Ваша речь как образец для подражания Семинар практикум для педагогов.
методическая разработка
Ваша речь как образец для подражания
Семинар практикум для педагогов.
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые педагоги, сегодня наш разговор пойдет о культуре речевого общения. Сегодня мы поговорим об искусстве говорить с детьми. Когда я готовилась к семинару, то нашла много высказываний знаменитых людей о речи: «Ясность – главное достоинство речи» (Аристотель); «Красиво сказанная речь о прекрасных деяниях остаётся в памяти слушающих к чести и славе тех, кто эти дела совершил»(Платон). Из всех этих высказываний следует, что наша речь должна соответствовать нормам русского языка, быть понятной и доступной.
Что же такое культура речи? Это эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных требований и эстетических установок. Речь каждого из нас по – своему индивидуальна: мы имеем разные тембр, темп речи, интонацию, словарный запас.
Вы согласитесь, что все мы без исключения допускаем ошибки в разговоре: кто – то чаще, кто – то реже. А ведь дети подражают нам, копируя нашу речь. Казалась ,бы, сказанная вами фраза вскользь может надолго укорениться в речи ребенка, особенно если он имеет тяжелые нарушения речи.
Чтобы наш семинар прошел более интересно, предлагаю провести его в форме брейн – ринга. Прежде чем начнем работать над данной темой, давайте познакомимся.
Игра «Знакомство»
В кругу участники передают друг другу колокольчик, называют свое имя, продукт, город на первую букву имени. Колокольчик должен побывать у каждого участника.
Педагоги делятся на две команды.
Задание 1.
Подберите синонимы к словам, словосочетаниям: «Ну, что ты еле плетешься»; «включай мозги»; «не тормози»; «вот евоная собака»; «ихний»; «не выпендривайся»; «стопудово»
Одним из показателей грамотности вашей речи является использование форм народного творчества, поэтому предлагаю следующее задание. Я назову фразу, передающую смысл пословицы, а вы должны ее угадать.
Задание 2.
Угадай пословицу.
- Упорству и усилиям поддаются любые трудности. (Дело мастера боится.)
- Грамотно распределяй работу и развлечения. (Делу время, потехе час.)
- Если будешь выполнять одно и то же действие, то обязательно получишь результат. (Вода камень точит.)
- От здоровья нашего тела зависит все остальное. (В здоровом теле – здоровый дух.)
- Перед любым делом все хорошо нужно обдумывать. (Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь.)
- Думай, прежде чем говоришь. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)
- Маленькая капля может испортить все хорошее. (Ложка дегтя в бочке меда.)
- Если начал что- то, то уже не остановишься. (Аппетит приходит во время еды.)
- Если хочешь получить результат, надо потрудиться. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)
- Лучше сейчас иметь что – то, чем ждать, пока появится другое. (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)
Являясь носителем языка , каждый из нас имеет совершенно уникальный запас слов. Этот набор является мощным инструментом самопрограммирования.
Слова – это одежда наших мыслей, и энергия слов имеет еще более плотную структуру, и эта энергия в разы быстрее (по сравнению с энергией мысли) формирует материю.
Органическая речь – это слова и выражения, впрямую влияющие на физиологические органы человека. Вам отлично известны эти слова и выражения. Это по-настоящему опасная и разрушительная энергия, которая способна подорвать даже самое крепкое здоровье, будь оно хоть трижды богатырским.
Задание 3.
Слова-разрушители
Обратите внимание на то, насколько виртуозно замаскированы слова-разрушители. Сразу не верится, что такие безобидные на вид слова могут так сильно вредить.
Вот смотрите:
• лопнуло мое терпение,
• я уже голову сломал,
• что-то меня гложет,
• всю плешь мне проели,
• сидит у меня в почках (что-то, кто-то),
• мне перекрыли кислород,
• не перевариваю (что-то или кого-то),
• все соки из меня выжали,
• много крови мне попортили,
• чихать я хотел,
• надоело до тошноты,
• просто ножом по сердцу,
• меня уже колотит (трясет),
• всю шею отсидели,
• сыт по горло,
• с души воротит,
• загоняли меня до смерти,
• побывай в моей шкуре,
• давят на меня,
• найти бы отдушину.
Ну и так далее. Правда же, отличная маскировка? Нам кажется, что мы употребляем емкие метафоры, а на самом деле отдаем своему телу такие четкие команды, что тело их даже и не смеет не выполнить, вот и выполняет.
Задание 4
Слова-кандалы.
Эти слова получили название слова-кандалы. Очень точное название, потому что отражает самую суть: употребляя слова-кандалы, мы ограничиваем себя и в свободе, и в возможностях, и в праве, которое по умолчанию (т.е. без всяких условий) дано каждому из нас от рождения: получать от жизни все самое лучшее.
клан кандальных слов «У МЕНЯ НЕ ПОЛУЧИТСЯ».
• не могу,
• не умею,
• не уверен (-а),
• не получится,
• это выше моих возможностей (сил),
• не могу обещать,
• от меня не зависит,
• не возьму на себя такую ответственность.
• Еще не время,
• Хотелось бы, но...
• Мало ли чего я хочу!
• Хотеть не вредно,
• Кто я такой/-ая, чтобы...
«не хочу, но заставляют».
• надо,
• нужно (не в контексте потребности, а в значении «обязан»),
• должен (должна),
• требуется,
• проблемы (очень коварное слово, и оно отлично замаскировано: ведь оно не обозначает имеющиеся проблемы (как может показаться), оно их формирует).
• Невозможно,
• Маловероятно,
• Никогда,
• Не может быть,
• Если вдруг (отказ от возможности),
• Если что (и это тоже отказ от возможности: мол, хочу-то я хочу, но вряд ли получу),
• Может случиться так… (планирование препятствий. Эта фраза - самый надежный способ, чтобы не только НЕ получить то, к чему стремишься, а гарантированно обеспечить себя тем, чего ни в какую не хочешь),
• А вдруг (та же песня),
• Не дай бог (из той же оперы).
И самое убойное:
• нет выбора.
Задание 5
Слова-крылья.
• Я могу,
• У меня всё получается.
И самое мощное:
Я намерен(-а).
Задание 6
Изменения глаголов по лицам
Ед.ч. мн.ч.
1 – е л. пеку жгу печем жжем
2– е л. печешь печете
3– е л. печет пекут
Глаголы ПЕЧЬ, ЖЕЧЬ, СТРИЧЬ При употреблении этих глаголов трудность создают разные чередования согласных в корне: К/Ч и Г/Ж НОРМА: ПЕКУ, ПЕЧЕМ ,ПЕЧЕШЬ, ПЕЧЕТЕ, ПЕЧЕТ, ПЕКУТ . Но НЕ! Пекешь , пекет , пекем , пекете НОРМА: ЖГУ, ЖЖЕМ ЖЖЕШЬ,, ЖЖЕТЕ, ЖЖЕТ ,ЖГУТ . Частая ошибка - без чередования. НЕПРАВИЛЬНО: жгешь , жгет , жгем , жгете . Аналогичные ошибки – при употреблении глагола СТРИЧЬ. НОРМА: СТРИГУ, СТРИЖЕМ, СТРИЖЕШЬ СТРИЖЕТЕ ,СТРИЖЕТ, СТРИГУТ . НО НЕ! стригем , стригешь , стригете . ПЕЧЬ, ЖЕЧЬ, СТРИЧЬ
Задание 7
Зарифмуй слова в стихотворение.
Солнце, оконце, весна, красна, пора, трава, день, пень, грибы, дубы, ель, тень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ваша речь как образец для подражания Семинар практикум для педагогов. | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Ваша речь как образец для подражания
Семинар практикум для педагогов.
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые педагоги, сегодня наш разговор пойдет о культуре речевого общения. Сегодня мы поговорим об искусстве говорить с детьми. Когда я готовилась к семинару, то нашла много высказываний знаменитых людей о речи: «Ясность – главное достоинство речи» (Аристотель); «Красиво сказанная речь о прекрасных деяниях остаётся в памяти слушающих к чести и славе тех, кто эти дела совершил»(Платон). Из всех этих высказываний следует, что наша речь должна соответствовать нормам русского языка, быть понятной и доступной.
Что же такое культура речи? Это эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных требований и эстетических установок. Речь каждого из нас по – своему индивидуальна: мы имеем разные тембр, темп речи, интонацию, словарный запас.
Вы согласитесь, что все мы без исключения допускаем ошибки в разговоре: кто – то чаще, кто – то реже. А ведь дети подражают нам, копируя нашу речь. Казалась ,бы, сказанная вами фраза вскользь может надолго укорениться в речи ребенка, особенно если он имеет тяжелые нарушения речи.
Чтобы наш семинар прошел более интересно, предлагаю провести его в форме брейн – ринга. Прежде чем начнем работать над данной темой, давайте познакомимся.
Игра «Знакомство»
В кругу участники передают друг другу колокольчик, называют свое имя, продукт, город на первую букву имени. Колокольчик должен побывать у каждого участника.
Педагоги делятся на две команды.
Задание 1.
Подберите синонимы к словам, словосочетаниям: «Ну, что ты еле плетешься»; «включай мозги»; «не тормози»; «вот евоная собака»; «ихний»; «не выпендривайся»; «стопудово»
Одним из показателей грамотности вашей речи является использование форм народного творчества, поэтому предлагаю следующее задание. Я назову фразу, передающую смысл пословицы, а вы должны ее угадать.
Задание 2.
Угадай пословицу.
- Упорству и усилиям поддаются любые трудности. (Дело мастера боится.)
- Грамотно распределяй работу и развлечения. (Делу время, потехе час.)
- Если будешь выполнять одно и то же действие, то обязательно получишь результат. (Вода камень точит.)
- От здоровья нашего тела зависит все остальное. (В здоровом теле – здоровый дух.)
- Перед любым делом все хорошо нужно обдумывать. (Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь.)
- Думай, прежде чем говоришь. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)
- Маленькая капля может испортить все хорошее. (Ложка дегтя в бочке меда.)
- Если начал что- то, то уже не остановишься. (Аппетит приходит во время еды.)
- Если хочешь получить результат, надо потрудиться. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)
- Лучше сейчас иметь что – то, чем ждать, пока появится другое. (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)
Являясь носителем языка , каждый из нас имеет совершенно уникальный запас слов. Этот набор является мощным инструментом самопрограммирования.
Слова – это одежда наших мыслей, и энергия слов имеет еще более плотную структуру, и эта энергия в разы быстрее (по сравнению с энергией мысли) формирует материю.
Органическая речь – это слова и выражения, впрямую влияющие на физиологические органы человека. Вам отлично известны эти слова и выражения. Это по-настоящему опасная и разрушительная энергия, которая способна подорвать даже самое крепкое здоровье, будь оно хоть трижды богатырским.
Задание 3.
Слова-разрушители
Обратите внимание на то, насколько виртуозно замаскированы слова-разрушители. Сразу не верится, что такие безобидные на вид слова могут так сильно вредить.
Вот смотрите:
• лопнуло мое терпение,
• я уже голову сломал,
• что-то меня гложет,
• всю плешь мне проели,
• сидит у меня в почках (что-то, кто-то),
• мне перекрыли кислород,
• не перевариваю (что-то или кого-то),
• все соки из меня выжали,
• много крови мне попортили,
• чихать я хотел,
• надоело до тошноты,
• просто ножом по сердцу,
• меня уже колотит (трясет),
• всю шею отсидели,
• сыт по горло,
• с души воротит,
• загоняли меня до смерти,
• побывай в моей шкуре,
• давят на меня,
• найти бы отдушину.
Ну и так далее. Правда же, отличная маскировка? Нам кажется, что мы употребляем емкие метафоры, а на самом деле отдаем своему телу такие четкие команды, что тело их даже и не смеет не выполнить, вот и выполняет.
Задание 4
Слова-кандалы.
Эти слова получили название слова-кандалы. Очень точное название, потому что отражает самую суть: употребляя слова-кандалы, мы ограничиваем себя и в свободе, и в возможностях, и в праве, которое по умолчанию (т.е. без всяких условий) дано каждому из нас от рождения: получать от жизни все самое лучшее.
клан кандальных слов «У МЕНЯ НЕ ПОЛУЧИТСЯ».
• не могу,
• не умею,
• не уверен (-а),
• не получится,
• это выше моих возможностей (сил),
• не могу обещать,
• от меня не зависит,
• не возьму на себя такую ответственность.
• Еще не время,
• Хотелось бы, но...
• Мало ли чего я хочу!
• Хотеть не вредно,
• Кто я такой/-ая, чтобы...
«не хочу, но заставляют».
• надо,
• нужно (не в контексте потребности, а в значении «обязан»),
• должен (должна),
• требуется,
• проблемы (очень коварное слово, и оно отлично замаскировано: ведь оно не обозначает имеющиеся проблемы (как может показаться), оно их формирует).
• Невозможно,
• Маловероятно,
• Никогда,
• Не может быть,
• Если вдруг (отказ от возможности),
• Если что (и это тоже отказ от возможности: мол, хочу-то я хочу, но вряд ли получу),
• Может случиться так… (планирование препятствий. Эта фраза - самый надежный способ, чтобы не только НЕ получить то, к чему стремишься, а гарантированно обеспечить себя тем, чего ни в какую не хочешь),
• А вдруг (та же песня),
• Не дай бог (из той же оперы).
И самое убойное:
• нет выбора.
Задание 5
Слова-крылья.
• Я могу,
• У меня всё получается.
И самое мощное:
Я намерен(-а).
Задание 6
Изменения глаголов по лицам
Ед.ч. мн.ч.
1 – е л. пеку жгу печем жжем
2– е л. печешь печете
3– е л. печет пекут
Глаголы ПЕЧЬ, ЖЕЧЬ, СТРИЧЬ При употреблении этих глаголов трудность создают разные чередования согласных в корне: К/Ч и Г/Ж НОРМА: ПЕКУ, ПЕЧЕМ ,ПЕЧЕШЬ, ПЕЧЕТЕ, ПЕЧЕТ, ПЕКУТ . Но НЕ! Пекешь , пекет , пекем , пекете НОРМА: ЖГУ, ЖЖЕМ ЖЖЕШЬ,, ЖЖЕТЕ, ЖЖЕТ ,ЖГУТ . Частая ошибка - без чередования. НЕПРАВИЛЬНО: жгешь , жгет , жгем , жгете . Аналогичные ошибки – при употреблении глагола СТРИЧЬ. НОРМА: СТРИГУ, СТРИЖЕМ, СТРИЖЕШЬ СТРИЖЕТЕ ,СТРИЖЕТ, СТРИГУТ . НО НЕ! стригем , стригешь , стригете . ПЕЧЬ, ЖЕЧЬ, СТРИЧЬ
Задание 7
Зарифмуй слова в стихотворение.
Солнце, оконце, весна, красна, пора, трава, день, пень, грибы, дубы, ель, тень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - практикум для педагогов ДОУ "Грамотная речь педагога-важнейшее условие формирования речи дошкольников"
Мастер класс для педагогов ДОУ, который был разработан и проведен в 2017 году совместно с учителем-логопедом Богдановой Надеждой Викторовной....
Семинар – практикум для педагогов ДОУ: «Грамотная речь педагога – важное условие для развития речи дошкольника».
Семинар-практикум предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....
Формирование правильной речи при обучении грамоте. Семинар-практикум для педагогов ДОУ
Цель: Главное средство человеческого общения – речь. Речь - не врожденная способность человека, она формируется постепенно. Речевое развитие не задерживается, если ребенок получает новые яр...
Консультация - практикум для педагогов "Грамотная речь педагога -важное условие для развития речи дошкольника"
Материал содержит теоретическое обоснование проблемы повышения культуры речи воспитателя, требования к качеству профессиональной речи педагога и практикум для педагогов "Проверьте свою грамотност...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Развиваем речь детей и взрослых. Требования к речи педагога"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ...
Семинар –практикум для педагогов «Грамотная речь педагога – важное условие формирования речи дошкольников»
Повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....