«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
статья

Костерева Ольга Сергеевна

Статья на тему пользы песочной терапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vospit_pesok.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

К.Д. Ушинский

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные

ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих

возможностях, человек может добиваться высоких результатов, развивать

творческие способности и активно самовыражаться. Продолжительные

исследования учёных последних лет доказывают, что дети способны к обучению

с раннего возраста.

Новые стандарты образования побуждают педагогов к поиску

инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми. Педагоги-

психологи идут в ногу со временем и, в связи с вышесказанным, был сделан

выбор темы нашей работы «Развитие познавательных способностей детей

дошкольного возраста через игры с песком». Мы уверенны, что данный вид

занятий является актуальным, эффективным и перспективным. Ведь игры с

песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно

влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его

эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и

таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы "заземляет"

негативную энергию. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим,

успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых,

скованных и тревожных малышей. Также игры с песком очень полезны для

развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все

это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания,

наблюдательности, воображения, памяти, творческих способностей детей.

Игры с песком имеют большое значение и для поддержания психического

здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех

сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и

всему живому.

Сегодня игра с песком или песочная терапия, становится все более

популярной в психолого-педагогической практике.

В песочных играх есть мощный ресурс для развивающей и образовательной

работы. Песочные игры помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, развить не только тактильно-кинестетические ощущения, но и

способствуют развитию речи, произвольного внимания и памяти.

6

Дети очень любят играть с песком и водой. Поэтому именно в дошкольном

возрасте этим играм необходимо уделять большое внимание. Ни один

дидактический материал не сравниться с природным материалом по

разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка, который с помощью

органов чувств воспринимает свойства объектов: форму, величину, звуки,

оттенки, пространственное расположение. У малыша формируются конкретные

первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем

помогут ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений,

значительно расширят игровой опыт ребёнка и обогатят его словарный запас.

Уже давно была известна и непонятна любовь детей к песочнице. Малыши

в песочнице начинают дружить со сверстниками, и заводить друзей. В песочнице

происходят первые ссоры из-за совочков и ведёрок. Непоседа в песочнице

чувствует себя спокойно и комфортно.

Песок – загадочный, уникальный материал. Он обладает способностью

завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые

формы: быть сухим, лёгким, ускользающим, влажным, плотным и пластичным.

Песок – один из первых материалов, который ребенок использует в

самостоятельной деятельности, в познании мира: в песочнице, на пляже, в

специальной ёмкости.

Занятие с песком – увлекательный процесс, который пробуждает к

творчеству, расслабляет и вдохновляет.

Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления,

формированию математических, исследовательских, языковых способностей.

Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Игра в

песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться

ошибиться и легко начинать всё заново.

Каждая песчинка содержит в себе лучик солнца, дуновение ветерка и

капельку росы. И этот материал, доступен каждому человеку. Это экологически

чистый и более того самоочищающийся материал. Он хранит в себе ионы

серебра, которые позволяют ему самоочиститься, почти так же, как это может

сделать река.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты

утверждают, что он поглощает негативную энергию, взаимодействие с ним

очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

Цель: Развитие познавательных способностей, эмоциональной сферы,

моторных и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами

песочных игр.

Для достижения поставленной цели необходимо решение

следующих задач:

• Развитие тактильной «чувствительности» как основы развития

«ручного» интеллекта ребенка.

• Формирование познавательных процессов (восприятия, внимания,

памяти, мышления, речи).

• Развитие наблюдательности, творческих способностей детей, мелкой

моторики рук.

• Совершенствование предметно-игровой деятельности и развитие

коммуникативных навыков.

• Формирование у детей навыков игровых действий с песком.

• Гармонизация эмоционального состояния детей.

Ожидаемые результаты работы:

• Сформированность у ребёнка игровых навыков соответствующих

возрасту, умение «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, создавать

композиции на песке.

• Совершенствование координации движений, мелкой моторики,

ориентации в пространстве.

• Расширение знаний об окружающем мире и повышение уровня

развития познавательных процессов.

• Совершенствование навыков коммуникации.

• Стабилизирование эмоционального состояния.

Основные принципы работы:

• Принцип индивидуального подхода ориентируется на индивидуально-

психологические особенности учащегося, работа строится с учетом этих

особенностей.

• Принцип доступности заключается в необходимости соответствия

содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся,

уровню их развития.

• Принцип наглядности означает привлечение различных наглядных

средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных

умений и навыков.

• Принцип научности требует учета особенностей развития учащихся,

анализа материала, их возможностей и такой организации обучения, чтобы они

не испытывали интеллектуальных, моральных, физических нагрузок.

8

• Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что

знания, которые учащиеся приобретают на занятиях, должны быть приведены в

определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими

пользоваться, т. е. более успешно применять на практике.

• Принцип оздоровительной направленности предполагает: а) при

выборе средств и методов физического воспитания необходимо

руководствоваться прежде всего их оздоровительной ценностью; б) соответствие

физических нагрузок должно соответствовать возможностям учащихся; в)

осуществление систематического педагогического контроля.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИГРЫ В ПЕСОК?

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик от стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру...

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

Оборудование «педагогической песочницы»

1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз

(контейнер). Желательно, чтобы у песочниц были съемные

крышки. Располагается песочница на уровне ребенка.

2. Чистый, промытый, просеянный, прокаленный песок с биркой на

песочнице, когда кварцевали песок. Песок кварцевать необходимо один раз в

неделю. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.

Наполняемость песка не менее одной третьей части объёма песочницы.

Лучше использовать сертифицированный кварцевый песок.

3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах

с отверстиями):

• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

• разнообразные пластиковые формочки разной величины —

геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для

теста;

 • миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного

пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из

«киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

• набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный

детский сад» и «Семья»);

• различные здания и постройки;

• бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие

пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

• пластиковые буквы, цифры, счётные палочки, геометрические

фигуры

• наборы посуды, лопатки, сито, воронки, формочки разной величины,

широкие кисточки, штампики, трафареты для рисования.

Весь игровой материал должен легко обрабатываться и храниться в

пластиковых контейнерах с крышками. Для работы с влажным песком

необходимы фартуки для детей, ёмкости с водой, салфетки. Также нужно иметь

специальный совок и щётку для уборки просыпанного песка.

Важно знать! У детей не должно быть кожных заболеваний и аллергии

на пыль.

Необходимо подготовить детей к взаимодействию с песком. Для этого

лучше использовать игрушку-посредника. Это может быть песочная фея,

песочные человечки: мальчик-Песошка или девочка-Песчинка. Они хозяева песка

и следят за порядком в песочнице во время игр детей.

Перед началом игры необходимо провести ритуал знакомства.

В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал. Мы знакомим ребёнка с

правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т.к.

часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить

внимание на этот факт.

Вос- ль: Песочная фея загрустила, потому что её подружки- песчинки

потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя,

малыш:

1. Береги песчинки, - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно

песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно

домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в

других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с

песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Или другой вариант ритуала (проводится совместно с педагогами, взявшись

за руки):

Я открою вам секреты,

Только надо знать при этом

Правила моей страны

Очень все они просты!

Я сейчас их изложу

И запомнить попрошу!

Вредных нет у нас в стране —

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Никого не обижать,

Стран чужих не разорять!

Песок — мирная страна

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была

Все вы поняли меня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка

Песок привлекает маленьких «строителей» своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка....

Статья "Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка".

Авторская статья Самая лучшая игушка для детей--кучка песка!Воспитатель Ледяева Т.А., воспитатель СП ГБОУ СОШ 1 ОЦ с.Большя Глушица дс3 Красная ШапочкаСегодня мы живем в очень непростом мире.Жизнь ста...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: КАК ВЫБРАТЬ САМУЮ ЛУЧШУЮ ИГРУШКУ СВОЕМУ РЕБЁНКУ.

В игрушку ребенок вносит чувства и смыслы из своего воображаемого мира. Игрушка помогает ребенку извлечь из его внутреннего мира некоторый набор воображаемых возможностей, способностей, мечтаний, разв...

«Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка»

laquo;Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «САМАЯ ЛУЧШАЯ ИГРУШКА ДЛЯ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА – ЭТО МЯГКАЯ ИГРУШКА»

В данной методической разработке представлен конспект игрового занятия с игрушкой – зайчиком с детьми раннего возраста. Данная методическая разработка будет полезна педагогам дошкольных образова...

Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка!

laquo;Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка!К.Д. Ушинский«Чудеснее песка нет для детей забавы,Его всегда имеется в достатке,Течёт он нежно так, сквозь руки.Что не сравнить его ни с чем.....

Самая лучшая игра для детей- кучка песка

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений.В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов...