«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
статья
Предварительный просмотр:
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
К.Д. Ушинский
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные
ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих
возможностях, человек может добиваться высоких результатов, развивать
творческие способности и активно самовыражаться. Продолжительные
исследования учёных последних лет доказывают, что дети способны к обучению
с раннего возраста.
Новые стандарты образования побуждают педагогов к поиску
инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми. Педагоги-
психологи идут в ногу со временем и, в связи с вышесказанным, был сделан
выбор темы нашей работы «Развитие познавательных способностей детей
дошкольного возраста через игры с песком». Мы уверенны, что данный вид
занятий является актуальным, эффективным и перспективным. Ведь игры с
песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно
влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его
эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и
таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы "заземляет"
негативную энергию. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим,
успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых,
скованных и тревожных малышей. Также игры с песком очень полезны для
развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все
это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания,
наблюдательности, воображения, памяти, творческих способностей детей.
Игры с песком имеют большое значение и для поддержания психического
здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех
сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и
всему живому.
Сегодня игра с песком или песочная терапия, становится все более
популярной в психолого-педагогической практике.
В песочных играх есть мощный ресурс для развивающей и образовательной
работы. Песочные игры помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, развить не только тактильно-кинестетические ощущения, но и
способствуют развитию речи, произвольного внимания и памяти.
6
Дети очень любят играть с песком и водой. Поэтому именно в дошкольном
возрасте этим играм необходимо уделять большое внимание. Ни один
дидактический материал не сравниться с природным материалом по
разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка, который с помощью
органов чувств воспринимает свойства объектов: форму, величину, звуки,
оттенки, пространственное расположение. У малыша формируются конкретные
первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем
помогут ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений,
значительно расширят игровой опыт ребёнка и обогатят его словарный запас.
Уже давно была известна и непонятна любовь детей к песочнице. Малыши
в песочнице начинают дружить со сверстниками, и заводить друзей. В песочнице
происходят первые ссоры из-за совочков и ведёрок. Непоседа в песочнице
чувствует себя спокойно и комфортно.
Песок – загадочный, уникальный материал. Он обладает способностью
завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые
формы: быть сухим, лёгким, ускользающим, влажным, плотным и пластичным.
Песок – один из первых материалов, который ребенок использует в
самостоятельной деятельности, в познании мира: в песочнице, на пляже, в
специальной ёмкости.
Занятие с песком – увлекательный процесс, который пробуждает к
творчеству, расслабляет и вдохновляет.
Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления,
формированию математических, исследовательских, языковых способностей.
Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Игра в
песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться
ошибиться и легко начинать всё заново.
Каждая песчинка содержит в себе лучик солнца, дуновение ветерка и
капельку росы. И этот материал, доступен каждому человеку. Это экологически
чистый и более того самоочищающийся материал. Он хранит в себе ионы
серебра, которые позволяют ему самоочиститься, почти так же, как это может
сделать река.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты
утверждают, что он поглощает негативную энергию, взаимодействие с ним
очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.
Цель: Развитие познавательных способностей, эмоциональной сферы,
моторных и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами
песочных игр.
Для достижения поставленной цели необходимо решение
следующих задач:
• Развитие тактильной «чувствительности» как основы развития
«ручного» интеллекта ребенка.
• Формирование познавательных процессов (восприятия, внимания,
памяти, мышления, речи).
• Развитие наблюдательности, творческих способностей детей, мелкой
моторики рук.
• Совершенствование предметно-игровой деятельности и развитие
коммуникативных навыков.
• Формирование у детей навыков игровых действий с песком.
• Гармонизация эмоционального состояния детей.
Ожидаемые результаты работы:
• Сформированность у ребёнка игровых навыков соответствующих
возрасту, умение «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, создавать
композиции на песке.
• Совершенствование координации движений, мелкой моторики,
ориентации в пространстве.
• Расширение знаний об окружающем мире и повышение уровня
развития познавательных процессов.
• Совершенствование навыков коммуникации.
• Стабилизирование эмоционального состояния.
Основные принципы работы:
• Принцип индивидуального подхода ориентируется на индивидуально-
психологические особенности учащегося, работа строится с учетом этих
особенностей.
• Принцип доступности заключается в необходимости соответствия
содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся,
уровню их развития.
• Принцип наглядности означает привлечение различных наглядных
средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных
умений и навыков.
• Принцип научности требует учета особенностей развития учащихся,
анализа материала, их возможностей и такой организации обучения, чтобы они
не испытывали интеллектуальных, моральных, физических нагрузок.
8
• Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что
знания, которые учащиеся приобретают на занятиях, должны быть приведены в
определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими
пользоваться, т. е. более успешно применять на практике.
• Принцип оздоровительной направленности предполагает: а) при
выборе средств и методов физического воспитания необходимо
руководствоваться прежде всего их оздоровительной ценностью; б) соответствие
физических нагрузок должно соответствовать возможностям учащихся; в)
осуществление систематического педагогического контроля.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИГРЫ В ПЕСОК?
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик от стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру...
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
Оборудование «педагогической песочницы»
1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз
(контейнер). Желательно, чтобы у песочниц были съемные
крышки. Располагается песочница на уровне ребенка.
2. Чистый, промытый, просеянный, прокаленный песок с биркой на
песочнице, когда кварцевали песок. Песок кварцевать необходимо один раз в
неделю. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.
Наполняемость песка не менее одной третьей части объёма песочницы.
Лучше использовать сертифицированный кварцевый песок.
3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах
с отверстиями):
• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
• разнообразные пластиковые формочки разной величины —
геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для
теста;
• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного
пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из
«киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);
• набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный
детский сад» и «Семья»);
• различные здания и постройки;
• бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие
пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.
• пластиковые буквы, цифры, счётные палочки, геометрические
фигуры
• наборы посуды, лопатки, сито, воронки, формочки разной величины,
широкие кисточки, штампики, трафареты для рисования.
Весь игровой материал должен легко обрабатываться и храниться в
пластиковых контейнерах с крышками. Для работы с влажным песком
необходимы фартуки для детей, ёмкости с водой, салфетки. Также нужно иметь
специальный совок и щётку для уборки просыпанного песка.
Важно знать! У детей не должно быть кожных заболеваний и аллергии
на пыль.
Необходимо подготовить детей к взаимодействию с песком. Для этого
лучше использовать игрушку-посредника. Это может быть песочная фея,
песочные человечки: мальчик-Песошка или девочка-Песчинка. Они хозяева песка
и следят за порядком в песочнице во время игр детей.
Перед началом игры необходимо провести ритуал знакомства.
В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал. Мы знакомим ребёнка с
правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т.к.
часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить
внимание на этот факт.
Вос- ль: Песочная фея загрустила, потому что её подружки- песчинки
потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя,
малыш:
1. Береги песчинки, - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно
песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно
домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в
других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с
песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
Или другой вариант ритуала (проводится совместно с педагогами, взявшись
за руки):
Я открою вам секреты,
Только надо знать при этом
Правила моей страны
Очень все они просты!
Я сейчас их изложу
И запомнить попрошу!
Вредных нет у нас в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Никого не обижать,
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была
Все вы поняли меня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка
Песок привлекает маленьких «строителей» своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка....
Статья "Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка".
Авторская статья Самая лучшая игушка для детей--кучка песка!Воспитатель Ледяева Т.А., воспитатель СП ГБОУ СОШ 1 ОЦ с.Большя Глушица дс3 Красная ШапочкаСегодня мы живем в очень непростом мире.Жизнь ста...
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: КАК ВЫБРАТЬ САМУЮ ЛУЧШУЮ ИГРУШКУ СВОЕМУ РЕБЁНКУ.
В игрушку ребенок вносит чувства и смыслы из своего воображаемого мира. Игрушка помогает ребенку извлечь из его внутреннего мира некоторый набор воображаемых возможностей, способностей, мечтаний, разв...
«Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка»
laquo;Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «САМАЯ ЛУЧШАЯ ИГРУШКА ДЛЯ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА – ЭТО МЯГКАЯ ИГРУШКА»
В данной методической разработке представлен конспект игрового занятия с игрушкой – зайчиком с детьми раннего возраста. Данная методическая разработка будет полезна педагогам дошкольных образова...
Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка!
laquo;Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка!К.Д. Ушинский«Чудеснее песка нет для детей забавы,Его всегда имеется в достатке,Течёт он нежно так, сквозь руки.Что не сравнить его ни с чем.....
Самая лучшая игра для детей- кучка песка
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений.В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов...