мастер-класс-как наглядная демонстрация.
консультация (младшая группа)
Мастер-класс - это одна из важнейших форм повышения квалификации педагогов в системе дополнительного образования детей. Это занятие, где мастера делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас».
В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».
- Мастер-класс – это главное средство передачи концептуально новой идеи своей (авторской) педагогической системы.
- Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
- Мастер-класс – ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, чаще всего – путём прямого и комментированного показа приёмов работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass-kak_naglyadnaya_demonstratsiya.2.docx | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из эффективных способов распространения педагогического опыта является мастер-класс. В современных условиях развития образовательной системы он позволяет раскрыть индивидуальность, творческий потенциал педагогов, продемонстрировать их достижения и новые возможности.
Непосредственное общение педагогов с коллегами позволяет им поделиться своим «золотым запасом».
После проведения многочисленных мастер-классов слышатся реплики:
- Ну, разве это мастер-класс? Это обычный урок, только со взрослыми!
- Нет, это не мастер-класс! Это просто лабораторная работа!
В данном докладе мы предлагаем ответы на следующие вопросы: что такое мастер-класс, каковы требования к его подготовке и представлению, каковы критерии его эффективности.
Мастер-класс - это одна из важнейших форм повышения квалификации педагогов в системе дополнительного образования детей. Это занятие, где мастера делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас».
В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».
- Мастер-класс – это главное средство передачи концептуально новой идеи своей (авторской) педагогической системы.
- Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
- Мастер-класс – ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, чаще всего – путём прямого и комментированного показа приёмов работы.
Итак, обобщая представленные выше определения, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:
1) новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
2) метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
3) создание условий для включения всех в активную деятельность;
4) постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
5) приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;
6) формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
7) доминирование процесса познания над самим знанием.
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.
Целью мастер-класса является ретрансляция уникального педагогического опыта, в течение занятия научить и научиться чему-то конкретному.
Основным условием эффективного мастер-класса является наличие специалиста, достигшего высокого уровня в своей сфере образовательной деятельности, имеющего собственный подход к педагогической деятельности.
Мастер-класс может проводиться:
- для начинающих педагогов,
- педагогов, имеющих значительный стаж работы,
- для подготовленной, высокопрофессиональной группы педагогов, а так же родителей и детей.
Мастер-класс – это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников).
Алгоритм технологии мастер-класса
- Объяснение причины выбора именно этой темы мастер-класса.
Обращаем внимание, что тема должна включать метод (технологию, прием) обучения или воспитания. Не столь принципиально, на какой учебной теме будет показ. - Характеристика основных идей метода (технологии, приема).
- Результативность деятельности обучающихся, свидетельствующая об эффективности метода (технологии, приема).
- Система учебных занятий в режиме использования метода (технологии, приема).
- Проведение имитационной игры. Учебное занятие со слушателями.
- Моделирование. Учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера.
- Рефлексия. Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей. Судьями оценивается умение выслушать как положительные, так и отрицательные оценки участников и умение аргументированно отстоять свою точку зрения.
Примерный план проведения мастер-класса
- Вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;
- Основная демонстрационная часть;
- Комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые с его точки зрения наиболее важны;
- Обсуждение занятия самими участниками мастер-класса;
- Подведение итогов руководителем мастер-класса.
Мастер-класс сродни семинару, но, в отличие от семинара, мастер-класс – это всегда «практическое» мероприятие.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».
На мастер-классе никогда не будет лекции, доклада, разве что – их отдельные элементы. Вместо этого – масса практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное – такое мероприятие не должно быть скучным, оно должно заинтересовывать, «цеплять» слушателя.
Формы проведения мастер-класса
Они могут быть различны: обмен опытом, идеями, лекция с элементами презентации +практическая работа, написание экспресс-сценария и пр.
Технологию подготовки и проведения мастер-классов желательно освоить каждому педагогу, имеющему индивидуальную а также разработавшему авторские методики работы с детьми, повышающие качество дополнительного образования.
Алгоритм проведения мастер-класса
Первый этап – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника, личностное начало Мастера.
Второй этап – работа с материалом: текстом, красками, звуками, природным материалом, картой, картиной.
Третий этап – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных участников мастер-класса.
Четвертый этап – кульминация творческого процесса и мастерской творчески работающего педагога.
Пятый этап – рефлексия. Важны не оценочные суждения «это хорошо», «это плохо», а самоанализ.
В роли Мастера, как правило, рядовой учитель. Допускаем, что на мастер-классе он показывает не новую, изобретенную им технологию, а усовершенствованный способ научения, «отточенный», проверенный и дающий результат. Мы предлагаем упростить систему оценки:
- Целесообразность технологии, методики и т.д.
- Технологичность демонстрации.
- Эффективность. Результат – что усвоили слушатели.
- Рефлексия. Умение вести диалог в дискуссии.
- Общая культура. Внешний вид. Стиль общения.
- Артистичность. Способность к импровизации. Умение убедить аудиторию.
На наш взгляд, данные критерии позволят сконцентрироваться на самом главном.
Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству, но в современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, разрабатывать методические рекомендации.
Учителю-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.
«Мастер-класс» – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Подготовила воспитатель Абрамова И .В.
13.02.2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей "Наглядное моделирование в детском саду"
Выступление для родителей на мастер-классе по теме "Наглядное моделирование в детском саду"...
Мастер - класс "Модель - подсказка, наглядность, зрительная опора"
Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе со старшими дошкольниками по развитию звуковой культуры речи посредством методики В. М. Акименко «Обучение дошкольников грамоте с при...
Мастер - класс «Развитие воображения, наглядно-образного мышления старших дошкольников с помощью дидактической игры «Танграм»».
Тема: Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками. Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию геометрических головоломок. Зада...
Мастер-класс по изготовлению наглядно-дидактического пособия «Моя малая Родина»
Мастер-класс по изготовлению наглядно-дидактического пособия «Моя малая Родина»...
Мастер-класс «Использование метода наглядного моделирования в формировании речи у детей с ОВЗ»
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Де...
Мастер-класс "Использование метода наглядного моделирования в познавательном развитии детей"
Мастер-класс для педагогов...
Конспект мастер-класса для родителей «Наглядное моделирование как способ формирования инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"
Конспект мастер-класса для родителей «Наглядное моделирование как способ формирования инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"...