диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста
методическая разработка

Шенкнехт Алёна Артёмовна

Разработка заданий  и таблиц, для определения уровня музыкальных способностей детей каждой возрастной группы детского сада, основана  на методике диагностики Ольги Радыновой, с учетом  требований знаний и умений традиционной программы,  предназначена для учреждений дошкольного образования, использующих программу воспитания  и обучения под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_muz_sposobnostey.docx42.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    Разработка заданий  и таблиц, для определения уровня музыкальных способностей детей каждой возрастной группы детского сада, основана  на методике диагностики Ольги Радыновой, с учетом  требований знаний и умений традиционной программы,  предназначена для учреждений дошкольного образования, использующих программу воспитания  и обучения под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

       Считаем, что разработанный О. Радыновой метод диагностики, а так же критерии оценок,  является самым объективным и удобным в практической работе с дошкольниками,   я лишь его разбила по направлениям деятельности и добавила в тесты задания, соответствующие программе Васильевой.

Задания для диагностики музыкальных способностей детей

младшей  группе.

Начало года

Ладовое чувство

        Задание № 1: Послушать два разнохарактерных произведения, по реакции детей, выбрать соответствующий балл.

Д. Кабалевский «Грустный дождик»,  М.Глинка «Детская полька».

«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие

         внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и

         двигательная реакция.

         Есть дети, которые внимательно слушают, но никак внешне не  

        проявляют своих эмоций.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной          реакции.         

         Почти все дети не умеют слушать музыку. Эмоциональной

        реакции  на музыку никакой нет.

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.

Задание № 2: В процессе слушания колыбельной и плясовой мелодии, показать соответствующие движения с куклой.

«3» - внимательно слушает, музыкальные фрагменты понимает, что нужно делать,     выполняет задание правильно.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но выполняет задание правильно.

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.

Конец года

Ладовое чувство

        Задание № 1: Послушать два разнохарактерных произведения, по реакции детей, выбрать соответствующий балл.

Кабалевский «Грустный дождик»,  М.Глинка «Детская полька».

«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие

         внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и

         двигательная реакция.

 «2» - слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной         реакции.         

         «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.

Задание № 2: Прослушать песню «Заинька»  М. Картушиной

         «3» - внимательно слушает песню, понимает текст и может сказать, о чем она.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может рассказать содержание песни.

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.

Начало года

Музыкально-слуховое представление.

Задание № 1:        Подпевать вместе с педагогом  знакомую песню с музыкальным сопровождением.

«3» - пропевание всей фразы или мотива.

«2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука.

«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без          подпевания.

Задание № 2:        Петь песню «Ладушки», выполняя в пении движения, в конце проговаривая «Да», всем одновременно.

«3» - пропевание  всей фразы, с правильным выполнением задания.

«2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука, но выполняя задание.

«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без

         подпевания.

Конец года

Музыкально-слуховое представление.

Задание № 1:        Петь вместе с педагогом  знакомую песню с музыкальным сопровождением (по 3-4 человека).

«3» - пропевание всей фразы или мотива.

«2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука.

«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без          подпевания.

Задание № 2:        Петь песню «Тихие и громкие звоночки», выполняя в пении динамические оттенки.

«3» - пропевание  всей фразы, с правильным выполнением задания.

«2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука, но выполняя задание.

«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без          подпевания.

Начало года

Чувство ритма.

Задание № 1: Прохлопать  простейший ритмический рисунок,

   мелодии из 3-5 звуков.  Р.н. попевка «Петушок»

         «3» - точное выполнение ритмического рисунка.

 «2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился

Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться соответственно музыкальному фрагменту. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы. Звучат фрагменты  двух произведений.

  1. «Веселые ножки» р.н. мелодия,
  2. «Марш» Е.Тиличеевой,

«3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных

         движений, нет смены движений под музыку.

«1» - мала двигательная реакция на музыку.

Конец года

Чувство ритма.

Задание № 1: Воспроизвести   простейший ритмический рисунок, на металлофоне,  мелодии из 3-5 звуков.  

«3» - точное выполнение ритмического рисунка.

 «2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился

Задание № 2: Ребенку предлагается задание - потанцевать под музыку.

Звучат фрагменты из трех произведений. Оценивается соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки,    соответствие ритма движений ритму музыки.

а) Т. Ломова «Мелодия»,

б) М. Надененко «Марш»,

в) В.  Гречанинов «Моя лошадка».

 «3» - выразительная пантомимика, смена движений под музыку,

         движения головы, рук, чувство пульса.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных  движений, нет

смены движений под музыку.

«1» - мало двигательная реакция на музыку.

Задания для диагностики музыкальных способностей детей

В средней  группе.

Начало года

Ладовое чувство

        Задание № 1: Послушать и различить две пьесы, разные по жанру (марш, плясовая), с помощью пособия, показать соответствующую картинку.

«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие

         внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость, правильный выбор карточки.

         «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но карточки выбирает правильно.

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.

Задание № 2: Слушать не знакомую песню, определить ее характер и содержание.

«3» - внимательно слушает, может определить характер, рассказать, о чем песня.

«2» - слушает невнимательно, не может рассказать о содержании, но может определить характер.

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.

Конец года

Ладовое чувство

        Задание № 1: Послушать пьесу «Веселый клоун» Кабалевский, хлопком отметить смену частей в двухчастном произведении.

 «3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, может правильно выполнить задание.

 «2» - слушает невнимательно, отвлекается, может определить окончание фразы с помощью педагога.         

         «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.

Задание № 2: С помощью дидактической игры «Медведь, заяц и воробей», определить регистр, выложить соответствующую карточку.

 «3» - внимательно слушает музыкальные фрагменты, определяет регистр, правильно выполняет задание.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может выполнить задание.

«1» - нет заинтересованности,  не выполняет задание или выполняет неверно

Начало года

Музыкально-слуховое представление.

Задание:        Пропевать знакомую песню самостоятельно  с музыкальным сопровождением.

«3» - пропевает  всю фразу, дикция четкая, интонирование близкое к правильному.

«2» - подпевание отдельных слов, дикция не разборчива.

«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.

Задание № 2:        Петь малознакомую песню, с поддержкой педагога с сопровождением, выполняя в пении движения.

«3» - пропевание  всей фразы, с правильным выполнением задания.

«2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, но выполняя задание.

«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без         подпевания.

Задание № 3: Ребенку предлагается задание – назвать предложенные инструменты, сыграть на металлофоне попевку.

«3» - может назвать инструменты, играет на металлофоне попевку с помощь педагога.

«2» - есть желание играть на инструментах, назвать может не все, игра хаотичная, беспорядочная.

«1» - к заданию не проявляет интереса, не выполняет задание

Конец года

Музыкально-слуховое представление.

Задание № 1:        Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее с музыкальным сопровождением в ансамбле. (по 3-4 человека).

«3» - поет   песню, слышит пение соседа, старается петь в ансамбле.

«2» - поет не всю песню, забывает слова, но старается петь вместе со всеми.

«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.

Задание № 2:        Петь песню «Тихие и громкие звоночки», выполняя в пении динамические оттенки.

«3» - пропевание  всей фразы, с правильным выполнением задания.

«2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука, но выполняя задание.

«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.

Задание № 3: Ребенку предлагается задание – из предложенных инструментов, выбрать наиболее любимый, исполнить знакомую попевку.

«3» - может назвать инструменты, играет на металлофоне попевку с помощь педагога.

«2» - есть желание играть на инструментах, назвать может не все, игра хаотичная, беспорядочная.

«1» - к заданию не проявляет интереса, не выполняет задание.

Начало года

Чувство ритма.

Задание № 1: Прохлопать  простейший ритмический рисунок,

   мелодии из 3-5 звуков.  Р.н. попевка «Мы идем»

         «3» - точное выполнение ритмического рисунка.

 «2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился

Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться соответственно музыкальному фрагменту. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы. Звучат фрагменты  двух произведений.

  1. «Веселые ножки» р.н. мелодия,
  2. «Марш» Е.Тиличеевой,

«3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных

         движений, нет смены движений под музыку.

«1» - мала двигательная реакция на музыку.

Конец года

Чувство ритма.

Задание № 1: Воспроизвести   простейший ритмический рисунок, на металлофоне,  мелодии из 3-5 звуков.  

«3» - точное выполнение ритмического рисунка.

 «2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился

Задание № 2: Ребенку предлагается задание - потанцевать под музыку.

Оценивается выполнение танцевальных движений (пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в паре)

«3» - выразительная пантомимика, смена движений под музыку, выполнение всех заданных движений.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных  движений, нет

смены движений под музыку, не все движения выполнил правильно.

«1» - мало двигательная реакция на музыку.

Задания для диагностики музыкальных способностей детей

В старшей  группе.

Начало года.

Ладовое чувство

Задание № 1: Прослушать произведение Л.В. Бетховен «Финал концерта № 5 (фрагмент), определить характер произведения,  выражая свои мысли полными фразами..

«3» - внимательно слушает произведение  от начала до конца, яркие

внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость, ясное выражение мысли.        «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер.        

         «1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.

Задание № 2: Прослушать  «Марш» М. Роббера, определить характер и содержание песни.

«3» - внимательно слушает песню, понимает текст и может сказать, о чем она, определить характер музыки.

«2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать содержание песни и определить характер.

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.

Задание № 3:  С помощью дидактической игры «Птичий концерт» определить регистры в смешанном и чистом звучании.

«3» - внимательно слушает музыкальные  фрагменты, понимает регистр, правильно выкладывает карточки.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить регистр верхний, средний  и нижний.

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Задание № 4:  Прослушать и различить три пьесы разные по жанру (Марш, пляска, колыбельная), с помощью дидактической игры выложить карточки соответственно жанру исполняемого произведения.

«3» - внимательно слушает музыкальные фрагменты, определяет жанр и выполняет задание без подсказки.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить жанр музыкального произведения, выложить карточки.

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Конец  года.

Ладовое чувство

        Задание № 1: Прослушать и различить три  пьесы разные по жанру (марш, плясовая мелодия, колыбельная), показать соответствующее движение. Оценивается знание жанров в музыке и самостоятельность в смене движения в соответствии с трехчастной формой музыкальных фраз.

«3» - внимательно слушает произведение  от начала до конца, яркие

         внешние впечатления,  может назвать жанры,  правильно выполняет задание.

        «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но задание выполняет правильно        

        «1» - нет заинтересованности, задание выполняет не верно.

Задание № 2: Прослушать произведение «В пещере горного короля» Григ,  определить какие инструменты исполняют, характер и содержание. Оценивается умение детей слышать звучание различных инструментов, умение высказать свои мысли развернуто.

«3» - внимательно слушает произведение, понимает содержание, определяет инструменты, может сказать, о чем она, определить характер музыки.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и содержание произведения, назвать инструменты, пусть и не все.

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.

Задание № 3:  С помощью дидактической игры «Птичка и птенчики» определить высокий и низкий звуки в пределах квинты.

«3» - внимательно слушает музыкальные фрагменты, определяет высокие, средние  и низкие звуки, правильно выкладывает карточки.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить  верхний и низкий звуки.

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Задание № 4:  Предложить детям сочинить историю или сказку, после прослушивания произведения Моцарта «Маленькая флейта», обогатить свой рассказ движениями под музыку.

«3» - внимательно слушает произведение, может придумать историю, изобразить движениями характерные черты главного героя.

«2» - слушает внимательно,  но придумывает историю с помощью взрослого, изображает движениями по подсказке.

«1» - нет заинтересованности, задание выполнять не хочет.

Начало года

Музыкально-слуховое представление.

Задание № 1:        Назвать  любимую песню, мотивировать выбор, исполнить   ее точно после вступления под музыкальное сопровождение.

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления.

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.

Задание № 2: Исполнять небольшую песню  без сопровождения, в удобном диапазоне.

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого.

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.

Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?».  За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.

«3» - называет правильно,  определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - называет правильно,  но песенки не получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Задание № 4: Назвать  предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.),  показать приемы игры на различных инструментах, играть попевку  «Небо синее» небольшими группами и по одному..

«3» - называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с пением,  поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - называет правильно,  владеет приемами игры, но песенки не получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Конец года

Музыкально-слуховое представление.

Задание № 1:        Назвать  любимую песню, мотивировать выбор, исполнить   ее точно после вступления под музыкальное сопровождение.

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления.

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.

Задание № 2: Повторить отдельные звуки  небольшой знакомой  песни с голоса педагога, придумать ей новое окончание.

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с удовольствием.

«2» - поет, не точно,  без помощи взрослого придумать окончание не может.

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.

Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?».  За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.

«3» - называет правильно,  определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - называет правильно,  но песенки не получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Задание № 4: Назвать  предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.),  показать приемы игры на различных инструментах, предложить самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку.

«3» - называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с поддержкой взрослого.

«2» - называет правильно,  владеет приемами игры, но песенки не получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Начало года

Чувство ритма.

Задание № 1: Прохлопать  простейший ритмический рисунок,  мелодии из 5-7 звуков.  Р.н. попевка «Гори, гори ясно»

«3» - точное выполнение ритмического рисунка.

«2» - не совсем точное.

«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности. 

Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы.

«3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.

«1» - мала двигательная реакция на музыку.

Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «про меня и муравья» Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу. Смена движений в соответствии с текстом песни.

«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет  разнообразные  элементы.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия  выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

Задание № 4: Выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг на месте, с продвижением вперед и в кружении). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.

«3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои.

«2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои.

«1» - малая  двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

Конец года

Чувство ритма.

Задание № 1: Прохлопать  простейший ритмический рисунок,  мелодии из 5-7 звуков.  Р.н. попевка «Гори, гори ясно»

«3» - точное выполнение ритмического рисунка.

«2» - не совсем точное.

«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности. 

Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигаться, правильно выполняя движение, эмоционально, четко.

«3» - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть  чувство пульса.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.

«1» - мала двигательная реакция на музыку.

Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Про меня и муравья» Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу,  смена движений в соответствии с текстом песни.

«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет  разнообразные  элементы.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия  выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

Задание № 4: Предложить ребенку потанцевать под русскую плясовую, выполняя знакомые танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг на месте, с продвижением вперед и в кружении). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.

«3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои.

«2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои.

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

Задания для диагностики музыкальных способностей детей

В подготовительной  группе.

Начало года.

Ладовое чувство

        Задание № 1: Прослушать гимн Российской Федерации, определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение.

«3» - внимательно слушает произведение  от начала до конца, яркие

внешние впечатления,  ясно  излагает свои мысли, может определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения.  

 «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер, выделить средства выразительности.        

 «1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.

Задание № 2: Прослушать пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И. Чайковского, предложить ребенку выбрать картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию пьес, мотивировать свой выбор. Оценивается умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к наглядному образу.

«3» - внимательно слушает пьесы,  может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку.

«2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку.

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на пьесы.

Задание № 3:  С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики» определить части музыкального произведения..

«3» - внимательно слушает музыкальные фрагменты, определяет части музыкального произведения, верно, правильно выкладывает карточки.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части пьесы.

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Задание № 4:  Прослушать и определить к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и на каком инструменте оно исполняется.

«3» - внимательно слушает  фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты.

«2» - слушает невнимательно,  но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты.

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Конец  года

Ладовое чувство        

Задание № 1: Узнавать по вступлению  гимн Российской Федерации, определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение.

«3» - узнал гимн по вступлению, внимательно слушает произведение  от начала до конца, яркие внешние впечатления,  ясно  излагает свои мысли, может определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения.  

 «2» - слушает невнимательно, узнал по подсказке, но может определить характер, выделить средства выразительности.        

«1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.

Задание № 2: Прослушать  «Лето» А. Вивальди,  предложить ребенку выбрать картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию произведения и придумать сказку, опираясь на наглядный и музыкальный образы. Оценивается умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к наглядному образу.

«3» - внимательно слушает пьесы,  может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку, легко придумывает сюжет сказки.

«2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку, сказку придумывает при помощи взрослого.

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на произведение.

Задание № 3:  С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики» определить части музыкального произведения..

«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части пьесы..

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Задание № 4:  Прослушать и определить к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и на каком инструменте оно исполняется.

«3» - внимательно слушает  фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты.

«2» - слушает невнимательно,  но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты.

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Начало года.

Музыкально-слуховое представление.

Задание № 1:        Назвать  любимую песню, мотивировать выбор, исполнить   ее точно после вступления под музыкальное сопровождение. Определить части песни

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет задание.

«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, части не определяет.

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.

Задание № 2: Исполнять небольшую песню  без сопровождения, в удобном диапазоне.

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого.

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.

Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?».  За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.

«3» - называет правильно,  определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - называет правильно,  но песенки не получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Задание № 4: Назвать  предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.),  показать приемы игры на различных инструментах, играть попевку  «Небо синее» небольшими группами и по одному.

«3» - называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с пением. поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - называет правильно,  владеет приемами игры, но песенки не получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Конец года

Музыкально-слуховое представление.

Задание № 1:        Назвать  любимую песню, мотивировать выбор, исполнить   ее точно после вступления под музыкальное сопровождение, с помощью пособия выложить схему песни.

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет задание.

«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, задание выполнить не может.

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.

Задание № 2: Повторить отдельные звуки  небольшой знакомой  песни с голоса педагога, придумать ей новое окончание.

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с удовольствием.

«2» - поет, не точно,  без помощи взрослого придумать окончание не может.

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.

Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?».  За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.

«3» - называет правильно,  определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - называет правильно,  но песенки не получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Задание № 4: Назвать  предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.),  показать приемы игры на различных инструментах, предложить самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку. Исполнять сольно и в ансамбле на детских музыкальных инструментах простые песенки.

«3» - называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с поддержкой взрослого.

«2» - называет правильно,  владеет приемами игры, но песенки не получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Начало года

Чувство ритма.

Задание № 1: Проиграть на барабане   простейший ритмический рисунок,  мелодии из 5-7 звуков.  Р.н. попевка «Гори, гори ясно»

«3» - точное выполнение ритмического рисунка.

«2» - не совсем точное.

«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности. 

Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, выразительное исполнение всех движений.

«3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.

«1» - мала двигательная реакция на музыку.

Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Чик и Брик» Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу. Смена движений в соответствии с текстом песни.

«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет  разнообразные  элементы.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия  выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

Задание № 4: Выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.

«3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои.

«2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои.

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

Конец года

Чувство ритма.

Задание № 1: Проиграть на металлофоне  простейший ритмический рисунок,  мелодии из 5-7 звуков.  Р.н. попевка «Гори, гори ясно»

«3» - точное выполнение ритмического рисунка.

«2» - не совсем точное.

«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности. 

Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигаться, правильно выполняя движения, эмоционально, четко.

«3» - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть  чувство пульса.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.

«1» - мала двигательная реакция на музыку.

Задание № 3: Предложить ребенку с помощью дидактической игры определить сильные и слабые доли. Оценивается правильное выполнение правил игры.

 «3» -внимательно слушает пьесу, правильно выполняет задание.

«2» - не внимательно слушает пьесу, сильные доли выделяет не всегда.

«1» - задание выполняет без желания, не проявляет интереса.

Задание № 4: Импровизировать под заданную мелодию «Танец медведя и медвежат». Оценивается разнообразие выбранных движений, выразительность движений, способность передать через движение образ героя.

«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет  разнообразные  элементы.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия  выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

Задания для диагностики музыкальных способностей детей

Во II группе раннего возраста

Начало года

Ладовое чувство

        Задание № 1: Послушать два разнохарактерных произведения, по реакции детей, выбрать соответствующий балл.

Д. Кабалевский «Грустный дождик»,  М.Глинка «Детская полька».

«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие

         внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и

         двигательная реакция.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной

         реакции.         

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.

.

Конец года

Ладовое чувство

Задание № 1: В процессе слушания колыбельной и плясовой мелодии, показать соответствующие движения с куклой.

«3» - внимательно слушает, музыкальные фрагменты понимает, что нужно делать,     выполняет задание правильно.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но выполняет задание правильно.

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку

Начало года

Музыкально-слуховое представление.

Задание № 1:        Подпевать вместе с педагогом  знакомые фразы

«3» - пропевание всей фразы или мотива.

«2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука.

«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без

         подпевания.

Конец года

Музыкально-слуховое представление.

Задание № 1:        Петь песню «Ладушки», выполняя в пении движения, в конце проговаривая «Да».

«3» - пропевание  всей фразы, с правильным выполнением задания.

«2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука, но выполняя задание.

«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без         подпевания

Начало года

Чувство ритма.

Задание № 1: Прохлопать  под звучание плясовой в ладоши.

         «3» - точное выполнение ритмического рисунка.

 «2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился

Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться соответственно музыкальному фрагменту. С помощью педагога, выполнять простейшие танцевальные движения.

«3» - смена движений под музыку, по показу.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных

         движений, нет смены движений под музыку.

«1» - мала двигательная реакция на музыку.

Конец года

Чувство ритма.

Задание № 1: Воспроизвести  игру на металлофоне после показа взрослого.  

«3» - точное выполнение ритмического рисунка.

 «2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился

Задание № 2: Ребенку предлагается задание - потанцевать под музыку, вместе с воспитателем. Звучат фрагменты из трех произведений.  Оценивается соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки,    соответствие ритма движений ритму музыки.

а) Т. Ломова «Мелодия»,

б) М. Надененко «Марш»,

в) В. Гречанинов «Моя лошадка».

 «3» - выразительная пантомимика, смена движений под музыку,

         движения головы, рук, чувство пульса.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных  движений, нет

смены движений под музыку.

«1» - мало двигательная реакция на музыку.

Список используемой литературы

  1. О.П. Радынова «Музыкальное воспитание дошкольника»
  2. Н.А.Ветлугина  «Музыкальное воспитание в детском саду»
  3. М.А. Васильева: «Программа воспитания и обучения в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Диагностическая анкета направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей ребенка. Перед ее заполнением  необходимо провести наблюдение за поведением и деятельностью ребен...

Консультация для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах.

Консультация  для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  через игру на музыкальных инструментах....

Музыкально – дидактические игры, как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основное же н...

Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Консультация для родителей. Данный материал может быть полезен родителям дошкольников, не имеющим возможности получить профессиональную оценку музыкальных способностей своих детей. В статье можно озна...

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»

Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...