Дидактические игры по "Нравственно-патриотическому воспитанию"
картотека (средняя группа)

Нравственно-патриотическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriaticheskoe_vospitanie.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                «Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому…»

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей.

  1. «Мой адрес…»

 Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, номер дома, квартиры, телефона, этаж; закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Материал: мяч

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.

  1. «Наш детский сад»

 Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет.сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет. сада. По плану дети ориентируются в пространстве

3.  «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»

Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.

4. «Поиски добрых слов» 

Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова

5. «Малая Родина» 

Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории, памятниках и достопримечательностях города.

 Материал: иллюстраций, фотографий города.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают

6. «Наша страна». 

Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице

Материал: иллюстраций, фотографий

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают

7. «Герб России»

 Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (города, области) закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает

Материал: картинка герба разрезанная на 6-8 частей

Ход игры: Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки.

8. «Флаг России» 

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, (города, области) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал: полосы красного, синего и белого цвета

Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России

9. Найти флаг России, города»

 способствовать закреплению знания флага своей страны, (города, области) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал: картинки с изображением разных флагов

Ход игры: среди 4-6 предложенных флагов найти нужный

10. «Расскажи о своей семье» 

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить.

Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи

 11. «Как я дома помогаю?» 

Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать кто и какие обязанности выполняет дома.

12. «Благородные поступки» 

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и  мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки  мяч одному из игроков, тот  называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

13. «Вежливые слова» 

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине 

14. «Путешествие по городу»

 Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры

Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города

Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

15. «Где находится памятник?»

 Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном селе.

 Материал: изображения памятников

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

16. «Назови кто»

Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Медведев,)

Материал: портреты известных соотечественников

Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

17. «Наш микрорайон» 

Цель: Закрепить знания детей о своем селе, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада

Материал: фотографии и иллюстрации города.

Ход работы: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем городе, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада

18. «Моих родителей зовут…»

 Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек , бабушек…

Материал: семейные фотоальбомы

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

19. «Назови виды спорта» 

Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.

Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков

Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

 20. «Почта» 

Цель: закрепить знания детей о городах России.

Материал: почтовые конверты, открытки

Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.

21. «Вчера- сегодня» 

Цель: развивать чувство времени у детей.

Ход игры: Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

22. «Кто и в какой стране живет?» 

Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.

Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом.

 Ход игры: Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут

Китай-китаец, африка-африканец.

 23. «Путешествие по планете Земля» 

Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете.

Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты.

24. «Узнай по описанию кто это» 

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира.

 Ход игры: Воспитатель описывает животное, дети отгадывают.

25. «У кого какой домик» 

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.

Ход игры: Медведю – берлога, Белке – дупло.

26. «С какого дерева листок» 

Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев

 Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

27. «Зеленая аптека» 

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лечебных трав

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах

28. «Малая красная книга» 

Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности

Материал: «малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них

29. «Страны и народы" 

Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них

29. «Из чего построен дом» 

Цель: совершенствовать знания строительных материалах, о том из чего строях жилище человека, умение логически мыслить , закреплять умение образовывать имя прилагательное.

Материал: Изображение разных жилищ человека

Ход игры: стекло- стеклянный, Камень-каменный.

30. «Жилое – Нежилое» 

Цель: закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т.п.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением разных строений

 Ход игры: Воспитатель предлагает определить жилое или не жилое помещение

Дом - жилой, магазин –нежилой.

31. «Назови ласково» 

Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова знакомить с разными именами

Ход игры: Миша- Мишенька, Даша- Дашенька, Дашуля.

32. « Я люблю… » 

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности

Ход игры: Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.

33. «Узнай о ком я говорю» 

Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают не примут в ней участие.

32. «Как найти дорожку в детский сад?» 

Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.

Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.

Ход игры: дети ориентируются по плану и на макете.

33. «Народные промыслы» 

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества

Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промысел. Дети называют.

32. «Продолжи пословицу» 

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

33. «Подбери узор» 

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

Ход игры: Дети рисуют подбирают узор по образу, называют вид народного промысла.

34. «Птицы нашего города»

 Цель: знакомить детей с птицами региона. Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать

Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего региона», составленный совместно с родителями

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем регионе или нет.

35. «Богатства недр земли» 

 Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли.

Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли

Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.

36. «Подбери наряд кукле» 

Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре. любовь к Родине, Родному краю

Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов»

Ход игры: Дети одевают куклу в национальную одежду.

37. «Собери узор» 

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Ход игры: Дети собирают картинки из разрезных фрагментов.

38. «Мир предметов» 

Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные.

Материал: Картинки и изображения предметов обихода

Ход игры: чугун - чугунный, дерево- деревянный.

39. «На суше, в небе, по воде, под водой (животный  мир)» 

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов

Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение

40«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)» 

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов

Материал: таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение

41. «Кому что нужно для работы?»

 Цель: Формировать умение употреблять винительный и дательный падеж существительных. Развивать речь, логическое мышление память. Закреплять знания о профессиях людей. 

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игрыПовару - поварешка.

42. «Отгадывание и толкование загадок об (Армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире)

 Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравстаенно-патриотическую тему

Материал: загадки и картинки с отгадками

Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку

40. «Составь семейку» 

Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора однокоренных родственных слов

Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т.д.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать родственные однокоренные слова к нему

родина, родной, родители, родственник, родинка

Герой - геройский, героический, героизм... Защита - защитник, защищать

42. «Скажи какая»

 Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора определений к слову

Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т.д.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним словом и подобрать определения к нему Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т.д.

43. «Скажи какой»

 Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое мышление.

Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей

Ход игры; татарин- татарский, мордвин – мордовский.

44. «Отгадай профессию»   

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.

45. «Кто что делает?»

 Цель: формировать навык на подбор глаголов к существительным. Развивать речь, логическое мышление, память

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

 Ход игры: Повар - варит, жарит и т. д.

46. «Я имею право...» 

Цель. Расширить область правовых знаний детей.

Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).

Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

47. «Кто мы? Какие мы?»

 Цель: Закрепить знания детей о человеке, знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру.

Материал: картины и изображения человека (мужчины и женщины).

Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает детям найти сходства и отличия.

48. «Волшебные слова» 

Цель: вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение, воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Материал: картины и изображения людей

Ход игры: злые- добрые, больные – здоровые.

49. «Особенности жизни в современном городе»

 Цель: познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением, воспитывать бережное отношение к предметам созданными человеком.

Материал: картины и изображения различных предметов созданных людьми

Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют для чего нужен этот предмет.

50. «Природа и человек» 

Цель: закрепить знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе

Материал: картинки и иллюстрации по теме.

Ход игры: Воспитатель проводит беседу и предлагает рассказать что сделано человеком, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось.

51. «И я..» 

Цель: Развивать у детей сообразительность, чувство юмора, закреплять правила поведения в общественных местах. .

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ в том месте где он остановился дети говорят «И я…если эти слова подходят по смыслу.   Я пришла в магазин…Там очень много товара, я решила купить себе кофточку, а платить не стала.

52. «Путешествие в страну часов.» 

Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов. Рассказать о том, что в Москве на Кремле есть самые главные часы нашей Родины. .

Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов

Ход игры: Воспитатель рассказывает о том, что раньше люди узнавали время по крику петуха, по цветам, затем изобрели часы.

53. «Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке,….

Цель: воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого.

Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует преподносить и когда.

54. «Какие праздники ты знаешь?» 

Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в экологическом воспитании детей

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды....

Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»

Консультация для педагоговпо экологическому воспитанию.Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»(Экологические игры и методика их проведения)...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию «Дидактические игры в экологическом воспитании»

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...