Схема лекций по экологии
учебно-методический материал
циклическое наблюдение, таблицы, шаблоны, схемы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsiklicheskoe_nablyudenie.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦИКЛИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (образец)
ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЙ ПО ТЕМАТИКЕ
№ | НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | ЦЕЛЬ |
1 | Кто живет в аквариуме? (название зависит от возраста детей) | Знакомство с аквариумной рыбкой. Вызывание эмоционального отклика желание наблюдать за аквариумной рыбкой. |
2 | В каких условиях живет рыбка? | Знакомство с условиями необходимыми для жизни данной рыбки. |
3 | Что ест рыбка? Как ест рыбка? | Знакомство с сухим кормом для рыб. (акцент на запах, цвет, сыпучесть, на емкость для хранения корма) Демонстрация кормления рыбки, показ кормушки. |
4 | Что есть у рыбки? (строение рыбы) | Знакомство с частями тела рыбки. |
5 | Рыбка живая, кто о ней заботится? | Показ взаимосвязи содержание живой рыбки в хороших и плохих условиях. Рассказать про плохие условия: загрязненная вода, малое количество воды, грязный фильтр, грязный аквариум и т.д. Возможен показ чистки аквариума. |
6 | Как плавает рыбка? | Наблюдение за поведением рыбки, а именно способ передвижения в воде. |
7 | Как рыбка отдыхает? | Знакомство с разными особенностями поведения аквариумной рыбки. Обучение наблюдения за проявлениями рыбки. |
8 | Аквариум с рыбкой – красота и эстетика | Показа детям красоты природы, посредствам оформления чистого искусственного водоема, расположение водных растений, камней, коряг и установление взаимосвязей между условиями обитания и жизнью рыбки. |
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
№ | Вид метода | Описание метода | |
1. | БЕСЕДА (природоведческого содержания) | 1.Установочная | Мотивация детей, вызывание интереса, активизация внимания. (посыл воспроизведения материала уже знакомого детям, чтобы установить связь между знаниями и опытом) |
2.Эвристическая | Направлена на установление причинно-следственных связей, проявляется в рассуждении детей и подводки детей к разрешению той или иной проблемы (не знания), предполагаемые задания в беседе – ребусы, кроссворды, загадки, речевые-логические задачи. NB – такая беседа возможно только тогда, когда у детей имеются прочный пласт знаний по данной теме! | ||
3.Итоговая | Обобщение и систематизация знаний, полученные детьми ранее. Обязательно требует предварительной работы педагога, наличие демоматериала (иллюстрации, гербарии, фото и т.д.). Беседа всегда предполагает диалог, поэтому педагог должен продумать систему вопросов (идут цепочкой). Вопросы должны быть разной системы трудности: конструктирующие и поисково-познавательного характера. | ||
2. | СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ | 1.Направленные на расширение диапазона знаний о природе и на умение развивать способность к эстетике и красоте природы. | |
2.На формирование гуманных чувств и отношений природы. | |||
NB – Дид/игра должна иметь правила и четкое содержание. Задачи в игре – на уточнение, конкретизацию, закрепление, систематизацию, на расширение знаний. | |||
3.Развивающие задачи в играх – на развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение), развитие внимания и речи. | |||
Словесные игры без наглядного материала | Кто летает? Кто бегает? Кто прыгает?, Когда это бывает? Кто живет в воде? И так далее… NB – игры всегда проводятся на закрепление, обобщение опыта, влияет на память, внимание и речь. Этим играм не нужен материал, они могут проводится на занятиях и на прогулке. |
ТРУД, КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
ФОРМЫ ТРУДА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
№ | НАЗВАНИЕ ФОРМЫ ТРУДА | ИСПОЛЬЗОВАНИЕ | ПЛЮСЫ | МИНУСЫ |
1 | ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ | Во всех возрастных группах | -воспитатель осуществляет более тщательное руководство и контроль за действиями детей; -во время оказанная посильная помощь педагога, исправление ошибки при поручении возникающие; -дает совет того или иного поручения; -разбор ситуаций во время поручения. | Дети выполняют только свои поручения, нет чувства коллективизма и товарищества. |
2 | КОЛЛЕКТИВНЫЙ | Со средней группы | -максимально охватывает всех детей с целью формирования трудовых навыков и поручений; -способствует формированию личностных качеств, умений работать сообща, договариваться, планировать, брать на себя ответственность за выполнение работы. | -не у всех детей равнозначные нагрузки при выполнении трудовых поручений; - трудно отследить ошибки при большом количестве детей. |
3 | ДЕЖУРСТВО | Со II полугодия средней группы | -совершенствование трудовых навыков и умений; -ответственность за порученное дело. | Не системность проведения дежурств (стихийность). |
КЛАССИФИКАЦИЯ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
1. | ПО ХАРАКТЕРУ ОБЪЕКТОВ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ | Опыты с объектами неживой природы |
Опыты с растениями | ||
Опыты с животными | ||
Опыты, в которых участвует сам человек | ||
2. | ПО МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТА | Групповая комната |
На участке ДОО | ||
В лесу; на водоеме; в поле | ||
3. | ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТВУЮЩИХ ДЕТЕЙ | Индивидуальные (небольшие от 1 до 4х человек – разбитые по парам) |
Групповые (от 3 до 10 человек) | ||
Коллективные (с участием всех групп) | ||
4. | ПО ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ
| Случайные опыты (стихийные) |
Запланированные | ||
Поставленные опыты в ответ на вопрос ребенка | ||
5. | ПО ХАРАКТЕРУ ВКЛЮЧЕНИЯ ИХ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС | Эпизодические Сот случая к случаю) |
Систематические | ||
6. | ПО ВРЕМЕНИ ПРОВЕДЕНИЯ | Краткосрочные от 5 до 10 мин |
Длительные | ||
7. | ПО МЕСТУ В ЦИКЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТА | Первичные |
Повторные | ||
Итоговые, заключительные | ||
8. | ПО ХАРАКТЕРУ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ | Констатирующие (позволяют увидеть какой-то предмет, его состояние в одном положение в заданной форме) |
Сравнительные (было-стало) | ||
Обобщающий (общая закономерность какого-либо процесса у разных опытов) | ||
9. | ПО МЕСТУ ПРИМЕНЕНИЯ В ГРУППОВОЙ КОМНАТЕ | Демонстрационные опыты (только один объект, он представляет одно явление и дети следят за этим результатом) |
Фронтальные (дети имеют раздаточный материал, проводят эксперимент самостоятельно каждый ребенок) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»
Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение, подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание усидч...
лекция по экологии
экологическое разитие детей...
Схема построения НОД с учетом ФГОС. Схема оформления конспекта НОД с учетом ФГОС.
Схемы построения НОД с учетом ФГОС, позволят педагогам подбирать материал для НОД поэтапно. Данный материал подходит для работы с детьми любого возраста....
Мастер-класс "Экология в схемах"
Мастер - класс "Экология в схемах"....
Тема: «Обитатели морских водоемов» Цель: научить детей составлять описательные рассказы по плану –схеме. Целевые ориентиры: способствовать развитию у детей коммуникативной, познавательной активности, составлять текст опираясь на схему, умения делать вывод
Конспект образовательной деятельности по познавательной речевой деятельности в подготовительной логопедической группе ОНРТема: «Обитатели морских водоемов» ...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по экологии с использованием схем-таблиц «Мир комнатных растений» (средняя группа)
Программное содержание:Продолжать систематизировать знание детей о комнатных растениях.расширять представления детей о целебных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании с и...
Схема лекций по экологии и проекты
таблицы, схемы...