патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей родного города посредством фотокроссов
статья (старшая, подготовительная группа)

Бойченко Лариса Леонидовна

Фотокросс – это момент педагогической реальности, в котором происходит ценностно-ориентированная встреча взрослого и ребенка. Событийная сущность может быть проявлена для участников фотокросса как жизненное событие, где произошло открытие, родилось новое знание, видение, понимание себя и другого, появился новый опыт деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО  ГОРОДА

ПОСРЕДСТВОМ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОТОКРОССОВ

(из опыта работы)

Почему для ознакомления с историей родного города автором опыта выбрана такая форма, как фотокросс? Фотокросс–это событие, означающее и обеспечивающее наполненность совместной деятельности общим смыслом, подлинное проживание образовательной ситуации (альтернатива виртуальным ситуациям).

Фотокросс – это момент педагогической реальности, в котором происходит ценностно-ориентированная встреча взрослого и ребенка. Событийная сущность может быть проявлена для участников фотокросса как жизненное событие, где произошло открытие, родилось новое знание, видение, понимание себя и другого, появился новый опыт деятельности.

«Событийная сущность может быть смоделирована педагогом, она включает взрослых и детей в общий ход взаимодействия, как события, который разворачивается благодаря замыслу и плану группы организаторов. Но развиваясь стихийно, она не может иметь жестко заданных, обязательных форм проживания события, определена лишь возможная их вариативность. Поэтому важна ориентация педагога на настроения и интересы воспитанников в проживании образовательной ситуации» [2].

Понятие «Родина» имеет несколько значений: это великая держава с великой историей, это и тот уголок земли, где ты родился и рос. Человек с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей малой родины, к быту своего народа. Любой край, область, даже небольшое село имеют своеобразие и неповторимость. Однако мало любить рoдную землю, необходимо знать ее историю и культуру.

Направленность ФГОС ДО на  включение региональных особенностей в образовательную среду способствует не только воспитанию, но и гражданскому становлению личности, освоению общечеловеческих ценностей.

Окружающая социокультура даёт богатый материал для познания своего города, общения и активной деятельности детей и взрослых, воспитания базовой культуры личности ребенка. В настоящее время у нас на Белгородчине повысился интерес к истории и краеведению.

«В процессе познания oкружающего мира детей в большей степени привлекают отношения между людьми, чем объекты городской среды как таковые, а вот проявления ценностного к ним отношения и интереса окружающих (например, воодушевленность людей в торжественные праздничные дни, интерес посетителей к экспонатам музея) – становится источником ярких впечатлений детей. В целом эмоционально-чувственный образ окружающего мира является характером взаимоотношений ребенка и его окружения, переживания и чувства с близкого как бы переносятся на дальнее» [1].

В соответствии с ФГОС ДО [3] содержание патриотического воспитания входит во все образовательные области: социально-коммуникативное развитие (усвоение социальных норм и ценностей, принятых в обществе, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательное развитие (формирование представлений о малой родине, региональных традициях), речевое развитие (приобщение к художественной литературе), художественно-эстетическое развитие (формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности через продуктивную и конструктивно-модельную деятельность).

Ведущая педагогическая идея заключается в определении путей повышения результативности процесса патриотического воспитания посредством ознакомления дошкольников с малой Родиной; организации регулярных совместных мероприятий и создании условий, которые позволят дошкольнику посредством фотокроссов активизировать познавательно-исследовательскую деятельность гражданско-патриотической направленности, реализовать образовательный и творческий потенциал.

      Авторами опыта разработана система кросс-маршрутов, которая носит тематический характер.  Кросс-листы (задания) имеют форму творческих, образовательных ситуаций, игр-путешествий, квестов, культурно-досуговой  деятельности по ознакомлению детей с родным городом, проводимых в форме фотокроссов, непосредственно способствующих  формированию знаний детей об историческом прошлом и настоящем родного города. Система насыщена методами и приемами, раскрывающими особенности и специфику работы по воспитанию нравственно-патриотических качеств, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах.

        Краеведение-основа воспитания патриотизма. Специфической особенностью формирования патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с родным городом является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательно-образовательный процесс.

Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Поэтому в своей работе опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, а как непосредственно равноправных участников формирования личности ребенка. Причем стараемся вести её с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников - это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода.

Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей. Семья ребенка является ключевым звеном нравственно-патриотическим воспитания детей.

Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с родным краем объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а неэгоистическая направленность. Все это создает благоприятное условие для нравственно-патриотического воспитания детей.

Воспитание любви к родному городу возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использовании форм, методов и приемов педагогического воздействия. Краеведческий познавательный материал нами тщательно отбирался, перерабатывался в соответствии с возрастом дошкольников в форме познавательных рассказов, историй. В результате, на основе этого, были разработаны кросс-задания.

Работая с дошкольниками, невозможно охватить весь краеведческий материал, поэтому для  реализации образовательного потенциала фотокроссов были выбраны следующие направления:

- ближайшее окружение – семья, детский сад, мир природы, традиции города;

- культура края: архитектура, художественная среда, знаменитые земляки;

- история края: прошлое и настоящее – возникновения города, памятные места военных событий, сведения о подвигах земляков на  фронте.

В  соответствии с данными направлениями авторами опыта разработан тематический план, который представлен 12 кросс-маршрутами.   

Дата проведения

Тема фотокросса

1

Моя малая Родина

2

Мы – Белгородцы (город моего детства)

3

Белгород – город спорта

4

Удивительное рядом (мир природы и растений)

5

Архитектура Белгорода – раньше и сейчас (прошлое и настоящее)

6

Белгород – край, который нам дорог (личные впечатления)

7

Семь чудес Белгорода.

8

Помним, чтим, гордимся: Белгород героический.

9

Наша гордость – Белгородский зоопарк

10

Сам себе режиссер. Наш любимый Белый город

(история названия, образования города)

11

Сам себе режиссер. Мосты и водоёмы нашего города

12

Белгород – город добра и благополучия (благоустройство)

При подготовке детей к фотокроссам была проведена работа по накоплению и систематизации знаний детей о родном городе. Для этого мы использовали наиболее привлекательные формы совместной педагогической  деятельности:

- тематические экскурсии, целевые прогулки, эмоциональные рассказы педагога, исторические беседы;

- интегрированные, комплексные, вариативные занимательные дела (инициируемые детьми), объединенные близким по содержанию сюжетом;

- создание образовательных ситуаций для общения, формирования отношений; творческие задания;

- создание проблемных ситуаций («Что бы это значило? Попробуем разобраться…», «Мне не терпится поделиться с вами…», «О чём сегодня вам хотелось бы поговорить?», «Как нам об этом узнать?», «Можно ли найти другое решение?»)

- совместная деятельность педагогов, детей и родителей: сбор информации о крае, подбор видеоматериалов, домашние задания, акции;

- культурно-досуговая деятельность краеведческого содержания.

Дети, получившие знания по краеведению, стремясь удивить родных,  с удовольствием и интересом делились новыми впечатлениями. Родители, бабушки, дедушки включались в обсуждение, рассказывали о  событиях из собственного опыта. 

В поисках новых форм взаимодействия, для  выявления запросов родителей и уровня их педагогической грамотности по вопросам ознакомления с родным городом авторами опыта было проведено анкетирование по теме «Интересно ли вашему ребенку краеведение?», что позволило определить: знакомят ли родители своих детей с малой родиной, считают ли это важным; необходима ли помощь со стороны детского сада в проведении такой работы.

Основной задачей взаимодействия с родителями мы считаем  создание условий для формирования навыков сотрудничества родителей с ребенком, желание с пользой проводить свободное время, помочь родителям организовать заинтересованное, целевое общение со своими детьми.

Для успешной реализации данных задач в группе оформлены информационные стенды «Познакомьте ребенка с родным городом», «Я поведу тебя в музей…», «Памятники города», «Труд людей в Белгороде», «Древний и современный город».

Выпущены памятки для родителей на следующие темы:«Познакомить с…», «Поиграть в …», «Понаблюдать за…», советы для родителей  «Побеседовать о …», «Посетить …», «Смастерить…», «Что и как рассказывать детям о родном городе, природе, народных мастерах, событиях Великой Отечественной войны  1941 – 1945 гг.».

Родители приняли активное участие в сборе наглядного и познавательного материала природоведческого направления для пополнения уголка краеведения  группы: «Реки нашего города», «Источники и другие водоемы родного края», «Белгород во все  времена года», «Что дает человеку мел?», «Деревья нашего края», «Мир животных Белгородчины».

Родителями была разработана и изготовлена «метеостанция» для наблюдения за погодой и проведения опытов, изготовлены макеты: «Уголок Белгородского леса», собраны коллекции листьев, семян деревьев нашего леса.

За период работы над опытом были проведены семинары-практикумы для родителей: «Родительский дом – основа любви к Родине», «История семьи – родословная», «Природа Белгородчины в музыке, стихах, живописи».

Один раз в год организовывается заседание  родительского клуба «Мы -Белгородцы». Темы заседаний различные: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу», «Важность семейных традиций», «Значение народного творчества в патриотическом воспитании детей».

Таким образом,  родители становились нашими единомышленниками, замечая, какой интерес и любознательность проявляют дети, старались поддержать их во всех начинаниях, вовлекая в этот процесс бабушек и дедушек. Участие в фотокроссах, как и все новое,  было воспринято с огромным энтузиазмом.

Район города, в котором расположен наш детский сад, удален от исторической части города, поэтому такая форма организации, как фотокроссы является наиболее актуальной и результативной.

На втором этапе, после проведенной образовательной деятельности, повторный мониторинг показал готовность детей к участию в фотокроссах.

Определив цель и задачи проведения фотокроссов, авторами  разработаны условия, правила и порядок их проведения:

  • вфотокроссе могут принимать участие воспитанники ДОУ и члены их семей, независимо от их пола и возраста;
  • для участия в фотокроссе необходимо взять кросс-лист у педагога и выполнить задания, указанные в нем (каждое задание представляет собой фото, словесную загадку или ребус;
  • время фотокросса ограничено и указывается в кросс-листе;
  • порядок выполнения кроссов свободный;
  • участие возможно с любыми моделями фотоаппаратов, можно пользоваться мобильными телефонами;
  • фотографии сделанные кроссерами, должны соответствовать заданию. Расшифровка «кодированного» задания представляет собой фото, на котором должен быть представлен воспитанник ДОУ с семьёй и/или друзьями на фоне отгадки;
  • количество сделанных кадров не регламентируется. Количество фотографий, предоставляемых в результате фотокросса соответствует количеству заданий в кросс-листе (одна фотография на одно задание);
  • команда должна выполнить условия, указанные в кросс-листе, и сдать работу организаторам, уложившись в заданное время. Работы, поступившие после указанных сроков, не принимаются;
  • творческие работы также могут быть выполнены в форме фотоколлажа, фотогазеты, фотоальбомов или оформлены как слайд-презентация;
  • приветствуется креативный подход, оригинальность, разнообразие вариаций ответов при выполнении заданий;
  • в рамках фотокросса запрещается использовать изображения из сети Интернет;
  • результаты проведения фотокросса доводятся до участников педагогами;
  • наиболее активные участники награждаются благодарностями;
  • по результатам проведения фотокросса может быть организована выставка творческих работ участников.

Все, без исключения, мероприятия оставили много положительных эмоций и впечатлений у детей и родителей, об этом свидетельствуют их положительные отзывы.

Проведение фотокроссов, как одного из интерактивных методов интегрированного обучения дошкольников, помог повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете, объекте или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшего использования такой формы организации воспитательно-образовательного процесса дошкольников, как фотокроссы, с целью достижения более высокого уровня сформированности чувства патриотизма, духовной силы, ощущения своей неразрывной причастности  к Родине.

Скоро наши воспитанники станут школьниками, и мы надеемся, что смогли воспитать в них  установку на положительное отношение к миру с  развитым стремлением знать свой край. Это, пожалуй, один из ключевых элементов, так как именно от интереса к объекту изучения зависит, насколько хорошо дети будут знать историю своей малой родины.

Литература

1. Алешина Н.В.  Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). М., 2011.

2. Боровикова Л.В. Событийная сущность как источник развития детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольного учреждения./ Детский сад: теория и практика.-2011. - №7, - С.6-13.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение их к истории и традициям родного края».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования как сочетание обязательной и вариативной...

"ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из важнейших направлений воспитательной работы в современном обществе является патриотическое воспитание, целью которого является создание условий ...

План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»

План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО ГОРОДА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОТОКРОССОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

статья посвящена актуальной проблеме патриотического воспитания детей. Рассматривается педагогический опыт работы авторов в ознакомлении детей дошкольного возраста с историей родного города с помощью ...

План самообразования воспитателя ДОУ по теме: "Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города."

Формирование патриотических чувств у детей  дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города....