, ограниченные возможности здоровья, патриотическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_oryol_proekt.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Фомина Н. А. воспитатель группы ЗПР

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3», Орёл

     Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного образования. Как показывают результаты исследований в области дошкольной педагогики и психологии – именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, процесс становления и формирования социокультурного опыта, складывается "человек". Это касается как детей с сохранным развитием, так и детей с отклонениями в развитии. Проблема лишь в том, что чувство патриотизма не возникнет при проведении нескольких, пусть даже очень успешных, обычных занятий в детском саду, учитывая, что у детей с ограниченными возможностями здоровья снижен уровень познавательной деятельности, высших психических функций, что дает педагогам искать новые усовершенствованные подходы в работе с «особыми» детьми.

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья снижают продуктивность работы по направлению патриотического воспитания, поэтому с целью оптимизации процесса формирования патриотических чувств мы стали использовать метод проектов.

На сегодняшний день данная инновационная технология приобретает всю большую популярность и это объяснимо. Использование проектного метода в воспитательной и коррекционной работе позволяет активизировать поисковую деятельность детей, развивать речевые и коммуникативные навыки, учить элементарной экспериментальной работе, формировать первичные навыки работы, связанные с поиском информации, повысить личностную самооценку детей.

При использовании данной технологии мы учитываем не только структуру дефекта, но и психологические особенности ребенка, предпочитаемые ими стили общения, каналы получения информации и пути взаимодействия с особенным ребенком.

В проектной деятельности с воспитателями тесно взаимодействуют многие специалисты дошкольной образовательной организации (дефектологи, логопеды, психологи  и др.), родители и дети.

Реализация нами данного метода предполагает определенную последовательность:

  1. Выбор темы и подбор количества участников.
  2. Определение главной проблемы, которая будет исследоваться в рамках темы, формулировка цели, гипотезы, задач и ожидаемых результатов.
  3. Определение сроков, распределение поэтапной работы над проектом, утверждение методов исследования и поиска информации.
  4. Планирование работы по всем видам детской деятельности.
  5. Подбор заданий для каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
  6. Представление результатов организованной деятельности.

В качестве примера работы по воспитанию патриотических чувств с помощью проектной деятельности приведём опыт работы по проекту «Мой город Орел».

Цель: формирование основ патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Задачи:

Образовательные: обогатить представления детей о своей семье, квартире, доме, дворе, улице, профессиях, праздниках; уточнить знания детей о названии родного города; расширить представления о городе Орёл; познакомить с самыми главными достопримечательностями.

Коррекционно-развивающие: активизировать познавательную деятельность, умение наблюдать, слушать, анализировать; расширять словарный запас; развивать все компоненты речи и коммуникативные навыки; побуждать детей к совместной деятельности; развивать творческие способности детей.

Воспитательные: воспитывать в детях любовь и уважение к своему родному городу, воспитывать чувство патриотизма.

Гипотеза: исследование по теме проекта повысит интерес детей к Родному городу. Мы сможем сформировать у детей патриотические чувства.

Тип проекта: познавательно - игровой.

Длительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети, дефектологи, логопеды, психологи, родители.

Разделы проекта:

1. «Мой дом – моя крепость». В ходе реализации раздела были проведены интегрированные познавательные игровые сеансы с использованием ИКТ и метода экспериментов «Дом, который построил Тим», «Мой двор, моя улица»,  была инсценирована сказка «Терем-Теремок», проведена выставка домов «Я сам построил дом».

2. «Мой город – Орел». В данном разделе дети вместе с родителями совершали целевые прогулки и экскурсии по главным достопримечательностям нашего города, затем мы подготовили мини-презентации, которые содержали видеофрагменты и фотографии. Материал этих  презентаций был собран в альбом с одноименным названием, была организована выставка коллажей «Вечерний Орёл», «Топиарный Орёл»,    

 « Орёл вчера, сегодня, завтра».

3. «Кем работают люди города Орел?». В данном разделе были проведены интегрированные образовательно - игровые сеансы с использованием ИКТ «Интересные профессии», «Защитники родины», творческий досуг «Когда я вырасту, я стану…»,  выставка рисунков «Люди разные нужны, люди разные важны».

4. Презентация проекта. Презентация проекта проходила с помощью интерактивной игры - путешествия «Самый лучший город – Орел!».

Таким образом, мы сделали вывод, что использование нами проектного метода действительно повышает эффективность работы по патриотическому воспитанию дошкольников с ОВЗ. В рамках данного метода можно активизировать уровень поисковой деятельности; повлиять на формирование мировоззрения и мироощущения; побудить детей к активно-действенному отношению к городу и его жителям; научить любить и уважать свой город. Проектная деятельность учит детей работать с источниками информации, обобщать и систематизировать новые факты, сведения впечатления; активизирует речевые и коммуникативные навыки; развивает эмоционально - волевую сферу и творческие способности.

С помощью проекта можно объединить многочисленные задачи всестороннего развития детей с ОВЗ, тем самым повысив эффективность воспитательной и коррекционно-развивающей работы в целом.

Список использованной литературы

1. Буторина, Т.С., Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова - СПб: КАРО, 2020.

2. Касимова, Т.А., Нравственно-патриотическое воспитание с использованием проектной деятельности: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2019.

3. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. — М.: АРКТИ, 2019. — 312с. (Метод, биб-ка)

4. Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности дошкольников. Развитие творческих способностей дошкольников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений. М.: Центр "Школьная книга", 2018.

5. Интернет ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время   существует множество традиционного  практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,  применение которых способст...

«Использование инновационных методов и технологий в патриотическом воспитании с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья»

Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей, имеющие ограниченные возможности здоровья....