Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений
статья на тему

Основная тема - это реализация или введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных учреждений. Перед воспитателями встает очень много вопросов: почему этот документ появился, как он создавался, что изменится в нашей работе с введением ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА "СКАЗКА"

Материалы выступления на городском семинаре - практикуме по теме: "Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений"

Воспитатель:

Абдразакова Д.Ш.

Покачи, 2015

Основная тема - это реализация или введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных учреждений. Перед воспитателями встает очень много вопросов: почему этот документ появился, как он создавался, что изменится в нашей работе с введением  ФГОС ДО.

ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года.

Этому предшествовала следующая работа:

 1) Приказ Минобрнауки о разработке ФГОС ДО;

 2) Создана рабочая группа в составе Асмолов, Скоролупова, Волосовец, Карабанова, Рубцов, Собкин – люди с разными мнениями и позициями.

Что же обсуждалось рабочей группой?
 - требования к программе;
 - требования к условиям;
 - требования к результатам социализации.

Перед разработчиками возникли следующие вопросы:
1) Не является ли Стандарт риском для системы образования?
2) В чем уникальность Стандарта?
 3) Каковы будут результаты?
 4) Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения;
5) Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь? И др.

Чего ждут от Стандарта:

ВОСПИТАТЕЛИ
 -Обеспечения безопасности;
 -Толерантного отношения со стороны родителей;
 -Снижение документооборота;
 -Больше доступных образовательных программ;
 -Обучение счету и письму должно быть в школе;
 - Желание обучаться – курсы ПК

УЧИТЕЛЯ
 - ребенок должен уметь читать и писать печатными буквами;
 - послушный ребенок; т. е ребенок, подготовленный к школьному обучению

РОДИТЕЛИ
 - за раннее и ускоренное развитие;
 - за образование отвечает государство;
 - главное – здоровье детей;
 - кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях (творчество)
Чем обусловлена разработка данного документа?

Два основания для введения ФГОС ДО:
1) Закон «Об образовании РФ»;
 2) Современная социокультурная ситуация.

ФГОС ДО основан на  следующих документах:
 1) Конвенция о правах ребенка;
 2) Закон об образовании РФ;
 3) Конституция РФ.
4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»

Закон об образовании РФ предусматривает:

 1) доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного образования – обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это обязанность государства, для семьи – это право.
 2) Обнародование Стандарта в 2013 году.
 3) Введение Стандарта с 1 января 2014 года;
 4) Отмена положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО;
5) Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня) ;
 6) Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных организаций;
7) Закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию за семьей.

Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг.
ФГОС ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду) .

До 2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования. В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре ООП, в 2011 – к условиям реализации ООП. В 2013 году Приказом Минобрнауки N1155 о введении ФГОС ДО.
Основные понятия ФГОС ДО:
1) Единство образовательного пространства - обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных пунктов, группы кратковременного пребывания) ;
 2) образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноты образования и развития детей ( музей, школа и т. д.)
 3) развивающая предметно-пространственная среда;
4) социальная ситуация развития.
      Чем отличаются ФГТ И ФГОС ДО?
ФГТ
 2 группы требований:
 - к структуре ООП;
 -к условиям реализации ООП;
 -4 направления развития;
 - 10 образовательных областей;
80%- обязательная часть программы;
 20% - вариативная
ФГОС ДО

 3 группы требований
 -к структуре ООП;
-к условиям реализации ООП;
 - к результатам освоения ООП
5 образовательных областей:
 Физическое развитие
 Познавательное развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Социально-коммуникативное развитие (социально-личностное);
Речевое развитие
60%- обязательная часть программы;
 40% - вариативная

      В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы - Стандарт реализован.

Социальная ситуация развития предполагает три группы требований:

 1) Пространственно-временные - пространство и игрушки;
 2) Социальные - система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
 3) Деятельностные – детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор.
     Главное условие – численность детей в группе.

Какие же требования предъявляются к условиям:
 1) Психолого-педагогические;
 2) Кадровые;
3) Материально-технические;
 4) Финансовые;
5) К предметно-развивающей среде.

 Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года.

Оценка профессиональной деятельности педагога:
- динамика развития интегративных качеств педагога;
 - положительное отношение ребенка к детскому саду;
 -высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.

Требования к результатам освоения программы:
Основной результат – это социализация детей.
 1) Результат социализации;
 2) Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.

 ФГОС ДО предусматривает 1 группу результатов - личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные) .
      Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров:
 * Инициативность
* Самостоятельность
* Уверенность в себе
* Воображение
* Физическое развитие
 * Волевые усилия
 * Любознательность
* Интерес ребенка.
 Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.

Что же будет оцениваться:
1) Педагогический процесс;
2) Условия (социальная ситуация развития) ;
3) Педагогические кадры.

        Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.

Требования к структуре ООП.

 ООП определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения. Индивидуализация – набор парциальных программ, реализуемых в ДОО.
 ООП пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования. До 2015 года работаем по разработанным ранее программам.
 ООП ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.
      Примерная программа – учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программы- должна быть возможность выбора.
      Примерные ООП будут опубликованы в Федеральном реестре.
Авторы Примерных ООП должны разработать и представить:
 1) Варианты сетки занятий;
 2) Парциальные программы;
3) Формы планирования;
 4) Режим дня, жизнедеятельности;
5) Методическое обеспечение;
6) Учебный план;
 7) Мониторинг.

Готовность ДОО к введению ФГОС ДО
 1) Разработана и утверждена ООП ДОО;
2) Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО;
 3) Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО;
 4) Определен перечень парциальных программ;
5) Разработаны локальные акты;
6) Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами;
7) План методической работы к введению ФГОС ДО;
8) Осуществлено повышение квалификации педагогов;
9) Обеспечение кадровых, финансовых условий.
     


                                                     

АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 1. Что такое ФГОС ДО? Когда вступил в силу?
 2. Чем обусловлена разработка данного документа – ФГОС ДО?
 3. На каких документах основан ФГОС ДО?

4. Какие права граждан закрепляет ФГОС ДО?
5. Чем отличаются ФГТ и ФГОС ДО?
6. С учетом чего должны реализовывать ФГОС ДО дошкольные  образовательные организации?
 7. Принятие стандарта приведет к росту социального статуса (укажите) :
 * - детства
* - семей
 * - дошкольных учреждений
 * - воспитателей
 8. Как будет называться образовательная деятельность после введения ФГОС ДО:
 1) занятие
 2) НОД;
 3) игра
 9. Что позитивное, по вашему мнению, из ФГТ перешло во ФГОС ДО?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений»

В материале представлен обзор ФГОС ДО, отличие от ФГТ, анкета для воспитателей по ФГОС ДО...

Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений

  ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2...

Консультация для воспитателей "Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений"

Консультация для воспитателей "Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений"...