«Методические разработки»
методическая разработка

Султалиева Луиза Абдулнуровна
В данном разделе опубликованы мои  авторские методические разработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sultalieva_2.docx24.11 КБ
Файл sultalieva_l.a.docx35.23 КБ
Файл sultalieva.docx17.83 КБ
Файл sultalieva1.docx1.47 МБ
Файл sultalieva.pptx1.38 МБ
Файл sultalieva_l.a.pptx973.21 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12«Буратино»

     

Методическая разработка

«Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования»

                                                                                     Разработала:

 воспитатель

Султалиева Л.А.

2021 год

Пояснительная записка

Сегодня технологический прогресс, глобализация образования и активное внедрение инноваций направлены на повышение эффективности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка.

ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования.

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает разработку и внедрение новых образовательных моделей, в основу которых должны входить современные образовательные технологии, соответствующие принципу развивающего образования. Одной из современных образовательных технологий является Лего-конструирование.

Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Особенность Лего-конструирования заключается в том, что оно является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения.

Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования

«Построй, не открывая глаз»

Материал: конструктивный набор.

Цель: способствовать развитию умения строить с закрытыми глазами, развиваем мелкую моторику рук, выдержку.

Ход игры: перед детьми конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интересней будет постройка тому вручают фишку. Игрок, у которого соберется большее количество фишек, выиграл.

 «Найди все кубики»

Цель: Учить различать с помощью осязания детали конструктора, тренировать в группировании с учётом выделения одинаковых предметов, развивать мелкую моторику.

Ход игры: Взрослый предлагает вспомнить, как называются детали конструктора, и разложить их на группы: кубики, кирпичики, декоративные детали.

«Найди пару»

Цель: Закрепить знания о разновидностях геометрических форм. Тренировать в умении группировать с учетом выделения одинаковых признаков, развивать зрительные функции.

Ход: Взрослый предлагает вспомнить, как называются детали конструктора ЛЕГО  и найти каждой детали пару.

«Найди предмет такой же формы»

Цель: Учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки, развивать формовосприятие.

Ход: Взрослый предлагает найти в окружающей обстановке предметы, соответствующие сенсорным эталонам (прямоугольник, квадрат, треугольник и др.).

«Куда села бабочка»

Цел: Учить детей определять местоположения в пространстве по словесному указанию с использованием игрушки бабочки, развивать зрительные функции.

Ход игры: взрослый  предлагает рассмотреть 7-9 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции педагога, например, «Бабочка села на белый кубик», ребенок выполняет задание.

«Расскажи, где находится деталь»

Цель: Учить объяснять местоположение деталей конструктора по отношению к другим деталям, развивать навыки ориентировки в пространстве.

Ход игры: На столе 10-12 деталей конструктора. Взрослый  предлагает рассказать, где находится та или иная деталь (Например, «справа от зеленого кирпичика стоит красный кубик, слева – желтый кирпичик») .

«Найди деталь по указанным ориентирам»

Цель: Учить различать детали, определять местоположения в пространстве по словесному указанию; развивать зрительные функции.

Ход игры: взрослый предлагает рассмотреть 5-8 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции педагога (например, я задумала деталь, справа от неё красный кирпичик, а слева жёлтый кубик) ребенок находит задуманную деталь.

«Четвертый лишний»

Цель: Упражнять в умении группировать детали конструктора с учетом выделения одинаковых признаков, развивать логическое мышление, объяснительную речь.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку из четырех деталей конструктора найти деталь, не соответствующую данной группе, и объяснить свой выбор.

«Каждую деталь на своё место»

Цель: Закрепить знание о разновидностях форм конструктивных деталей, учить анализировать схематичное изображение, подбирать соответствующую схему детали; развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.

Ход игры: Детям предлагается рассмотреть схемы-следы деталей конструктора и к каждой схеме подобрать соответствующую деталь.

«Составь цепочку»

Цель: Учить различать детали конструктора ЛЕГО по цвету, по форме, по величине; развивать логическое мышление.

Ход игры: взрослый предлагает построить цепочку из деталей конструктора по предложенной схеме (например, белый кубик, синий кубик, зелёный кубик) продолжить цепочку, не нарушая закономерности.

«Найди по схеме»

Цель: Учить анализировать схематичное изображение предметов, подбирать соответствующую схеме постройку, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.

Ход игры: взрослый предлагает рассмотреть несколько построек и найти конструкцию, соответствующую данной схеме.

«Построй заборчик», «Собери пирамидку»

Цель: Упражнять в расположении элементов в ряд, закрепляя умение устанавливать соотношение между элементами по высоте, длине; тренировать прием плотного прикрепления деталей, развивать мелкую моторику.

Ход: взрослый предлагает построить забор для дачного участка, показывает способы соединения деталей: стопкой; внахлест; ступенчатая.

Игра «Найди постройку»

Материал: карточки, постройки, коробочка

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройками.

Правило: дети по очереди из коробочки или мешочка достают карточку, внимательно смотрят на неё, называют, что изображено и ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку.

Игра «Кто быстрее»

Цель: развивать быстроту, внимание, координацию движения.

Материал: 4 коробочки, детали конструктора Лего 2х2, 2х4 по 2 на каждого игрока.

Правило: игроки делятся на две команды у каждой команды свой цвет кирпичиков Лего и своя деталь. Например, 2х2 красного цвета, 2х4 синего. Игроки по одному переносят кирпичики с одного стола на другой. Чья команда быстрее, та и победила.

Игра «Часть и целое»

Возраст детей 4-5 лет. Игра проводится в групповой комнате (кабинете специалиста) индивидуально. Педагог демонстрирует ребенку детали крупного конструктора Лего, показывает способы соединения.

Раз частичка, два частичка

Это братик и сестричка!

Раз деталька! Два деталька!

Ты конструктор собирайка!

Что в мешочке отгадаешь,

Сразу приз ты получаешь!

Достается волшебный мешочек. Ребенку предлагается потрогать деталь Лего, которая лежит в мешочке (не заглядывая в него, наощупь) – сказать – она одна или это несколько деталей соединенных вместе. За каждый правильный ответ ребенок получает приз (для девочек и мальчиков призы разные, например, цветок из картона для девочки, лодочка для мальчика). Детали в мешочке намеренно располагаются такие, чтобы было очевидно, где одна деталь, где много (это сделано для того, чтобы внушить успех ребенку на начальном этапе игры). Педагог хвалит малыша за то, что он правильно определил все части. Из собранных из мешочка деталей конструктора Лего ребенку предлагается собрать какую-нибудь игрушку (учитывая возраст детей и их психофизические особенности). Призы подбираются неслучайные, они наталкивают на идею дальнейшей игры ребенка.

Список используемой литературы

1. Белова, Д.Н. Использование ЛЕГО-конструирования в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Д.Н. Белова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 271–273. – URL: http://e-koncept.ru/2017/570056.htm

2. Богуславская, З.М. Конструирование для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Знание, 2006. - 177 с.  

3. Комарова, Л.Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Лего) [Текст] / Л.Г. Комарова. -М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001. – 88 с.

4. Кругова, Е.Ю. Возможности конструктивной деятельности в развитии мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е.Ю. Кругова, Н.А. Чемоданова // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015. - URL: https://www.scienceforum.ru/2015/1018/10684 

5. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего [Текст]: Пособие для педагогов-дефектологов / Т.В.  Лусс. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 104 с.

6. Никифорова, Е.П. Теоретические основы развития способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения Лего – конструирования [Электронный ресурс] / Е.П. Никифорова // Всероссийское сетевое издание Дошкольник. - URL: http://doshkolnik.ru/konstruirovanie/6547-teoreticheskie-osnovy-razvitiya-tvorcheskih-sposobnosteiy-deteiy-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-processe-izucheniya-legokonstruirovaniya.html 

7. Таранюк, О.С. Лего-конструирование в детском саду из опыта работы [Электронный ресурс] / О.С. Таранюк - URL: https://botan.cc/prepod/doshkolniki/oqyirdtv.html

8. Токарев, А.А. Образовательная программа «Мир Лего» [Электронный ресурс] / А.А. Токарев // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 408-409. - URL: https://moluch.ru/archive/38/4449/ 

9. Фешина, Е.В. Лего - конструирование в детском саду. Пособие для педагогов / Фешина Е.В. - М.: Изд. Сфера, 2012. – 144 с.

10. Церковная, И.А. Лего-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка / Церковная И.А // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lego-konstruirovanie-kak-sredstvo-sozdaniya-obrazovatelnoy-sredy-orientirovannoy-na-interesy-rebenka 

11. Шайдурова, Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие / Н.В. Шайдурова – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 12 «Буратино»

     

Методическая разработка

«Построение работы по развитию связной речи

и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах»

Разработчик:

Султалиева.Л.А

                                                                     

г. Радужный, 2022 г.

Введение

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка, формирование навыков речевого общения с окружающими.

Развитие речи дошкольника – это целая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности по формированию речи детей.

Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского сада и родителей. Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок открывает посредством языка.

В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Работами профессора М.М.Кольцовой доказано, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является и стимулом для развития речи ребенка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому пальчиковые игры, занятия с пластилином, бумагой, крупой, природными материалами, нитками, конструирование очень важны для ребенка.

В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Речь – это форма мышления. Поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребенка развита речь до поступления в школу, тем быстрее и легче войдет он в учебный процесс.

                 Связная речь – это единое смысловое развернутое высказывание,

  обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Диалогическая                                                                                       Монологическая

 

Основной задачей является:

   Научить детей свободно пользоваться родным языком. Правильно и понятно излагать свои мысли в устной форме.

               Формирование разговорной речи.                                                                   Обучение рассказыванию.

     

  Диалогическая речь – это разговор одного или нескольких человек.

Формы

                                                                                                                                                             

                                                                                           

                 Беседа                                                                Дидактические                                                           Разговор

                                                                                                     игры

Приемы

         Объяснение                                                                                                                                                         Рассказ

                                                                                                                                                                                   воспитателя  

                                               Чтение                                       Вопросы                                        Показ

                                      художественного                                                                                 наглядного

                                        произведения                             Репродуктивные                            материала

                                                                                                 Поисковые

                                                                                              Обобщающие

                                                             

                                                             Игровые приемы                                            ТСО

Обучение рассказыванию

Задачи

                                                Пересказывать                                                            Составлять рассказы

                                                        Виды                                                 По форме                                             По содержанию  

                                                           

        Подробный пересказ                                        Описательные:                                     По восприятию

                                                                     сравнительный и объяснительные           (по игрушке, по картине, о предмете)

        Инсценировка                                                       Сюжетные                                         Из опыта (по памяти)

        По аналогии                                                                                                                  По воображению (творческие)  

        Пересказ фрагментов

Приемы обучения рассказыванию  

Основные                                                        Вспомогательные

Образец                              План                              Оценка                                                                Коллективное составление

                                                                                                                                                                                рассказа

 

    Частичный                               Воспроизведение                             Составление

     образец                                    плана                                           рассказа по частям

      Дублер                                   Разбор плана                                                                                            Подсказ вариантов

      образца                                                                                                                                                     развития сюжетов

   

Разбор образца                                                                                        Указание

     рассказа                                                                                                                                                 Подсказ слова, фразы  

                                                                                                                           

                                                                                                                  Вопросы

                                                                                                                                                                         Схемы, модели

                                                                                             

                                                                                                               Исправление                      

Обучение пересказу

Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прослушанного художественное произведение.

                Последовательность                                                                                                    Приемы

Первичное чтение (опускается, если произведение знакомо)                  Вопросы                          

                                                                                                                                                                    Образец чтения                                                    

                                                                                                                      Упражнение                                                                                                                    Вторичное чтение                                                                                                                                    Объяснение указания

                                                                                                                  Показ наглядного

                                                                                                                       материала

  Беседа                                                                                                                                                      Обращение к опыту детей

                                                                                                               Отраженный пересказ

Чтение с установкой на запоминание и пересказ                                                                                  Подсказ слова, фразы

 

                                                                                                                    Моделирование              

Пересказы детей                                                                                                                                        Сопряженный пересказ

                                                                                                                                                                                                                                                                     

Творческое рассказывание

Виды                                                               Условия

                   

Придумывание рассказа по картине                                                                                      Определенный объем знаний

Придумывание рассказа по картине                                                                                    Достаточное развитие аналитико –

                                                                                                                                                 синтетической деятельности мозга

Придумывание конца рассказа

                                                                                                                                                    Определенный уровень речевого

                                                                                                                                                                      развития

Придумывание сказки, небылицы  

Придумывание рассказа (по плану)

Придумывание рассказа по предложенной теме (самостоятельный выбор темы)

Этапы ознакомления с живописью

Первый этап

                                                                                                                                               Структура

                                        Задачи                              Приемы                            

                                                                                                                                               Название картины, автор

 Создание интереса к живописи,                   Искусствоведческий                

  к картине художника                                    рассказ педагога                                         О чем картина

                                                                                                                                               Что самое главное в картине

Формирование умения внимательно            Постановка конкретных

ее рассматривать                                             и подробных вопросов                              Как оно изображено, цвет,

                                                                                                                                               построение, расположение

Эмоционально откликаться на ее                 Воссоздание событий                               Что изображено вокруг главного

содержание                                                     последующих и предшест-      

                                                                          вующих произведению                            О чем думается, глядя на картину

Рассказ – образец личностного отношения к картине

Структура       Кто написал         О чем, какими красками       Какое передано настроение,            Какие чувства, мысли,

                         как называется       написана картина                 что особенно понравилось             возникают, когда

                                                                                                                                                                   смотришь на картину

           

Второй этап

                                 

Задачи                                                                           Приемы

 Развивать умение самостоятельно анализировать                          Постановка вопросов более обобщенного

                         содержание картины                                                                              характера

 Выделять выразительные средства                                                   Прием точных установок о выполнении ребенком                                                          

                                                                                                                                  мыслительных действий

Формировать умение «читать» картину                                            Прием композиционных и колористических вариантов

Мотивировать эмоционально – логическое

отношение к произведению

Третий этап

Задачи                                                                         Приемы

Формирование умения мысленно создавать картину                                      Сравнение картин

                                по замыслу

      Готовить к самостоятельной творческой                                                    Постановка конкретных и подробных

    изобразительной и словесной деятельности                                                                       вопросов

 

  Развивать анализ, синтез сравнения, обобщения                                      Мысленное создание собственной картины

                                                                                                                                  по названию картины художника

                                                                                                                         

                                                                                                                                Различные дидактические игры

                                                                       

Нетрадиционные приемы обучения рассказыванию

Элементы ТРИЗ                                                                     Моделирование

Игры с «подзорной трубой» Учить детей выделять объекты, изображенные на картине

«Ожившие предметы» Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.

«Волшебный гость» Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине.

«Живые картинки» Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

«Да - нет» Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.

«Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины.

К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах» Учить представлять возможные запахи и передавать свои представления

в рассказе

К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи.

К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус» Учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные для человека и живых объектов, изображенных на картине. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов.

«Что было, что будет?» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.

«В гости пришли Волшебники Времени» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени.

Развивающий потенциал речевой среды

Речевая среда

Естественная                                                                 Искусственная

                Неблагополучная                         Благополучная                Речевая среда со специально установленными

                                                                                                                      высокими развивающим потенциалом

  Развивающие возможности речевой среды, в которой растет ребенок, называют ее развивающим потенциалом.

                                                                Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

                                                                Принцип открытости и закрытости.

                                                                Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Принципы построения                         Принцип активности, самостоятельности, творчества.

 развивающей среды                             Принцип стабильности – динамичности.

                                                                Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального

                                                                  благополучия каждого ребенка.

                                                                Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической

                                                                  организации среды.

«Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона.»

М.М.Кольцова.

                                                                     

                                                                        Для более успешного развития речи детей

                                                                                                              Подготовки руки ребенка к письму

Развитие мелкой моторики является средством                              Предотвращении так называемого «писчего спазма»

                                                                                                              Если ребенок – маленький левша, то помочь ему

                                                                                                               адаптироваться в мире правшей.

                                                                                                           Создание развивающей среды

                                                                                                           Специальные игровые упражнения

 Условия для развития мелкой моторики рук                              Мероприятия по художественному труду

                                                                                                         Развивать тактильные ощущения и координацию движений

                                                                                                               

                                                                                                              Работа по подготовке руки к письму

Игры с мячом

Сюжетные этюды                 Игры с палочками

Работа со штампами                                                   Работа с трафаретами

Игры с предметами                                                                                                       Физкультминутки

Развитие межполушарного                                                 Содержание работы                                                     Ниткопись

             взаимодействия                                             по развитию мелкой моторики рук

           Деревянные игрушки                                                                                                                               Пальчиковый театр

Пластилиновая мозаика                                                          Рисование пластилином

                                                             Нанизывание бус                              Лепка из соленого теста

Аппликация методом обрывания

Литература:

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2009. – 400 с.
  2. Ёлкина, Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. – 76 с.
  3. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. – М., 1982.
  4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (технология ТРИЗ) – М.,2009.
  5. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студентов учреждений высшего проф. образования / Н.А. Стародубова. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр. «Академия», 2012. - 256 с.


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12«Буратино»

Г.Радужный

Сообщение

"Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям."

Воспитатель: Султалиева Л.А

Без прошлого — нет будущего,

Без языка — нет нации,

Без нации — нет культуры,

Без культуры — нет народа.

Организации и проведению народных праздников в нашем детском саду сегодня уделяется большое внимание. Мы стремимся использовать все средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, сохранению ее традиций.

Только воспитание детей дошкольного возраста в духе народных традиций может развивать у них национальное самосознание, уважение к своему народу. Мы считаем, что грамотно построенная организация народных праздников для дошкольников, направленно на всестороннее и гармоничное развитие ребенка.

 С первых лет жизни ребёнка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нём фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

В работу по ознакомлению детей с народными традициями включаются различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществляется непосредственно в интегративной форме: на занятиях познавательного цикла, музыкальных и занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности. Используются разнообразные формы деятельности: занятия, наблюдения, подготовленные детьми совместно с родителями рассказы о своей семье, беседы, трудовая деятельность.

Нужно не забывать, что:

- народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма,

- народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;

- грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.

Помочь детям сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка, Большое внимание уделяем традициям и обычаям предков, что ведет к сохранению народных традиций и приобщению к ним детей. Праздники знакомят детей с народными традициями, обрядами, фольклором русского народа.

 Праздники, которые отмечаются в детском саду, создают у всех наших воспитанников радостное настроение, вызывают положительный эмоциональный подъем. Подготовка к празднику вызывает у детей особенный интерес.

При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей непосредственно в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе дошкольника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым.

Очень значимо в процессе праздника оформление, которое, прежде всего, должно отвечать содержанию праздника. Необходимо стараться, чтобы оформление развивало у детей художественный эстетический вкус, а так же было понятно для ребёнка, создавало у всех радость настроение.

А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знают своё прошлое, и культуру своего народа.

         Опыт работы в данном направлении показал, что светлое и радостное общение детей и взрослых — важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиции, и мы должны сохранить народные праздники для себя и потомков, ведь праздники наших прадедов и дедов — это душа народа.

В своей группе мы стараемся провести праздники с пользой для всей семьи.

Масленица

Очень мы любим праздник масленица. где устраиваем разные мастер классы по изготовлению кукол оберегов. причем участие принимают большое количество родителей и обязательно состязания с использованием русских народных забав (как правило это приход скоморохов, игра на ложках, игра в бубен).

Колядки.

Колядуем по саду, дети с удовольствием наряжаются и показывают представления детям младшей группы.

Жаворонки.

Из пластилина делаем птичек и расписываем их гуашью, причем стараемся на таком занятие включать русские народные заклички вы музыкальной обработки и конце выпускаем птичку в небо (гелиевый воздушный шар и бумажный жаворонок).

День белый березки

В этот день стараемся устроить праздник вокруг березки, украшаем дерево разноцветными лентами и водим вокруг хороводы под музыкальное сопровождение. В этом празднике принимают участие не только дети, но и взрослые и поэтому мы проводим его на вечерние прогулки, особенно игра «Ручеек» производит большой восторг, к нам присоединяются родители и дети других групп.

Все перечисленное - это малая капля того, что мы делаем. Праздники стараемся проводить согласно календарю русских народных праздников. Но в процессе работы не забываем про русские народные промыслы (дети знакомятся с гжелью, хохломой и другими народными промыслами, обязательно устраиваем в зимнее время посиделки у бабушки Агафьи, где рассказываем русские народные былины, а дети делают поделки из ниток, совместно с родителями и пьют чай). А также устраиваем праздник урожая, где дети делают поделки из осенних даров природы.

В группе также имеем альбом «Русская изба», «Русский народный костюм», «Мастера Руси».

В заключении хотелось бы отметить, что непосредственно русские народные праздники во все времена играли огромную роль в воспитании детей. Проведение таких мероприятий на сегодняшний день становится особенно актуальным, так как они играют колоссальную роль в приобщении дошкольников к духовным ценностям народной культуры, воспитывают патриотические чувства в детях. Опят в данном направлении показал, что светлое и радостное общение детей и взрослых – важное условие для развития непосредственно личности дошкольника и возрождение народной традиции себя и потомков, ведь праздники наших прадедов и дедов – это душа русского народа.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Хэппенинг как инновационная технология в работе с детьми раннего возраста» Султалиева Луиза Абдулнуровна воспитатель, МАДОУ «Детский сад «Буратино»

Слайд 2

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из приоритетных направлений является художественно-эстетическое развитие дошкольников, которое обеспечивает развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, куда включено и рисование. Рисование для детей это радостный, творческий процесс, к которому его не следует принуждать.

Слайд 3

Занимаясь рисованием с детьми раннего возраста, следует учитывать особенности данного возраста, поскольку у малышей ещё не сформированы многие навыки. Дети ещё не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу, ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Зачастую отсутствие умений очень расстраивает малышей, и они оставляют попытки нарисовать задуманное.

Слайд 4

Существует множество методов и способов рисования, но для того, чтобы поддержать и максимально развить индивидуальные и творческие способности детей приходит личностно-ориентированная образовательная технология, которая называется «хэппенинг». «Хэппенинг» в переводе с английского обозначает «случай» или «случайность» . Хэппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью.

Слайд 5

Виды хэппенинга: рисование пальчиками, рисование кулачком, рисование ладошкой, рисование на подносе (манкой или цветным песком), рисование тычками или ватными палочками, оттиск печатками, рисование смятой бумагой.

Слайд 6

Перед началом работы в технологии «хэппенинг» детей следует познакомить с материалами для изобразительного искусства: цветные карандаши, цветные мелки, акварельные краски, пальчиковые краски, гуашь.

Слайд 7

На первых этапах проводится индивидуальная и групповая работа с детьми, чтобы каждый ребёнок смог овладеть техникой рисования. В процессе работы было выявлено, что дети предпочитают работать красками, а не карандашами. Особое внимание воспитанники уделяли пальчиковым краскам или гуаши, они привлекали их своей яркостью и красочностью, поскольку в раннем возрасте дети чувствуют и познают что-то новое с помощью рук. Детям нравится рисовать ладошками, пальчиками, кулачками, однако в этом году моя работа выстроена на рисовании пальчиками.

Слайд 8

Каждому ребёнку заготавливается шаблон, который мы потом используем для рисования пальчиками. Поскольку группа детей разновозрастная (от 1,5 до 3 лет), рисование с малышами проводится индивидуально. Каждому малышу предоставляет возможность порисовать и насладится этим процессом.

Слайд 9

Польза от рисования пальчиками: такой вид рисования хорошо развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи; развитие тактильной чувствительности (новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования); осознание ребёнком собственного тела; происходит раннее развитие творческих способностей; развитие ловкости пальцев и кистей рук (раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы); развитие представлений о цвете; развитие воображения и образного мышления.

Слайд 10

Детям очень нравится рисовать пальчиками. В процессе работы изобразительной деятельности дети испытывают положительные чувства и эмоции, они радуются красивым изображениям, которое создают сами. Когда этот вид техники будет усвоен , планируется использовать следующие: рисование ватными палочками, ладошками и кулачком.

Слайд 11

Литература: Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2006. - № 3. - с. 78. Бондаревская , Е. В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е. В. Бондаревская . – Ростов -на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2008. – 352 с. Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / Под. ред. П.И. Каплан. - М.: Просвящение,1983. – 146 с. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - М.: 1967. – 324 с. Денисова Д. Школа семи гномов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 10 с. Галигузова Л.Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - М.: Просвещение. - 2007. – 248 с. Казакова Т.Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одаренности: Монография. 2-е издание. – М.: - 2004. – 254 с. Мартынова Е.В. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7. – Волгоград: Учитель, 2012. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [текст] / Г. К. Селевко – М.: Народное образование, 2008. – 256 с.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологический проект для детей среднего дошкольного возраста «Огород для Чиполлино » воспитатель МАДОУ «Детский сад «Буратино» Султалиева Луиза Абдулнуровна

Слайд 2

Актуальность проекта. Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Слайд 3

Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской по выращиванию огородных культур, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность . Задачи проекта : • Формировать у детей знания о росте и потребности растений; • Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами; • Учить ребенка оформлять результаты наблюдений (календарь жизни культур); • Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию; • Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям; • Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Слайд 4

Участники проекта. Участники: воспитатели группы, воспитанники группы, родители воспитанников. Сроки реализации проекта - один месяц.

Слайд 5

Этапы проекта. 1 этап Подготовительный этап . Деятельность педагога: • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях). • Составление плана работы над проектом. • Сбор материала необходимого для реализации проекта. • Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме. • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта. • Изготовление дидактических игр и пособий. Деятельность детей: • Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта. Взаимодействие с семьей. • Сбор необходимого материала для создания огорода. • Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Слайд 6

Этапы проекта . 2 этап - основной Основной этап . Мероприятия по реализации проекта . 1. Беседы: • «Что такое «Огород на окне» • «Растения – это жизнь» • «Семена» • «Солнце, воздух и вода лучшие друзья растений». 2. Опытно-экспериментальная деятельность: • «Строение растений» • «Рост и развитие растений» • «Земля, какая она?» • «Вода и росток» • «Солнце и росток» • «Проращивание семян» 3. Социально – коммуникативная деятельность: • Отбор и посев семян. • Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде». 4. Коммуникативная деятельность. Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка овощей», «Мир овощей», «Семена», «Первые всходы».

Слайд 7

5. Игровая деятельность: • Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек». • Настольная игра «Парные картинки», «Овощи». • Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике. • Рассматривание различных семян. 6. Художественно-эстетическая деятельность детей. • Раскрашивание картинок «В огороде я росту». • Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов. • Рисование «Лук от всех недуг», «Мой любимый овощ». • Лепка «Овощи большие и маленькие». • Аппликация « Зайкин огород», «Стручок». 7. Речь и речевое общение. Коммуникативная деятельность. • Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла». • Рассказ детей по теме: «Дачный огород». • Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах. 8. Заполнение дневника наблюдений. 9. Оформление альбома «Наш первый огород». 10. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».

Слайд 8

Заключительный этап 1. Анализ полученных результатов. 2. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород !» 3. Презентация проекта «Огород на окошке ». 4. Изготовление стенгазеты «Наши будни на огороде » 5.Составление портфолио проекта.

Слайд 9

Ресурсное обеспечение проекта. 1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций. 2. Экологический уголок. 3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе. Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников . Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур . Родители: приобретают землю, семена, материал для ухода за посадками .

Слайд 10

Ожидаемые результаты, механизм мониторинга и оценки результатов проекта У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...