Профилактика профессионального выгорания у педагогов ДОУ
методическая разработка

Пашкина Дарья Александровна

Методическая разработка содержит пояснительную записку, в которой изложены цель тренинга и задачи, а также организация занятий, описаны материалы и оборудование для проведения занятий. В данной методической разработке изложен подробный конспект каждого занятия, которые направлены на развитие принятия себя, своих достоинств и недостатков, развитие рефлексии, переосмысления трудной ситуации и нахождения ресурсов для их преодоления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Профилактика профессионального выгорания у воспитателей ДОУ»

Пояснительная записка.

Предупреждение профессионального «выгорания» требует актуализации личностных ресурсов, которые и защищают человека от «выгорания».

Цель тренинга – создание условий для личностного роста участников тренинга и актуализации их личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Задачи:

  1. развивать принятие себя, своих достоинств и недостатков, способствовать осознанию у педагогов собственной ценности и уникальности, самоуважению, адекватной самооценки.
  2. формировать отношение к стрессам как возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста, способность в сложной ситуации находить для себя смысл.
  3. научить способам достижения желаемых целей.
  4. развивать рефлексию, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков.
  5. развивать способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации.
  6. научить эффективным способам снятия внутреннего напряжения и саморегуляции.

Организация занятий.

Программа рассчитана на 1,5 месяца работы, общее количество занятий – 6 (1 занятие в неделю). Продолжительность каждого занятия – 2 часа. Наполняемость группы – 12 – 15 человек.

Материалы и оборудование для проведения занятий:

  1. Проветриваемое помещение
  2. Количество стульев по числу участников
  3. Листы бумаги формата А4, ручки для каждого участника тренинга.

Элемент тренинга

Цели, примечание

  1. Ритуал приветствия

Сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия

  1. Разминка – воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности

Настройка на эффективную групповую деятельность

  1. Основное содержание, направленное на решение задач данного занятия

Техники, направленные на актуализацию личностных ресурсов

  1. Рефлексия занятия

Две оценки: эмоциональная и смысловая (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловая (какой можно сделать вывод для себя; чему это занятие может научить)

  1. Ритуал прощания

По аналогии с ритуалом приветствия

Занятие № 1.

- Приветствие

  1. Упражнение «Наши ожидания».

Цель: выявление ожиданий участников тренинга.                                                                                                                                                  

«Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что вы ждёте от этого тренинга? Что вы готовы вложить в тренинг? То, что мы с вами назвали, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое будет зависеть от вашей активности».

  1. Упражнение «Рассказ от имени предмета».

Цель: разминка; лучшее понимание педагогами самих себя и других участников.                                                                                                                                            

«Выберите любой предмет. Это может быть то, что есть на вас, или что-то другое. Расскажите от его имени о его жизни, о том, как он относится к другим, как он хотел бы, чтобы относились к нему, какие проблемы его волнуют».

  1. Упражнение «Метафора».

Цель: формирование доверия между участниками тренинга.                                                                                                                                                  

«Каждому интересно знать, какое впечатление он производит на окружающих, какие ассоциации вызывает, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается. Предлагаю всем поучаствовать в творческом процессе, в совместном создании художественного образа своего коллеги. Для этого сначала предлагаю желающему быть предметом творчества, выйти в середину круга. Какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу: какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составляет фон картины, какие времена всё это напоминает?

Например, образ нашего добровольца может натолкнуть вас на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окружённой морскими существами, а может быть, вам придёт в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда… Итак, пожалуйста, поделитесь своими творческими идеями по этому поводу».

- Есть ли ещё желающие увидеть себя со стороны?

        4. Упражнение «Магазин чувств».

Цель: осознание и принятие своих чувств.                                                                                                                                                  

«Представьте, что вы пришли в магазин. Но это не простой магазин – здесь можно продать любое своё чувство и получить взамен другое, какое захотите. Я – продавец в этом магазине. От каких чувств вы хотите избавиться и приобрести взамен что-то другое? Кто будет первым покупателем?

Примечание: В процессе торга педагог-психолог говорит, что потом нельзя будет вернуть назад чувство, поэтому нужно взвесить все «за» и «против». Предлагает описать чувство: как оно выглядит, на что похоже, его размер, тяжелое или лёгкое и т. п. Покупатель убеждает педагога-психолога, что потом он сможет кому-нибудь продать это чувство. Придумывая рекламу чувству, обычно покупатель решает ничего не продавать. К каждой ситуации педагог-психолог подходит индивидуально.

- Рефлексия

- Прощание

Занятие № 2.

- Приветствие

  1. Упражнение «Порядковый счёт».

Цель: сплочение группы, установление зрительного контакта между участниками.                                                                                                                                                  

«Я говорю один и смотрю на любого участника игры; тот, на кого я посмотрела, говорит «два» и смотрит на другого».

  1. Упражнение «Ассоциация в парах».

Цель: развитие умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя.                                                                                                                                                   Материалы: листы бумаги, ручки.

«Разбейтесь на пары. Сосредоточьтесь на человеке, который напротив вас. Подумайте, какие воспоминания, мысли, образы он вызывает в вашей памяти? Сейчас молча запишите в столбик всё то, что напоминает вам этот человек. Это могут быть известные люди, литературные персонажи, явления природы, неодушевлённые предметы, животные, птицы и всё то, что подскажет вам фантазия. Итак, любые свободные ассоциации. Через 3 минуты необходимо обменяться листками.

Прочитайте и расскажите партнёру, какие ассоциации понравились, какие – не очень, какие показались интересными, а какие – непонятными». 3 минуты – обратная связь.

Обсуждение.

- Есть ли что-то общее в ассоциациях, которые вы получили?

- Кто может поделиться интересными ассоциациями по поводу своей личности?

  1. Упражнение «Рисование вдвоём».

Цель: стимулирование участников тренинга к нахождению новых конструктивных моделей поведения, которые будут способствовать решению профессионально трудных ситуаций и препятствовать профессиональному выгоранию.                                                                                                                                                   Материалы: листы бумаги, ручки.

«На одном листе бумаги молча необходимо создать совместное произведение».

Обсуждение

- Учитывались ли желания, понимали ли вы друг друга?

- Кто был инициатором сюжета?

- Комфортно ли вам было?

- Какую позицию вы чаще всего занимаете в жизни?

  1. Упражнение «Сила языка».

Цель: осознание и принятие собственных чувств.                                                                                                                                                   Материалы: листы бумаги, ручки.

«Разбейтесь на пары. Сядьте лицом к партнёру и, глядя ему в глаза, скажите 3 фразы, которые будут начинаться со слов «Я должен». Затем партнёр говорит тоже 3 фразы, которые будут начинаться с этих же слов. На фразы друг друга реагировать не надо. Запишите эти фразы в столбик на своих листках, а также «Я не могу…», «Я не хочу…», «Я боюсь…».

Через несколько минут педагог-психолог продолжает. «Замените «Я должен» на «Я выбираю», «Я не могу» на «Я не хочу», «Я боюсь» на «Я хотел бы». Всё остальное остаётся без изменений. Первые фразы, которые вы продолжили, отрицают способность быть ответственным. Изменяя свой язык, вы можете сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия. Обсудите свои чувства и мысли с партнёром».

  1. Упражнение «Всё равно Вы молодец, потому что…»

Цель: осознание своих личностных ресурсов.

Участники делятся на пары.

«Сначала один из вас рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, о чём-нибудь неприятном, или говорит о каком-нибудь своём недостатке. Собеседник внимательно выслушивает и произносит фразу: «Всё равно ты молодец, потому что…». Затем меняемся ролями».

- Рефлексия

- Прощание

Занятие № 3.

- Приветствие

  1. Упражнение «Карусель общения».

Цель: сплочение, формирование доверия в коллективе.                                                                                                                                                  

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Все общаются одновременно, нужно обращать внимание только на партнёра по общению и на реплики педагога-психолога. По команде педагога-психолога участники внешнего круга перемещаются, меняя партнёра.

- продолжить фразу, начатую педагогом-психологом.

Фразы для «вентиляции» чувств.

- «Меня радует…», «Мне грустно, когда…», «Я сержусь, когда…», «Я чувствую себя неуверенно, когда…», «Я горжусь собой, когда…».

2. Упражнение «Падающее дерево».

Цель: сплочение коллектива.                                                                                                                                                  

Один из участников становится на возвышение, например, стул спиной к группе.  Участники, держащиеся за руки и образующие мостик, готовы подхватить на руки того, кто изображает «падающее дерево». Падающий человек доверяет страхующим и без боязни падает спиной назад им на руки. Затем «падающим деревом» становится кто-то другой.

3 Упражнение «Цветок»

Цель: формирование отношения к стрессам как возможности приобретения личного опыта.                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Материалы: листы бумаги, карандаши.

«Нарисуйте цветок, в сердцевине напишите своё имя, на лепестках напишите то, что является важной частью вашей жизни, то, что вы цените больше всего. На самом деле в жизни эти лепестки неодинаковые – чему-то мы уделяем больше внимания, а чему-то меньше. У вашего цветка могут быть стебель и листья. Всё ли устраивает вас? Подумайте, что вы можете сделать для каждой части вашей жизни, чтобы она вас устраивала. Не нужно общих фраз, напишите конкретные действия, которыми вы можете изменить каждую часть к лучшему. Вы можете изменить размер лепестков (нарисуйте пунктиром) или нарисовать новый цветок. Сделайте ваш цветок таким, каким хотите».

Обсуждение.

- Что было самым трудным в упражнении?

- Изменился ли ваш цветок? Как?

- Что вы намерены сделать, чтобы ваша жизнь стала ещё лучше?

4. Упражнение «Идеал».

Цель: осознание личностных ресурсов.                                                                                                                                                  Материалы: листы бумаги, ручки.

«Напишите на листе бумаги 5 качеств, присущих вашему идеалу. Перед каждым из качеств напишите имена членов группы, которые обладают таким качеством. Передайте листы по кругу, запишите перед качествами имена тех, кто, на ваш взгляд, обладает тем или иным качеством».

- Рефлексия

- Прощание

Занятие № 4.

  1. Упражнение «Мои сильные стороны».

Цель: осознание себя, развитие собственной значимости, самодостаточности.                                                                                                                                                

Участники объединяются в малые группы по 3 человека. Каждый участник рассказывает остальным о чертах личности, которые он считает лучшими в себе, которые он мог бы выдвинуть в качестве примера детям и хотел бы сформировать у своих воспитанников. После подготовки участники в подгруппах по очереди представляют себя. Необходимо нацелить их на то, чтобы все высказывания подавались в утвердительной форме (исключить слова типа «возможно», «наверно», «может быть»). Слушатели могут уточнять детали, просить разъяснения, задавать дополнительные вопросы, но не высказывать своё мнение.

На основании самопрезентаций каждая микрогруппа составляет сборный портрет лучших черт с указанием на то, что какие, благодаря им, качества личности детей они могут воспитать, будучи напарниками.

  1. Упражнение «Превращаем проблемы в цели».

Цель: осознание, формулирование и обсуждение своих личных и профессиональных целей.                                                                                                                                                   Материалы: листы бумаги, ручки.

«У каждого из нас есть свои проблемы. Некоторые из них нам лучше всего принять и жить с ними так, как можем. Но, к счастью, многие наши проблемы могут быть решены, если мы сможем представить их для себя в виде целей, которых мы хотели бы достичь. Давайте попробуем сделать это».

  1. Составьте список проблем, которые вы бы хотели как можно скорее решить. Следующие вопросы помогут вам в этом.

- Что я действительно хочу делать, иметь, чего хочу достичь?

- Что в последнее время занимало мои мысли, тяготило или сердило меня?

- Что создаёт мне больше всего забот?

- Что заставляет меня чувствовать себя тревожно или напряжённо?

- Что меня больше всего расстраивает?

- Что стало в последнее время меня раздражать?

- Что мне очень сложно делать?

- На что у меня уходит слишком много времени?

- От чего я быстро устаю?

- Как я мог бы лучше распределять своё время?

2. Теперь опишите проблему, которую вы бы хотели решить прежде всего. Представьте её как можно более объективно.

3. Сформулируйте цель, которую вы могли бы достичь. Что вам надо сделать для того, чтобы ваша проблема перестала существовать или, по крайней мере, стала менее острой?

3. Упражнение «Я умница и молодец».

Цель: осознание своих личностных ресурсов.                                                                                                                                                  

«Каждый из нас в разное время выступает в определённой роли. Это роли матери, жены, сестры, дочери, профессионала и многие другие. Вспомните, какие роли есть у вас. В какой роли вы чувствуете, что вы умница и молодец? Теперь пусть каждый по кругу продолжит фразу: «Я умница и молодец, как…». Постарайтесь назвать не менее трёх своих ролей».

- Рефлексия.

- Прощание

Занятие № 5.

Цель: формирование лучшего понимая и принятия самого себя, достижение катарсиса.                                                                                                                                                   Материалы:

Ежедневно, каждый человек оказывается в ситуациях, в которых ему необходимо сделать выбор. Порой этот выбор мучителен. Иногда наши противоречивые мотивы буквально раздирают нас на части. Создатель психосинтеза Р. Ассаджиоли открыл субличности, которые могут нарушить гармонию внутри нас и вызывают порой ситуацию внутриличностного конфликта. Мы с вами сегодня сможем попытаться решить эти внутриличностные конфликты.

Первый этап.

«Пожалуйста, пусть каждый из вас напишите на листках бумаги все свои желания, которые сегодня, сейчас, в эту минуту, будут приходить вам в голову. Подчёркиваю: абсолютно все, любые желания! Например, желание изучить французский язык, или купить телевизор. Не ограничивайте себя. Нумеруйте каждое желание, начиная его запись с новой строчки. Каждый пункт можно начинать со слов: «Я хочу…». Слева на листе оставьте небольшие поля – достаточно двух или трёх сантиметров. Работа будет продолжаться в течение 15-ти минут. Если вам покажется, что вроде бы все желания иссякли, не останавливайтесь. Если вам всё понятно, то можете начинать работу».

Второй этап.

«Давайте назовём количество зафиксированных вами желаний (отвечает каждый участник). Перечитайте «про себя» записанные вами желания. Наверное, они оказались довольно разноплановыми: одни связаны с материальными потребностями, другие – с нацеленностью на личностное развитие. Впрочем, у каждого они особенные. Выберите какие-либо критерии, по которым вы можете разбить ваши желания на отдельные группы. Обозначьте желания, которые относятся к одной группе, каким-нибудь символом (для этого мы и оставляли на листах слева поля). Символами могут быть галочки, квадратики, кружки и любые другие значки по вашему выбору. Не стремитесь к слишком дробной классификации. У вас получится от трёх до 5 групп включительно. Не надо стараться, чтобы группы были равными по объёму. Количество желаний в группах может быть разным».

Третий этап.

«Каждая группа желаний связана с какой-то стороной вашей личности, какими-то главными мотивами, действующими в вашей жизни. Пользуясь терминами психосинтеза можно сказать, что каждая группа отражает определённую субличность, которая проявляется здесь и теперь.

Представьте, что за каждой совокупностью желаний стоит некий человек, имеющий собственный склад личности. Как можно было бы назвать такого человека? Попробуйте придумать название получившимся субличностям. Так, скажем группу желаний , связанных с материальными приобретениями, можно было бы назвать «руки загребущие», а группу романтических желаний о дальних путешествиях можно объединить «Синдбад – мореход». Чем ярче и остроумнее окажутся названия, тем лучше. Запишите эти названия под списком желаний, снабдив их соответствующими значками».

Когда большинство выполнят задание, педагог-психолог изображает каждому изобразить свою «диаграмму субличностей», распределив названия субличностей по секторам и приведя размеры секторов в соответствии с количеством каждой субличности.

После этого педагог-психолог предлагает желающим сообщить группе названия своих субличностей и количество желаний, попавших в соответствующую группу. Педагог-психолог обращает внимание на тех участников, кто вызвался озвучить получившиеся у него результаты. Как правило, кто-то из них на следующих этапах проявит желание стать протагонистом.

Четвёртый этап. Кульминация.

Здесь важнейшим действующим лицом становится пратогонист и разворачивается психодраматическая процедура с привлечением вспомогательных лиц.

«Итак, нам удалось вычленить некоторые из наших субличностей, которые проявились здесь и сейчас. Кто из вас желает поближе с ними познакомиться и попытаться выяснить, какая из ваших субличностей наиболее значима для вас? Предупреждаю, что этому человеку придётся открыть другим список своих желаний.

Выбирается протагонист, т. е. главное действующее лицо.

«Теперь Вам необходимо выбрать из участников тренинга тех, кто по Вашему мнению, смог бы исполнить роль каждой из ваших субличностей. Прошу участников не отказывать протагонисту, если на вас пал его выбор».

Протагонист указывает выбранных им «вспомогательных Я», т. е. «актёров» и называет их «роли».

«Вы становитесь в середину круга. Ваши субличности занимают места вокруг Вас на одинаковом расстоянии. Ваша задача- просто слушать, а задача каждой субличности – убедить протагониста в том, что именно она самая важная, самая главная в его личности.

Чтобы знать, что говорить и как убеждать, вам следует хорошо понять, что представляет из себя каждая субличность, какие желания сконцентрированы в ней. Поэтому я прошу протагониста объяснить субличностям содержание желаний.

Несколько минут уделяется подготовке «актёров – субличностей» к исполнению ролей.

«Сложность предстоящей процедуры будет состоять в том, что все субличности должны будут говорить одновременно. У протагониста будет возможность регулировать этот процесс одновременного говорения следующим образом: поднятие руки означает просьбу к какой-то субличности говорить громче, опускание руки – говорить тише, хлопанье в ладоши в направлении какой-то субличности – замолчать, отстраняющее движение руки – чуть отойти, движение руки к себе – приблизиться, руки, скрещенные над головой – замолчать всем».

Объясняя это, педагог-психолог демонстрирует соответствующие сигналы. Начинать убеждать протагониста субличности могут только по сигналу ведущего после чёткого уяснения инструкции.

Несмотря на внешнюю простоту этой процедуры сила эмоционального воздействия необыкновенно велика. Нередко её результатом становится подлинный катарсис. Педагог-психолог внимательно следит за ходом процесса и реакцией протагониста. Обычно «слушание» субличностей протагонистом занимает 2 – 3 минуты, но они для него эмоционально очень насыщенны.

Обсуждение.

Оно начинается с традиционного вопроса к протагонисту: «Что Вы сейчас чувствуете?». Протагонист слышит всех и улавливает смысл произносимого. Однако, это очень непросто. Ощущения, возникающие у протагониста, порой довольно неожиданные и обычно очень яркие. Они нередко ведут к настоящим открытиям себя.

Затем своими впечатлениями делятся вспомогательные лица. Иногда бывает необходимость проведения традиционных психодраматических процедур – деролинга (снятия роли) и шерринга (вербального и невербального выражения сопереживания протагонисту).

Во время одного занятия возможно проведение «разговора» субличностей с двумя или тремя протагонистами. Сравнение их ощущений и переживаний даёт группе интересный опыт.

Занятие № 6.

  1. Упражнение «Я ценю, для меня важно…».

Цель: разминка.                                                                                                                                                  

«Продолжите по кругу фразу: «Я ценю, для меня важно…».

  1. Упражнение «Группа как зеркало».

Цель: формирование умения лучше понимать и оценивать группу, участников и самих себя.                                                                                                                                                  Материалы: листы бумаги, ручки.

«Мысленно обратитесь к кому-нибудь из членов группы, запишите это обращение на карточке. Написанное выражает то личное впечатление, которое сложилось у вас о другом человеке. Не нужно писать, от кого это послание и кому адресовано. Желательно начинать фразу с местоимения «Я», так как такие фразы лучше воспринимаются. Писать нужно на одной стороне карточки».

Написанные карточки перемешиваются, складываются в пакет и каждый участник достаёт одну карточку, зачитывает вслух написанное и отдаёт её тому, кому, по его мнению, подходит данная карточка. Все, включая получателя карточки, могут высказаться по этому поводу. Так раздаются все карточки.

В рефлексии отметить, были ли повторения, что было неожиданным, особенно приятным.

  1. Упражнение «Любопытство».

Цель: формирование умения лучше понимать и оценивать группу, участников и самих себя.                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Материалы:

Группа разбивается на пары.

«За 10 минут нужно записать как можно больше сходств и отличий, касающихся различных сфер жизни. Сравнивать можно всё: семейное положение, хобби, личные качества, жизненную позицию, темперамент и т. д. Различия объясняйте как можно четче».

- Сколько сходств и различий вы нашли?

- Что нового вы узнали о своих партнёрах по общению и как изменилось ваше восприятие партнёра? Что вас удивило?

- Что было труднее находить: сходства или отличия?

4. Упражнение «Иди ко мне, мы с тобой».

Цель: сплочение.                                                                                                                                                  

«Один человек встаёт в центр круга и говорит, обращаясь к кому-нибудь, например, «Лена, идите сюда, мы с вами любим детективы». Они берутся за руки. Следующий участник продолжает: «Идите ко мне, мы с вами…». Так образуется цепочка.

- далее участники изображают, не расцепляя рук, волнообразное движение змеи.

- изображают ровный круг, а затем треугольник.

- Рефлексия

- Прощание

Список используемой литературы.

  1. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. Бабич О. И. – Издание 3-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 122 с.
  2. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. Воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие / авт. – сост. Е. В. Шитова. – Издание 3-е, испр.  – Волгоград: Учитель. – 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика профессионального «выгорания» у педагогов.

В презентации представлены эффективные способы профилактики профессионального "выгорания" у педагогов и  способы эффективного управления стрессом....

Здоровьесберегаюшие технологии «Профилактика профессионального выгорания у педагогов». Элементы психотренинга

Здоровьесберегаюшие технологии  «Профилактика профессионального выгорания у педагогов».Элементы психотренинга...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ «ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»

Конспект практического занятия с педагогами по формированию у них знаний о синдроме эмоционального и профессионального «выгорания». Повышение психологической культуры педагогов помогает ст...

"Профилактика профессионального выгорания" - рекомендации педагогам

Что необходимо делать педагогам, чтобы предотвратить эмоциональное выгорание...