Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольного учреждения
материал (младшая группа)
Теоретический материал по взаимодействию родителей и детей в рамках образовательного процесса в группе раннего возраста (с 2 до 3 лет) - годовой проект "Растем и развиваемся вместе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_fgos_do_v_praktike_raboty_dou._problemy_i_perspektivy.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольного учреждения.
Проблемы и перспективы.
Проект «Растем и развиваемся вместе»
Взаимодействие родителей и детей в рамках образовательного процесса
в группе раннего возраста (2-3 лет)
Тормозова Ирина Викторовна, Зубарева Наталья Викторовна –
воспитатели группы раннего возраста
Санкт-Петербург, ГБДОУ детский сад №44
Красносельского района СПб
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется работе с родителями. Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В учреждении должны создаваться условия для взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители.
В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей с целью создания единого образовательного пространства «семья - детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства. Очень важно включение родителей в жизнь ребенка в детском саду и участие их в разнообразных видах деятельности вместе со своими детьми, прежде всего в игровой.
Родители должны вырастить, хорошо воспитать ребенка, педагоги – помочь в этом родителям, но зачастую проблема заключается в том, что им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
В нашей группе проводится планомерная работа, которая и решает эту проблему. Ведущая идея системы работы с родителями в группе - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Взаимодействие – это не только обмен информацией в процессе деятельности или общения, это еще и важный аспект установления связей и отношений, определяющих эффективность совместной деятельности, повышающий интерес, развитие и совершенствование педагогической культуры родителей. Организация взаимодействия детей и взрослых в рамках воспитательно-образовательного процесса в группе не может носить случайный характер, она должна быть системной и иметь цели, задачи и результаты.
В группе раннего возраста ГБДОУ детского сада № 44 сложилась эффективная система взаимодействия в рамках годового проекта «Растем и развиваемся вместе» (совместная деятельность родителей и детей). Педагогами был разработан план мероприятий с учетом запроса родителей (по итогам анкетирования), который объединили в единый долгосрочный проект. Мероприятия проекта проводились ежемесячно. На них родители научились разным способам взаимодействия с детьми в совместной деятельности, получили знания о том, как проводить свободное время с ребенком. Мероприятия проводились по основным видам деятельности: сенсорное развитие, физическое развитие, музыкальное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Цели проекта: установление единства целей в воспитании детей, ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения, создание условий для взрослых по поиску и использованию материалов.
Задачи проекта: расширение представлений об особенностях развития детей 2-3 лет, установление доверительных отношений с родителями, повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам взаимодействия с семьей, приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия, педагогическое просвещение родителей, повышение и педагогической культуры родителей.
Ожидаемые результаты проекта:
- появление интереса родителей к деятельности, осуществляемой в дошкольном образовательном учреждении и группе;
- повышение компетентности родителей в психолого-педагогических вопросах;
- увеличение количества обращений с вопросами к педагогам;
- возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в группе и в дошкольном образовательном учреждении;
- рост удовлетворенности родителей работой педагогов и учреждением в целом.
Мероприятия, в рамках проекта «Растем и развиваемся вместе» проводились в разных формах в течение всего года.
Досуги: «Давайте познакомимся!», ««Развивалочка» - сенсорное развитие детей 2-3 лет», «Мы любим физкультуру» («Путешествие с «Колобком»). На всех встречах были созданы условия для ознакомления родителей с воспитательно-образовательным процессом в группе.
Также в ходе проекта проводились мастер-классы по ознакомлению родителей с художественно-эстетическим развитием детей 2-3 лет: «Аппликация-помощник в развитии детей 2-3 лет», «Дизайн грамот для детей». На мероприятиях были созданы условия для ознакомления родителей с нетрадиционным способами аппликации. Итогами этих мастер-классов стали совместные работы родителей и детей «Подарок для мамы» и оформление грамот для детей на выпуск из группы раннего возраста. После мероприятия родители получали памятки.
С целью педагогического просвещения родителей по вопросам развития речи и развитию мелкой моторики рук проводилась практическая консультация «Давайте, пальчики, дружить» (знакомство родителей с выполнением пальчиковой гимнастики). Родителям были представлены и обыграны вместе с ними пальчиковые игры по темам комплексно-тематического планирования в группе.
Во второй половине года педагоги с детьми подготовили небольшой концерт для мам «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня...». Целью мероприятия было создание условий для проявления положительных эмоций у детей и родителей.
Заключительное мероприятие проекта, подведение итогов всего года, - это выпуск из группы раннего возраста «Мы уже большие».
Результат работы - это создание атмосферы взаимоуважения. Родители - активные участники встреч и первые помощники педагогов, проявляют искренний интерес к жизни группы и дошкольного учреждения.
Успешность проекта можно оценить по отзывам родителей в конце года, по результатам педагогической диагностики, по активности посещения мероприятий, по активности участия родителей в мероприятиях дошкольного учреждения и по степени заинтересованности родителей. Совместная деятельность оказывает влияние на развитие у детей желания повторять освоенные игры и упражнения дома, на прогулках, в свободное время. Положительные отзывы родителей - одна из составляющих успеха.
Совместные мероприятия помогают установить эмоционально-доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, способствуют развитию детей, а также дают возможность родителям увидеть, как их дети выполняют задания и ведут себя среди сверстников.
Совместные мероприятия помогают наладить контакт между детьми и родителями. Для каждого родителя это возможность больше узнать о жизни ребенка в стенах группы, дошкольного учреждения и повод проявить себя.
Родители, особенно у кого первый ребенок, понимают, что садик – это совсем не страшно и детей там также любят, а не только воспитывают. Всегда здорово, когда дети и родители чувствуют себя одним целым и участвуют в одном общем деле. Очень важно для родителей видеть своего ребенка не только в привычной для ребенка, домашней обстановке, но наглядно убедиться в хорошем отношении к ребенку со стороны педагогов.
Список литературы
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. -111 стр.
- Дронь А.В., Данилюк О.Л., Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок-педагог-родитель». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 96 с.
- Зверева О.Л., Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 256 с.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В, Общение педагога с родителями в ДОУ - М., ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
- Попова М.Н. «Навстречу друг другу»: «Психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ/ СПб, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДОУ в практике работы дошкольных образовательных учреждений»
Все самое главное о ФГОС...
Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений»
В материале представлен обзор ФГОС ДО, отличие от ФГТ, анкета для воспитателей по ФГОС ДО...
«Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений»
Консультация для воспитателей...
Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений
ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2...
Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС до в практике работы дошкольных образовательных учреждений»
Консультация для воспитателей...
Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений
Основная тема - это реализация или введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных учреждений. Перед воспитателями встает очень много вопросов: почему этот документ появился, как он создавался, что изме...
Консультация для воспитателей "Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений"
Консультация для воспитателей "Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений"...