Мастер-класс "Экология в схемах"
материал на тему

Выползова Валентина Владимировна

Мастер - класс "Экология в схемах".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_ekologiya_v_shemah.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс «Экология в схемах»

     Слайд 1.  Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Экология в схемах».

Слайд 2.

Задачи которого: дать понятие мнемотехники, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы в области формирования экологической культура дошкольников.

Слайд 3.

Свой мастер-класс я ассоциирую с рекой, бурной, чистой, глубокой, широкой,  журчащей. Название реки – «Надежда», так как я надеюсь, что этот материал вам будет интересен, познавателен и  пригодится в дальнейшей своей работе.  Сейчас мы  все находимся на берегу реки. Давайте дадим ему название берег  «Ожидания».

Я предлагаю вам немного поиграть на берегу.

Я вам назову несколько фраз, а вы должны их запомнить и повторить.

Верблюд пьёт.

Кот спит.

Дождь идёт.

Солнце светит.

Цветок растёт.

Собака лает.

Белка скачет.

Птицы улетают.

Повторите, пожалуйста, один участник, какие фразы вы запомнили? Остальные считают. Сколько запомнили? Всего словосочетаний было восемь.

Давайте поступим по-другому, я вам буду говорить фразы, а вы должны их зарисовать (не писать) так, чтобы вам было понятно.

Слайд 4.Рисуйте дорожкой.

А теперь, пожалуйста, один участник назовите мне  фразы, которые вы  нарисовали.  Молодцы!

Слайд 5.

Какой вы можете сделать вывод? Производя какие-либо действия с тем, что нужно запомнить, мы запоминаем это лучше.

Слайд 6. Тема моего опыта: «Мнемотехника как один из методов формирования начал экологической культуры». Ключевые слова  «мнемотехника», и «экологическая культура». Пожалуйста, давайте выясним, что они означают.

Что такое «экологическая культура?»

Слайд 7. Совершенно верно. Экологическая культура, часть общей культуры, касающаяся взаимоотношений человека и природы.

Слайд 8. Объясните значение слова «мнемотехника?» 

Слайд 9. Мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Слайд 10. Многие простые приемы мнемотехники мы знаем ещё со школы. Примером может служить всем знакомая фраза:

Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку.

Какие вы аналогичные фразы можете вспомнить?

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Назовите слово, для запоминания порядка цвета российского флага?

Слайд 11. Какой фразой легко запомнить порядок расположения планет? 

Слайд 12. Планеты нетрудно упомнить самому юному малышу, зная всего Меркурий. Это своего рода тоже мнемотехника.

Слайд 13. Как любая работа, работа мнемотехники с дошкольниками строится от простого к сложному.  С детьми младшего  возраста - это применение  мнемоквадратов. Идёт «кодирование слова». Например, даётся слово «ветер», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».

Слайд 14. В средней группе – мнемодорожки или мнеморяды. Кодирование сочетаний слов, предложений.

Участники мастер-класса, составьте, пожалуйста, в паре мнемодорожку основных признаков насекомых, птиц, деревьев.

Слайд 15.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становиться более актуальным: 

- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей  характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Давайте посмотрим, как справились с заданиями наши участники.

Символы максимально приближены к речевому материалу. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Слайд 16. В старшем возрасте дети учатся устанавливать ассоциативные связи, поэтому от знаков и символов переходим к работе по мнемотаблицам. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация, то есть текст, зашифрованный значками.    

Предлагаю участникам составить рассказ по мнемотаблице.

Слайд 17.

Слайд 18.Занятия по мнемотаблицам состоят из нескольких этапов:

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. Пересказ с опорой на символы. При этом сначала дети пересказывают  вместе с воспитателем, затем осуществляют пересказ самостоятельно.

Слайд 19. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Для детей младшего дошкольного возраста таблица состоит из 4 квадратов (2*2), для старшего дошкольного возраста (3*3) и больше.

Слайд 20. В старшем дошкольном возрасте мы часто составляем мнемотаблицы вместе с детьми.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Картинки, заключенные в мнемотаблицах, как правило, рисуются схематично, чтобы ребенку их было легко воспроизвести.

Слайд 21. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение  зарисовывается схематически.

Слайд 22.

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

В схемах  мы прячем загадки. Использование опорных рисунков увлекает детей, превращает занятие в игру.

Уважаемые участники, возьмите на столе карточки со стихотворениями и загадками. Прочитайте их.

Я считаю, что мнемотехника является перспективным методом реализации экологического развития дошкольника. Поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Я вижу, вы уже готовы, уважаемые участники, к дальнейшей работе. Ваша задача, уважаемые коллеги, отгадать, какая загадка или стихотворение зашифрована на мнемотаблице?

Слайд 23.

Слайд 24.

Слайд 25.

Слайд 26.

Слайд 27.

Слайд 28.

Слайд 29. Дaннaя технология обеспечивaет всестороннее рaзвитие детей.

Слайд 30. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, стихотворению, описанию.

Слайд 31. Вот мы с вами и перешли реку «Надежды». И оказались на берегу «Надежд». Уважаемые участники, прошу вас нарисовать на смайликах символами ваши ожидания и впечатления от мастер – класса.

Слайд 32. Спасибо за участие! Пусть ваша жизнь и работа будет всегда такой же яркой и чудесной, как этот букет.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема физкультурно-оздоровительной работы ДОУ

Создание условий для физического развития...

Конспекты итоговых занятий с использованием схем Т.А.Ткаченко

Цель занятия -  учить детей составлять описательные рассказы с использованием схем-моделей Ткаченко Т.А. Занятия составлены  для детей обычных групп, но могут использоваться и в работе с дет...

Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»

Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение,  подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание  усидч...

Схема построения НОД с учетом ФГОС. Схема оформления конспекта НОД с учетом ФГОС.

Схемы построения НОД с учетом ФГОС, позволят педагогам подбирать материал для  НОД поэтапно. Данный материал подходит для работы с детьми любого возраста....

Сообщение "Подбор схем конструирования поделок из бумаги в технике оригами,изготовление поделок по данным схемам "

СодержаниеВведение........................................................................................................ 31. Возникновение оригами………….......................

План-Конспект тематического занятия с использованием конструктора Lego (по предложенной схеме) СХЕМА «Ракета»

План-Конспект тематического занятия с использованием конструктора Lego (по предложенной схеме)СХЕМА «Ракета»Тема: «Путешествие в космос»Возраст: старшая группа 5-6 ле...