Занятие по познавательному развитие "Поиск капелек с помощью карты", средняя группа
план-конспект занятия (средняя группа)

Кристина Геннадьевна Пушмина

Квест-занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_pushmina_k.g.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Поиск капелек с помощью карты»

Познавательное развитие, средняя группа

Пушмина Кристина Геннадьевна

Воспитатель

МДОУ Детский сад комбинированного вида №1

«Лесная полянка»

г.Железногорск-Илимский

Технологическая карта занятия (педагогического мероприятия)

Пушмина Кристина Геннадьевна, воспитатель

МДОУ Детский сад комбинированного вида №1 «Лесная полянка»

28.02.2022г

Тема занятия

Поиск капелек с помощью карты,  средняя группа

Тип занятия

Образовательная ситуация «открытие» нового знания.

Культурная практика

Познавательно-исследовательская деятельность.

Культурно-смысловой контекст (для чего это воспитаннику?)

Помочь жителям королевства найти капельки с помощью карты и вернуть их обратно в страну «Фонтания».

Цель:

Обогащение опыта экспериментирования по выявлению некоторых свойств и качеств воды посредством выполнения опытов  в познавательно-исследовательской деятельности  

Задачи:

Опытным путем выяснить от чего зависит плавучесть предметов.

  1. Познакомиться  со способом изготовления мыльных пузырей, свойствами жидкого мыла.
  2. Рассказать с помощью схемы  последовательности выполнения опыта.
  3. Высказать свое мнение о том, какая бывает вода,

Оценить значение воды для живой природы, важность оказания помощи друг другу в

затруднительной ситуации.

Оборудование:

Карта-схема с заданиями, магнитная доска, ноутбук, конверт, телефон, мяч, разрезная картинка «Озеро», большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы, сачки на каждого ребенка, подносы, жидкое мыло, кусочки мыла, петля пластмассовая, стаканчики, вода, ложки, карты-схемы для проведения опытов.

Этапы

Деятельность педагога, приемы работы

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

(в результате обучающиеся смогут…)

1. Введение в ситуацию

Сообщить детям что нам пришло необычное письмо по электронной почте.

Просмотр письма.

 «Здравствуйте ребята! Мы жители сказочного королевства «Фонтания». У нас случилась беда. Злая колдунья спрятала все капельки воды у вас в группе, а без них  пересохнет наш прекрасный фонтан. Мы очень переживаем и не знаем, что нам делать, как их найти. Колдунья оставила нам карту, но мы ничего не можем понять. Может быть вы сможете нам помочь отыскать капельки?»

Акцентный вопрос: Поможем жителям сказочного королевства? Найдем капельки в нашей группе? Хотите?

Коммуникативная

Сформулирует «детскую» цель- помочь жителям сказочного королевства «Фонтания» отыскать капельки в группе и вернуть их обратно.

Назовет не менее 1-2  свойств воды.

Расскажет о пользе воды для всего живого.

Проведет не менее одного опыта по представленному алгоритму.

Выяснит почему мыльные пузыри получаются только при смешивании воды с жидким мылом.

2. Актуализация знаний и умений

Беседа:

-Как вы думаете, дети, из чего состоят капельки?  

-Значит, где живут капельки?

-А где можно на земле встретить воду?

Рассматривание карты схемы.

-Как вы думаете какое первое задание?

1 задание:

Д/И с мячом «Что мы знаем о воде»

(находим первую капельку)

В: А какое второе задание? Посмотрим внимательно на карту.

2 задание:

Д/И «Собери целое из частей»

( находим вторую капельку)

В: Подумаем какое задание следующее.

3 задание:

Опыт №1: «Какие предметы могут плавать?»

Вывод: Если предмет легкий, вода держит его на поверхности, и предмет не тонет. Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может-предмет тонет.

( находим третью капельку)

В: Какое следующее задание? Подумаем вместе.

4 задание:

Музыкальная физминутка: «Капельки прыг-прыг»

( находим четвертую  капельку)

В: Посмотрите внимательно на карту, какое задание следующее? К этому заданию прилагается схема, интересно для чего она?

Воспитатель предлагает детям найти способ выполнения опыта.

Как будете проводить опыт?(смешивать кусок мыла и воду)

5 задание:

Опыт №2: «Мыльные пузыри»

Коммуникативная

Игровая

Познавательно- исследовательская

3. Затруднение в ситуации

-Получилось?

-Почему не получилось?

-У меня есть еще одна схема может она нам поможет?

-Хотите проверить?

-Как провести опыт? Что необходимо смешать?

Коммуникативная

                         

4.«Открытие» нового знания

(способа действия)

Дети рассматривают схему.

-Что мы сейчас будем делать?

-Как будем проводить опыт?

-Что нам понадобиться для опыта?

Рассказ детей с опорой на схему в ходе выполнения опыта.

В: Возьмем 1 ложку воды и добавим 3 ложки жидкого мыла. Перемешаем.

-Что у нас получилось?

- Сколько ложек воды понадобилось?

-Сколько ложек жидкого мыла было необходимо добавить в воду?

- Что произошло?

-Что видим, когда вынимаем петлю?

Дуем в петлю потихоньку....

- Что происходит?

-Как получился мыльный пузырь?

-Почему мыльный пузырь получился только из жидкого мыла?

Познавательно-исследовательская

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка

-Что нам потребовалось для опыта?

Рассказ детей с опорой на схему о ходе выполнения опыта.

- Сколько ложек воды понадобилось?

-Сколько ложек жидкого мыла было необходимо добавить в воду?

- Что произошло?

Вывод: Мыльные пузыри получаются при смешивании жидкого мыла с водой, так как жидкое мыло может растягиваться и образовывать очень тонкую пленку, которая остается в петле.

Игра малой подвижности: «Кто надует самый большой пузырь»

 (находим пятую капельку)

Коммуникативная

Продемонстрирует навыки элементарной рефлексивной деятельности.

         6.Рефлексивно-

            Оценочный

В: Ребята давайте проверим все ли задания мы выполнили. А теперь пора сфотографировать капельки и  отправить их электронным письмом в сказочное королевство «Фонтания».

Фотографируем капельки и отправляем изображение электронным письмом в страну «Фонтания».

Беседа.

-Кому мы сегодня помогали?

-Как помогли?

-Что делали что бы выполнить задания?

- Что было самым трудным?

- Какое задание было легким?

-Что было самым интересным?

-Как вы считаете, мы справились со всеми заданиями?

-Что нового вы сегодня узнали о воде?

В:У нас опять пришло письмо. Давайте скорее его прочтем.

(На экране появляются счастливые сказочные жители, благодарят за помощь, говорят что их прекрасный фонтан заплескался водой, потому что вернулись капельки.)

В:Жители сказочного королевства прислали нам в подарок необычные тучки.

Кому сегодня было интересно, все понравилось  - возьмите веселую тучку и положите туда где было самое интересное задание. Кому что-то не понравилось – грустную тучку.

В:Ребята вы большие молодцы! Я горжусь вами!

Коммуникативная

Рефлексивная

Аналитическая записка

МДОУ Детский сад комбинированного вида №1 «Лесная полянка»

Пушмина Кристина Геннадьевна, воспитатель

Занятие (образовательная область «Познавательное развитие»)

Тема:Поиск капелек с помощью карты, средняя группа

  Задачи НОД были выбраны в соответствии с образовательной программой ДОУ и перспективным тематическим планированием по данной образовательной области.        

   Организационный момент:  В начале занятия, используя игру – приветствие,  был создан благоприятный эмоциональный фон, настрой на предстоящую деятельность.  Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, личностно-ориентированный подход, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой.

  В начале занятия  была создана проблемная ситуация - постановка проблемы реализуется через электронное обращение (помочь жителям сказочного королевства «Фонтания» отыскать капельки).  Дети были вовлечены в решение проблемы. Они должны были помочь жителям сказочного королевства найти капельки в группе по карте. Создание положительной мотивации к выполнению задания, личностно-ориентированный подход, поощрение правильно выполненных действий помогло детям ощутить уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей.

Для решения поставленной задачи необходимо было прочитать карту и выполнить задания, что бы найти капельки. Детям была  предоставлена возможность выбора. Звучит вопрос: Поможем, хотите помочь? (а не - Я хочу).  Этот компонент реализован с опорой на личностный мотив ребенка, инициатива идёт от ребёнка, когда налицо личная заинтересованность. Все это способствовало активизации  умственной  деятельности  детей и  повышению мотивации, интереса  к образовательной деятельности, сделало все моменты занятия единым целым.

 В ходе занятия были использованы следующие методы и приёмы:

- наглядные (ИКТ оборудование),

- словесные (вопросы к детям, повторение и уточнение, поощрение),

- игровой (Д/И «Что мы знаем о воде», Д/И «Собери целое из частей»),

- практический (проведение опытов «Какие предметы могут плавать?», «Мыльные пузыри»)

Методы и приемы были подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.

  НОД была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникативных технологий, развивающих дидактических пособий.

  Во время НОД применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, мимика. Для активизации мыслительной деятельности задавались вопросы поискового характера.

  На протяжение всего занятия прослеживается смена видов деятельности, дети свободно перемещаются по групповой комнате. Для обеспечения охраны здоровья воспитанников на занятии используется музыкальная физическая минутка - п/игра «Капельки прыг-прыг».

  Взаимосвязь этапов занятия логична и направлена на достижение планируемого результата. Оценка занятия осуществилась с помощью рефлексии (видео письма от жителей сказочного королевства «Фонтания») с опорой на индивидуальные и личностные достижения детей. В ходе рефлексии ребенок мог проявить умение размышлять, осмыслить происходящее (Кому мы сегодня помогали? Как? У нас получилось помочь?). Так же проведена работа на перспективу (Кому можете рассказать?).

  При анализе занятия можно сделать вывод:  все дети проявили интерес к занятию,  положительный эмоциональный настрой, показали достаточно хорошее качество выполнения заданий, самостоятельность, умение применять знания в различных ситуациях.

  При анализе занятия можно сделать вывод,  все дети проявили интерес к занятию, показали достаточно хорошее качество выполнения заданий, самостоятельность, умение применять знания в различных ситуациях. С поставленными задачами я и дети справились успешно.

Фрагмент занятия можно посмотреть по ссылке:

https://youtu.be/BI-OJoDj-Nk


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию «Где спрятался воздух?» в средней группе

По познавательному развитиюЗанятие по познавательному развитию«Где спрятался воздух?» в средней группеПровела: Калмыкова Е.Н. Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ...

Конспект занятия по познавательному развитию «Наша Родина - Россия» в средней группе

материал предназначен для воспитателей средних групп ДОУ...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Овощи и фрукты» в средней группе с использованием ЦОР

Занятие интересно использованием обучающих,интерактивных,дидактических игр к интерактивному столу....

конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе "Домик для Гномика"

Задачи:Обучающие– познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, назначением, учить  сравнивать свойства камней и ваты, результат сравнения обозначать словами (тяжелый- легкая, тве...

Конспект итогового занятия по познавательному развитию << Одежда и обувь >> в средней группе.

Примерная основная общеобразовательная программа:Возрастная группа:  средняяТема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием):  << Одежда>>Тема НОД: Конспект  НО...

конспект занятия по познавательному развитию "мужские и женские профессии" (средняя группа)

Уточнить  представления детей о назначении транспорта (автобус, троллейбус) ; формировать представления о профессии водителя , его действиях и обязанностях ( старательно ухаживает за машино...

Конспект открытого занятия по познавательно- речевому развитию для детей в средней группе "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"

1.Создать условия для расширения представления детей о творчестве детского писателя К. И. Чуковского.Формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова 3.Развивать творческую инициативу, инт...