Социокультурные истоки
занимательные факты (подготовительная группа)
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
Цель Программы: формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalend.docx | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовительная к школе группа «Ягодка». Воспитатель: Воробьева Наталья Владимировна
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие. «Социокультурные истоки».
Цель Программы: формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения
В возрасте 6-7 лет ставятся задачи развития умений:
- Понимать сверстников и взрослых;
- Принимать точку зрения собеседника;
- Делиться своими знаниями;
- Взаимодействовать в общем деле.
Показателями диагностики коммуникативного аспекта качества образования являются поведенческие показатели:
- Умение слушать, умение говорить, умение вступать в контакт, поддерживать и завершать общение;
- Видеть, слышать и чувствовать каждого, присоединяться к партнёру, выражать собственную оценку;
- Приходить к согласию, быть терпимым к иному мнению;
- Уважительно общаться со всеми участниками образовательного процесса;
- Выражать собственную оценку от прочитанного взрослым и услышанного в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
У ребёнка старшего дошкольного возраста в коммуникативном аспекте качества образования, кроме указанных выше показателей, прослеживаются развитые психологические умения:
- Преодолевать барьеры в общении;
- Проявлять эмпатию к сверстникам и взрослым;
- Снижать излишнее напряжение в общении;
-Использовать ситуативные нормы приветствия, нормы речевого этикета при высказывании своего мнения;
- Высказывать пожелание, просьбу, совет, предложение, сочувствие;
- Использовать невербальные средства общения.
Календарно-тематический планирование
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт | Обязательная часть содержания образования | Примерный план взаимодействия с родителями | Учебно – методическое обеспечение программы |
1. | «Сказочное слово» | Задачи: 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции Слова». 2. Развитие общения в паре. 3. Развитие эмоциональной сферы и образного мышления ребенка. Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми о том, чему учит сказка, на основерусской народной сказки «Царевна-лягушка», и сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», личного опыта детей. 2.Выполнение заданий. 3. Игра – драматизация «Путешествие по сказкам». 4.Работа в паре «Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок». 5.Оформление страницы Альбома «Моя любимая сказка» | Активное занятие (развивающее) 1.Знакомство с программой «Истоки» и «Воспитание на социо-культурном опыте» для детей 6-7 лет. 2. Представление комплекта книг для развития детей 6-7 лет. 3. Работа в круге с книгой для развития «Сказочное слово». 4. Выполнение заданий по русской народной сказке «Царевна-лягушка», и сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». 5. Работа с пословицами в книге «Сказочное слово». 6. Активное занятие. Работа в микрогруппе «Мудрость сказочного слова». | Литература: «Истоковедение» том 5, стр.189-190. Истоковедение» том 11, стр.87. Книга для развития детей 6-7 лет «Сказочное слово» стр.4-10, 11-26, 27, 30-31, 29. | ||
2. | «Напутственное слово» | Задачи: 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Традиции Слова». 2. Развитие умения общаться в паре. 3.Приобщение к традиции напутственного слова. Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Напутственное слово в жизни человека» на основе сказки К.Д. Ушинского «Ветер и солнце», русской народной сказки «Василиса Прекрасная», пословиц и личного опыта детей. 2. Выполнение задания. 3. Игра «Доброе слово сказать – посошок в руку дать». 4. Работа в паре «Напутственное слово». 5. Рисунок к сказке «Василиса Прекрасная». | Активное занятие (развивающее) 1.Знакомствос книгой для развития детей«Напутственное слово». 2. Выполнение родителями заданий по русским народным сказкам «Василиса Прекрасная», «Перышко ФинистаЯсна-сокола». 3. Работа с пословицами в книге «Напутственное слово». 4. Активное занятие. Ресурсный круг ««Напутственное слово в семье». | Литература: «Истоковедение» том 5, стр.191-192. Истоковедение» том 11, стр.88. Книга для развития детей 6-7 лет «Напутственное слово» стр.5, 6-14, 4, 16-17, 18, 15. | ||
3. | «Жизненный путь» | Занятие проводится совместно с родителями Задачи: 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции Слова». 2. Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. 3. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Жизненный путь» на основе русской народной сказки «Перышко ФинистаЯсна-сокола», притчи «Старик и яблоня», пословиц и личного опыта детей. 2.Выполнение задания «Этапы жизненного пути». 3. Игра «Угадай, кем я хочу стать» (выполнение имитационных действий, отражающих будущую профессию детей). 4. Ресурсный круг «Жизненный путь». 5.Оформление страницы Альбома «Кем я хочу стать?» | 1. Работа по книге «Напутственное слово» 2. Выполнение с детьми задания «Этапы жизненного пути». 3. Работа с детьми с пословицами в книге «Напутственное слово». 4. Совместно с детьми: оформление страницы Альбома «Кем я хочу стать?» | Литература: «Истоковедение» том 5, стр.193-194. Истоковедение» том 11, стр.88. Книга для развития детей 6-7 лет «Напутственное слово» стр.21-32, 33, 20, 34, 35. | ||
4. | «Светлый образ» | Задачи: 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции Образа». 2. Создание позитивного настроя на общение в группе. 3. Формирование ресурса успеха. Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми о Преподобном Сергии Радонежском на основе использования изображений Свято-троицкой Сергиевой Лавры, ауди записей колокольных звонов, произведения И.С. Шмелева «Богомолье» («Благословение»), фрагментов «Жития Преподобного Сергия Радонежского»: «Сын радости», «В пустыне преподобного Сергия», «Чудо об источнике». 2.Ресурсный круг «Жизненный путь Преподобного Сергия Радонежского». 3.Оформление страницы Альбома «О Преподобном Сергии Радонежском» | Активное занятие (развивающее) 1.Знакомство с книгой для развития детей 6-7 лет «Светлый образ». 2. Выполнение заданий к фрагменту произведения И.С. Шмелева «Богомолье» («Благословение»), рассказам «Сын радости», «В пустыне преподобного Сергия», «Чудо об источнике» и фрагменту «Жития» («Посещение преподобного Сергия Пресвятой Богородицей»). 3. Активное занятие. Ресурсный круг «Светлый образ» | Литература: «Истоковедение» том 5, стр.194 -195. Истоковедение» том 11, стр.88-89. Книга для развития детей 6-7 лет «Светлый образ» стр.5-8, 9-14, 14. | ||
5. | «Чудотворный образ» | Задачи: 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции Образа». 2. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. 3. Приобщение к отечественной святыне. Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми о чудотворном образе по рассказу «Куликовская битва», фрагменту из «Жития Преподобного Сергия Радонежского». 2. Художественно-продуктивная деятельность по выбору детей «Храмы Святой Руси» (аппликация, рисование, конструирование). 3. Работа в паре «Светлый образ». 4. Выполнение задания. | 1. Работа с книгой для развития детей 6-7 лет «Светлый образ». 2. Чтение детям рассказа «Куликовская битва», фрагмента из «Жития Преподобного Сергия Радонежского». 3. Совместная художественно-продуктивная деятельность «Храмы Святой Руси». | Литература: «Истоковедение» том 5, стр.195 -197. Книга для развития детей 6-7 лет «Светлый образ» стр.19-23, 24-25, 26-27, 27. | ||
6. | «Мастера и рукодельницы» | Задачи: 1.Первоначальное освоение социокультурной категории «Традиции дела». 2. Воспитание уважения к людям труда (мастерам и рукодельницам). 3. Развитие умения договариваться, приходить к согласию. Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми о мастерах и мастерстве на основе сказа П.П. Бажова «Каменный цветок», пословиц. 2.Выполнение задания. 3. Игра «Где мы были». 4. Работа в паре «Мастера и рукодельницы» 5. Оформление страницы Альбома «Русские узоры». | Активное занятие (развивающее) 1.Знакомство с книгой для развития детей 6-7 лет «Мастера и рукодельницы». 2. Выполнение заданий по сказу П.П. Бажова «Каменный цветок» и русским народным сказкам «Морозко», «Иван-крестьянский сын» и «Чудо- юдо». 3. Работа с пословицами в книге «Мастера и рукодельницы». 4. Активное занятие. Работа в четверке «Мастер своего дела». | Литература: «Истоковедение» том 5, стр.197 -199. Истоковедение» том 11, стр.89-90. Книга для развития детей 6-7 лет «Мастера и рукодельницы» стр.5-12, 4, 14, 16, 17-18, 15. | ||
7. | «Старание и терпение» | Занятие проводится совместно с учителями школы. Задачи: 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции дела». 2. Развитие управленческих навыков и умения общаться в паре. 3. Развитие единого контекста в группе. Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми о старании и терпении на основе русских народных сказок «Морозко», «Иван-крестьянский сын» и «Чудо- юдо» пословиц. 2. Игра «куда иголочка, туда и ниточка» 3. Работа в паре «Старание и терпение» 4. Творческое задание «Иллюстрации к сказке». | 1.Работа с книгой для развития детей 6-7 лет «Мастера и рукодельницы». 2. Выполнение заданий совместно с детьми по сказу П.П. Бажова «Каменный цветок» и русским народным сказкам «Морозко», «Иван-крестьянский сын» и «Чудо- юдо». 3. Совместно с детьми: оформление страницы Альбома «Иллюстрации к сказке». | Литература: «Истоковедение» том 5, стр.199 -200. Книга для развития детей 6-7 лет «Мастера и рукодельницы» стр.26-32, 20, 34-35, 33. | ||
8. | «Семейные традиции» | Занятие проводится совместно с родителями. Задачи: 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции праздника». 2. Развитие мотивации к взаимодействию у детей и взрослых. 3. Развитие единого контекста в группе. Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми о семейных традициях на основе произведения И.С. Шмелева «Лето Господне» («Благовещение»), сказа П.П. Бажова «Живинка в деле», рассказа О.С. Абрамовой «Семейная радость», пословиц и личного опыта детей. 2. Выполнение задания. 3. Весенний хоровод по усмотрению воспитателя. 4. Работа в паре «Семейные традиции». 5. Оформление страницы Альбома «Традиции нашей семьи». | Активное занятие (развивающее) 1.Знакомство с книгой для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции» 2. Выполнение заданий по сказу П. Бажова «Живинка в деле» и сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» 3. Работа с пословицами в книге «Семейные традиции». 4. Активное занятие. Работа в четверке «Семейные традиции». 5. Подведение итогов работы по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в дошкольном образовании. Присоединение к Азбуке истоков для 1 класса общеобразовательной школы. | Литература: «Истоковедение» том 5, стр.201 -202. Истоковедение» том 11, стр.90-91. Книга для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции» стр.12-13, 6-11, 5, 4, 14, 16. | ||
9. | «Книга-праздник души» | Занятие проводится совместно с родителями и учителями. Задачи: 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции праздника». 2. Развитие у детей умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению. 3. Подготовка детей к созданию Первой книги (начальная школа). Примерный план: 1. Организация выставки «Книга-праздник души» (серия книг для развития детей 3-7 лет). 2. Работа в круге. Беседа с детьми о роли книги в жизни человека на основе серии книг для развития детей 6-7 лет . 2. Выполнение задания. 3. Игра из любимой Книги для развития детей. 4. Работа в паре «Книга-праздник души». 5. Оформление страницы Альбома «Мои Истоки». | 1.Работа совместно с детьми с книгой для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции» 2. Помощь в организации выставки «Книга-праздник души» (серия книг для развития детей 3-7 лет). 3. Проведение игр из любимой Книги для развития детей. 4. Совместно с детьми: оформление страницы Альбома «Мои Истоки». | Литература: «Истоковедение» том 5, стр.202 -204. Истоковедение» том 11, стр.90-91. Книга для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции» стр.51-52, 54-55, 53. | ||
10. | «До свидания, детский сад! Школа, здравствуй!» | Итоговое. Занятие проводится совместно с родителями и учителями. Задачи: 1.Осмысление и прочувствование результатов, достигнутых в ходе реализации программы. 2. Развитие ресурса успеха. 3. Развитие единого контекста воспитания и развития в дошкольном образовательном учреждении и школе. Примерный план: 1. Разговор в круге. Беседа с детьми о страницах альбома «Мои Истоки» (на основе книг для развития). 2. Ресурсный круг (с делегированием) «Слово благодарности тем, кто помог детям вырасти умными и добрыми». 2. Выполнение задания. 3. Художественная деятельность детей «До свидания, детский сад! Школа, здравствуй!» | 1. Беседа с детьми о страницах альбома «Мои Истоки» (на основе книг для развития). 2. Организация выставки детских рисунков на тему «До свидания, детский сад! Школа, здравствуй!» | Литература: «Истоковедение» том 5, стр.204. Книги для развития детей 3-7 лет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по программе « Социокультурные истоки» Социокультурная категория «Традиция образа» Тема: «Светлый Образ» Подготовительная группа
Предварительная работа:чтение книги «Преподобный Сергий» Е.В.Тросниковой, рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И.С.Шмелева «Благословл...
Сказка по программе "Истоки" в рамках реализации "Социокультурные истоки"
Одним из видов инструментария в программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования и начальной школы являются книги для развития детей.Сказки являются основной частью кни...
Конспект ООД по программе «Социокультурные истоки» Социокультурная категория «Традиция образа» Тема: «Светлый Образ»
Конспект ООД по программе СКИ "Светлый образ"...
Мониторинг социокультурного развития детей по программе Социокультурные истоки
Мониторинг социокультурного развития детей по программе Социокультурные истоки....
«Пути решения создания социокультурной образовательной среды дошкольного учреждения, как компонента успешного сопровождения формирования и развития личности дошкольника в контексте программы «Социокультурные истоки».
Выступление в рамках Лаборатории "Истоки"...
Выступление по Социокультурным истокам на тему «Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство общения театрализованной деятельности»
Выступление по Социокультурным истокам на тему «Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство общения театрализованной деятельности»...