Работа с одаренными детьми
материал

Е. Н. Соловьева

Как показывает многолетняя практика, для успешного интеллектуального развития школьников недостаточно наличия хорошо организованной систематической напряженной общеобразовательной работы в школе. Необходимым условием этого является использование научных представлений и методов к проблеме выявления и развития одаренности. По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте, то есть приблизительно около 20% может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные.

Следовательно, проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами:

  • ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий;
  • требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Успенская средняя общеобразовательная школа

Программа «Работа с одаренными детьми»

Учитель изобразительного искусства

Соловьева Елена Николаевна

2020-2023 г.г.

Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей.

Задачи:

  • выявить уровень творческих возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
  • проводить диагностические исследования для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
  • осуществлять дифференцированный подход к обучающимся и консультировать их;
  • стимулировать познавательные способности обучающихся;
  • проводить для одаренных детей мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН;

Формы работы с одаренными детьми

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  • Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
  • Тренинги, тестирование;
  • Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  • Посещение предметных и творческих кружков по способностям;
  • Создание детских портфолио.

Ожидаемые результаты

  1. Создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей.
  2. Мониторинг качества образования одаренных детей.
  3. Целенаправленная работа с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественноэстетической и исследовательской деятельности.
  4. Увеличение числа детей, активно занимающихся творческой и интеллектуальной деятельностью.
  5. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

План реализации программы.

№п/п

Название темы.

1.

Участие в ежегодном районном конкурсе «Дети. Техника. Творчество»

2.

Участие в ежегодном  районном конкурсе творческих и исследовательских работ «Первые шаги»

3.

Участие в ежегодных школьных конкурсах-выставках: «Золотая осень»,  

4.

Участие в ежегодном районном фестивале детского творчества.

5.

Участие в школьных выставках: «День Учителя», «День матери», «8 марта», «Новогодние чудеса»

6.

Участие в ежегодном районном конкурсе «Пусть всегда будет мама!»

7.

Участие в ежегодной районной методической выставке-семинаре «Ученик-учитель»

8.

Участие в патриотическом конкурсе творческих работ «Память сильнее времени»

9.

Участие в районном конкурсе макетов и моделей.

10.

Участие в областном конкурсе детских творческих работ «Беречь леса-творить добро»

11.

Участие в районном пасхальном конкурсе «Радость моя»

12.

Участие во Всероссийской олимпиаде «Время Знаний» по предмету «Изобразительное искусство»

13.

Участие во всероссийских конкурсах «АРТ-талант»

14.

Участие в районном конкурсе детского творчества «Зеркало природы»

Приложение 1

Портрет одарённого ребёнка

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.

2. Предлагает много идей. Решений задач, ответов на вопросы.

3. Склонен к рисковым действиям.

4. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

5. Обладает богатой фантазией, воображением.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые не могут казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте. Внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремиться самовыражению, творческому использованию предметов

Приложение 2  

Родительское исследование (заполняют родители)

  1. У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)
  2. Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца.

(Да / нет)

  1. Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
  2. Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
  3. Он очень любит рисовать (Да / нет)
  4. Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
  5. Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
  6. Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
  7. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время?

__________________________________________________________________

  1. С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину.

__________________________________________________________________

Приложение 3

Анкетно-биографические сведения об одаренных детях

(заполняется по образцу в течение учебного года)

п/п

ФИО

Год рождения

Домашний

адрес

Класс

Виды         

одаренности

Участие в олимпиадах и конкурсах.

Результативность

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 4

Методика диагностики одаренности младших школьников

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

 Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

  • математика и техника (1-й столбец листа ответов);
  • гуманитарная сфера (2-й столбец);
  • художественная деятельность (3-й столбец);
  • физкультура и спорт (4-й столбец);
  • коммуникативные интересы (5-й столбец);
  • природа и естествознание (6-й столбец);
  • труд по самообслуживанию (7-й столбец).

Анкета для учащихся

   Запишите свои имя и         фамилию

__________________________________________________

   Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.

Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»

  1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
  2. Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
  3. Петь, музицировать.
  4. Заниматься физкультурой.
  5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
  6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
  7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
  8. Собирать технический конструктор.
  9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
  10. Самостоятельно рисовать.
  11. Играть в спортивные, подвижные игры.
  12. Руководить играми детей.
  13. Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
  14. Ходить в магазин за продуктами.
  15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
  16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
  17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
  18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
  19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
  20. Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
  21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
  22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
  23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
  24. Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
  25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
  26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
  27. Ухаживать за домашними растениями.
  28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).
  29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
  30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
  31. Участвовать в постановке спектаклей.
  32. Заниматься спортом в секциях и кружках.
  33. Помогать другим людям.
  34. работать в саду, на огороде, выращивать растения.
  35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

 

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей. М., 1962.
  2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.
  3. Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей. Автореферат. 1993.
  1. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», № 3, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»

Конспект НОД  в форме интеллектуальной  игры «В гостях у сказки»  к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД  помогает закрепл...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 2. Музыкальность как признак одаренности

1. Музыкальные способности, их характеристика2. Основные музыкальные способности детей дошкольного возраста3. Условия развития музыкальных способностей в дошкольном возрастеПрактическое зада...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...