Самообразование «Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет) посредством применения исследовательских технологий Савенкова «Я исследователь»
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»
Самообразование воспитателя
«Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет) посредством применения исследовательских технологий Савенкова «Я исследователь»
Воспитатель: Юламанова Я.З.
г. Пыть – Ях
2021-2022
«Развитие познавательных способностей дошкольников посредством применения исследовательских технологий Савенкова
«Я исследователь»
Актуальность темы: Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе.
В связи с этим я выбрала методику Александра Ильича Савенкова, доктора педагогических, психологических наук, профессор кафедры психологии развития. Данная методика оригинальна, интересна, результативна и дает возможность способствовать развитию одаренности ребенка. Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых этапах. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребенка наиболее рациональному варианту поиска информации.
Нередко слова «исследование» и «проектирование» в образовании используются как синонимы, что рождает путаницу. Эта путаница совсем не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. И исследование, и проектирование, при всей своей несомненной важности для современного образования, принципиально разные виды деятельности. Разницу между ними следует ясно осознавать.
Исследование - бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была. Исследование творчество в чистом виде.
Проектирование - решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как - «брошенный вперед». В отличие от него проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает что делает, ясно понимает, к чему должен прийти. Нередко реализация проекта требует проведения исследований, но это не обязательно, теоретически проект может быть выполнен и на репродуктивном уровне. Проектирование – творчество по плану. Современного ребенка следует обучать и умениям бескорыстного поиска истины, и проектированию. Использование исследовательских методов обучения в детском саду имеет ряд существенных особенностей. Дошкольника бесполезно «нагружать» темой исследования. Он конечно исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент и т.п., а исследовать он будет только то, что ему действительно интересно. Его природный дар исследователя нуждается в неустанной педагогической заботе.
Цель: Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет)
Задачи:
- Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу о методике разработанной А.И. Савенковым;
- Познакомиться с пошаговым алгоритмом осуществления познавательно-исследовательской деятельности;
- Развитие интереса детей к познавательно-исследовательской деятельности;
- Создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
- Обобщить и распространить передовой педагогический опыт по теме самообразования.
- Предполагаемый результат:
- Для детей:
- у детей сформируются навыки исследовательской деятельности,
- познавательной активности, творчества, самостоятельности,
уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
- научатся планировать свою деятельность, работать в коллективе,
активное развитие речевой деятельности, пополнение словарного запаса.
- Для педагогов:
- повышение профессионализма по данной теме;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- самореализация.
- Этапы работы:
- Подготовительный этап.
1.1. Изучение методической литературы по теме.
2. Практический этап.
2.1. Определение целей и задач работы над темой.
2.2. Разработка системы мер, направленных на решение проблем.
2.3. Разработка перспективного плана на сентябрь – май.
2.4. Мониторинг.
2.5. Работа с детьми по плану.
Изготовление мини-лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребенка».
Анкетирование по выявлению отношение родителей к поисково – исследовательской деятельности ребенка.
3. Заключительный этап.
1. Диагностика уровня развития способностей детей на конец года.
2. Анализ данных по итогам учебного года.
Форма отчетности: Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
Срок реализации: 2021-2023г.
Планирование на 2021-2022 учебный год
План работы на год
Этап | Форма работы | Форма работы | Практический выход |
Подбор и изучение методической литературы | Изучение методической литературы по теме | Сентябрь - декабрь | Изучение методики А.И Савенкова, его технологии по познавательно- исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта. |
Изготовление карточек с символическим изображением «методов исследования»; дидактических игр; картотек. | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Январь | Карточки: (подумать самостоятельно; прочитать в книге, посмотреть по телевизору (видеофильм); понаблюдать; спросить у другого человека; посмотреть в интернете; спросить у специалиста; провести эксперимент), |
Работа с детьми | Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. | Февраль | Повышение познавательной активности детей, интереса к предметам окружающего мира |
Познавательное занятие «Льдинка и снежинка» | Февраль | Путём практического исследования (рассматривание снежинок и льдинок через лупу, изготовление и цветных льдинок) побуждать детей делать выводы. Умение называть сходства и различия снега и льда, делать выводы и умозаключения. | |
Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. | Март | Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем. | |
Путешествие за секретами здоровья | Март | Обобщение и закрепление представлений детей о здоровье, здоровом питании, витаминах и полезных продуктах. | |
Проект «О чем поспорили Кока- кола и Вода?» | Апрель | Обобщение знаний детей о пользе воды и вреде кока – колы для здоровья человека | |
Деловая игра «Я – исследователь» | Апрель | Экспресс опрос. | |
Интегрированное занятие «Сахарно морожено на блюдечко положено» | Май | Расширение знаний детей о мороженом, оформление выставки поделок | |
«Безопасность в природе» | Май | Самостоятельный поиск опасностей в природе. | |
Работа с родителями | Консультация для родителей «Воспитание познавательного интереса через опыты». | Ноябрь | |
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Февраль | ||
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребенка». | Март | ||
Фотовыставка «Юные исследователи» | Апрель | Публикации в социальных сетях | |
Работа с педагогами | Консультация «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Февраль | |
Отчетная презентация по теме самообразования. | Апрель |
Список использованной литературы
1. Савенков, А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5–8. / А.И. Савенков. — М.: Педагогический университет «Первое сентября». - 2007. — 92 c.
2. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников / А.И. Савенков. Серия: - Издательство: Учебная литература. – 2010.
3. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. – 2-е изд., доп. и перераб. – М: Национальный книжный центр, 2017. – 240с.
4. Методические рекомендации по подготовке к всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь». – М: Национальный книжный центр, 2016. – 48 с.
5. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. –М.: ТЦ Сфера, 2005. –64 с,-(Программа развития).
6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования "Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Индивидуальный план самообразования...
план самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством дидактической игры и занимательного материала"
Совершенствование качества обучения зависит от уровня подготовки педагога. Самообразование позволяет конкретизировать свои знания, пополнять их. Самообразование - необходимое условие деяте...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Индивидуальная тема самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».
quot;Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»....
План по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Материал содержит планирование по самообразованию воспитателя ДОУ на год....
Самообразование «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение«Детский сад № 76 г.Челябинска» План самообразованияна 2020-2021 уч. год &laq...
Презентация «Развитие познавательных способностей дошкольников посредством технологии «Путешествие по «реке времени»
Представляю Вам технологию - «Путешествие по «реке времени», автор Короткова Надежда Александровна. Данную технологию можно использовать в познавательно-исследовате...