ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
статья (подготовительная группа)
Е.А. Симачева
воспитатель МКДОУ д/с №457
первой квалификационной категории, г.Новосибирск
ОРГАНИЗАЦИЯ
РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Требования к развивающей среде в истории отечественного дошкольного воспитания впервые были сформулированы в 1932 году. С выходом типового проекта построения детских садов ставился вопрос о групповом оборудовании, об организации жизненного пространства детей. Тогда впервые и были введены термины «игровые уголки», «игровые зоны».
Научная разработка предметно-игрового оборудования для детских садов началась с открытием НИИ дошкольного воспитания в 1960 году. Большой вклад в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий внесли С. Л. Новоселова и Н.Н. Поддьяков.
К середине 70-х годов были разработаны принципы формирования предметной среды, предложена новая педагогическая классификация игрушек, разработаны развивающие модульные игровые среды, конструкторы, система развивающих игрушек для детей раннего возраста.
Во второй половине 80-х годов была разработана концепция и действующая система «компьютерно-игровой комплекс» (КИК), при научном руководстве Н.Н. Поддьякова, С.Л. Новоселовой, Л.А. Парамоновой.
Само понятие «предметно-развивающая среда» было введено в лексикон педагогов и дизайнеров после разработки «Концепции дошкольного воспитания».
В 90-х годах вопрос об обогащении предметно-развивающей среды рассматривается в работах В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой.
С тех пор и по настоящее время теоретической основой построения развивающей среды в ДОО является концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении».
Предметно-развивающая среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально - культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.
По определению C.JI. Новоселовой предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика
В соответствии с ФГОС ДО, принятым в 2013 году и общеобразовательной программой ДОО, развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
- содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в
том числе технические), материалы (расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование), которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей; экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм) в разных видах детской активности;
- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таких как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В связи с введением стандарта важной задачей коллектива муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №457 комбинированного вида» города Новосибирска стало – проектирование РППС с целью успешной социализации ребенка.
В своей работе мы опирались на программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и программу развития ДОО до 2020 года «Ступеньки к школе».
Образовательная среда ДОО во многом определяет эффективность социально-личностного развития дошкольников. По своей сути образовательная среда в ДОО социальна. Люди, непосредственно окружающие ребенка, играют в его жизни главную роль. Прежде всего, это родители ребенка, педагоги и сверстники.
Вместе с тем среда детского сада должна быть наполнена таким образом, чтобы все это способствовало освоению ребенком мира человеческих явлений и предметов, отношений между людьми.
Наша модель оформления групп базируется на двух простых идеях:
- детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;
- для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.
Нами были разработаны анкеты и проведено анкетирование родителей воспитанников подготовительной группы, а также проведен мониторинг на определение уровня развития знаний детей по развивающей предметно-пространственной среды. В результате анкетирования выявили, что следствием отсутствия игры с детьми со стороны родителей стало неумение или неправильное применение дошкольниками имеющихся знаний о предметно-пространственной среде.
Поскольку ребенок большую часть времени проводит в дошкольном образовательном учреждении, развивающая среда, является неотъемлемой частью, «стартовой площадкой», и определенной ступенью постижения культуры и «выращивания» в ней личности в организованном образовательном пространстве.
Открытая (постоянно изменяющаяся) система «предметно-пространственная среда» находится в состоянии особой динамики и требует дополнения имеющихся ее моделей в соответствии с современными тенденциями изменений в педагогическом процессе.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой группы образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства группы.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать: «…вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи».
Однако родители, субъекты образовательных отношений, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому вопросы грамотного оснащения и пополнения предметной среды, как в группе, так и в домашних условиях, должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, а также предметом выработки единых подходов. Как же лучше построить работу? Мы используем формы работы с родителями, которые с годами уже оправдали себя: анкетирование, консультирование родителей, семинары, практикумы. Деятельность по реализации проектов «Ботанический сад в группе», «Дикие животные», «Красивый наряд», «Уют в группе» и др. позволила привлечь к совместной работе родителей с детьми. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер своей помощи. Организуем «Дни добрых дел» по ремонту игрушек, мебели, группы, помощь в совершенствовании развивающего пространства группы и прогулочного участка. В зависимости от поставленных задач, сообща составляем график помощи родителей, обговариваем каждое мероприятие, решаем проблемы. Благодаря этому, все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества.
Рабочий день воспитателя начинается с утреннего приема детей в группу и встречи с родителями. Прием детей осуществляется в раздевалке, где находятся шкафчики для одежды и личных вещей. На кабинках используется индивидуализация: есть фотография ребенка, информация о значении его имени и знака зодиака. Данные о родителях (фамилия, имя, отчество и телефоны) на внутренней стороне кабинки. В приемной расположены стенды для родителей (режим дня, занятия и т.п.) и оформлена «Почта для родителей», через которую родители и педагоги обмениваются записками о том, на что лучше обратить внимание в развитии ребенка. Для вовлечения родителей в образовательный процесс используется оформленный в приёмной «Экран участия в образовательных проектах», где отражается участие каждой семьи группы сердечком (если семья ребенка изготовила задание) и кислая улыбка (если семья ребенка не заинтересована в выполнении задания). В конце учебного года подводили итоги, и родителей награждали почётными грамотами и благодарственными письмами.
Для всестороннего развития детей в группе созданы мини-музеи: «Буренка», «Пуговицы», «Чая». Родители принимали активное в пополнении музеев.
В результате проделанной совместной работы, родители стали больше интересоваться образовательным процессом, повысился уровень активности в мероприятиях направленных на совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы. Родители на самом деле стали полноценными участниками образовательных отношений. Смоделированная совместно предметно-пространственная развивающая среда позволила детям проявить творческие способности, реализовать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Созданная в группе среда, обеспечила личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, так как предметно-развивающая среда и должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции, и главное - способствовать развитию самостоятельности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.А. Симачева
воспитатель МКДОУ д/с №457
первой квалификационной категории, г.Новосибирск
ОРГАНИЗАЦИЯ
РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Требования к развивающей среде в истории отечественного дошкольного воспитания впервые были сформулированы в 1932 году. С выходом типового проекта построения детских садов ставился вопрос о групповом оборудовании, об организации жизненного пространства детей. Тогда впервые и были введены термины «игровые уголки», «игровые зоны».
Научная разработка предметно-игрового оборудования для детских садов началась с открытием НИИ дошкольного воспитания в 1960 году. Большой вклад в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий внесли С. Л. Новоселова и Н.Н. Поддьяков.
К середине 70-х годов были разработаны принципы формирования предметной среды, предложена новая педагогическая классификация игрушек, разработаны развивающие модульные игровые среды, конструкторы, система развивающих игрушек для детей раннего возраста.
Во второй половине 80-х годов была разработана концепция и действующая система «компьютерно-игровой комплекс» (КИК), при научном руководстве Н.Н. Поддьякова, С.Л. Новоселовой, Л.А. Парамоновой.
Само понятие «предметно-развивающая среда» было введено в лексикон педагогов и дизайнеров после разработки «Концепции дошкольного воспитания».
В 90-х годах вопрос об обогащении предметно-развивающей среды рассматривается в работах В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой.
С тех пор и по настоящее время теоретической основой построения развивающей среды в ДОО является концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении».
Предметно-развивающая среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально - культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.
По определению C.JI. Новоселовой предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика
В соответствии с ФГОС ДО, принятым в 2013 году и общеобразовательной программой ДОО, развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
- содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в
том числе технические), материалы (расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование), которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей; экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм) в разных видах детской активности;
- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таких как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В связи с введением стандарта важной задачей коллектива муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №457 комбинированного вида» города Новосибирска стало – проектирование РППС с целью успешной социализации ребенка.
В своей работе мы опирались на программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и программу развития ДОО до 2020 года «Ступеньки к школе».
Образовательная среда ДОО во многом определяет эффективность социально-личностного развития дошкольников. По своей сути образовательная среда в ДОО социальна. Люди, непосредственно окружающие ребенка, играют в его жизни главную роль. Прежде всего, это родители ребенка, педагоги и сверстники.
Вместе с тем среда детского сада должна быть наполнена таким образом, чтобы все это способствовало освоению ребенком мира человеческих явлений и предметов, отношений между людьми.
Наша модель оформления групп базируется на двух простых идеях:
- детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;
- для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.
Нами были разработаны анкеты и проведено анкетирование родителей воспитанников подготовительной группы, а также проведен мониторинг на определение уровня развития знаний детей по развивающей предметно-пространственной среды. В результате анкетирования выявили, что следствием отсутствия игры с детьми со стороны родителей стало неумение или неправильное применение дошкольниками имеющихся знаний о предметно-пространственной среде.
Поскольку ребенок большую часть времени проводит в дошкольном образовательном учреждении, развивающая среда, является неотъемлемой частью, «стартовой площадкой», и определенной ступенью постижения культуры и «выращивания» в ней личности в организованном образовательном пространстве.
Открытая (постоянно изменяющаяся) система «предметно-пространственная среда» находится в состоянии особой динамики и требует дополнения имеющихся ее моделей в соответствии с современными тенденциями изменений в педагогическом процессе.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой группы образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства группы.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать: «…вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи».
Однако родители, субъекты образовательных отношений, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому вопросы грамотного оснащения и пополнения предметной среды, как в группе, так и в домашних условиях, должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, а также предметом выработки единых подходов. Как же лучше построить работу? Мы используем формы работы с родителями, которые с годами уже оправдали себя: анкетирование, консультирование родителей, семинары, практикумы. Деятельность по реализации проектов «Ботанический сад в группе», «Дикие животные», «Красивый наряд», «Уют в группе» и др. позволила привлечь к совместной работе родителей с детьми. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер своей помощи. Организуем «Дни добрых дел» по ремонту игрушек, мебели, группы, помощь в совершенствовании развивающего пространства группы и прогулочного участка. В зависимости от поставленных задач, сообща составляем график помощи родителей, обговариваем каждое мероприятие, решаем проблемы. Благодаря этому, все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества.
Рабочий день воспитателя начинается с утреннего приема детей в группу и встречи с родителями. Прием детей осуществляется в раздевалке, где находятся шкафчики для одежды и личных вещей. На кабинках используется индивидуализация: есть фотография ребенка, информация о значении его имени и знака зодиака. Данные о родителях (фамилия, имя, отчество и телефоны) на внутренней стороне кабинки. В приемной расположены стенды для родителей (режим дня, занятия и т.п.) и оформлена «Почта для родителей», через которую родители и педагоги обмениваются записками о том, на что лучше обратить внимание в развитии ребенка. Для вовлечения родителей в образовательный процесс используется оформленный в приёмной «Экран участия в образовательных проектах», где отражается участие каждой семьи группы сердечком (если семья ребенка изготовила задание) и кислая улыбка (если семья ребенка не заинтересована в выполнении задания). В конце учебного года подводили итоги, и родителей награждали почётными грамотами и благодарственными письмами.
Для всестороннего развития детей в группе созданы мини-музеи: «Буренка», «Пуговицы», «Чая». Родители принимали активное в пополнении музеев.
В результате проделанной совместной работы, родители стали больше интересоваться образовательным процессом, повысился уровень активности в мероприятиях направленных на совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы. Родители на самом деле стали полноценными участниками образовательных отношений. Смоделированная совместно предметно-пространственная развивающая среда позволила детям проявить творческие способности, реализовать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Созданная в группе среда, обеспечила личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, так как предметно-развивающая среда и должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции, и главное - способствовать развитию самостоятельности ребенка.
Список литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 г. № 1155 Москва «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
[Текст]. // Российская газета. – 2012. – № 6241. – С. 1-18.
2. Богуславская, Т.Н. Проектирование образовательного пространства
современной дошкольной образовательной организации на основе ФГОС ДО
[Текст]. Материалы международной научно-теоретической конференции (20
октября 2014 г.). - М.: СПб: Нестор-История, 2014. – С.172-185.
3. Богуславская, Т.Н. Дошкольное образование России. Содержание
дошкольного образования и развивающие программы. (Монография) /
Т.Н. Богуславская. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing
Deutschland Германия, 2012. – 104 с.
4. Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В Предметно-развивающая среда
детского сада [Текст]. - М.- ТЦ Сфера, 2013.- 197с.
5. Карабанова, О.А., Алиева, Э.Ф. , Радионова О.Р., Рабинович, П.Д.
Марич, Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических
работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей
дошкольного возраста [Текст] /– М.: Федеральный институт развития
образования, 2014. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развивающая предметно - пространственная среда 2 младшей группы детского сада в соответствии с ФГОС и программой "Радуга"
Презентация предметно - пространственной среды во 2 мл.гр. детского сада в соответствии с ФГОС и программой "Радуга"...
Творческий проект «Румбокс своими руками. Организация предметно-пространственной развивающей среды в коррекционной группе детского сада»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13372482","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","style":"width: 400px; height: 253px;","width":"480"}}]]Мы серьезно относимся к...
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в комбинированной группе детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокуль-турных условий, детские сады могут вполн...
Предметно - пространственная развивающая среда в средней группе детского сада по ФГОС.
Организация предметно-пространственной развивающей средыв средней группе «Капризка» и деятельности по ее освоению...
Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС
Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС...
Проект развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада в соответствии с ФГОС ДО
Проект развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада в соответствии с ФГОС ДО...
Развивающая предметно-пространственная среда в комбинированной группе детского сада в соответствие с ФГОС ДО
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошко...