Схема лекций по экологии
учебно-методический материал

Горбачёва Алла Сергеевна

циклическое наблюдение, таблицы, шаблоны, схемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsiklicheskoe_nablyudenie.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

ЦИКЛИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (образец)

ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЙ ПО ТЕМАТИКЕ

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ЦЕЛЬ

1

Кто живет в аквариуме? (название зависит от возраста детей)

Знакомство с аквариумной рыбкой.

Вызывание эмоционального отклика желание наблюдать за аквариумной рыбкой.

2

В каких условиях живет рыбка?

Знакомство с условиями необходимыми для жизни данной рыбки.

3

Что ест рыбка? Как ест рыбка?

Знакомство с сухим кормом для рыб. (акцент на запах, цвет, сыпучесть, на емкость для хранения корма)

Демонстрация кормления рыбки, показ кормушки.

4

Что есть у рыбки? (строение рыбы)

Знакомство с частями тела рыбки.

5

Рыбка живая, кто о ней заботится?

Показ взаимосвязи  содержание живой рыбки в хороших и плохих условиях.

Рассказать про плохие условия: загрязненная вода, малое количество воды, грязный фильтр, грязный аквариум и т.д.

Возможен показ чистки аквариума.

6

Как плавает рыбка?

Наблюдение за поведением рыбки, а именно способ передвижения в воде.

7

Как рыбка отдыхает?

Знакомство с разными особенностями поведения аквариумной рыбки.

Обучение наблюдения за проявлениями рыбки.

8

Аквариум с рыбкой – красота и эстетика

Показа детям красоты природы, посредствам оформления чистого искусственного водоема, расположение водных растений, камней, коряг и установление взаимосвязей между условиями обитания и жизнью рыбки.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Вид метода

Описание метода

1.

БЕСЕДА

(природоведческого содержания)

1.Установочная

Мотивация детей, вызывание интереса, активизация внимания.

(посыл воспроизведения материала уже знакомого детям, чтобы установить связь между знаниями и опытом)

2.Эвристическая

Направлена на установление причинно-следственных связей, проявляется в рассуждении детей и подводки детей к разрешению той или иной проблемы (не знания), предполагаемые задания в беседе – ребусы, кроссворды, загадки, речевые-логические задачи.

NB – такая беседа возможно только тогда, когда у детей имеются прочный пласт знаний по данной теме!

3.Итоговая

Обобщение и систематизация знаний, полученные детьми ранее.

Обязательно требует предварительной работы педагога, наличие демоматериала (иллюстрации, гербарии, фото и т.д.).

Беседа всегда предполагает диалог, поэтому педагог должен продумать систему вопросов (идут цепочкой). Вопросы должны быть разной системы трудности: конструктирующие и поисково-познавательного характера.

2.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

1.Направленные на расширение диапазона знаний о природе и на умение развивать способность к эстетике и красоте природы.

2.На формирование гуманных чувств и отношений природы.

NB Дид/игра должна иметь правила и четкое содержание. Задачи в игре – на уточнение, конкретизацию, закрепление, систематизацию, на расширение знаний.

3.Развивающие задачи в играх – на развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение), развитие внимания и речи.

Словесные игры без наглядного материала

Кто летает? Кто бегает? Кто прыгает?, Когда это бывает? Кто живет в воде? И так далее…

NB игры всегда проводятся на закрепление, обобщение опыта, влияет на память, внимание и речь. Этим играм не нужен материал, они могут проводится на занятиях и на прогулке.

ТРУД, КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

ФОРМЫ ТРУДА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

НАЗВАНИЕ ФОРМЫ ТРУДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ПЛЮСЫ

МИНУСЫ

1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ

Во всех возрастных группах

-воспитатель осуществляет более тщательное руководство и контроль за действиями детей;

-во время оказанная посильная помощь педагога, исправление ошибки при поручении возникающие;

-дает совет того или иного поручения;

-разбор ситуаций во время поручения.

Дети выполняют только свои поручения, нет чувства коллективизма и товарищества.

2

КОЛЛЕКТИВНЫЙ

Со средней группы

-максимально охватывает всех детей с целью формирования трудовых навыков и поручений;

-способствует формированию личностных качеств, умений работать сообща, договариваться, планировать, брать на себя ответственность за выполнение работы.

-не у всех детей равнозначные нагрузки при выполнении трудовых поручений;

- трудно отследить ошибки при большом количестве детей.

3

ДЕЖУРСТВО

Со II полугодия средней группы

-совершенствование трудовых навыков и умений;

-ответственность за порученное дело.

Не системность проведения дежурств (стихийность).

КЛАССИФИКАЦИЯ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ

1.

ПО ХАРАКТЕРУ ОБЪЕКТОВ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ

Опыты с объектами неживой природы

Опыты с растениями

Опыты с животными

Опыты, в которых участвует сам человек

2.

ПО МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТА

Групповая комната

На участке ДОО

В лесу; на водоеме; в поле

3.

ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТВУЮЩИХ ДЕТЕЙ

Индивидуальные (небольшие от 1 до 4х человек – разбитые по парам)

Групповые  (от 3 до 10 человек)

Коллективные (с участием всех групп)

4.

ПО ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ

 

Случайные опыты (стихийные)

Запланированные

Поставленные опыты в ответ на вопрос ребенка

5.

ПО ХАРАКТЕРУ ВКЛЮЧЕНИЯ ИХ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Эпизодические Сот случая к случаю)

Систематические

6.

ПО ВРЕМЕНИ ПРОВЕДЕНИЯ

Краткосрочные от 5 до 10 мин

Длительные

7.

ПО МЕСТУ В ЦИКЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Первичные

Повторные

Итоговые, заключительные

8.

ПО ХАРАКТЕРУ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Констатирующие (позволяют увидеть какой-то предмет, его состояние в одном положение в заданной форме)

Сравнительные (было-стало)

Обобщающий (общая закономерность какого-либо процесса у разных опытов)

9.

ПО МЕСТУ ПРИМЕНЕНИЯ В ГРУППОВОЙ КОМНАТЕ

Демонстрационные опыты (только один объект, он представляет одно явление и дети следят за этим результатом)

Фронтальные (дети имеют раздаточный материал, проводят эксперимент самостоятельно каждый ребенок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»

Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение,  подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание  усидч...

лекция по экологии

экологическое разитие детей...

Схема построения НОД с учетом ФГОС. Схема оформления конспекта НОД с учетом ФГОС.

Схемы построения НОД с учетом ФГОС, позволят педагогам подбирать материал для  НОД поэтапно. Данный материал подходит для работы с детьми любого возраста....

Мастер-класс "Экология в схемах"

Мастер - класс "Экология в схемах"....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по экологии с использованием схем-таблиц «Мир комнатных растений» (средняя группа)

Программное содержание:Продолжать систематизировать знание детей о комнатных растениях.расширять представления детей о целебных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании с и...