Основные тенденции развития в дошкольном возрасте
статья

Пашкина Дарья Александровна

В данной статье рассматриваются особенности развития дошкольника. Рассмотрены социальная ситуация развития дошкольника, ведущий тип деятельности, центральные новообразования данного возрастного периода. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные тенденции развития в дошкольном возрасте.

Дошкольное детство – это период от 3 до 7 лет, который является очень важным и ответственным периодом онтогенеза. В этом возрасте у ребёнка есть огромные возможности для развития, но в то же время он уязвим ко многим неблагоприятным условиям.

В социальной ситуации развития дошкольника существенно расширяется спектр межличностных отношений, которые в раннем возрасте сводились преимущественно к узкому семейному кругу. Дошкольник осваивает сферу общения со сверстниками, а при поступлении в дошкольное учреждение включается во взаимоотношения с воспитателем как социальным взрослым, который предъявляет особые, новые для ребёнка требования.

Если у ребёнка раннего возраста (от 1 до 3 лет) ведущим типом деятельности является предметная деятельность, то у ребёнка дошкольного возраста ведущим типом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, которая способствует возникновению важнейших психических новообразований в этом возрасте. Сюжетно-ролевая игра способствует ориентации ребёнка в системе социальных и межличностных отношений, смыслов и мотивов человеческой деятельности, которая осуществляется путём принятия социальной роли, использования игровых предметов и др.

К центральным новообразованиям дошкольника можно отнести: формирование наглядно-действенного, наглядно-образного мышления и элементов словесно-логического, а также памяти, которая начинает носить произвольный характер, развитие речи, функцией которой становится планирование и регуляция деятельности. В дошкольном возрасте активно развивается воображение, которое лежит в основе любого вида творческой активности. Также личностная сфера претерпевает изменения, а именно: формируются новые мотивы, элементы волевой регуляции поведения, происходит развитие самооценки, что способствует дифференциации Я-идеального и Я-реального.

Сферами деятельности дошкольника являются: рисование, восприятие сказки, конструирование и многие другие виды активности. В сфере общения тоже происходят изменения, дошкольник осваивает взаимодействие со сверстниками, а также внеситуативно-личностную и внесетуативно-познавательную форму общения.

В дошкольном возрасте ребёнок проявляет интерес к телесной конструкции человека, у него формируется половая идентификация, чему способствует в том числе интерес к половым различиям.

Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение нравственных норм поведения, постепенное накопление жизненного опыта, на основе которого формируются ценностно-смысловые образования. К концу дошкольного возраста ребёнок уже способен произвольно регулировать своё поведение, а на смену эгоцентрическому восприятию приходит способность учитывать мнение взрослых и сверстников.

Именно в дошкольном возрасте у ребёнка формируются достаточно устойчивые особенности личностного реагирования, выстраиваются иерархии мотивов и ценностей и закрепляются некоторые характерологические особенности.

Таким образом, дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные тенденции развития в дошкольном возрасте

консультация для педагогов детских садов...

Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежом

Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежомСравнительный анализ  общественного дошкольного воспитания в разных странах: Америка, Япония, Китай, Германия, Финляндия ...

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА    Воспитатель:Муслимова Х.Х...

Консультация для воспитателей " Игра - основной способ развития детей дошкольного возраста."

       «Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям са...

Игры, как основная часть развития детей дошкольного возраста

Подвижная игра - незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. ...

Доклад на Совете педагогов: "Природа- основной фактор развития ребёнка дошкольного возраста"

Данный доклад знакомит с задачами по ознакомлению детей с природой, созданием условий для их реализации....