КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
картотека
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 мл. группа «Кто больше и быстрее нарисует кружочки» Игровые задачи: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни. Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги. Ход занятия: педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями, в яблочки, пририсовывая сверху палочку или в вишенки. 2 мл. группа «Бусы для мамы» Игровые задачи: развивать внимание, мелкую моторику и научить различать цвета: подбирать бусинки того цвета, что и на изображении. Материал: коробочка с «бусинками», изображение с бусами. Ход игры: перед ребенком ставится коробочка с «бусинками» и дается изображение с бусами того или иного цвета. Взрослый спрашивает: - Какого цвета бусы изображены на картинке? – если ребенок затрудняется ответить, он сам называет цвета и просит: - Подбери бусинки такого же цвета, что и на картинке. |
2 мл. группа «Цветное мороженое» Игровые задачи: закрепить умение подбирать шарики мороженного по цвету одежды в вазочки. Материал: 4 пластмассовых шарика (красный, синий, желтый, зеленый, ваза «креманка», игрушки, с одеждой четырех основных цветов. Ход игры: в глубокую тарелку положите 4 пластмассовых шарика (красный, синий, желтый, зеленый). Рядом поставьте вазу «креманку», а вокруг нее рассадите гостей – игрушки, на которых должна быть одежда четырех основных цветов. Взрослый предлагает ребенку накормить гостей мороженым. Взрослый говорит: «Я мишка. Я хочу красного мороженого. На мне одежда красного цвета». Ребенок должен найти шарик «мороженого» такого же цвета, как одежда. Шарик нужного цвета ребенок кладет в вазочку для гостя. |
2 мл. группа «Три квадрата». Игровые задачи: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький». Материал три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф. Ход игры: дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают, положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие. Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу-вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах» - говорит воспитатель. |
2 мл. группа "Лото" Игровые задачи: освоение умений выделять различные формы. Материалы: карточки с изображением геометрических фигур. Ход игры: детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала, с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры. |
2 мл. группа «Цветные прищепки» Игровые задачи: учить выбирать цвета по наглядному образцу. Материалы: цветные прищепки 4 цветов (красный, желтый, зеленый, синий, цветочки из картона (красного, желтого, зеленого, синего) цвета. Ход игры: играют 2-4 ребенка. Воспитатель дает детям прищепки разного цвета и просит прикрепить прищепки одного цвета вокруг цветочка того же цвета. |
2 мл. группа «Картина» Игровые задачи: учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание. Материалы: большой лист бумаги для панно, крупные детали аппликации (солнце, полоса земли, дом, фигурка мальчика или девочки, дерево, птица), листы бумаги, те же элементы аппликации меньших размеров, подносы, клей, кисточки, клеенки, тряпки по количеству детей. Ход игры: педагог говорит детям, что они будут делать красивую картину: он - на большом листе, закрепленном на доске, а они - маленькие на своих листах бумаги. Нужно только внимательно смотреть и делать все так, как делает педагог. Затем педагог раздает детям материал для аппликации. Сначала он наклеивает внизу полоску земли, наверху солнце и т. д. Педагог делает все медленно, фиксируя свои действия на каждом моменте и давая возможность детям выбрать каждый элемент и правильно расположить его на бумаге. В случае необходимости помогает ребенку определить место на листе бумаги (верх, низ). По окончании педагог сравнивает детские работы со своей, обсуждая пространственное расположение предметов, хвалит их. Затем кратко описывает содержание получившегося изображения, закрепляя пространственное расположение предметов: «Мальчик вышел на улицу. Посмотрел - внизу земля, наверху - небо. На небе солнце. Внизу, на земле, дом и дерево. Мальчик стоит около дома с одной стороны, а дерево - с другой стороны. На дереве сидит птица». |
Ср. группа «Цветные картинки» Игровые задачи: формировать умение анализировать цвет предмета, учить узнавать и называть цвет, учить группировать предметы по общему признаку. Материалы: цветные корзинки (красная, желтая, зеленая, синяя, сделанные из картона, вырезанные собаки из картона с бантами тех же цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Для прочности корзинки и фигуры собак обклеены с двух сторон скотчем. Ход игры: - Спросить, какого цвета корзинки? - Какого цвета бантики у собак на шее? - Рассадите собак в корзинки так, чтобы цвет корзинки совпадал с цветом бантиков у собак; в красную корзинку-только собаки с красными бантами, в желтую-только с желтыми и т. д. |
Ср. группа «Ягоды поспели» Игровые задачи: закреплять умение составлять градационный ряд цвета от светлого к темному, по образцу и без него. Материалы: карта образец с изображением ягод и фруктов с последовательным усилением цвета и набор карточек к данной кате с аналогичными изображениями, но по 1 на карточке. Ход игры: воспитатель раздает детям по карточке и по соответствующему набору к ним. – Ребята, смотрите какие у нас ягодки нарисованы. Сначала они светлые, потом постепенно темнеют, это они так созревают, вот цвет ягоды становится все насыщеннее и ярче, и вот в конце карточки она уже созрела. Подберите среди своих карточек соответствующие и разложите. |
Ср. группа «Сложи картинку» Игровые задачи: развивать логику путем составления целого из частей, воспитывать усидчивость, закреплять знания о животном мире. Материалы: разрезные картинки, изображающие различных зверей, птиц, насекомых или специальное лото. Ход игры: воспитатель раздает детям по комплекту разрезных картинок. Каждый ребенок должен сложить целую картинку из частей. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно ее сложит, и назовет изображение на картинке. |
Ср. Группа «Ладошки» Игровые задачи: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса. Материалы: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка). Ход игры: воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки. |
Ср. группа «Геометрические фигуры» Игровые задачи: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами. Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т. Д. из геометрических фигур. Ход игры: После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего рас красить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: "Шарик круглый, окно квадратное..." |
Ср. группа «Морское дно» Игровые задачи: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти. Материалы: нарисованное «пустое» морское дно. Карточки с загадками про морских жителей и соответственно сами яркие, красочные нарисованные морские жители. Ход игры: Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот, кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т.п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. |
Ср. группа «Змейка» Игровая задача: развитие мелкой моторики детей. Материал: пластилин, доска для лепки, стека Ход игры: предложите ребенку раскатать из яркого цветного пластилина длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий. |
Ст. группа «Чудесный лес» Игровые задачи: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения. Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей. Ход игры: взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю. |
Ст. группа «Целое – часть» Игровые задачи: формировать целостное восприятие предмета; развивать мелкую моторику; активизировать словарь Материал: части (детали) предметов: Дом – фундамент, стена, окно, крыша, двери, крыльцо; Машина – кабина, колёса, дверка, кузов, фары; Цветок – стебель, корень, листья, серединка, лепестки; Чайник – стенки, крышка, носик, ручка; и тд. Ход игры: дети получают конверт с частями (деталями предмета) и выкладывают их. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием и правильно назовёт сам предмет и его части. |
Ст. группа «Одень куклу» Игровые задачи: учить детей находить оттенки темнее или светлее данного цвета; учить детей рассказывать об одежде для кукол, используя в речи сложноподчинённые предложения типа «Шапочка на кукле темнее, а сапожки светлее, чем пальто». Материалы: панно с четырьмя куклами в зелёном, красном, коричневом и синем пальто. 8 шапочек и 8 пар сапожек. Половина шапочек и сапожек более светлых оттенков, чем пальто, остальные — более тёмных. С обратной стороны шапочки и пальто подклеены бархатной бумагой или фланелью. Ход игры: воспитатель демонстрирует детям пальто. Спрашивает, какого цвета пальто на куклах. Обращает внимание детей на то, что куклы ещё не полностью одеты для прогулки: надо надеть на них шапочки и сапожки. Выставляет фланелеграф, на нём — шапочка и сапожки. Предлагает одеть куклу в красном пальто, подобрав для неё сапожки, которые светлее пальто, и шапочку, которая тоже светлее пальто. Вызванный ребёнок выбирает шапочку, сапожки и «надевает» их на куклу, а потом рассказывает, как она одета: «На кукле красное пальто. Шапочка и сапожки тоже красные, но светлее, чем пальто». Далее педагог приглашает к столу сразу троих детей — они подбирают шапочки и сапожки для остальных кукол. |
Ст. группа «Формы» Игровые задачи: закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах. Создать поисковую ситуацию: вылепить из пластилина объемные формы, глядя на схематичное или неполное изображение на плоскости. Материалы: пластилин Ход игры, варианты: педагог предлагает детям вылепить: - три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу. Во что можно превратить каждый из них и все вместе. - вылепить три разных круга. (Как можно это сделать?) - вылепить три разных кубика. (Во что можно превратить каждый из них и все вместе?). - вылепить три разных квадрата. - вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?).- вылепить три разных треугольника. (Как можно это сделать?) - вылепить несколько геометрических тел. - вылепить несколько геометрических фигур. - вылепить домик из нескольких форм. - вылепить лесенку. |
Ст. группа «Собери урожай» Игровые задачи: формировать умения подбирать цвет и форму заготовки в соответствии с выбранным фруктом. Материалы: цветная бумага, корзина-карман, магнитная доска или фланелеграф. Ход игры: дети вырезывают из цветной бумаги овощи и фрукты, а затем в прикрепленные к доске корзины собирают урожай: в первую корзину кладут овощи, во вторую – фрукты. |
Ст. группа «Нарисуй теплую картинку» Игровые задачи: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму. Материалы: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги. Ход игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы. Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе. Творческие задания: нарисуй «теплый» натюрморт; расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым); раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета? «Кто нарисует больше предметов овальной формы?» |
Ст. группа Панно «Осень праздничная» Игровые задачи: передавать настроение праздника с помощью цвета, развивать творческое воображение, формировать навыки совместной деятельности. Материалы: 2-3 листа бумаги для фона, цветная бумага, природный материал, клей, ножницы, кисти, дипломы победителей. Ход игры: 1) Дети вспоминают признаки осени, праздников в городе (деревни); отмечают, как это выражается в цвете. 2) На больших листах бумаги (2-3 листа) «художники» (бригада «художников» выполняют композицию, вырезая изображения из бумаги согласно замыслу); можно использовать и природный материал, готовые формы. 3) «Главные художники» комментируют коллективные работы. Участники игры (жюри) решают, кому присудить первое (второе, третье) место. 4)После игры из сделанных панно может быть подготовлена общая композиция. |
Подг. группа «Кто нарисует больше предметов овальной формы?» Игровые задачи: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения. Материалы: карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки. Ход игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом. Игровые действия: дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета. |
Подг. группа «Украсим рукавички» Игровые задачи: развивать воображение, умение составлять композицию по замыслу. Материалы: заготовки вырезанных рукавичек из картона, цветная бумага, клей. Ход игры: педагог предлагает детям украсить рукавички, вырезанные из цветного картона. Дети придумывают узор, вырезывают элементы узора из цветных полосок (круги, полоски, различные фигуры), располагают узор в середине силуэта, по краю, наклеивают все детали. |
Подг. группа «Продолжи узор» Игровые задачи: формировать умение соблюдать симметрию и ритм, развивать творческие способности, самостоятельность. Материалы: Картон с частично нарисованным узором, элементы, вырезанные из цветной бумаги (полоски, круги, полукруги и т.д.), клей. Ход игры: каждый играющий получает цветную карту с половинкой узора и выкладывает недостающую часть узора из цветных элементов, точно повторяя их расположение, цвет и форму. |
Подг. группа «Необычный зоопарк» Игровые задачи: закрепить умение вырезывать круги из квадратов, развивать творческую фантазию детей. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, картон. Ход игры: педагог предлагает совершить путешествие в сказочную страну, где живут необычные животные, состоящие из кругов и полукругов: у них туловище, голова, уши и даже хвост круглые или полукруглые. Дети вырезывают разного размера круги из заранее приготовленных квадратов и составляют из них изображение животного. Из полученных изображений животных составить выставку «Необычный зоопарк». |
Подг. группа «Что нам стоит дом достроить!» Игровые задачи: формировать умение соблюдать симметрию и ритм, развивать творческие способности, самостоятельность. Материалы: цветные кубики Ход игры: Воспитатель выстраивает начало домиков. - Эти домики строили-строили, но не достроили. А задумали их так, чтобы в каждом чередовались два цвета. Дострой домики. Какие детали нужно поставить сверху? Найди домик, у которого внизу два зеленых кубика. Кубик какого цвета стоит сверху? (Красный.) А какие кубики поставили потом? (Зеленые.) Значит, какой кубик нужно поставить сверху? Найди его в ряду справа. Рассмотри каждую постройку (остальные можно закрыть) и подбери недостающие детали. Покажи домик из оранжевых и зеленых кубиков. Из желтых и зеленых кирпичиков? Назови цветные детали, из которых построили остальные домики. |
Подг. группа «Цирковые акробаты» Игровые задачи: учить быстроте реакции в подборе частей тела животного, исходя из карточки-образца, передавать разнообразные движения при помощи различного расположения шаблонов. Материалы: карточки-образцы или «подвижные» игрушки из картона, шаблоны. Ход игры: дети должны выполнять рисунок с помощью шаблонов по образцу. Самостоятельно придумать как можно больше вариантов акробатических фигур (за каждый вариант — 1 балл). Выигрывает тот, у кого больше баллов. |
Подг. группа «Веселые клеточки» Игровые задачи: упражнять в быстром составлении разрезных картинок с последующим рисованием по клеткам (4, 9, 12 частей). Материалы: карточки разрезные (4, 9, 12 частей), картинки-образцы, карточки (чистые) с клетками для рисования по клеткам. Ход игры: быстро составлять изображение по образцу из 4, 9 и 12 частей, а затем взять чистую карточку (4 клетки) и нарисовать картинку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Развитие продуктивных видов деятельности у детей дошкольного возраста»
Об особенностях развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте....
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Формирование методической компетенции педагогов в области развития продуктивных видов деятельности, обучение методическим приемам организации совместной деятельности ребенка и взрослого, детского колл...
Развитие продуктивных видов деятельности детей до 3-х лет.
Содержание:1. Развитие изобразительной деятельности детей до 3х лет.2. Игра в продуктивных видах деятельности....
тематический план работы по развитию продуктивных видов деятельности(лепка, рисование) в младшей группе
тематический план сентябрь-май...
Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте
Предпосылками продуктивных видов деятельности, так же как игры и труда, выступают потребность малыша в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование ...
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
картотека игр на развитие продуктивных видов деятельности...