Исследовательский проект «Волшебная лаборатория» (первая, вторая младшая группа)
проект по окружающему миру (младшая группа)
Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_issledovanie.docx | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №11»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ВОЛШЕБНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
(ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА)
ПЕДАГОГИ:
Буйневич Е.Л.,
Лысых А.В.
Киселева Е.В.
Лавринович Н.С.
Деревянкина А.В.
ЗАТО СЕВЕРСК - 2020
Паспорт проекта:
- Вид проекта: исследовательско – творческий.
- Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя.
- Автор проекта: Буйневич Е.Л.
- Участники проекта: дети первой, второй младших групп, воспитатели, родители.
- Актуальность темы:
Ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и беречь природу - вот основная задача педагога. Ознакомление детей с природой необходимо начать с первых шагов по родной земле, так как это является важным средством всестороннего развития ребенка. Всем известно, что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему летом идёт дождь, а зимой – снег?», «Почему вода жидкая?», «Почему лед твердый?» и т.д. Те взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребёнка, совершают непоправимое: они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость, чтобы число таких вопросов росло. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Реализация проекта позволяет развить познавательно – исследовательские возможности детей. А так же, способствует возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения.
- Цель проекта: развивать у детей познавательную активность, любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию.
- Задачи проекта:
-расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность;
-развитие мыслительных способностей;
-развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
- Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- Продукт проектной деятельности: квест «Секретная лаборатория».
План реализации проекта:
- Аналитический этап:
-анализ ситуации, определение цели, основных задач: расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.
- Организационный этап:
-скоординировать действия педагогов, детей, родителей по созданию предметно-развивающей среды;
-разработать основные методические материалы и изготовить необходимые методические пособия;
-обогащение уголка экспериментирования материалами, приборами;
-подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе;
-составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.
- Практический этап:
-осуществление экспериментальной деятельности детей для расширения знания об окружающем мире.
Виды деятельности практического этапа:
№ | Виды деятельности | Название. Цель |
08 июня 2020г. понедельник «Водичка, водичка» | ||
1 | Беседы о свойствах воды. | СВОЙСТВА: -Какой может быть вода? (горячей, теплой , холодной, прозрачной, можно переливать, твердой -лед) ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ: -Для чего нужна вода? (умываемся, стираем, моем, пьем, варим еду, купаемся, поливаем растения |
2 | Чтение художественной литературы. Разучивание потешек, прибауток, закличек | Рассказ «Как Костя не умывался» Ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания. «Дождик, дождик, пуще…» «Водичка, водичка…» |
3 | Игры – опыты Экспериментирование | «Прятки с водой» Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет.
Игра : «Тонет – не тонет» |
4 | Рисование
Аппликация | «Капает дождик» Цель: научить рисовать разные по длине линии и капельки.
|
5 | Музыкальные произведения для прослушивания | «Звуки природы» (темы: ручеёк, волны, дождик). Игры на музыкальных инструментах (на металлофоне «Капельки звенят»⎫ (громко-тихо). Музыкальная игра : «Солнышко и дождик» |
09 июня 2020г. вторник «Солнышко красное, солнышко ясное!» | ||
1 | Беседа Тематическая прогулка | «Учимся радоваться солнышку и природе» Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы «У солнышка в гостях» Учить наблюдать за солнышком |
2 | Чтение художественной литературы. Разучивание потешек, прибауток, закличек | Стихотворение Г. Бойко «Солнышко» Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания. «Смотрит солнышко в окошко» |
3 | Игры – опыты | «Солнечные зайчики» |
4 | Рисование
Аппликация | Рисование «Светит солнышко в окошко» Обучать рисованию предметов круглой формы, закрашиванию по контуру «Лето» Цель: развивать умение наклеивать готовые формы (солнце, трава, цветы, насекомые) |
5 | Музыкальные произведения для прослушивания | Песня : «Улыбнулось солнышко» Музыкальная игра: «Солнышко и дождик» |
6 | Просматривание мультфильмов | «Рыжий, рыжий, конопатый..» |
7 | Игра-ситуация | Игра-ситуация «Солнечные зайчики» Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности |
10 июня 2020г. среда «Воздушные чудеса» | ||
1 | Беседы . Наблюдение | СВОЙСТВА «О свойствах воздуха» Знакомить детей с воздух «Наблюдение за ветром» Развивать внимательность, наблюдательность и смекалку |
2 | Чтение художественной литературы. | Отрывок из сказки АС Пушкина : «Ветер по морю гуляет…» «Ветер, ветер, ты могуч» |
3 | Игры – опыты Экспериментирование Эксперимент | «Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух.
«Игры с воздушным шариком» Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух. «Что в пакете» Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Послушный ветерок» Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу |
4 | Муз. произведения для прослушивания | Звуки природы . Ветер, ураган, шторм… Песня «Ветерок» |
5 | Игры. | «Пускание мыльных пузырей» Стимулировать двигательную активность Игры с вертушками. Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» Учить остужать еду, слегка подув на нее. |
11 июня 2020г. четверг «Фокусы с песком» | ||
1 | Беседы | «О свойствах мокрого и сухого песка» Развивать познавательную и речевую деятельность детей |
2 | Игры – опыты Экспериментирование | Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком «Пирожки для Машеньки» Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы |
3 | Рисование на мокром песке. | «Чудесное превращение круга и квадрата» Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей |
4 | Игры | Проблемная ситуация, игра Игра с песком «Постройка зоопарка» Помочь в изучении свойств сырого песка, в совершенствовании конструктивных умений |
15 июня 2020г. Понедельник квест «Волшебная лаборатория» | ||
1 | Музыкальная станция (игры со звуком) | - Ребята, в природе очень много звуков и некоторые из них вы уже знаете! Давайте присядем в кружок и внимательно послушаем, что это за звук? (звуки ветра, прибоя волн, дождя, птичьи голоса, шелест листьев, крик медведя) Молодцы, угадали))) - А теперь ребята, громко за мной повторяйте: Ло-ло-ло — лето к нам пришло! Ину-ину-ину — будем есть малину! Игра "Музыканты" Картушиной - А сейчас все ребята встают в кружок. Под музыку идем по кругу. По сигналу останавливаемся, берем музыкальный инструмент, который к вам ближе всего и играем! Музыкантами мы стали Друг за другом зашагали. Инструменты в руки взяли – Очень весело сыграли. |
2 | Художественно-эстетическая станция (игры с песком) | Детки, я хочу вам стишок прочитать. Течёт в стране песочной Песочная река. Построен дом высотный Из жёлтого песка. А справа, возле речки, Где круче бережок, Пекут в песочной печке Песочный пирожок. Давайте теперь попробуем печь куличики из песочка, который на дорожке лежит. Не получается? Здесь песочек сухой, он сыплется, и вылепить из него ничего нельзя. Но если мы его водичкой смочим, он тоже станет влажным и липким. И можно опять играть. А теперь давайте подойдем к песочнице. Песочек мягкий, влажный, из него можно лепить фигурки. Печём куличики. (Дети «пекут» куличики, воспитатель проговаривает Я пеку, пеку, пеку Деткам всем по пирожку. А для милой мамочки испеку два пряничка!) -А давайте ребята, сделаем отпечатки на мокром песке своих рук. А затем их украсим камешками! Посмотрим на что они стали похожи! (веселые мордочки, птички, рыбки) и т.д.
-А сейчас я посмотрю какие вы у меня внимательные! Воспитатель показывает детям 2-3 игрушки. Дети их называют. Затем все поворачиваются спиной к песочнице. Воспитатель одну игрушку закапывает. По сигналу «Готово, можно!», дети поворачиваются и отгадывают, какая игрушка зарыта в песок. Отвечает тот ребенок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается. Если ребенок правильно назвал, ему се хлопают в ладоши. Игра повторяется, постепенно увеличивается количество закопанных игрушек. |
3 | Речевая станция (игры с мыльными пузырями) | Ребята, а кто-нибудь из вас знает, на что похожи мыльные пузыри? Сейчас я буду вас спрашивать, на что похож мыльный пузырь, а вы, если согласны, кричите громко «Да» и хлопайте в ладоши, а если не согласны, кричите громко «Нет» и топайте ногами. -Мыльный пузырь похож на апельсин? (дети «Да») - А он похож на мандарин? (дети «Да») -А на яблоки в саду? (дети «Да») -А на рыбку, там в пруду? (дети «Нет») -Мыльный пузырь похож на шар земной? (дети «Да») -А на мячик надувной? (дети «Да») - Он похож на телефон? (дети «Нет») -А на большой светофор? (дети «Нет») -Круглый он, как солнце в небе? (дети «Да») -И как колесо на велосипеде? (дети «Да») -А ещё, похож на дом? (дети «Нет») -А на белый снежный ком? (дети «Да») Вед. Молодцы! Справились с заданием. Ед у Ребята, а вы любите дуть мыльные пузыри? Дети: Да!!! Ведущий: Давайте поиграем! Раз, два, три, четыре, пять, Пузырь через верёвочку Заставим мы летать. Аттракцион «Лети пузырь через веревочку» Натягивают веревочку, 2 детей выдувают пузыри так, чтоб ы они перелетели через неё. Аттракцион проводится 3-4 раза. -Молодцы, ребята! А сейчас мы превратимся в пузырики. Давайте скажем волшебные слова: «Раз-два-три, Все мы мыльные пузыри». Пузырики любят летать. По сигналу: «Полетели» выбудете бегать по участку.У пузыриков есть домики. Это обручи. По сигналу: «Пора домой!» вы постараетесь занять место в «домике». Кому места не хватит, выбывает из нашей игры и превращается снова в мальчика или девочку. |
4 | Физкультурная станция (подвижные игры, игры с зеркалом) | - У нас у всех одна планета- другой такой на свете нету! Ребята, а что не так на площадке? Конечно, везде разбросан мусор! Можно мусор бросать? Нет! Давайте быстрее соберем! (собирают под музыку в мешки мусор) -Зеленый луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых, радужных цветов На них разбросаны букеты. -А чтобы на нашей планете стало еще красивее, давайте посадим цветы! Эстафета «Посади цветы!» (дети делятся на две команды, по свистку бегут до ориентира и «садят» цветок –кеглю. Когда все цветы посажены, следующие участники «поливают» цветы из лейки). -Молодцы, ребята! Какая красивая полянка у нас стала! А теперь давайте сядем в кружок, возьмите зеркало в руки. А теперь с помощью мимики изобразите различные эмоции: когда вы увидели нашу полянку всю в мусоре – какая у вас была эмоция (грусть, злость, удивление), а когда мы посадили на полянке цветы? (радость, счастье). Если будет солнечная погода, можно половить зеркалом солнечных зайчиков. Улыбается мой мальчик,
|
Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.
2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ,2008. – 64 с.
Приложение
Эксперименты, исследования и опыты
- Опыты с воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика(один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.
2. Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт самим.
3. Что в пакете. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
4. Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).
5. Мыло-фокусник. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое, душистое.) Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха.) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким.) Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. (Появляются большие пузыри) Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют. (Появляется мыльный пузырь, переливается на свету.) погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)
Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и скользкое; при намыливании губки появляется пена; при попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена жжет глаза.
6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги. Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.
7. «Пирожки для Машеньки». Эксперимент с мокрым и сухим песком. Воспитатель предлагает детям слепить пирожки из мокрого песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы: мокрый песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается.
8. Игра опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и спрашивает, какая стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем?(Камень не виден.) Вывод: вода может изменять цвет.
Игры
1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»
Солнышко, солнышко
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
Хлопают ладонями
Сгибают и разгибают ладони
Показывают волну.
Машут руками.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Опускают руки вниз.
Поднимают руки вверх.
2. Игра-ситуация «Солнечные зайчики». Воспитатель берет зеркало и показывает солнечного зайчика. Объясняет, что солнце отражается от зеркала. Затем воспитатель начинает водить зеркалом в разны направлениях. Дети бегают за солнечным зайчиком, пытаясь его достать. Затем предлагается водить кому-нибудь из детей.
3. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель пускает мыльные пузыри и объясняет, что внутри пузыря находится воздух. Затем кто-нибудь из детей начинает пускать мыльные пузыри, а остальные дети ловят их.
4. «Юные кладоискатели». Воспитатель и дети рассматривают песок, изучают его свойства(сухой, сыплется, на солнце нагревается). Затем воспитатель прячет в песок пластмассовые игрушки. А дети должны найти игрушки, копая совочком и не рассыпая песок.
5. «Строительство зоопарка». На прогулке воспитатель предлагает рассмотреть песок, изучить его свойства (сырой, лепится, плотный). Затем предлагает построить зоопарк из песка и строительных деталей. Воспитатель предлагает использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать, что получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя и бегемотиков).
6. Подвижная игра «С султанчиками и вертушками». На прогулке воспитатель показывает как можно играть с вертушкой и султанчиками. Если есть ветер, то султанчики шевелятся и вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка тоже вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки. По сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят.
7. Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата»
На прогулке воспитатель рисует на мокром песке круги и квадраты. Предлагает детям рассмотреть их, выделить их свойства. Затем предлагает превратить круг в солнышко, в часы, яблоко, мяч, колесо, лицо и т. д. А квадрат предлагается превратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д. Дети рисуют на песке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Волшебная страна - здоровье" вторая младшая группа
Проект «Волшебная страна - ЗДОРОВЬЕ»Проект эффективного взаимодействия воспитателей c родителями при осуществлении физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Проблемный вопрос: Как сохра...
Проект "Волшебная пуговица" во второй младшей группе.
Пуговицы являются удивительно многогранным и занятным материалом. Они являются средством развития мелкой моторики, а следовательно и материалом для развития речи, можно отправиться в страну заниматель...
Познавательно- исследовательский проект педагогов и воспитанников второй младшей группы "Камешки, ракушки".
Данный проект включает в себя информационную карту, в которой содержатся: цель, задачи, актуальность, этапы, ожидаемые результаты и продукты проекта.Проект направлен на познавательное и эк...
Познавательно исследовательский проект по экологии во второй младшей группе на тему: «Волшебница вода»
Цель: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, знакомство со свойствами воды....
Познавательно исследовательский проект по экологии во второй младшей группе на тему: «Волшебница вода»
Цель: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, знакомство со свойствами воды....
Семейный проект " Волшебная листва" во второй младшей группе
Познакомить детей с характерными особенностями осени в познавательно-творческом проекте....
Исследовательский проект "Лук - зелёный друг" вторая младшая группа
Дети младшего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности только...