СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
материал (младшая группа)
Сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
Сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.
Специально созданные условия — в процессе проведения занятий и в повседневной жизни — позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой — маленький), формы (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник), цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т. п.
Обогащение сенсорного опыта происходит в процессе проведения специальных игр-занятий по группировке похожих предметов одного из восьми цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый), а затем соотнесению их по величине или по форме, путем размещения вкладышей в соответствующие гнезда; по выбору предметов по форме или цвету из двух, затем трех, четырех разновидностей.
Целесообразно также подводить ребенка к обозначению цветовыми пятнами характерных признаков предметов и явлений, выбирая
необходимую мозаику или краску из двух — трех разновидностей («огоньки ночью», «листочки», «апельсин», «снег идет» и т.п.).
В повседневной жизни даю детям возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений (листья деревьев, превращение бутонов в распустившиеся цветы, облака, игра красок на небе при закате, свежесть красок природы после дождя, затейливые узоры мороза на окнах, белоснежное разнообразие зимнего пейзажа, яркие краски осенних ковров в садах, скверах, на клумбах и др.).
Важнейшими условиями успешного сенсорного развития являются общее психофизическое благополучие ребенка и педагогическая грамотность взрослых.
Ребенок еще не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия (на втором году жизни, правда, они не всегда выражают внутренние побуждения: ребенок импульсивен и делает то, что ему нравится).
Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе — главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, — это цвет.
Дети с рождения различают все цвета спектра и даже некоторые оттенки, но учитывать цветовую характеристику предметов при действиях с ними ему сложнее: цвет нельзя пощупать, он доступен только визуальному наблюдению.
В раннем и младшем возрастах всё внимание ребёнка направленно на освоение новых материалов. Освоение детьми цвета в этот период больше всего зависит от того, насколько активно они совершают практические действия с различными предметами. Взрослый показывает, дает в руки малышу разные предметы, обращая его внимание на их цвет. Это могут быть кубики, мячи, фрукты, овощи, игрушки.
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой.
Сначала в определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенку не сложно обнаружить их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще и не владеть восприятием цвета, не знать, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, но увидит, что цвета одинаковые или что они разные.
Когда малыш научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путем наложения и приложения, можно переходить к задаче выбора по образцу (к настоящему восприятию цвета), а затем к обучению его названиям цветов. На основе восприятия цвета формируются и соответствующие представления о нем. Благодаря этому дети могут не только применять цвет в своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но использовать его как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора).
Запоминание и правильное употребление слов, обозначающих цвет, — очень сложный и трудный процесс, формирование его заканчивается только к пяти годам.
К концу второго года жизни дети начинают повторять вслед за взрослым названия отдельных цветов. Произнося такие слова, как «белый», «синий» или «голубой», малыш не в состоянии соотнести эти слова с цветом конкретных предметов. Слово-название существует само по себе, а конкретная цветовая характеристика — сама по себе. В лучшем случае ребенок механически запоминает и в конкретной ситуации после длительных упражнений может иногда им воспользоваться.
Ребёнок в жизни сталкивается с огромным разнообразием красок, форм и других свойств предметов, поэтому сенсорное воспитание на занятиях и является основой развития чувственного опыта детей.
Планируя занятия по ознакомлению детей с цветом, я придерживаюсь принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение заданий.
Все занятия провожу в игровой форме с использованием подвижных игр, пальчиковой, фонематической гимнастики, русских народных потешек. От простых игровых сюжетов на ранних стадиях обучения постепенно перехожу к более развёрнутым.
Готовя пособия к занятиям, я опиралась на эталонную систему основных цветов спектра. А опыт работы в группе раннего возраста показал, что никакие промышленные игры и игрушки не могут заменить игрушек, изготовленных вручную. Ведь в них заложена доброта и тепло, потому мои малыши очень любят заниматься такими игрушками, и процесс усвоения материала идёт значительно быстрее.
Особенно важна цветовая характеристика дидактического материала. Цвет характеризуется двумя измерениями: светлотой и чистотой. Он может быть темным или светлым (хотя это один и тот же цвет). Вторым измерением цвета является его чистота, которая зависит от примеси серого цвета. Малейшая примесь серого делает цвет «грязным». При изготовлении дидактических пособий любой чистый цвет я наношу на белую поверхность, только тогда весь спектр будет чистым и ясным, как радуга.
Подбирая дидактический материал стремлюсь к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то одинаково насыщенным, ярким должен быть и оранжевый, и желтый, и синий, и фиолетовый. В противном случае ребенок с нарушением цветового зрения может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность. Тогда светло-красный и светло-зеленый предметы он отнесет к одной группе, а темно-красный объединит с темно-синим или темно- зеленым. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.
В моей группе двух-трехлетние малыши. Все они впервые поступили в ясли. В начале года было проведено исследование нервно- психического развития детей. Согласно программе ребятишки данного возраста должны различать 6 основных цветов, отбирать несколько одинаковых предметов по предложению взрослого.
Как показало обследование, в нашей группе из 27 детей различали 6 основных цветов пятеро. Четыре цвета различали 8 детей, и трое не различали ни одного цвета.
Учитывая разную степень подготовки детей, я начинала с того, что учила их находить предмет по образцу, предъявленному воспитателем, или по такому же предмету. Первое занятие я провела с цветными шариками, цель которого: упражнять детей в различении красного и синего цвета; научить понимать обращение: «Покажи шарик».
У каждого ребенка и у воспитателя коробка с шестью шариками красного и синего цвета.
Занятия я проводила по подгруппам. Сначала предложила детям посмотреть, какие красивые шарики у меня в коробке. Дала по такой же коробке с шариками каждому ребенку. Попросила всех взять в руки по шарику и рассмотреть его. Затем сама показала красный шарик — малыши должны были показать такой же, не называя цвета.
Конечно, дети показывали и синие шарики вместо красного, но я предлагала приложить шарик к моему красному и таким образом добивалась от каждого ребенка, чтобы он показал именно красный шарик. Потом показывала синий, опять обращалась к каждому, просила показать такой же.
По такому образцу я провела целый ряд занятий. Например, «Постройка башни из кубиков», «Игра с цветными палочками», «Разложи в стаканчики, коробочки», «Прокати шарики с лоточка», «Грибочки, кружочки — по местам».
На первых занятиях подгруппы, состоящей из двенадцати детей, хорошо усвоили материал пятеро. Один малыш неуверенно различал цвета. Да и трое других плохо ориентировались в материале.
Чтобы закрепить знания детей, на следующих занятиях я пользовалась уже другими дидактическими материалами. В повседневной жизни мы обращаем внимание на цвет одежды, цвет предметов в групповой комнате, на прогулке.
Большое значение имела и индивидуальная работа с детьми. Так, например, Катя Бартош и Саша Федюнин очень любили по цвету подбирать бабочек к цветку, колечки пирамидки к цвету палочки. Такие повседневные упражнения давали результаты. Скоро эти дети стали более четко различать цвета.
Убедившись, что большинство ребят может узнавать цвет по образцу и действовать с ним, я перешла к более сложному приему — показу предмета с называнием цвета, однако первый прием (показ по образцу) продолжала использовать. Знакомила детей с названием цвета в следующем порядке: красный — синий, синий — желтый, желтый — зеленый. И всегда брала предметы двух цветов, чтобы мои маленькие воспитанники могли выбрать нужный цвет путем сравнения и прикладывания одного предмета к другому.
На занятие принесла подставку с палочками красного цвета. Сначала применила первый прием: дети показывали красную палочку по образцу. Когда все показали именно красные палочки, я назвала цвет: «Красная палочка у меня». После этого спросила у Ильи и Марата, какого цвета у них палочки. Выслушав ответы, предложила детям поместить красные палочки в красный стаканчик. При этом каждый раз задавала одни и те же вопросы: «Какого цвета ты поставил палочку?», «В какой стаканчик?».
На закрепление названия красного цвета понадобилось 3— 4 занятия, но с разными дидактическими материалами.
Следующим этапом было знакомство детей с синим цветом, затем с желтым, зеленым. Все эти игры повторяла и вне занятий, давая словесные указания: «В синюю коробку положи синие шарики, в желтую — желтые». Но уже без показа образца. К трем годам мои дети в основном усвоили названия 6 основных цветов.
Интересно прошло открытое занятие, которое было представлено на педагогическом совете. Это дидактическая игра «Найди перышко». От детей требовалось различать и называть цвета: красный, синий, желтый, зеленый; повторять за мной простые и более сложные фразы, вопросы, восклицания. С ними они обращались друг к другу и к петушку: «Какое перышко тебе подарить?», «Очень красивый хвостик!» и т. п. Все это относилось к двум крупным картинкам с изображением петуха. Один петух был с красивым разноцветным хвостом, другому перышки для хвоста подбирали сами дети.
В конце года, проверив уровень нервно-психического развития малышей моей группы, я увидела результаты своей работы: из 17 ребятишек 15 свободно различали и называли все 6 основных цветов.
Пришлось поработать и с родителями. В группе я провела специальное родительское собрание на тему «Как учить детей различать и называть основные цвета», организовала выставку пособий с рекомендациями по их использованию. В индивидуальной беседе родители выясняли те вопросы, которые вызывали у них затруднения.
В занятия по восприятию цвета я включаю изобразительную деятельность, аппликацию и конструирование.
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:
• дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
- группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме,
величине и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей в период от 2 лет до 2 лет 3 месяцев и старше;
- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине,
фактуре при выборе из четырех разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т.п.);
- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления,
имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.), в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котенка (с 2 лет - 2 лет 3 месяцев);
- обозначают различные предметы в соответствии с их
характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т. п. (с 2,5 лет);
- активно используют «опредмеченные» слова-названия для
обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыпленок, небо и др.) (с 2 лет 3 месяцев - 2 лет 6 месяцев);
- отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития
самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски- кирпичи» или кубики определенного цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);
- начинают активно пользоваться общепринятыми словами -
названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и желтый, и зеленый предмет).
Мир цвета сказочен не только для ребёнка. Когда погружаешься в разработку новой игры, сам попадаешь в мир сказки и фантазии, каждое уже завершенное пособие даёт толчок к изготовлению нового. Так хочется в наш компьютеризированный, технический век подарить детям весёлую, яркую, цветную мягкую сказку, сделанную с любовью и добротой собственными руками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/26/picture-131688-1351227905.jpg)
Из опыта работы "Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета"
Цель:- развитие восприятия детей, обогащение их сенсорного опыта, путём активного использования органов чувств (зрения, слуха);- обогащение чувственного опыта детей в разных видах деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-340918-1384166204.jpg)
Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета
В данной статье хочу поделиться опытом своей работы с детьми в развитии восприятия цвета....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/18/picture-609725-1426661356.jpg)
Формирование сенсорных способностей у детей раннего возраста через восприятие цвета
В данной статье говорится о формировании сенсорных способностях у детей раннего возраста через восприятие цвета. Представлена система работы по развитию восприятия цвета у детей в процессе различных в...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/04/picture-814335-1578150065.jpg)
Сенсорное развитие детей раннего возраста через восприятие цвета
Дети знакомится с произведениями искусства – музыкой, живописью, с многообразием форм, красок, игрушек и предметов домашнего обихода. Каждый ребенок, даже без целенаправленного восп...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/13/picture-1045997-1702461368.jpg)
Сенсорное воспитание детей младшего возраста через восприятие цвета
Сенсорное воспитание детей младшего возрастачерез восприятие цвета...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/04/picture-1041949-1528124510.jpg)
Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета.
Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребёнка процессов воспитания и получение представлений о предметах и явлениях окружающего мира....
Консультация для воспитателей "Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета"
Консультация для воспитателей...