Дикие животные.
проект (средняя группа)

Горшкова Екатерина Владимировна

Презентация, дидактическое сопровождение

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Презентация869.11 КБ
Файл Дидактическое сопровождение585.63 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Белка

«Запасливая белка»
Рыжая белочка с рыжим хвостом
Маленький рыжик нашла под кустом.
Маленький рыжик она засолила.
В банку большую его положила.
Белке теперь не страшны холода:
Есть у нее на всю зиму еда.

***

В нашем парке есть шалунья,
Озорная попрыгунья!
Белка в рыжей шубке скачет,
На ветвях сосны маячит!
То в дупло к себе метнёт,
То за шишками махнёт...)))
И вокруг собралось люду -
Этому дивиться чуду!
Каждый тянет ей ладошку,
Покормить, погладить крошку!
Но шалунья подбежит,
Хвать орех и убежит!

***

Посмотрите, зверь какой, 
В рыженьком пальтишке,
Шишки носит день-деньской 
Собственным детишкам!
Все довольны, хвост – трубой, 
Достают орешки…
- Я обед хочу другой: 
Груздь и сыроежки! -
Говорит малыш-сынок. 
Мама-белка снова
По ветвям колючим – скок, 
К ёжику лесному:
«Одолжи-ка мне, сосед, 
Грузди для сынишки»…
Принесла, а сын пищит: 
- Лучше дайте шишку!

***

Белочка живет в дупле,
На развесистой сосне.
Любит свой уютный дом –
Чистота, порядок в нем:
Вот перинка изо мха,
Теплый плед из лопуха,
Стол – грибок моховичок,
Вместо радио - сверчок.
Чашки есть из желудей,
Чай с малиной для друзей,
Лампа – яркий светлячок,
Темной ночи маячок!
Колокольчик у дверей:
«Динь-ди-линь!» - зовет зверей,
Белка ждет сегодня всех,
Есть большой лесной орех!

***

Я белочка пушистая
И шубка серебристая.
На праздник новогодний
Я приглашаю всех!
Получат все подарки,
И праздник будет ярким!
И пусть звучат сегодня
Лишь песни, шутки, смех.

***

Белка, белка озорница!
Ну она и мастерица!
С ветки - прыг.
На ветку - скок!
Принесла она грибок.
На сучок одела ловко.
И упрыгала плутовка.

***

Наигравшись в прятки,
Рыжие бельчатки
Шишку шустро потрошат
И орешками шуршат

Заяц

«Заяц-барабанщик»
За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
- Барабанить не стану!
Нет настроения,
Нет обстановки,
Нет подготовки,
Не вижу морковки

***

А что внутри?
Вот сугроб.
-А что внутри?
-Если хочешь,
Посмотри! -
Посмотрел зайчишка,
А в сугробе - мишка!
Не хватило б
зайке ног,
Если б ветер
Не помог.
Зайка - прыг
На край метели.
И они в овраг
Влетели.

***

«На полянке»
На полянке у пенька
Зайцы пляшут трепака,
Пляшут, веселятся,
Топать не боятся.
Рады ясному деньку,
Рады старому пеньку,
Клёнам и ромашкам,
Птицам и букашкам.
Что им не резвиться,
Коль полно кислицы,
Если нет поблизости
Волка и Лисицы.

***

Спят усталые ветра,
Спит лесник в своей избушке,
А у зайца до утра
Спят по очереди ушки

«Заячий след»
В лесу недолго до беды,
Но заяц - не простак.
Умей запутывать следы -
Вот так!
Туда, сюда петляет след,
Вперёд, назад и вбок.
Где заяц был, там зайца нет.
Прыг-скок!

***

Стой, зайчонок, не беги
По тpопинке yзенькой.
Лyчше ты побеpеги
Хвостик свой кypгyзенький.
Лис кpадется вдоль тpопы.
Вpяд ли ищет он гpибы!

***

Заяц мчится что есть мочи,
Заяц схорониться хочет.
То бежит он и кружит.
Бедный он, всего боится...
Где укрыться ото зла -
От лисицы и куницы,
От орлицы и орла?
Он боится даже белки,
Певчей птицы- даже мелкой.
...Уши стрелы, хвост- сучок,
Прыгнул белкой и - молчок.

***

Заяц лег на бугорок,
Подремать решил часок.
А пока он крепко спал,
Первый снег на земл пал.
Вот проснулся заяц серый,
Удивился:
— В чем же дело?
Был я сер,
А стал я бел!
Кто меня переодел?!

***

Лиса

В рыжем платьице из ситца
раскрасавица 
лисица.
Хвостик — с белым кончиком,
краска, что ли, кончилась?

***

Кто крадёт цыплят в сарае
В лес скорее убегая
Рыжая сестрица
Хитрая 
лисица.

***
Вот кленовый рыжий лист.
Вот лукавый рыжий лис.
Вот охотники в лесу
Ищут рыжую 
лису.
Только как отыщешь лис,
Если рыжий каждый лист?
Из-за этой рыжины
Лисы в листьях не видны.

***

Папа – лис, лисица – мама,
Дом – нора у них, не яма.
Там темно и тесновато,
Но зато всегда лисята
В безопасности резвятся,
Деткам некого боятся.
Если страшно детворе,
Быстро спрячутся в норе.

***

Хитрой лисице ночью не спится.
В курятник лисица пробраться стремится.
Стремится лисица поймать петуха.
Лисице поймать петуха — чепуха.
Вот только в курятник лисица никак
Попасть не сумеет, чтоб съесть петуха.
Никто чтобы к курам пробраться не мог,
Курятник закрыт на висячий замок.

Повстречалась мне лиса
Любопытные глаза,
Притаилась за пеньком
Ярко-рыжим огоньком,
И спокойно наблюдает:
Кто в её лесу гуляет?!

***

Обо мне кругом судачат,
Что люблю я всех дурачить,
Что в лесу среди зверей
Не найти меня хитрей.
Только я не виновата,
Что немного плутовата,
Что чуть-чуть бесстыжая,
Да ещё и рыжая.

***

Норка лисоньки в земле,
Спит хитрющая в тепле.
Рядом с ней лисята,
Два забавных брата.
Только солнышко взойдет,
На охоту их ведет
Рыжая плутовка.
В ловле есть сноровка.

***

Рыжий мех и хвост пушистый ,
Острожный шаг лесу .
Прячет хитрая лисица
До поры свою красу .
Выследит в кустах добычу
И спешит к свое норе .
Хоть красива , все же хищник —
Надо помнить детворе

***

Лось

Лось, шагая сквозь тайгу,
Потерял рога в снегу.
Велика вокруг тайга – 
Как отыщешь в ней рога?
Только лось нисколько даже
Не горюет о пропаже.
- Ничего,- смеется лось,-
К лету вырастут, авось.

***

Шёл по лесу добрый лось.
На рогах-лопатах нёс:
Паутинку с пауком,
Птицу с жёлтым хохолком,
Дятла и пичужку
С тёмно синим брюшком.
Заяц от лисы спасался,  
На рога лосю забрался,
Белка села отдохнуть 
(В лес соседний долгий путь).
Попросился бурундук,
Нёс тяжёлый он сундук,
Очень утомился
Вот и примостился.
Мышь нашла себе местечко,
Так бы лось носил их вечно,
Но как выпали снега,
Взял и сбросил он рога.

***

Лось  шагает по  дубраве:
Треск и шум стоит вокруг.
Столько  шума, чтобы знали:
"Не стреляйте, я ваш друг!"
В заповеднике сохатый 
Не боится никого.
Он, конечно же, рогатый,
Но рога-то для чего?
По секрету между нами:
Если кто-то нападет,
Напугает он рогами
И тихонечко уйдет

***

- Я схожу сейчас в аптеку, - 
Говорит лосихе лось. 
- У меня с начала лета 
Выпадение волос. 
Да не нужен мне рецепт - 
это вздор! 
Нужен мне один огромный 
ядовитый мухомор

***

По болоту - чап-чап-чап -
Ходит вешалка для шляп.
Догадаться удалось?
Это длинноногий лось.
Рядом с ним пасётся тихо
Длинноногая лосиха.
Вместе с мужем - чап-чап-чап,
Но без вешалки для шляп...

***

Лось по кочкам ходит,
Лось рогами водит,
Головой мотает,
Глазками моргает.
Лось копытом стук-стук,
Лось рогами тюк-тюк.
Не лягай меня лось,
Не бодай меня лось!
Покатай меня лось за далёкие леса,
За далёкие леса — в заповедные места!

***

Мы оставили лося
Сторожить капусту,
А она исчезла вся,
И в сарае пусто.
Лось лежит довольный. Видно,
Что ему совсем не стыдно.
И не может скрыть лоза
Его хитрые глаза

***

Тренируется лосенок,
Набирается силенок,
Возле дома спозаранку
Бегая через полянку,
Чтобы даже волк не мог
Укусить его за бок!

***

Медведь

Мишка лапою мохнатой
Не спеша малину рвёт.
Ходит, ищет косолапый
Сладкий и душистый мёд.

***

Белый медведь

Белый мишка на рыбалку

Не спеша идёт, вразвалку.

Чует старый рыболов,

Что богатый ждёт улов.

***

К медведям, к медведям
В зеленый лес поедем,
Поедем мы к медведям
В густой зеленый лес.
Где елки, где шишки,
Где маленькие мишки,
Где мишки-шалунишки
С мамашами и без.
К медведям с корзиной
Поедем за малиной,
С корзиной за малиной
Поедем в дальний путь!
Пусть только медведи
Уйдут пока к соседям
И дружно погуляют
Подальше где-нибудь.

***

Мишка очень любит мед
Свежий, из пчелиных сот
Он бы с пчелкой подружился
Этим лакомством разжился
Только пчелы вот беда
С ним не дружат никогда

***

Мы сказали строго папе:
- Сын Ваш, 
Мишка, косолапит.
И давно пора понять,
Нужно что-то предпринять!"
И услышали от папы:
- В деда сын мой косолапый...
Да и прадед мой - Потап
Отродясь был косолап.
Не волнуйтесь, ребятишки,
Косолапы все мы - мишки! - 
***


Пчелы гонятся за Мишкой.
"Жу-жу-жу, не будь воришкой!
Меда нашего не трогай,
Проходи своей дорогой!"
Мишка мчится без оглядки,
Лишь в траве мелькают пятки.
Вместо меда будут шишки
На носу воришки мишки.

***


Спит 
медведь в своей берлоге,
Не будите по тревоге,
Коль проснется рано он,
Будет очень, очень зол.
Ведь зимой привык он спать,
Лапу  теплую сосать,
Лишь когда придет весна,
Мишке будет не до сна.
***

Спит зимою великан
В тепленькой берлоге.
Ждет весеннего тепла
И расцвет природы.
Косолапый очень ловкий,
Любит рыбку половить.
Чтобы мед отведать сладкий
Может улей разорить.
Что за зверь? Скорей ответь.
Этот великан...
медведь.

Мишка в улей влез,
И вот- с лапы каплет сладкий мед..
Еж над ним смеяться начал:
-Медвежонок насвинячил!
-Что за шутки?- Тот ответил.-
Я- медведь!
Я- намедведил.
***


Вышел из лесу 
медведь,
Начал топать и реветь.
-Чем ты, мишка, огорчен?
-Мне приснился страшный сон,
Видел девочку Алину-
В роще съела всю малину!

Заяц

Бежит с горушки,
Прижав ушки.


Белый по белому
Написал белым.
Рыжая пойдет,
Белого найдет.
(Лиса и заяц)
 
Быстрый прыжок,
Тёплый пушок,
Красный глазок.

Длинноухий очень ловко 
По утрам грызет морковку. 
Он от волка и лисы 
Быстро прячется в кусты. 
Кто такой он, этот серый, 
Что несется кувырком? 
Летом сер, зимою - белый, 
Он, скажите, вам знаком? 

Длинные ушки, 
Быстрые лапки. 
Серый, но не мышка 
Кто это? … 
(Зайчишка) 

Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час на ним гонялся.

 
Зимой беленький, а летом серенький. 
Никого не обижает, а всех сам боится. 
  
Комочек пуха, длинное ухо, 
Прыгает ловко, любит морковку. 
  
Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках. 
Серое брюхо, длинное ухо. 
  
Летом серый, а зимой белый. 

            
Маленький, серенький,
По дорожке прыг, прыг,
А носиком тык, тык.

Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ...

Он любитель грызть морковку, 
Ест капусту очень ловко, 
Скачет он то тут, то там, 
По полям и по лесам 
Серый, белый и косой, 
Кто, скажите, он такой? 
  
По полю скачет - ушки прячет, 
Встанет столбом - ушки торчком. 

Прыг-скок, Прыг-скок, 
Длинноушка – Белый бок. 

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето. 

  
Серый Столбик встал в лесу.
Боится волка и лису.
С ними он играет в прятки -
Бегом без оглядки

Скачет Шапка по бору
Объедает в нём кору.
Посмотрите! Поглядите!
Сколько удали и прыти.

У косого нет берлоги, 
Не нужна ему нора. 
От врагов спасают ноги, 
А от голода – кора. 
  
Чемпион по бегу
По белому снегу.

Белка

Бережлива и игрива.
Егоза. Ловка на диво.  
Классно может вскачь бежать
Ас орехи разгрызать.

Будет холодно, конечно,
Да и голодно, я знаю!
Потому-то я орешки
И игрибочки запасаю.

Быстрый, рыжий Огонёк
Между ёлок прыг да скок.
Дубы грибами наряжает.
Детвору он обожает.
С ветки на ветку -
Просит конфетку. 

В дупле живет
Да орешки грызет.

В сосне дупло,
В дупле тепло. 
А кто в дупле 
Живет в тепле? 

Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом. 

И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина.
   
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
   
Кто по соснам и по елям 
Ловко скачет, ветки гнёт, 
Видит, шишки где поспели, 
И себе в дупло несёт?
 
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? 

Лесной Акробат
Забавляет ребят
Заготовил впрок еды
Фундука, фисташек
И снуёт туды - сюды
Побыстрее пташек.
 
Не мышь, не птица 
В лесу резвится, 
На деревьях живет 
И орешки грызет.

Проворная зверюшка
Живет в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок,
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок,
Заготовила впрок.

Пушистый маленький зверек 
По деревьям прыг да скок. 
Мелькнет меж ветвей - 
Всех проворней и быстрей.
  
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.
Рыжий хвостик тут и там
Промелькнул вдруг по кустам
Смотрит в след ей девочка,
Знает это...

Рыжий хвостик тут и там
Промелькнул вдруг по кустам
Смотрит в след ей девочка,
Знает это...

Хожу в пушистой шубке, 
Живу в густом лесу. 
В лесу на старом дубе 
Орешки я грызу.

Лиса

В лесу обитает, 
Дичью питается да в курятник забирается, 
хитрым зверем называется.

В птичник повадится - жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы.

  
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …. 
  
Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица –
Всем ребятам нравится!
  
За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара.

Знают всё о ней соседи,
Ведь живут в одном лесу.
Знают волки и медведи
Про обманщицу …  

Повыше кошки рост, 
Живет в норе, в лесу. 
Пушистый рыжий хвост,
Все знаем мы...
  
Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой, 
Хвост пушистый и большой

Пришла из лесу птичница 
В рыжей шубке - кур посчитать.

Размером она с небольшую собаку,
Но может, как волк, она броситься в драку.
Стоячие уши и хищные зубы.
Из меха пушистого рыжая шуба.
Полевки лесные – объект ее пищи.
Плоды, насекомых в лесу она ищет…
Боится ее вся домашняя птица.
Как имя же рыжей плутовки?

Рыжая, изящная,
Есть и черно-бурая. 
Пышный хвост. Нестрашная, 
С хищной всё ж натурою.
  
Рыжая, с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом.
  
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та. 
Как зовут её? …   

Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала.

Рыжая плутовка, 
Хитрая да ловкая. 
Хвост пушистый, 
Мех золотистый. 
В лесу живет, 
В деревне кур крадет.

У кого из зверей
Хвост пушистее и длинней?

Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, кур в деревне крадёт.
 
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее...

Хвост пушистый бережёт
И зверюшек  стережёт:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую

По снежку зимой бежала,
И следы все заметала.
Рыжий мех, а хвост – краса!
Подскажите, кто? 

Лось

Бесстрашен могучий лесной богатырь.
Его не пугает озёрная ширь,
И он не боится речной глубины.
Ветвисты рога его, ноги длинны.
Питается ветками, сочной травой.
В осеннее время настрой боевой:
Он в утренний час очень грозно ревёт
И рёвом соперников к бою зовёт.
Доверчиво из лесу к людям идёт,
То в парк городской, то в село забредёт.
И те, кому видеть его довелось,
Ответят, что это животное …
  
Горбоносый, длинноногий 
Великан ветвисторогий, 
Ест траву, кустов побеги, 
С ним тягаться трудно в беге. 
Коль такого довелось 
Встретить -
Знай, что это … 

Животное травоядное
Огромное и опрятное!
Если хищник где -
Ищет спасенья в воде.

Кто на своей голове 
Лес носит? 

Не голос – громкая труба,
Большая верхняя губа,
На нем - громадные рога,
Ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось
Раз он – сохатый, значит – …

Оленям брат. Рога – лопаты.
Сам очень крупный. Нос горбатый.
Хоть вид суровый, но не хмурый.
Окрас же шерсти - тёмно-бурый

Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомтесь это...

Очень сильный и высокий
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый. 

Продираясь сквозь чащобы
Он имеет нрав особый.
Славится могучим бегом
По полям покрытым снегом.

  
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец, 
Ходит смело и легко, 
Рога раскинув широко.
  
Тяжелы рога по весу, 
Ходит важно он по лесу:
Он  хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый …
 
Ходит по лесу Красавец
Сквозь чащобы продираясь.
Носит рогов корону.
Рогами крепит оборону.
Если встретить довелось
Знайте, дети, это …
  
Что за чудище такое
В чаще леса завелось
Словно вешалка рогами
Ну конечно это –

Вот  — ветвистые рога,
Вот – с копытами нога.
Шерсть блестит, в лучах играя.
На опушке я гуляю.
И красив, и строен я,
И знаком вам все, друзья.
Если свидеться пришлось,
Рад знакомству буду

У меня семья большая,
Дружно мы в лесу живем.
Никого не обижаем,
Мы опасность  обойдем.
Но коль встретим мы врага,
Мигом пустим в ход рога.
Чтоб бежать вам не пришлось,
Знайте, очень грозен –

Медведь

Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?

В бурой шубе меховой
Пчёлок рой над головой.
Лапой в улей да в роток –
Любит лакомка медок.

Вперевалку зверь идет 
По малину и по мед. 
Любит сладкое он очень. 
А когда приходит осень, 
Лезет в яму до весны, 
Где он спит и видит сны.

   
В чаще леса, где кругом
Тишина да бурелом,
Ни одной где нет дороги,
Сплю я зиму всю в берлоге.
И о лете до весны
Мне цветные снятся сны:
Как у леса на опушке
Собирал весь день свинушки,
По кустам искал малинку,
Подставляя солнцу спинку.
Мёд у пчёл таскал украдкой,
Прикрываясь бурой лапкой.
Желудей, орехов, ягод
Наедался сразу на год!
И, пригревшись, на полянке
Подпевал я коноплянке -
Начинал ей в такт реветь!
Как зовут меня?  

Зимой спит,
Летом - ульи ворошит. 
  
Косолапый и большой, 
Спит в берлоге он зимой. 
Любит шишки, любит мёд, 
Ну-ка, кто же назовет?

Косолапый он и бурый.
Если мёда нет – понурый.
Любит сызмала реветь,
Потому что он …
  
Кто позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге? 
 
Летом гуляет,
Зимой отдыхает. 

  
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. 
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
  
Мой белый брат во льдах живет
И рыбу ест морскую, 
А я люблю пчелиный мед
И ягоду лесную. 
  
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь, 
Как зовут его? - …  

Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом, 
Спит всю зиму в доме том? 
  
Хозяин леса неуклюжий
Наступает всем на уши.
 
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой

Очень он опасный зверь,
Красоте его не верь.
Белый, бурый и большой,
И всегда он очень злой.
Но зимой он засыпает,
Лишь в берлоге обитает.
Отвечаем, знаем ведь,
Дети это же…

Дидактические игры по теме «Дикие животные»

Игра «Кто у кого?»

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

У медведицы  - … (медвежонок, медвежата).

У лисицы  - … (лисенок, лисята).

У белки  - … (бельчонок, бельчата).

У зайчихи  - … (зайчонок, зайчата).

У лося - … (лосенок).

Игра «Назови семью»

Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.

Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).

Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).

Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).

Папа – лось, мама - …(лосиха), детеныш - …(лосенок).

Папа -  белка, мама - …(бельчиха), детеныш - …(бельчонок).

Игра «Кто где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, белка, заяц, лось). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст, лес). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет в дупле.

Медведь живет в берлоге.

Лиса живет в норе.

Заяц живет под кустом.

Лось живет в лесу.

Игра «Кто что любит?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

Игра «Подбери словечко»

Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.

Медведь (какой?) … (бурый, косолапый, неуклюжий).

Заяц (какой?) … (длинноухий, трусливый, пугливый).

Лиса (какая?) … (хитрая, рыжая, пушистая).

Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит).

Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит).

Игра «Узнай зверя по описанию»

Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.

- Трусливый, длинноухий, серый или белый.  (Заяц.)

- Бурый, косолапый, неуклюжий.  (Медведь.)

- Хитрая, рыжая, ловкая.  (Лиса.)

- Проворная, запасливая, рыжая или серая.  (Белка.) 

Игра «Кто как голос подает?»

Цель: познакомить детей, какие  голоса подают дикие животные.

- Скажите, как подают голос звери?

- Что делает лиса - … (тявкает).

- Что делает медведь - … (ревет).

- Что делает белка - … (цокает).

Игра «Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов. 

Ты дружочек не зевай,

Да словечко приласкай.

Белка – белочка,

Лиса – лисичка.

Игра «Один - много»

Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Мы волшебники немного,

Был один, а станет много.

Белка – белки – много белок.

Медведь – медведи – много медведей.

 Игра «Посчитай!»

Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».

Сколько их – всегда мы знаем,

Хорошо мы все считаем.

Один медведь – два медведя – пять медведей.

Одна белка – две белки – пять белок.

Дидактическая игра «Чей хвост? »

Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук.

Ход игры:
Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост лисы, у белки — хвост лося, у лисы — хвост медведя. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост лисы? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост? » Вот хвост лисы. Какой он? (длинный, рыжий). Чей это хвост? — лисий. А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца.
И т. д.  Теперь все звери нашли свои хвосты.

Игра «Измени слова по образцу»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Нос лисы - … (лисий нос).

Лапа лисы - … (лисья лапа).

Глаза лисы - … (лисьи глаза).

Нора лисы - … (лисья нора).

Игра «Наоборот»

Цель: образование слов-антонимов.

Лось – большой, а заяц - … (маленький).

Лиса – сильная, а белка - … (слабая).

У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).

Игра «Сложи картинку»

Цель: учить детей складывать картинку из частей; развивать целостное восприятие, внимание, мышление. У  ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
- Какой зверь у тебя получился?  (Лиса, белка, заяц, медведь, лось).


                                      Графические диктанты

1

2

grdiktant33

6

Рассказы

В. Вишневский «Гайно»

В голубом небе, слегка подернутом белизной облаков, плавилось спокойное зимнее солнце. Дым, выходящий из кирпичных труб, столбами поднимался вверх.

Вместе со своей собакой я шел в сосновую посадку за сухими смолистыми деревцами для растопки печи. За поясом был засунут топор, а в кармане лежал старый бинокль.

Я шагал по полю, едва припорошенному белой крупкой снега. Радостная Герда, почувствовав свободу, бегала от одного кустика к другому, словно изучая, кто был здесь до нее.
…Среди деревьев хорошо, уютно. Бело-зеленые лапки  сосен приятно гладят загоревшие на морозе щеки. Иду между янтарных стволов и ищу засохшие.

Вот мелькнула меж ветвей небольшая птичка, села на сосну, пробежала вверх, постучала по коре и на другое дерево перелетела.

А я тем временем достал из кармана бинокль, рассматриваю этакого «скалолаза», зарисовываю в блокнот. Поползень занят, на меня внимания не обращает.

Бреду дальше… Смотрю – на сосне в развилке ветвей, эдак метрах в четырех от земли, - шарообразное гнездо сплетено из веток.  «Не сорокино ли? – подумал я. – Нет, у той оно рыхлое и полупрозрачное, да и побольше этого будет.» Кроме веток в постройке было много мха, которым все щели законопатил искусный строитель этого убежища.

Любопытно мне стало. Вынул топор да полез на дерево. Но только я руку к «леточку» протянул, а оттуда как выскочит какой-то зверек. От испуга я чуть не упал, едва успел за сук ухватиться. А грызун мешкать не стал – мигом на макушке очутился.

Я спустился и стал всматриваться в крону. Нашел. Зверек всем телом прижался к ветке и затаился. Серый весь, как пепел. Это белочка в зимней шубке. А гнездо ее гайно называется. Оказывается, не только птицы умеют себе «домики» на деревьях вить. На зиму белочка, если не найдет подходящего дупла, устраивает себе спальню сама. Лишь во время оттепелей зверек просыпается и бежит пополнить жировые запасы семенами из шишек да припрятанными с осени орешками.

В этот день я первый раз в жизни увидел белку. Настоящую, дикую, лесную. Для меня эти моменты запомнились как яркая фотография -  навсегда. Потом, уже в студенческие годы в Москве, я не раз встречал этих симпатичных зверьков в городских парках. Но все они были почти ручными и очень доверчивыми. И это обстоятельство делало встречи с ними пусть и не менее приятными, но уже не такими загадочными и неожиданными, как в моем раннем детстве, когда каждая впервые увиденная птица казалась открытием, а случайно застанная врасплох лесная белка – настоящим счастьем.

Г. Скребицкий «Белая шубка»

В ту зиму снег долго не выпадал. Реки и озёра давно льдом покрылись, а снега всё нет и нет.

Зимний лес без снега казался хмурым, унылым. Все листья с деревьев давно опали, перелётные птицы улетели на юг, нигде не пискнет ни одна птичка; только холодный ветер посвистывает среди голых обледенелых сучьев.

Шёл я как-то с ребятами по лесу, возвращались мы из соседней деревни. Вышли на лесную поляну. Вдруг видим — посреди поляны над большим кустом вороны кружат. Каркают, летают вокруг него, то вверх взлетят, то на землю сядут. Наверно, думаю, они там какую-то еду себе нашли.

Стали ближе подходить. Заметили нас вороны — одни в сторону отлетели, по деревьям расселись, а другие и улетать не хотят, так над головой и кружат.

Подошли мы к кусту, смотрим что-то под ним белеет, а что — сквозь частые ветки и не разберём.

Раздвинул я ветки, гляжу — заяц, белый-белый, как снег. Забился под самый куст, прижался к земле, лежит не шевельнётся. Кругом всё серое и земля и опавшие листья, а заяц среди них так и белеет.
Вот почему он воронам на глаза попался — оделся в белую шубку, а снега-то нет, значит, и спрятаться ему, белому, негде. Дай-ка попробуем его живьём поймать!

Просунул я руку под ветки, тихонько, осторожно, да сразу цоп его за уши — и вытащил из-под куста!

Бьётся заяц в руках, вырваться хочет. Только смотрим — одна ножка у него как-то странно болтается. Тронули её, а она переломана! Значит, сильно его вороны потрепали. Не приди мы вовремя, пожалуй, и совсем бы забили.

Принёс я зайца домой. Папа достал из аптечки бинт, вату, забинтовал зайцу сломанную ножку и посадил в ящик. Мама положила туда сено, моркови, мисочку с водой поставила. Так у нас зайка и остался жить. Целый месяц прожил. Ножка у него совсем срослась, он даже из ящика выскакивать начал и меня вовсе не боялся. Выскочит, побегает по комнате, а как зайдёт ко мне кто-нибудь из ребят, под кровать спрячется.

Пока заяц у нас дома жил, и снег выпал, белый, пушистый, как зайкина шубка. В нём зайцу легко прятаться. В снегу не скоро его заметишь.

— Ну, теперь можно его и обратно в лес выпустить, — сказал нам однажды папа.

Так мы и сделали — отнесли зайца в ближайший лесок, попрощались с ним да и выпустили на волю.

Утро было тихое, накануне ночью насыпало много снегу. Лес сделался белый, мохнатый.

В один миг наш зайка в заснеженных кустах исчез. Вот когда ему белая шубка пригодилась!

Н. Сладков «От чего у лисы длинный хвост»

От любопытства! Не от того же, в самом деле, что она следы свои будто бы хвостом заметает. Длинным лисий хвост становится от любопытства. Начинается всё с той поры, как прорежутся у лисят глаза. Хвосты у них в эту пору совсем ещё маленькие и короткие. Но вот глаза прорезались — и хвосты сразу же начинают вытягиваться! Становятся всё длинней и длинней. И как же им не длиннеть, если лисята изо всех силёнок тянутся к светлому пятнышку — к выходу из норы. Ещё бы: шевелится там что-то невиданное, шумит что-то неслыханное и пахнет нечуянным!

Только вот страшно. Страшно вдруг оторваться от обжитой норы. И потому высовываются лисята из неё только на длину своего короткого хвостика. Словно придерживаются кончиком хвоста за родимый порог. Чуть что — чур-чура — я дома!

А белый свет манит. Цветы кивают: понюхайте нас! Камни блестят: потрогайте нас! Жуки скрипят: поймайте нас!

Лисята тянутся, тянутся всё дальше и дальше. Хвостишки их вытягиваются, растягиваются. И становятся всё длинней и длинней. От любопытства, конечно. Отчего же ещё?

Г. Скребицкий «Митины друзья»

Зимой, в декабрьскую стужу, лосиха с лосёнком ночевали в густом осиннике. Начало светать. Порозовело небо, а лес, засыпанный снегом, стоял весь белый, притихший. Мелкий блестящий иней оседал на ветви, на спины лосей. Лоси дремали.

Вдруг где-то совсем близко послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Что-то серое мелькнуло среди заснеженных деревьев. Один миг — и лоси уже мчались прочь, ломая ледяную кору наста и увязая по колени в глубоком снегу. Следом за ними гнались волки. Они были легче лосей и скакали по насту не проваливаясь. С каждой секундой звери всё ближе и ближе.

Лосиха уже не могла бежать. Лосёнок держался возле матери. Ещё немного — и серые разбойники нагонят, разорвут обоих.

Впереди — поляна, плетень возле лесной сторожки, широко раскрытые ворота.

Лоси остановились: куда деваться? Но сзади, совсем рядом, послышался хруст снега — волки настигали. Тогда лосиха, собрав остаток сил, бросилась прямо в ворота, лосёнок — за ней.

Сын лесника Митя разгребал во дворе снег. Он еле отскочил в сторону — лоси чуть не сбили его с ног.

Лоси!.. Что с ними, откуда они?

Митя подбежал к воротам и невольно отшатнулся: у самых ворот — волки.

Дрожь пробежала по спине мальчика, но он тут же замахнулся лопатой и закричал:

— Вот я вас!

Звери шарахнулись прочь.

— Ату, ату!..— кричал им вдогонку Митя, выскакивая за ворота.

Отогнав волков, мальчик заглянул во двор.

Лосиха с лосёнком стояли, забившись в дальний угол, к сараю.

— Ишь как испугались, дрожат всё...— ласково сказал Митя.— Не бойтесь. Теперь не тронут.

И он, осторожно отойдя от ворот, побежал домой — рассказать, какие к ним во двор примчались гости.

А лоси постояли во дворе, оправились от испуга и ушли обратно в лес. С тех пор они всю зиму так и держались в лесу возле сторожки.

Утром, идя по дороге в школу, Митя часто издали видел лосей на лесной опушке.

Заметив мальчика, они не бросались прочь, а только внимательно следили за ним, насторожив свои огромные уши.

Митя весело кивал им головой, как старым друзьям, и бежал дальше, в село.

Н.Сладков «Медвежья горка»

Увидеть зверя непуганым, за его домашними делами, — редкая удача.

Мне пришлось.

Искал я в горах горных индеек — уларов. До полудня пролазал зря. Улары — самые чуткие птицы гор. И лазать за ними приходится по кручам у самых ледников.

Устал. Присел отдохнуть.

Тишина — в ушах звенит. Жужжат на припёке мухи. Кругом горы, горы и горы. Вершины их, как острова, поднялись из моря облаков.

Местами облачная пелена отодвинулась от склонов, а в зазор — солнечный луч; по подоблачным лесам заколыхались подводные тени и блики. Попадёт в солнечный луч птица — сверкнёт, как золотая рыбка.

Разомлел я на припёке. И заснул. Спал долго. Проснулся — солнце уже вечернее, с золотым ободком. От скал протянулись вниз узкие чёрные тени.

Ещё тише стало в горах.

Вдруг слышу: рядом, за бугром, будто бык вполголоса: «Мууу! Муууу!» И когтями по камням — шарк, шарк! Вот так бык! С когтями...

Выглядываю осторожно: на уступе ската медведица и два медвежонка.

Медведица только проснулась. Закинула башку вверх, зевает. Зевает и лапой брюхо чешет. А брюхо толстое, мохнатое.

Медвежата тоже проснулись. Смешные, губастые, головастые. Сонными глазами луп- луп, с лапы на лапу переминаются, плюшевыми башками покачивают. Поморгали глазами, покачали башками — и схватились бороться. Лениво спросонок борются. Нехотя. Потом разозлились и сцепились всерьёз.

Кряхтят. Упираются. Ворчат.

А медведица всей пятернёй то по брюху, то по бокам: блохи кусают!..

Послюнил я палец, поднял — ветер на меня тянет. Перехватил ружьё половчее. Смотрю.

От уступа, на котором были медведи, до другого уступа, пониже, лежал ещё плотный, нестаявший снег.

Дотолкались медвежата до края — да вдруг и скатились по снегу на нижний уступ.

Медведица перестала брюхо чесать, перегнулась через край, смотрит.

Потом позвала тихо: «рррмууу!»

Покарабкались медвежата наверх. Да на полгорке не утерпели и схватились опять бороться. Схватились — и опять покатились вниз.

Понравилось им. Выкарабкается один, ляжет на пузечко, подтянется к краю — раз! — и внизу. За ним второй. На боку, на спине, через голову.

Визжат: и сладко, и страшно.

Я и про ружьё забыл. Кому же придёт в голову стрелять в этих неслухов, что штаны себе на горке протирают!

Медвежата наловчились: схватятся и катятся вниз вдвоём. А медведица опять раздремалась.

Долго смотрел я на медвежью игру. Потом вылез из-за камня.

Увидели меня медвежата — притихли, во все глаза глядят.

А тут и медведица меня заметила. Вскочила, фыркнула, вскинулась на дыбы.

Я за ружьё. Глаза в глаза смотрим.

Губа у неё отвисла, и два клыка торчат. Клыки мокрые и от травы зелёные.

Вскинул я ружьё к плечу.

Медведица схватилась обеими лапами за башку, рявкнула — да вниз с горки, да через голову!

Медвежата за ней — снег вихрем! Я ружьём вслед машу, кричу:

— А-а, растяпа старая, будешь спать!

Скачет медведица по скату так, что задние лапы за уши забрасывает. Медвежата сзади бегут, курдючками толстыми трясут, оглядываются. И холки горбиком — как у мальчишек-озорников, которых матери закутают зимой в платки: концы под мышки, и на спине узел горбиком.

Убежали медведи.

«Эх, — думаю, — была не была!»

Сел я на снег и — раз! — вниз по накатанной медвежьей горке. Оглянулся — не видал ли кто? — и весёлый пошёл к палатке.

Подвижные игры

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить) .

Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.

Подвижная игра «Лиса в курятнике»

Цель: развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Описание игры: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса! ».

Подвижная игра «Бездомный заяц»

Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге

Описание игры: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки – «свой домик». Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке – становится бездомным зайцем. Если охотник поймает, то меняются ролями. Продолжительность игры 5-7 минут

Подвижная Ира «Белки в лесу»

Цели: Развивать у детей внимание, быстроту, ловкость. Упражнять в лазанье.
Ход игры:
Игра проводится на площадке или в комнате, где есть гимнастическая стенка. Дополнительно к ней расставляются переносные приборы для лазанья: лесенка двойная, пирамида с прицепными досками и лесенками, скамейки, доски, положенные на крупные кубы, и др. Выбирается водящий – охотник. Он становится в домик – круг, начерченный в противоположной части площадки или комнаты. Остальные играющие – белки, они размещаются на приборах – деревьях.
По сигналу воспитателя: «Берегись!» или по удару в бубен – все белки меняются местами: быстро слезают, спрыгивают с приборов и влезают на другие. В это время охотник их ловит – дотрагивается рукой. Пойманными считаются белки, которых водящий осалит рукой, пока они были на полу, а также те, которые остались на прежних местах. Они отходят к домику охотника и одну игру пропускают.
Игра проводится 5 – 6 раз. Новый охотник выбирается через 1 – 2 игры. В заключение игры воспитатель отмечает тех белок, которые были смелыми и ловкими.
В процессе игры воспитатель следит, чтобы дети пользовались разными приборами и не спрыгивали с недозволенной высоты.

Подвижная игра «Бой лосей»

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. В игре принимают участие 2-3 команды. Чертится круг, в него встают игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, на голове шапка. Задача проста и непроста - снять шапку у противника и не дать снять свою. Побеждает та команда, которая снимет больше шапок.
Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости.

Тест

  • Лиса, медведь, заяц это…

1. домашние животные

2. животные жарких стран

3. дикие животные

4. животные с севера

  • Зимой появляются детеныши…

1. белки

2. зайца

3. волка

4. медведя

  • Тело животных покрыто…

1. чешуёй

2. шерстью

3. перьями

4. волосами

  • Белочка летом рыжая, а зимой…

1. серая

2. белая

3. рыжая

4.черная

  • Листопадничек – это детеныши…

1. лисы

2. зайца

3. волка

4. бобра

Конспект комплексной НОД в средней группе «Дикие животные нашей полосы»

Задачи:

— Формировать обобщающие понятия домашние животные, дикие животные, дифференцировать их.

— Закреплять умение детей называть детенышей животных в единственном и множественном числе.

— Развивать внимание, мышление, речь, мелкую и общую моторику, изобразительные навыки.

— Создавать эмоционально положительный настрой в группе.

— Воспитывать доброжелательное отношение к живой природе.

Материалы и оборудование:

  • Магнитная доска.
  • Листы картона со стволами и ветками деревьев.
  • Плоскостные изображения диких животных: еж, заяц, белка, лиса, волк, медведь.
  • Макеты жилищ животных: пенек с норкой, дерево с дуплом, кустик, горка с норой, логово, берлога.
  • Макет дома и леса.
  • Набор карточек «Дикие животные и их детеныши».
  • Коробка с сыпучестями и игрушечные наборы диких и домашних животных.
  • Аудиозапись «Звуки леса».
  • Елочные шишки и две корзины.
  • Конверт с письмом.
  • Воздушный шар, накаченный гелием.
  • Зеленая краска, салфетки, поролоновые тампоны.
  • Сенсорная дорожка («кочки и мостик»).

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте ребятки! Сегодня к нам снова пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им наши красивые улыбки!

Самомассаж.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем весело играть и даже отправимся в путешествие. Но для этого мы должны быть бодрыми и веселыми! Нам с вами нужно скорее-скорее просыпаться! Встаньте все в кружок и повторяйте за мной.

— С добрым утром глазки, вы проснулись? (массируются веки глаз)

— С добрым утром ушки, вы проснулись? (массируются уши)

— С добрым утром носик, ты проснулся (массируются крылья носа)

— С добрым утром ручки, вы проснулись (гладить руки сверху – вниз)

— С добрым утром ножки, вы проснулись? (гладить ноги сверху – вниз)

— С добрым утром солнце, я проснулся! (встать на носочки, потянуть руки вверх и улыбнуться).

Отправляемся в путешествие.

Воспитатель: Ребятки, к нам в группу сегодня принесли какое-то удивительное письмо… Посмотрите, какой-то листик на конверте, какие-то странные следы… Интересно было бы узнать, откуда оно и от кого… А вам интересно? Тогда давайте откроем его и прочитаем.

Письмо. Здравствуйте, наши дорогие мальчики и девочки! Нам очень скучно и грустно у себя в лесу и поэтому мы приглашаем вас к себе в гости- на лесную полянку.

Дикие животные.

Воспитатель: Ой, ребята, а кто такие дикие животные? (Это животные, которые живут в лесу и заботятся о себе сами: сами добывают еду, сами строят себе жилище). Послушайте, ребята, стихотворение про диких животных. (Читает ребенок).

Дикие животные, 

С человеком не живут,

Постоянной помощи,

От него не ждут,

А живут они в лесах,

На горах, в лугах, степях.

Сами пищу добывают,

Сами деток охраняют,

Строят прочное жилище,

Место сбора сами ищут.

Воспитатель: Ну что же, ребятки, хотите отправиться в гости к диким животным? Прямо в лес? А как же мы туда доберемся? Ой, я знаю, знаю, мы полетим туда на воздушном шаре! Беритесь все за веревочку, закрывайте глаза, и мы отправляемся в путь!

(Звучит музыка «Звуки леса», воспитатель читает стихотворение).

Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь весною
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
 Ты же видишь, мы свои.

Воспитатель: Вот и очутились мы в лесу, открывайте глазки! Посмотрите, сколько деревьев вокруг. Только что-то они какие-то невеселые… И животных почему-то никаких не видно… Придется нам с вами их поискать! А каких вообще диких животных вы знаете? (Заяц, белка, еж, волк, лиса, медведь, кабан, олень, лось и др.)

Волк.

Воспитатель: Смотрите, вот чей-то дом виднеется. Интересно, кто здесь живет? Серый и зубастый. Воет в день ненастный: «У-у-у.,.» (волк).

А какой он, ребята? (злой, сердитый, серый, зубастый, страшный)

А как называется его жилище?(логово) А чем волк питается?

Воспитатель: Здравствуй, волк! Что случилось, почему грустишь?

Волк «шепчет» на ухо воспитателю: Ах вот в чем дело! Представляете, ребята, заходили в гости к лесным жителям домашние животные. И так все вместе веселились, так плясали, что все-все перепутались, и теперь не знают, кто из них дикие, а кто домашние. Поможем разобраться?

Воспитатель: А кто же такие домашние животные? Почему их так называют?

(В коробке с сыпучестями спрятаны маленькие фигурки диких и домашних животных. Дети достают по одной фигурке, называют животное. Диких ставят к макету леса, домашних- к макету дома).

Воспитатель: Вот и разобрались! Ну а мы отправимся на поиски других животных. Ты подожди нас здесь, мы еще вернемся.

Заяц

Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, у нас болото на пути и ручей. Тяжело пройти будет. Но мы постараемся. Правда? Смотрите, тут дорожка есть через болото- по кочкам придется прыгать, а через ручеек по бревнышку пройдем. Давайте встанем друг за другом. Ровненько, не спеша пойдем, чтобы друг друга в болото не столкнуть.

(Дети строятся в колонну и по одному переходят через ручей и болото).

Ой, смотрите — кустик! Кажется, там кто-то прячется. Ну-ка угадаем, кто это.

Этот зверь живет в бору,

У стволов грызет кору.

 Летом в шубке серенькой,

А зимою-в беленькой.

Воспитатель: Точно, заяц! А какой он, ребята? (трусливый, длинноухий, серый, косой). А какая у зайчика шубка зимой? Почему? Где зайчик живет? А кого он боится? А чем заяц питается? Чтобы заяц не боялся, поможем ему стать сильным и смелым-научим его делать зарядку!

Физкультминутка

Здравствуй, здравствуй, добрый лес,

Полный сказок и чудес!

(Махи вверху правой и левой рукой)

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

(Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

(Прыжки вперед-назад)

Лапки вверх и лапки вниз,

На носочках подтянись.

Влево, вправо поклонись,

Наклонись и поднимись

(Движения выполнять по содержанию текста)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(Приседание на корточки, потирание рук)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(Выполнение прыжков, стоя на месте)

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

(Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Кто-то зайку испугал,

 Зайка прыг — и ускакал.

(Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)                                

Воспитатель: А теперь нам пора отравляться дальше.

Белка.

Воспитатель: Ой, шишки под ногами! Кто же их здесь раскидал? 

          Кто с высоких темных сосен

            В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

                     Промелькнул, как огонек? (белка).

Верно, это белка. Смотрите, вот на дереве ее домик. Как он называется? А вот и сама белочка из дупла выглядывает. Здравствуй, белочка! Ребята, какая она? (проворная, быстрая, пушистая, рыжая). А зимой у белки какая шубка? Хлопотунья-белочка, чем ты занимаешься? Припасы на зиму готовишь? А чем питается белка?

Послушайте стишок про белочку (читает ребенок).

Кто играет там в горелки?

Это рыженькие белки-

Шубки золотистые,

Хвостики пушистые.

Вверх и вниз по веткам скачут

И в дупле орешки прячут.

Непоседы, шалунишки,

В домик свой таскают шишки.

Много ягод и грибов

Впрок до зимних холодов.

Эти белки не лентяйки-

Очень добрые хозяйки.

Воспитатель: Белка просит нас помочь ей собрать шишки. Поможем?

(Дети делятся на две команды. Проводится эстафета с шишками. Нужно обежать стул, и сложить все шишки в две корзинки.)

Молодцы, ребята! Белка очень довольна! А мы продолжим свой путь.

Еж.

Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, вот пенечек стоит. А под пенечком чья-то норка. Только пенек весь листьями засыпан. Надо нам подуть посильнее, чтобы все листочки улетели, тогда мы и узнаем, кто там в норке живет.

(Дуем все вместе на листья, и они «улетают»).

                                                  В густом лесу под елкой,

                                                  Осыпанный листвой,

                                                  Лежит мешок с иголками,

                                                  Колючий и живой.

                                                  Он охотится ночами

                                                  За жуками и мышами.

Воспитатель: Кто же это, ребята? (еж) Какой он? (маленький, колючий) А что еж любит есть? (насекомых, мышей, змей, мышей) А как называется домик ежа? (норка) Как вы думаете, если мы придем в лес зимой, мы сможем увидеть ежа? Почему? (нет, еж зимой спит).

Интересно, почему наш еж такой грустный? Что случилось, ежик? Ах вот оно что! Тебя лиса напугала! Ну ничего, ежик, сейчас мы споем тебе веселую песенку, станцуем, и ты сразу перестанешь ее бояться! Поможем ежику, ребята? Споем ему песню?

(Поем песенку «Маленький ежик», танцуем)

Молодец, ежик, совсем перестал бояться! А нам снова пора в дорогу.

Лиса.

Воспитатель:

Смотрите-ка- горка!

А под горкой-норка!

Кто-то в норке здесь живет,

В гости нас к себе зовет.

Давайте угадаем, кто же это? 

 Эта рыжая плутовка

И коварна, и хитра.

                Быстрых зайцев ловит ловко,

   Кур ворует со двора.

      И мышами поживиться

            Любит шустрая …(лисица)

Воспитатель: Вот она- лисичка! Какая она, ребята? (хитрая, рыжая, пушистая) А где она живет? А чем питается? Лиса хочет нам что-то рассказать.

Лиса «шепчет » на ухо воспитателю: Весной у всех зверей в лесу появляются детеныши. Но звери забыли, как правильно называть своих деток, и мы просим помочь нам разобраться.

Воспитатель: Вы ребятки умные и знаете, как называются лесные детеныши. Поможем?

На магнитной доске выставляются наборы карточек:

Лиса-лисенок-лисята

Заяц-зайчонок-зайчата

Белка-бельчонок-бельчата

Волк-волчонок-волчата

Еж-ежонок-ежата

Кабан-кабаненок-кабанята

Олень-олененок-оленята

Медведь-медвежонок-медвежата.

Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь лесные жители во всем разобрались! Но так все устали, так умаялись, что даже пить захотели! Давайте сводим их на водопой!

(Дети спокойно идут по кругу за воспитателем).

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)

За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)

За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)

Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)

Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – “лакают”).

Медведь.

Воспитатель: Я еще чей-то домик вижу впереди. Кто там живет?

          Он мохнатый и большой,

          Спит в берлоге он зимой.

Летом ягоды жует,

         Дикий мед у пчел берет.

        Грозно может зареветь

                 Косолапый зверь…(медведь)

Воспитатель: Точно, это медведь! Здравствуй, Мишка косолапый! Ребята, а медведь какой? (косолапый, бурый, неуклюжий). А чем медведь питается? А что медведь зимой делает? Где он спит? Мишка, почему же все животные в лесу так загрустили?

(Мишка «шепчет» на ухо воспитателю)

Воспитатель: Ах вот оно что! Знаете, ребятки, отчего так грустят лесные жители? Потому что весна уже наступила, а листья на деревьях все никак не появляются. Видите, все деревья стоят голые, без листьев.

 Надо это дело срочно исправлять!

Мы животным диким будем помогать!

Станет лес нарядным, с яркою листвой.

Дикие животные обретут покой!

Воспитатель: Но сначала Мишка хочет, чтобы наши пальчики стали волшебными! И тогда у нас все-все получится!

Пальчиковая гимнастика.

Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал.

(круговые движения кистями рук)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки.

(показываем ушки на макушке)

Лиса по лесу ходила,

Никого не находила.

(«тарелочки» ладошкой о ладошку)

Надо дудочку достать

И на дудочке сыграть.

(имитируем игру на дудочке)

На спине ежа иголки,

Длинные и колкие.

(обнять себя, постучать по спине пальчиками)

А свернется он в клубок,

Нет ни головы, ни ног.

(сжимаем-разжимаем кулачки)

Волк крадется за кустами,

Громко щелкает зубами.

(показываем, как щелкает зубами)

Туки-туки, Мишка,

В свой бежит домишко.

(ударяем кулачком по кулачку)

Забегает он во двор

И калитку на запор.

(пальцы в замок: поднять-опустить)

Затем дети рассаживаются по своим местам, где приготовлены листы бумаги со стволами и ветками деревьев, салфетки, зеленая краска и поролоновые тампоны. Рисуем листву на деревьях.  Работы вывешиваются на доску.

Воспитатели: Молодцы, ребята, хорошо потрудились! Все лесные обитатели очень вам благодарны и угощают вас орешками и грибами. Ну а нам пора возвращаться в наш детский сад.

(Беремся за веревку шарика.)

Закрывайте глазки, полетели назад! Вот и снова мы в детском саду! Открывайте глаза.

Понравилось вам наше лесное путешествие? У кого в гостях мы сегодня побывали? Хорошо, ребятки, все вы молодцы-постарались!

А теперь давайте скажем «До свидания» нашим гостям.

Конспект занятия в средней группе (окружающий мир)  

Цель: Формировать представление о диких животных.

Задачи:

1. Закреплять и углублять знания по теме « Дикие животные».

2. Дать энциклопедические сведения о некоторых диких животных.

3. Продолжать знакомить с нетрадиционными способами изображения некоторых предметов.

4. Учить составлению графического плана-рассказа на тему « Дикие животные».

5. Развивать коммуникативные способности.

6. Закрепить правила безопасности в обращении с ножницами.

7. Развивать мелкую моторику рук.

8. Учить бережному отношению к природе: охранять и оберегать животных, оказывать им посильную помощь.

9.  Закрепить знания о форме и цвете предмета.

Оборудование: Демонстрационный материал «Дикие животные». Коллективное панно «Лесная полянка». Графический план-рассказ «Дикие животные». Шаблоны с изображением зайца, ножницы, простые карандаши, кисточка для клея, клей, салфетки, поролон белого цвета, салфетки для ручного труда.

Предварительная работа: Изготовление панно « Лесная полянка», нарезание поролона белого цвета. Работа по теме «Дикие животные наших лесов», Д/и «Назови детенышей», «Чей хвост, лапы, морда?» Отгадывание загадок, рассматривание и чтение энциклопедий.

Ход:

Загадки:

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны

Где он спит и видит сны (медведь)

За деревьями, кустами,

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало

Нет ни дыма, ни пожара (лиса)

 

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув высоко (лось)

 

Работящие зверьки,

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход (бобер)

 

Зверька узнали мы с тобой,

По двум таким приметам.

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом (белка)

 

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала (ёж)

 

В-ль: О ком я загадывала загадки?

Д. О диких животных наших лесов.

В. На какие группы по способу питания делятся дикие животные?

Д. Растительноядные. Плотоядные. Всеядные.

В. У вас на столе картинки с изображением диких животных наших лесов. Посмотрите на них и подумайте, к какой группе по способу обитания, относятся ваши животные? Расположите их на доске. На верхнюю полочку растительноядные, на среднюю плотоядные и на нижнюю всеядные.

(выполнение задания)

В. Сколько растительноядных животных находится на верхней полочке? Плотоядных? Всеядных?

Д/и «Кто лишний?»

Волк, лиса, рысь, лось.

Росомаха, медведь, кабан, волк.

Олень, лось, заяц, лиса.

Бобер, бурундук, белка, ёж.

Чем кормят дикие животные своих детенышей?

Д. Животные кормят своих детенышей молоком.

В. Как называются животные, кормящие своих детенышей молоком? Млекопитающие.

В. Послушайте еще одну загадку.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора (заяц)

(Рассматривание картинок с изображением белого и серого зайца)

Какой заяц здесь лишний в зависимости от времени года?

Д. Серый заяц лишний.

В. Почему?

Д. На улице снег и заяц поменял серую шерсть на белую.

В. Это называется защитный окрас.

Чем питается заяц зимой?

Д. Корой деревьев, веточками.

(рассматривание коры, веток, сухостоя)

В. Встречается заяц русак и заяц беляк. Они очень похожи. Отличаются величиной и длиной ушей.

Что можно сказать о зайце? Какой он?

Д. Белый, мягкий, пушистый, ловкий, быстрый, шустрый…..

Физкультминутка.

В. На столе шаблоны с изображением зайца. Необходимо обвести шаблон, вырезать и превратить с помощью поролона в пушистого зайчика. Для этого необходимо нанести клей на вырезанного зайца, положить сверху поролон и крепко прижать салфеткой. После этого наклеить зайчика на полянку.

(работа детей)

Прослушивание звуков природы.

Упражнения для глаз.

В.А теперь, с помощью опорной схемы попробуем составить описательный рассказ о зайце. Сначала отмечаем окрас, строение, где живет, чем питается, как называются детеныши зайца, какую пользу приносит человеку?

(2-3 рассказа).

Итог: Что нового узнали? (как называются животные, кормящие детенышей молоком, на какие группы по способу питания делятся животные).

Конспект по познавательному развитию детей в средней группе     

Тема: «Как дикие животные к зиме готовятся»

Цели : -формирование экологических знаний и представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи:- закреплять знания детей о диких животных;

- расширять представления об образе жизни лесных зверей осенью, познакомить, как дикие животные готовятся к зиме;

 -развивать внимание, память, речь детей, эстетические чувства (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её)

-воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным, умение заботиться о ней и ее обитателях;

Содержание

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но сперва послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.

По утрам морозы,

В рощах — желтый листопад,

Листья около березы

Золотым ковром лежат,

Скажите, пожалуйста, о каком времени года это стихотворение?

Ответы детей: (осень).

Воспитатель: Правильно - это стихотворение об осени.

Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес, и посмотрим, как звери готовятся к зиме. Давайте закроем глазки и тихонько покружимся:

Все вместе покружитесь,

В листочки превратитесь.

В осеннем лесу окажитесь!

Вот мы и оказались с вами в осеннем лесу, посмотрите как красиво вокруг 

Давайте все вместе вспомним как правильно вести себя в лесу?

Ответы детей: (в лесу нельзя шуметь, если громко кричать, то  можно напугать лесных жителей, так же в лесу нельзя бросать мусор, ломать ветки).

Воспитатель: Молодцы ребята теперь мы знаем как нужно вести себя в лесу. Давайте с вами тихонько побродим по лесу, вдруг кого-нибудь увидим. Ой, смотрите:

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

 Кто в дупле орешки прячет,

 Сушит на зиму грибы?

Ответы детей:(белка)

Воспитатель: Правда, белка! Правильно вы отгадали! А  где живет белка?

Ответ детей: (в дупле).

Воспитатель: Ребята хотите узнать, как белка готовится к зиме

Ответ детей: (Да, хотим).

Воспитатель: Тогда внимательно слушайте мой рассказ.

Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Шерсть эта серая и теплая. Серый цвет шерсти нужен для того, чтобы белку было трудно заметить на деревьях, так она спасается от хищников. А теплая шерсть ей нужна, чтобы не бояться морозов зимой. А еще осенью белка  делает запасы

Воспитатель: А что запасает белка?

Ответ детей. (орехи, грибы).

Воспитатель: Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы.

Смотрите, а кто там сидит на полянке:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

Ответ детей: (заяц)

Воспитатель: Молодцы! Вы знаете, а ведь заяц тоже осенью готовится к зиме. Он тоже линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно  на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк .Осенью заяц не делает запасы, как белка ,потому что зимой он грызет кору деревьев.

Воспитатель: Ребята давайте вместе с зайцем немного поиграем

Физкультминутка:

Зайка беленький сидит                   (присели на корточки)

И ушами шевелит.                           (показали руками длинные ушки)

Зайке холодно сидеть,                      (встают)

Надо лапочки погреть.                     (гладят ручки)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.                       (прыжки на месте)

Кто-то зайку напугал —

Зайка — прыг — и убежал!               (прыгают к воспитателю)

Воспитатель: Пока мы с вами играли к нам кто-то тихонько подкрался?

:Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост её краса,

Это - рыжая ...

Ответ детей (лиса)

Воспитатель: Посмотрите, а кто там идет с другой стороны.

Всё время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк,

 Кто скажите это…

Ответ детей (волк)

Воспитатель: Правильно ребята, а ведь лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме. Они тоже линяют. У них вырастает теплая шерсть. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи. Ну, вот пока я вам рассказывала, про лису и волка они убежали в лес.

Воспитатель: А что за треск раздается впереди?

В перевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны

Ответ детей: (медведь)

Воспитатель: Правильно ребята это медведь посмотрите, какой он большой, толстый и красивый. Медведь осенью наедается хорошенько, у него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.

Где же медведь спит зимой?

Ответ детей (в берлоге)

Воспитатель: Правильно он спит в своей берлоге, он натаскивает в берлогу сухих веток, мха, еловых веток, чтобы было ему тепло. Зимой накроет берлогу снежное одеяло и медведю будет тепло.

Скажите, а кто из лесных зверей еще впадает зимой в спячку?

Ответ детей (еж)

Воспитатель: Правильно еж. Он, так же как и медведь, осенью наедается, а зимой ложится в спячку, так как зимой им нечего есть.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по осеннему лесу,

давайте все вместе попрощаемся с жителями леса  до весны. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем наши глазки и покружимся как листочки.

Листочки, листочки

В деток превратитесь

В детский сад вернитесь!

Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие по осеннему лесу?

Ответ детей.

Закрепление полученных знаний.

Каких зверей мы встретили?

А что вам запомнилось?

Кто из зверей впадает в спячку?

А кто делает запасы на зиму?

Как готовятся звери к зиме, чтоб им не было холодно?

Зачем белка и заяц меняют цвет шерсти?

Почему лиса и волк этого не делают?

Молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме и почему.

Дидактическое сопровождение по формированию представлений о диких животных в разные времена года у детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе. Программные задачи: -Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать предст

laquo;Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе.Программные задачи:-Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животны...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...

Интерактивная дидактическая игра «Дикие животные «Угадай голос дикого животного»».

Дидактическая игра «Дикие  животные  «Угадай голос дикого животного»».С помощью игры дети  учатся различать голоса и  внешний вид диких животных. Учатся соо...