Дидактические игры по "Нравственно-патриотическому воспитанию"
картотека (средняя группа)
Нравственно-патриотическое воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriaticheskoe_vospitanie.docx | 30.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому…»
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей.
- «Мой адрес…»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, номер дома, квартиры, телефона, этаж; закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.
Материал: мяч
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.
- «Наш детский сад»
Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет.сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы
Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет. сада. По плану дети ориентируются в пространстве
3. «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»
Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.
Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.
4. «Поиски добрых слов»
Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова
5. «Малая Родина»
Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории, памятниках и достопримечательностях города.
Материал: иллюстраций, фотографий города.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают
6. «Наша страна».
Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице
Материал: иллюстраций, фотографий
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают
7. «Герб России»
Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (города, области) закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает
Материал: картинка герба разрезанная на 6-8 частей
Ход игры: Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки.
8. «Флаг России»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, (города, области) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал: полосы красного, синего и белого цвета
Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России
9. Найти флаг России, города»
способствовать закреплению знания флага своей страны, (города, области) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал: картинки с изображением разных флагов
Ход игры: среди 4-6 предложенных флагов найти нужный
10. «Расскажи о своей семье»
Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить.
Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи
11. «Как я дома помогаю?»
Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать кто и какие обязанности выполняет дома.
12. «Благородные поступки»
Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.
Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
13. «Вежливые слова»
Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине
14. «Путешествие по городу»
Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры
Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города
Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
15. «Где находится памятник?»
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном селе.
Материал: изображения памятников
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
16. «Назови кто»
Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Медведев,)
Материал: портреты известных соотечественников
Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
17. «Наш микрорайон»
Цель: Закрепить знания детей о своем селе, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада
Материал: фотографии и иллюстрации города.
Ход работы: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем городе, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада
18. «Моих родителей зовут…»
Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек , бабушек…
Материал: семейные фотоальбомы
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
19. «Назови виды спорта»
Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.
Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков
Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.
20. «Почта»
Цель: закрепить знания детей о городах России.
Материал: почтовые конверты, открытки
Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.
21. «Вчера- сегодня»
Цель: развивать чувство времени у детей.
Ход игры: Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.
22. «Кто и в какой стране живет?»
Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.
Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом.
Ход игры: Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут
Китай-китаец, африка-африканец.
23. «Путешествие по планете Земля»
Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете.
Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты.
24. «Узнай по описанию кто это»
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира.
Ход игры: Воспитатель описывает животное, дети отгадывают.
25. «У кого какой домик»
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.
Ход игры: Медведю – берлога, Белке – дупло.
26. «С какого дерева листок»
Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.
27. «Зеленая аптека»
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Материал: гербарий, картотека лечебных трав
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах
28. «Малая красная книга»
Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности
Материал: «малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них
29. «Страны и народы"
Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.
Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них
29. «Из чего построен дом»
Цель: совершенствовать знания строительных материалах, о том из чего строях жилище человека, умение логически мыслить , закреплять умение образовывать имя прилагательное.
Материал: Изображение разных жилищ человека
Ход игры: стекло- стеклянный, Камень-каменный.
30. «Жилое – Нежилое»
Цель: закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т.п.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением разных строений
Ход игры: Воспитатель предлагает определить жилое или не жилое помещение
Дом - жилой, магазин –нежилой.
31. «Назови ласково»
Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова знакомить с разными именами
Ход игры: Миша- Мишенька, Даша- Дашенька, Дашуля.
32. « Я люблю… »
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности
Ход игры: Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.
33. «Узнай о ком я говорю»
Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают не примут в ней участие.
32. «Как найти дорожку в детский сад?»
Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.
Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.
Ход игры: дети ориентируются по плану и на макете.
33. «Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промысел. Дети называют.
32. «Продолжи пословицу»
Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.
Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.
33. «Подбери узор»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.
Ход игры: Дети рисуют подбирают узор по образу, называют вид народного промысла.
34. «Птицы нашего города»
Цель: знакомить детей с птицами региона. Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать
Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего региона», составленный совместно с родителями
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем регионе или нет.
35. «Богатства недр земли»
Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли.
Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли
Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.
36. «Подбери наряд кукле»
Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре. любовь к Родине, Родному краю
Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов»
Ход игры: Дети одевают куклу в национальную одежду.
37. «Собери узор»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Ход игры: Дети собирают картинки из разрезных фрагментов.
38. «Мир предметов»
Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные.
Материал: Картинки и изображения предметов обихода
Ход игры: чугун - чугунный, дерево- деревянный.
39. «На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов
Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира
Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение
40«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов
Материал: таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.
Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение
41. «Кому что нужно для работы?»
Цель: Формировать умение употреблять винительный и дательный падеж существительных. Развивать речь, логическое мышление память. Закреплять знания о профессиях людей.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Повару - поварешка.
42. «Отгадывание и толкование загадок об (Армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире)
Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравстаенно-патриотическую тему
Материал: загадки и картинки с отгадками
Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку
40. «Составь семейку»
Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора однокоренных родственных слов
Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т.д.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать родственные однокоренные слова к нему
родина, родной, родители, родственник, родинка
Герой - геройский, героический, героизм... Защита - защитник, защищать
42. «Скажи какая»
Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора определений к слову
Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т.д.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним словом и подобрать определения к нему Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т.д.
43. «Скажи какой»
Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое мышление.
Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей
Ход игры; татарин- татарский, мордвин – мордовский.
44. «Отгадай профессию»
Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.
45. «Кто что делает?»
Цель: формировать навык на подбор глаголов к существительным. Развивать речь, логическое мышление, память
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Повар - варит, жарит и т. д.
46. «Я имею право...»
Цель. Расширить область правовых знаний детей.
Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).
Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
47. «Кто мы? Какие мы?»
Цель: Закрепить знания детей о человеке, знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру.
Материал: картины и изображения человека (мужчины и женщины).
Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает детям найти сходства и отличия.
48. «Волшебные слова»
Цель: вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение, воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Материал: картины и изображения людей
Ход игры: злые- добрые, больные – здоровые.
49. «Особенности жизни в современном городе»
Цель: познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением, воспитывать бережное отношение к предметам созданными человеком.
Материал: картины и изображения различных предметов созданных людьми
Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют для чего нужен этот предмет.
50. «Природа и человек»
Цель: закрепить знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе
Материал: картинки и иллюстрации по теме.
Ход игры: Воспитатель проводит беседу и предлагает рассказать что сделано человеком, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось.
51. «И я..»
Цель: Развивать у детей сообразительность, чувство юмора, закреплять правила поведения в общественных местах. .
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ в том месте где он остановился дети говорят «И я…если эти слова подходят по смыслу. Я пришла в магазин…Там очень много товара, я решила купить себе кофточку, а платить не стала.
52. «Путешествие в страну часов.»
Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов. Рассказать о том, что в Москве на Кремле есть самые главные часы нашей Родины. .
Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов
Ход игры: Воспитатель рассказывает о том, что раньше люди узнавали время по крику петуха, по цветам, затем изобрели часы.
53. «Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке,….
Цель: воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого.
Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков.
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует преподносить и когда.
54. «Какие праздники ты знаешь?»
Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры в экологическом воспитании детей
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды....
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»
Консультация для педагоговпо экологическому воспитанию.Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»(Экологические игры и методика их проведения)...
Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...
Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...
Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...
Консультация для педагогов по экологическому воспитанию «Дидактические игры в экологическом воспитании»
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...