Конструктивно-модельная деятельность, как средство развития познавательных способностей
консультация
Заниматься конструктивно-модельной деятельностью дети начинают в очень раннем возрасте, вспомним всеми любимые цветные пирамидки и цветные кубики, которые нравятся всем без исключения. Выделяют два вида - техническое (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления ; крупногабаритных модульных блоков) и художественное (из бумаги и природного материала).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_sada_oktyabr.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструктивно-модельная деятельность, как средство развития познавательных способностей
Подготовила воспитатель Липпс Н.Е.
Заниматься конструктивно-модельной деятельностью дети начинают в очень раннем возрасте, вспомним всеми любимые цветные пирамидки и цветные кубики, которые нравятся всем без исключения. Выделяют два вида - техническое (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления ; крупногабаритных модульных блоков) и художественное (из бумаги и природного материала).
Первый вид – техническое конструирование. Дети в основном отображают реальные объекты, придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом моделируются структурные и функциональные признаки. Конструктивно-модельная деятельность тесно связана с игровой деятельностью (дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры). Второй вид – художественное конструирование. Дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Ролевые игры, в которые включаются элементы конструирования, способствуют развитию сюжета. Полноценное конструирование влияет на сам процесс (отбирается материал, обдумываются способы, планируется и контролируется деятельность.) В раннем возрасте конструктивно-модельная деятельность слито с игрой; в младшем игра уже побудитель к конструированию. Конструктивно-модельная деятельность способствует развитию познавательных способностей, проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.
Дети знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорные эталоны, закрепляют конструктивные навыки, учатся ориентироваться в пространстве. Кроме этого хочу перечислить еще ряд положительных факторов: развивается мелкая моторика, совершенствуется координация движений пальцев и кистей. конструирование также развивает психические процессы – память, мышление, воображение, внимание и восприятие. Нельзя пропустить и воспитательные моменты. Работа детей сближает, дисциплинирует, появляются общие интересы. Конструирование стимулирует развитие восприятия. Для того, чтобы правильно выполнить постройку или поделку, нужно тщательно рассмотреть предложенный образец, понять из какого материала он выполнен, сделать соответствующие выводы. Не всегда этот образец можно потрогать.
Наряду с развитием восприятия в старшем дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. При изготовлении постройки- поделки необходимо очень внимательно следить за объяснением воспитателя, а потом также внимательно выполнять действия, чтобы получилась хорошая работа. Практика показала, что игровые занятия способствует развитию произвольного внимания. В первый момент детей увлекает будущая деятельность, им очень хочется сделать то, что предлагает воспитатель. Но позже нужно приложить немало усилий для достижения конечного результата. Здесь необходимо относится к работе с повышенным вниманием.
Хочу предложить более подробно рассмотреть взаимосвязь конструктивно-модельной деятельности и развития познавательных способностей. Прежде чем начать изготавливать постройку или поделку, мы с ребятами рассматриваем материал, выявляем его особенности, сравниваем с другими материалами. Здесь используются как занятия, так и исследовательская деятельность, дидактические игры. Малыши, например, сравнивают бумагу и картон, ребята постарше знакомятся с тканями различными, пряжей. Вместе мы заготавливаем природный материал, по ходу закрепляя названия деревьев, кустарников. Во время изготовления поделки у ребят закрепляется представление об сенсорных эталонах. Огромное значение имеет развитие конструктивных навыков, для некоторых детей это сложный процесс. Прежде чем, получится постройка или поделка ее нужно собрать, причем выполнить это правильно, подогнать все детали, склеить или сложить их ровно, точно. Особое место в конструирование занимает техника "Оригами". При изготовлении этих игрушек, даже самых простых, нужна точность и острый глазомер. А когда все складывается, то сразу виден результат. Для детей это очень важный момент. Для лучшего результата можно использовать различные планы, схемы, карты, алгоритмы. Старшие дошкольники с удовольствием изучают такие инструкции, очень часто бывает так, что понимают их лучше некоторых взрослых.
Так же в процессе конструктивно-модельной деятельности развивается:
• речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко;
• дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.) .
Благодаря конструктивно-модельной деятельности у детей пополняется словарный запас, развивается речь, воображение, а так же художественно-творческие способности.
Творческие способности – это в первую очередь способность ребенка находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора.
Творческие способности – это такие психические свойства и качества личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности и развития творчества ребенка. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.
Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.
Конструктивно-модельная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников.
В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:
• трудолюбие,
• самостоятельность,
• инициатива,
• упорство при достижении цели,
• организованность.
Совместная конструктивно-модельная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:
• умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) ;
• работать дружно, не мешая друг другу. Становясь старше, дети уже более осознанно собирают свои постройки по замыслу или по схеме. Они строят домики для любимых игрушек из крупного конструктора или цветных кубиков, при этом сами не осознавая, начинают развивать сенсорику, исследуют окружающие предметы по цвету, форме, величине, динамическим качествам.
Строительные игры формируют потребность в общении, которое требует собственной активации речи. Не стоит забывать, что любую постройку можно и нужно обыгрывать в различного вида играх.
Выбор материала для конструктивно-модельной деятельности очень велик и разнообразен, для каждого возраста различные строительные наборы, магнитный конструктор, деревянные, пластмассовые или крупногабаритные мягкие модули для детей младшего возраста.
. Очень важная роль в процессе конструктивно-модельной деятельности отводится взрослому, для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.
Основными приемами обучения являются следующие:
1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.
2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.
3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке - как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции; в бумажном конструировании - как склеивать стороны закрытого куба или бруска; в работе с конструктором - как крепить колеса на осях с помощью гайки; в работе с природным материалом - из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т. д.
4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.
При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы проверить, усвоил ли он новый материал.
Игровые занятия художественно-конструктивной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно-конструктивная деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Практика показала: с помощью традиционных форм работы нельзя решить в полной мере эту проблему - проблему развития творческой личности. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и способности, т. е. нужно искать новые формы работы с детьми и родителями, развивать потребность в творческой деятельности.
Практика работы показывает, что в большей степени развивают у дошкольников речь и творческие способности такие формы организации обучения конструированию (по Л. А. Парамоновой, как:
• конструирование по образцу – обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа,
• конструирование по теме – позволяет детям сами создавать замысел конкретных построек и поделок, выбирать способы их выполнения, материал,
• конструирование по замыслу – развивает умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок,
• конструирование по условиям – задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, что соответствует принципам деятельностного подхода.
Подводя итог, следует сказать, конструктивно-модельная деятельность как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в воспитательно-образовательном пространстве, как средство развития познавательных способностей дошкольников.
В условиях модернизации отечественного образования. российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом....
«Проектная деятельность, как средство развития познавательных способностей у старших дошкольников»
Сообщение ...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается как метод проектов влияет на развитие познавательных способностей у детей....
Рекомендации для педагогов «Проектная деятельность, как средство развития познавательных способностей старших дошкольников»
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познат...
Мастер класс «Исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей у дошкольников».
Цель: Повышение уровня познавательно-исследовательской компетентности воспитателей ОУ. Задачи: создать атмосферу творческого поиска;с...
«Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей». Выступление на семинаре перед педагогами ДОУ «Адаптация к переменам».
Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Специфика дошкольного возраста в соответствии с ФГТ та...