Исследовательский проект «Волшебная лаборатория» для дошкольников
проект

Соловьёва Дарья Николаевна

Исследовательский проект "Волшебная лаболатория" для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1058855048.docx198.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края

Исследовательский проект

«Волшебная лаборатория»

для дошкольников

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/12/26/hello_html_299f3bf2.jpg

                                                                             Подготовили: воспитатели

                                                                                                    Сыпченко Е.И.

                                                                                                  Кекина М.Ю.

                                                                                                     Соловьева Д.Н.

Кулунда 2022 год

Актуальность проекта. 

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.  

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Цель проекта: способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.


Задачи:

  • Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
  • Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
  • Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
  • Развивать наблюдательность;
  • Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
  • Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид проекта: общесадовский; краткосрочный; поисково-исследовательский.

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели групп, дети, родители.

 Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

• Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап – основной.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.

3 этап – заключительный.

• Определить эффективность проведенной работы

• Провести анализ полученных результатов.

• Провести итоговое развлечение на тему проекта.

Предварительная работа:

• Ежедневные наблюдения различных явлений окружающего мира;

• Беседы о воде, воздухе, песке;

• Рассматривание и чтение детских энциклопедий.

Работа с родителями: Представление фото, видео презентации об экспериментальной деятельности детей в саду; демонстрация экспериментов. Консультации и папки-передвижки для родителей по данной теме. 

 Ожидаемые результаты.

• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Перспективный план работы по основному этапу проекта:

Программное содержание:

  • Совместная деятельность педагогов и детей (Беседы и опыты по экспериментальной деятельности);
  • Совместная деятельность родителей и детей.

День опытов и экспериментов.

  • Беседы: «Кто такие ученые, иссследователи», «Правила безопасности при проведении экспериментов».
  • Игровое упражнение «Как правильно пользоваться лупой».
  • Экспериментирование с предметами из различных материалов.

– Исследование «Рассматриваем через микроскоп и сравниваем».

-Работа с альбомами «Мои наблюдения и исследования природы».

-Пение или слушание: «Песенка о лете» (композитор Е. Крылатов), «Мир                 похож на цветной луг», «Облака», «Белые кораблики».

День ветра.

  • Наблюдение за ветром.
  • Игры с султанчиками, с воздушными шарами.
  • Физминутка «Ветер дует нам в лицо»
  • Дыхательная гимнастика «Ветерок».
  • Экспериментирование: «Сила ветра», «Направление ветра», «Ветер – силач».
  • Беседы: «Ураган, буря, смерч», «Когда ветер опасен».
  • Словесная игра «Какой бывает ветер».

Наблюдение: «Воздух» (доказать, что воздух бесцветный, без запаха, невесомый).

  • Рисование «Лёгкие, воздушные, ветерку послушные». (Воздушные шары),

«Рисунок ветра» (с помощью струи выдыхаемого воздуха через трубочку), рисование облаков, «Разрисуем воздушные шарики», изготовление самолетиков, птичек в технике оригами, рисование облаков.

-Составление рассказов и сказок об облаке, ветре.

-Изготовление воздушного змея совместно с родителями для игры в ДОУ.

- Чтение художественной литературы: С. Михалков «Три ветра», И. Токмакова «Разговор ветра и осинок», Я. Аким «Погляди» и др.

 

 

День воды.

  • Проблемная ситуация «Если б не было воды…»
  • Беседа «Польза воды».
  • Экспериментирование: «Вода – растворитель», «Прозрачность воды»,

«Различные состояния воды», «Тонет, не тонет», «Подкрашивание воды».

  • Экспериментирование: «Капля в воде», «Что плывет, что тонет?» (свойства предметов, материалов);

-Зарисовывание опытов; «Разный дождик» (различают ливень, грибной, мелкий, моросящий; дождь может менять своё направление - косой и прямой).

 -П/и: «Перепрыгни через  ручей», «По кочкам», «Разный дождик».

-Д/и «Кто в море живет?», «Стань другом природы». Просмотр фрагмента познавательного фильма «Жизнь океана»

- Чтение художественной литературы: В. Берестов «Тучка», Б. Заходер «Дождик»,

Р. Сеф «Гром гремит на всю округу». Заучивание стихов на выбор.

Песочная страна.

-Беседы: «Где люди используют песок?», «Песочная страна».

Наблюдение: «Песочные часы» (с какой скоростью пересыпается песок, как долго длится минута).

-Опыты: «Свойства песка» («О чем говорят следы на песке?», «Какой он, песок?» (пересыпание и просеивание песка, сравнение его температуры, сравнение мокрого и сухого песка.

-Строительные игры из песка (с использованием формочек, природного и бросового материалов).

Чтение сказок, рассказов по теме недели. Сказка «Песок и солнечный свет».

 -Игры: «Лить - поливать», «Закончи предложение», «Назови одним словом»,

«Едем, плывем, летим»

 

- Смотр-конкурс «В стране песочных замков»

- Развлечение

Результативность: За сравнительно короткое время реализации проекта дети хорошо усвоили понятия о воздухе, его свойствах, о плотности воды, разном взаимодействии веществ с водой, о песке, его использовании. У детей появился интерес к экспериментальной деятельности. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.  

                                                                                                    Приложение

           Опыты и эксперименты

«Невидимка воздух» формировать представление о воздухе, его свойствах; о роли в жизни живых существ. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию. Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента.


«Как поймать воздух?»

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? И так, мы его не видим, но чувствуем.

«Парашюты» (дома совестно с родителями изготавливаем игрушечный парашют)

Оборудование:

-8 кусков верёвки по 40 см

-большой пластиковый пакет

-двухсторонний скотч

-игрушечный человечек

Из пакета вырезали круг и прикрепили к нему верёвки и человечка. Сложили парашют и бросили его как можно выше.

При спуске под куполом оказывается большое количество воздуха. Сила сопротивления воздуха уменьшает скорость падения.

«Что в стакане»

Воспитатель: посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой? Сейчас мы это проверим. Нам понадобиться ёмкость с водой и этот стакан. Перевернём стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри). Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.

«Почему гаснет свеча»

Оборудование:

-2 свечи

-2 блюдца

-банка

-спички

Взяли 2 свечи, поставили на блюдца и подожгли их. Одну из свечей накрыли банкой и стали наблюдать, что будет происходить дальше. Через некоторое время свеча, накрытая банкой, погасла.

Почему она погасла? В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так и мы не можем жить без кислорода.

«Воздух легче воды»

Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берётся? Пузырьки поднимаются на поверхность потому, что воздух легче воды.

«Имеет ли воздух вес?»

Нам понадобиться весы и два воздушных шара. Эти весы можно сделать сами из верёвочки и палочки. С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.

«Движение воздуха»

Возьмите лист бумаги и помашите перед лицом. Что вы почувствуете? А если бы мы сейчас окно, что бы почувствовали? Молодцы! Итак, делаем вывод, что воздух – движется. Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживём и 5 минут. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите. Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватало? Хорошо вам было без воздуха?


«Царица – водица» совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды;

-способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

-развивать речь, мышление, любознательность;

-развивать умение делать выводы, умозаключения;

-воспитывать аккуратность при работе.

«Какой формы вода?»

На столе лежат кубик и шарик.

Воспитатель: какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмём узкую банку и наполним её водой. Перельём эту воду в широкую банку. Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.

Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода-жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге растекается, в ямках собирается, а в землю впитывается. И так вода не имеет формы.

«Какого цвета вода?»

Возьмём два стакана-один с водой, а другой с молоком. Возьмём картинку и поставим её за стаканом с водой. Нам видно картинку (ответы детей).

А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко нет. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунём её в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через неё на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

«Льдинки на тропинке»

Оборудование:

-краски

-3 ёмкости

-формочки

-вода

В ёмкости налили воды. Воду подкрасили акварельными красками разного цвета. Подкрашенную воду разлили в формочки. Формочки положили в морозилку. На следующий день получили разноцветные льдинки.

«Вода – растворитель»

А если у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение. Один ребёнок размешивает в воде сахар, другой - соль, третий – аскорбиновую кислоту. Теперь попробуйте воду снова. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, солёная, кислая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы добавили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно осталось на поверхности.

«Яйцо утонет или всплывет?»

Оборудование:

-2 яйца (сваренное в крутую)

-соль

-вода

-2 ёмкости

Положили 2 яйца в разные ёмкости с водой. Они утонули. В одну ёмкость с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности. Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды, и оно поднялось на поверхность.

«Есть ли запах у воды?»

Давайте определим есть ли запах у воды. (Ответы детей). Теперь размешаем в воде травяной настой и мятные капли. И снова понюхаем воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

«Фильтрование воды»

Бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно глотнуть хотя бы глоток воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмём воронку, платок, вату и ёмкость для воды. Делаем очистительные устройства – фильтры.

 

Проведение экспериментов.

"Опыт с молоком"

Что необходимо для этого опыта:

 1. молоко

 2. красители

 3. жидкое мыло или жидкость для мытья посуды

 4. ватные палочки

5. пластиковая тарелка. 

Наливаем в тарелку молоко (не холодное), затем добавляем красители (несколько цветов), проста капаем и не размешиваем, потом берем ватную палочку, макаем в жидкое мыло или жидкость для мытья посуды и опускаем в молоко в то место, где сосредоточены красители и краски начинают разбегаться по всей поверхности молока, рисуя причудливые узоры. 

  "Что растворяется, а что нет".

Этот очень познавательный опыт рассчитан на ребенка 5-6 лет. В результате такой развивающей игры дети узнает о свойствах тех веществ, которые окружают его в повседневной жизни.

Для опыта понадобится 4 стакана с теплой водой, сахар, соль, гречка и масло. Наполните все стаканы водой, затем в каждый стакан насыпайте по очереди по ложке одного из веществ. Помешивая воду в каждой емкости, наблюдайте с малышом за реакциями.

Понятно, что сахар и соль растворятся, зерна гречки опустятся на дно, а масло будет плавать на поверхности воды. Вывод прост: все вещества по-разному взаимодействуют с водой.

"Окрашивание воды"

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

      "Пенная змея"

Все, что нужно — это пустая пластиковая бутылка, клейкая лента, кусок ткани, средство для мытья посуд.

Отрезаем низ у бутылки, потом натягиваем ткань на получившуюся дырку, чтобы прикрепить его к бутылке, можно обойтись и резинкой.

Налейте средство для мытья посуды в неглубокий контейнер с небольшим количеством воды и осторожно перемешайте.

Опустите носок в раствор, чтобы он как следует пропитался, и начинайте осторожно выдувать пузыри.

     «Удивительный песок»

           Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.

         Оборудование:

1.  2 стеклянные банки (первая – с сухим песком, вторая – с прозрачной водой),

2. лопатка,

3. пластинка,

4. три оргстекла.

        Опыт 1: Дети, вы любите бегать по песку босиком? Где его можно увидеть? Что такое песок? Из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину, рассмотреть.

      Вывод 1: песок – это очень – очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера.

        Опыт 2: Почему песок тонет?

В баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Что происходит? (песок оседает) На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдёт? (песочная пыль, растворившись, окрашивает воду).

     Вывод 2: песок – тяжёлый – он опускается на дно баночки; пыль – лёгкая – осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду, мокрый песок меняет цвет.

     

         «Песчаный конус»

Цель: Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.

Оборудование:

1. Сухой песок.

2. Поднос, на который можно высыпать песок.

Опыт: Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплыв» - движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.

Вывод: Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.

Художественная литература

Три Ветра

Три Ветра — три брата
По свету гуляли,
По свету гуляли —
Покоя не знали.
Не знали покоя
Себе на забаву,
Но разные были
По силе и нраву.Был младший из братьев
И ласков и тих,
И был он слабее
Двух братьев своих.
Он целыми днями
На воле резвился,
Он пылью дорожной
На травы ложился,
Сдувал одуванчики,
Трогал былинки
И в ельнике частом
Качал паутинки.
И было беспечным
Его дуновенье,
И было неслышным
Его появленье.У среднего брата
Работы хватало,
Упрямства и силы
В нем было немало.
Любил потрепать он
Бумажного змея
И шапку сорвать
С головы ротозея.

Он дул-задувал,
Расходился на воле,
И мельницы в поле
Пшеницу мололи,
Столетних деревьев
Качались вершины,
На водную гладь
Набегали морщины,
И парусной лодке
Давал он движенье,
И было заметным
Его появленье.

Был третий, был старший
Из братьев Ветров
В своем удальстве
И жесток и суров.
Он знойным песком
Засыпал караваны,
Назло морякам
Волновал океаны.
И было, как видно,
Ему не впервые
Ломать, как тростинки,
Дубы вековые
И, крыши срывая,
Врываться в жилища.
Его называли
Ветрило! Ветрище!
Владел им бессмысленный
Дух разрушенья,
И было внезапным
Его появленье.

Три Ветра, три брата,
Гуляли по свету,
Но раз на рассвете
Попались поэту.
И младшего Ветра,
Найдя его в поле,
Поэт подчинил
Своей мысли и воле:
Заставил его
Над рекою спуститься,
Пройти камышами,
Остыть, охладиться,
Чтоб людям уставшим,
За труд их в награду,
Нести на привалы
Живую прохладу.

И среднему брату
Пришлось покориться.
Он должен был в путь
Над землею пуститься,
В пути собирать
Облака дождевые,
Вести их на юг,
За хребты снеговые,
В края, где колосья,
Зерно наливая,
Недвижно стояли,
Томясь, изнывая.

А старшего Ветра,
Последнего брата,
Поэт наш осилил
Упорством солдата.

И, как он ни рвался
И чем ни грозился,
За братьями следом
И он подчинился.
Поэт ему дал
Направленье, заданье,
Вселил в него радостный
Дух созиданья
И к людям заставил
Пойти в подчиненье…

Вот так
Получается
Стихотворенье.     (С. Михалков)

Разговор ветра и осинок

— Здравствуй, Ветер,
Ветер, здравствуй!
Ты куда летишь, вихрастый?
Что поднялся до зари?
Погоди, поговори!- Я спешу, осинки, в город,
Я несу приветов ворох,
Должен их сегодня сам
Разнести по адресам.Площадям и переулкам,
Фонарям, тоннелям гулким,
Перекресткам и домам
Я приветы передам.

От тропинок и дорожек,
От рябинок-тонконожек,
От калиновых кустов,
От малиновок, дроздов.

Чтобы город стал весенним,
Чтоб пришло туда веселье,
Чтоб запахло там весной,
Светлой радостью лесной.   (И. Токмакова)

 

Погляди…

Погляди — в мешках томится
Золотистая пшеница.
Ветер дует день и ночь,
Хочет мельнику помочь.
Станет все зерно мукою,
Потечет мука рекою.
Испекут нам из муки
Булки, плюшки, пирожки.    (Я. Аким)

Повелитель ветров

Мальчик Ветру говорил:
— У тебя так много сил,
Ты стремительный, могучий,
Быстрокрылый и летучий,
Ты и вихрь, и ураган,
Буря, вьюга и буран,
Но тебя не понарошку
Я смогу зажать в ладошку!

Рассмеялся только Ветер:
— Самый сильный я на свете,
И могу тебя, шутя,
В небо выбросить, дитя!

Дунул в кулачок свой крошка
И сильнее сжал ладошку:
— Вот, пожалуйста, смотри,
В кулачке ты,
здесь,
внутри!

Ветер вдруг от слов таких
В удивлении притих,
Прошептал:
— Служить готов
Повелителю ветров.    (Н. Шемякина)

Тучка

Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
Сразу радуга смеётся.  (В.Берестов)

Дождик

Дождик песенку поет:

Кап, кап...

Только кто ее поймет -

Кап, кап?

Не поймем ни я, ни ты,

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зеленая трава...  (Б. Заходер)

Гром гремит на всю округу.
Грому рады — ровно другу.
С треском, с грохотом гремит
Так, что всё вокруг дрожит…
Ну и треск! Вот это гром!
Ох, гроза! Пожар кругом:
Так сверкнёт вокруг вдруг ярко.
От грозы на небе жарко!
Гром народ благодарил:
Гром прохладу подарил.  (Р. Сеф)

«Сказка про песок и солнечный свет»

Давным-давно, когда люди, звери и птицы говорили на одном языке, а трава перешёптывалась с опавшими листьями, на широком озере жили брат и сестра, Песок и Водная Гладь. Песок любил странствовать по всей земле, а Водная Гладь дожидалась брата из дальних путешествий.

На северном берегу озера жила Старая Гора. Её муж, вечно угрюмый Чёрный Утёс, стоял чуть поодаль. Целыми днями и ночами он вглядывался в бескрайний горизонт, ни с кем не разговаривая и думая о чём-то своём.

Каждое утро на озеро приходил Солнечный Свет. Все радовались его появлению и непременно расхваливали его золотые кудри, их красоту и блеск. Солнечный Свет любил слышать похвалу! Он растекался от счастья и начинал играть со всеми, кто в нём нуждался. И только Песок, который был сух и колюч, не придавал большого значения появлению Солнечного Света. Покружив на берегу, он срывался с места и пропадал на несколько дней.

И вот, однажды, Песок вернулся из путешествия, ласково потрепал Водную Гладь и начал свой рассказ.

– Далеко-далеко, на краю земли, в одиночестве живёт древняя Пустыня. Она поведала о тех временах, когда ничего не было кроме неба и земли. Она очень мудра! Она научила меня быть быстрым и сильным, ловким и неукротимым!

– Какие глупости! – усмехнулся Солнечный Свет, любуясь своим отражением в Водной Глади. – Я буду там, где живёт Пустыня уже утром, а ты и за несколько дней туда не доберёшься!

– Ты лжёшь! – взвился Песок. – Я всё сметаю на своём пути! Ни зверь, ни человек не устоят в схватке со мной!

Солнечному Свету доставляло огромное удовольствие дразнить Песок. Он рассмеялся и скрылся за тучей.

 

– Вот видишь, Песок, захочу, выйду, а захочу нет! А что можешь сделать ты?

Старая Гора разволновалась и прогрохотала: “А, ну, прекратите, немедленно! Эй, Утёс, что же ты молчишь? Уйми их!” Но она знала, что Чёрный Утёс никогда не ответит. Уж очень он молчалив и угрюм.

А Песок тем временем не на шутку разошёлся!

– Уймись, Песок! – умоляла брата Водная Гладь. Да, куда там! Слова Солнечного Света не давали покоя гордому Песку.

И яростно Песок закружился в жутком танце! Так учила его древняя Пустыня. Он поднялся в небо и заслонил собой Солнечный Свет. Тьма опустилась на землю и воцарилась тишина. Звери попрятались в норы, люди закрыли двери и окна, замолкли птицы. Холодом повеяло по всей земле. Слёзы Водной Глади превращались в тонкий лёд. Листва опадала на траву, а Старая Гора недовольно шевелилась, сотрясая землю.

Солнечный Свет высокомерно молчал, но и Песок был непреклонен. Он без устали вился много дней, обезумевший от гордости и огромной силы! И кто знает, что стало бы с нашей землёй, если бы, однажды, сквозь тьму не донёсся протяжный зов древней Пустыни. Тысячелетняя мудрость сказала ей, что надо унять Песок, иначе всё погибнет, и вновь останется древняя Пустыня совсем одна.

Песок услышал настойчивый зов Пустыни и молча, ушёл на край земли.

С тех пор, всё вокруг погрузилось в тишину. Никто не хотел говорить и вспоминать о произошедшем. Кто сейчас помнит эту историю? Солнечный Свет, который от обиды раскаляет Пустыню и Песок, и, пожалуй, Чёрный Утёс, который никогда не болтал попусту.

Песок так и остался в пустыне, где ему нет равных в силе и скорости. Но иногда он возвращается к любимой сестре. Ложится на берег и мирно засыпает. И только слышно, как Водная Гладь поёт тихую песню, оберегая сон брата.

 

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект«Волшебный пластилин».

Исследовательская работа по пластилину. Из чего лучше лепить....

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

Краткосрочный исследовательский проект "Волшебная соль". Воспитатель МБДОУ №50 Марина Елена Петровна ст. Анастасиевская, Славянский район, Краснодарский край.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Совместная деятельность логопеда с обучающимися 4 – 5 лет с ОВЗ по познавательно – исследовательской деятельности «Волшебная лаборатория».

План - конспект занятия разработан для уточнения и расширения знаний детей о воде, её свойствах, значении для жизни и здоровья. Знакомит  с понятием "круговорот воды в природе", описыва...

Исследовательский проект «Волшебная лаборатория» (первая, вторая младшая группа)

Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисков...

Исследовательский проект "Музыкальная лаборатория. Где живут звуки?"

Проект направлен на развитие  музыкальных  способностей дошкольников. Проект способствует развитию коммуникативности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневно...

Исследовательский проект "Волшебная лаборатория"

Проект разновозрастной, для детей всего детского сада...