«Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада»
статья (подготовительная группа)

Материал из опыта работы по организации предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_prs_v_gruppe_ds.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы воспитателя

ГБДОУ ЦРР-детский сад № 29

Красносельского района Санкт-Петербурга

Тарасова Н.И.

 «Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада»

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра – это целый мир ребенка-дошкольника. По сути все, что взрослые называют игрой, для малыша самая настоящая жизнь. Именно игра в наибольшей степени способствует психическому и умственному развитию ребенка. Поэтому важно понимать природу детской игры и создать в группе детского сада условия для того, чтобы играть детям было не только весело, интересно и удобно, но и познавательно.

Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

В своей группе мы постарались организовать игровое пространство таким образом, чтобы появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной игровой деятельности. Каждый ребенок выбирает деятельность по интересам в любом игровом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Правильная организация игровой зоны позволяет легко поддерживать порядок в группе. Чем больше в группе порядка, тем безопаснее для ребенка. Создавая удобный порядок, мы способствуем лучшему развитию детей. Во-первых, они растут собранными и аккуратными, с детства приучаются к систематизации, привыкают к порядку. Во-вторых, четко понимая, где лежат машинки, где книжки, а где разный конструктор или кубики, ребята в любой момент могут найти и поиграть именно той игрушкой, какой захотят.

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Организовывая игровое пространство в группе, мы обязательно учитывали особенности характера, темперамента, желания и потребности наших детей. Для особо шустрых ребятишек выделили побольше места для подвижных игр. Тихоням обустроили укромный уголок, где они смогут уединится и помечтать, полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме или просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.  А натурам творческим «рабочее» место, где они смогут что-то придумывать, конструировать и рисовать.

Так же мы активно подключаем самих детей к обогащению игрового пространства, вовлекаем в сам процесс преобразований.  Для обогащения сюжетно-ролевых игр необходимыми атрибутами мы завели в группе коробку с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, ткани, меха, кожи, картона и отходами других видов бумаги. В доступе детей ножницы, клей, скотч, фломастеры и другие материалы. А также изготовили альбомы, книги-самоделки с описанием последовательности изготовления различных игрушек для расширения содержания игр.

В группе специальное место и оборудование выделено для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления. Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности.

Представлено огромное многообразие игр с правилами, это и лото, и домино, и маршрутные игры. Наибольшей популярностью и любовью у детей пользуются игры «ходилки», которые были изготовлены самими детьми. Главный принцип, которого мы придерживаемся для отбора — игры должны быть интересными для детей, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.

Для поддержания творчества у наших воспитанников в центре изобразительной деятельности помимо традиционных материалов (бумага, картон, трафареты, обводки, раскраски, карандаши, фломастеры, краски, кисти) присутствуют пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов. Книги и альбомы самоделок помогают детям в изготовлении каких-либо конструкций и поделок. Для демонстрации созданных ребятами работ создается выставка, а затем формируются альбомы с работами, и при желании любой ребенок может его взять в руки и посмотреть.

Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Именно поэтому особое внимание мы уделили обустройству центра экспериментирования. Там дети обнаружат природный и бросовый материал, познавательные книги, энциклопедии, атласы, тематические альбомы, серии картин с изображением природных сообществ, схемы, таблицы, с алгоритмами выполнения опытов. Не забыли мы и про приборы-помощники: микроскоп, лупы, песочные и механические часы, весы, магниты, компас, линейки, треугольник. Так же мы начали собирать коллекции. Уже собрали коллекцию тканей, пуговиц, камней, ракушек.

Таким образом, обустраивая и обогащая игровое пространство в группе с учетом возрастных особенностей дошкольников, мы помогаем ребенку обнаружить в себе и развивать то, что ему наиболее присуще, создаем условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также предоставляем возможность проявить индивидуальность и творчество каждому воспитаннику. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Сценарий детской олимпиады «Примерный пешеход» среди воспитанников подготовительной группы детского сада

Цели и задачи:1. Выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации2. Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следит...

Обогащение предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада

Для всестороннего развития детей очень важно то, что их окружает, что они они видят, ощущают каждый день. Мы - педагоги подготовительной группы - стараемся периодически обновлять окружающую ребят пред...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Е.А. Симачева воспитатель МКДОУ д/с №457первой  квалификационной категории, г.Новосибирск ОРГАНИЗАЦИЯРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САД...

Развивающая среда в подготовительной группе детского сада. Паспорт группы.

Развивающая среда Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС. Характеристика группы: Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы да...

Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"

Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...