Работа с одаренными детьми
материал
- ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий;
- требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Успенская средняя общеобразовательная школа
Программа «Работа с одаренными детьми»
Учитель изобразительного искусства
Соловьева Елена Николаевна
2020-2023 г.г.
Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей.
Задачи:
- выявить уровень творческих возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
- проводить диагностические исследования для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
- осуществлять дифференцированный подход к обучающимся и консультировать их;
- стимулировать познавательные способности обучающихся;
- проводить для одаренных детей мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН;
Формы работы с одаренными детьми
- Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
- Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
- Тренинги, тестирование;
- Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
- Посещение предметных и творческих кружков по способностям;
- Создание детских портфолио.
Ожидаемые результаты
- Создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей.
- Мониторинг качества образования одаренных детей.
- Целенаправленная работа с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественноэстетической и исследовательской деятельности.
- Увеличение числа детей, активно занимающихся творческой и интеллектуальной деятельностью.
- Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
План реализации программы.
№п/п | Название темы. |
1. | Участие в ежегодном районном конкурсе «Дети. Техника. Творчество» |
2. | Участие в ежегодном районном конкурсе творческих и исследовательских работ «Первые шаги» |
3. | Участие в ежегодных школьных конкурсах-выставках: «Золотая осень», |
4. | Участие в ежегодном районном фестивале детского творчества. |
5. | Участие в школьных выставках: «День Учителя», «День матери», «8 марта», «Новогодние чудеса» |
6. | Участие в ежегодном районном конкурсе «Пусть всегда будет мама!» |
7. | Участие в ежегодной районной методической выставке-семинаре «Ученик-учитель» |
8. | Участие в патриотическом конкурсе творческих работ «Память сильнее времени» |
9. | Участие в районном конкурсе макетов и моделей. |
10. | Участие в областном конкурсе детских творческих работ «Беречь леса-творить добро» |
11. | Участие в районном пасхальном конкурсе «Радость моя» |
12. | Участие во Всероссийской олимпиаде «Время Знаний» по предмету «Изобразительное искусство» |
13. | Участие во всероссийских конкурсах «АРТ-талант» |
14. | Участие в районном конкурсе детского творчества «Зеркало природы» |
Приложение 1
Портрет одарённого ребёнка
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.
2. Предлагает много идей. Решений задач, ответов на вопросы.
3. Склонен к рисковым действиям.
4. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
5. Обладает богатой фантазией, воображением.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые не могут казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте. Внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремиться самовыражению, творческому использованию предметов
Приложение 2
Родительское исследование (заполняют родители)
- У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)
- Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца.
(Да / нет)
- Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
- Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
- Он очень любит рисовать (Да / нет)
- Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
- Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
- Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
- Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время?
__________________________________________________________________
- С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину.
__________________________________________________________________
Приложение 3
Анкетно-биографические сведения об одаренных детях
(заполняется по образцу в течение учебного года)
№ п/п | ФИО | Год рождения | Домашний адрес | Класс | Виды одаренности | Участие в олимпиадах и конкурсах. Результативность |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
Методика диагностики одаренности младших школьников
Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета
Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
- математика и техника (1-й столбец листа ответов);
- гуманитарная сфера (2-й столбец);
- художественная деятельность (3-й столбец);
- физкультура и спорт (4-й столбец);
- коммуникативные интересы (5-й столбец);
- природа и естествознание (6-й столбец);
- труд по самообслуживанию (7-й столбец).
Анкета для учащихся
Запишите свои имя и фамилию
__________________________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.
Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»
- Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
- Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
- Петь, музицировать.
- Заниматься физкультурой.
- Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
- Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
- Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
- Собирать технический конструктор.
- Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
- Самостоятельно рисовать.
- Играть в спортивные, подвижные игры.
- Руководить играми детей.
- Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
- Ходить в магазин за продуктами.
- Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
- Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
- Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
- Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
- Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
- Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
- Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
- Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
- Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
- Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
- Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
- Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
- Ухаживать за домашними растениями.
- Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).
- считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
- Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
- Участвовать в постановке спектаклей.
- Заниматься спортом в секциях и кружках.
- Помогать другим людям.
- работать в саду, на огороде, выращивать растения.
- Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Список литературы
- Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей. М., 1962.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.
- Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей. Автореферат. 1993.
- Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», № 3, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.
Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....
Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"
Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....
семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...
Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»
Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД помогает закрепл...
Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 2. Музыкальность как признак одаренности
1. Музыкальные способности, их характеристика2. Основные музыкальные способности детей дошкольного возраста3. Условия развития музыкальных способностей в дошкольном возрастеПрактическое зада...
Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми
1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...