План по самообразованию воспитателя "Экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)

Маргиева Дали Алексеевна

План по самообразованию воспитателя " Экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение «Детский сад №11» г. Беслана. Правобережного района

Республики Северная Осетия – Алания

План по самообразованию

на  тему:

«Экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».

Цели :

- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

- Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Задачи :

1.Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.

2.Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.

3.Формировать умения детей делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.

Ожидаемый результат относительно детей

У детей развиваются умения:

- активно познавать окружающий мир;

- применять разные способы детского экспериментирования;

- ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно;

- уметь объяснять  полученный результат;

Перспективное планирование с детьми по теме «Экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».

Тема

Содержание деятельности

Цели и задачи

Октябрь

«Узнаем, какая вода»

Материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением араматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.текучая).

«Что в пакете?»

Материал: Полиэтиленовые пакеты.

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

«Тонет-не тонет, плавает»

Материал:  таз, кувшин с водой, кукла, полотенце, мяч, камень.

Цели:   развивать игровую деятельность детей; развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Формировать  умение  называть  свойства  предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде).

«Волшебница - вода»

Материал: Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки. Веточка ёлки, картинка-  гриб, краски (красная, зелёная), стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница.

Цель: Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть водных животных и птиц

Ноябрь

«Снег и его свойства!»


Свойства снега: (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится) Материал: одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега, салфетки и полотенце

 Цель: Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

«Хрустальные льдинки»

Учить делать выводы: в теплой воде лед тает быстрее, чем в холодной.

Материал: тазик с холодной водой,  тазик с теплой водой, 2 кусочка льда.

Цели: Познакомить со свойствами воды (замораживание).  Развитие внимания, любознательности.

«Как воду превратить в лед»

Вода превращается в лед при низких температурах.

Вынести банку с водой на улицу утром, и вечером занести.

Материал: банка с водой

Цель: познакомить со свойствами воды

«Снег – снежок»

Материал: снег, ведерки.

Цель: Формирование представлений о свойствах и особенностях снега;

Развитие мелкой моторики;

Развитие логического мышления.

Декабрь

«Плавает-тонет»

Предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

Материал: 2 тазика с водой, машинка игрушечная, игрушечный лимон.

Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы

«Бумага, ее качества и свойства»

Качества бумаги (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) Свойства бумаги (мнется, рвется, режется, горит).

Материал: лист альбомной бумаги, лист газеты, лист картона, тазик с водой.

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества  и свойства.

«Посадка лука»

Материал: Пластиковая коробка с землей, пластиковый стакан с водой, 7 луковиц.

Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

«Кораблики»

Материал: тазик, бумага.

Цель: показать детям прием плавания бумажного кораблика в воде.

Январь

 «Камушки – какие они?»

Материал: Картинки с изображением камешков,

Развитие восприятия,

 коллекция камешков, перо или спички, тазик с водой, полотенца, классическая музыка со звуками шума моря.

воображения;

Развитие речи (обогащение словарного запаса);

Развитие мелкой моторики пальцев рук;

Развитие логического мышления.

Легкий – тяжелый.

Материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»).

Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

«Здравствуй, солнечный зайчик»

Материал: зеркала.

Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

«Игры с соломинкой»

(Трубочка)

Материал: трубочки, стаканы с водой.

Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

Февраль

Почему песок хорошо сыплется?

Материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.

Цель: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

 «Что в коробке»

Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Материал: коробка, фонарик, свечка, лампа

Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа).

«Надувание мыльных пузырей»

Материал: мыльный раствор в емкости, тарелка, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце.

Цели: научить детей самостоятельно пускать мыльные пузыри, знакомство со свойствами мыльной воды.

 «Летающие шарики»

Материал: воздушные шары (надуть и отпустить)

Цели: помочь выяснить свойство воздуха в шариках (ЧТО?) – воздух, он выходит из шарика и шарик летит.

Март

Ветер.

Материал: Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой.

Цель: Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.

«Пластмасса, ее качества и свойства»

Материал:.

Пластмассовые стаканчики, вода, спички.

Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

«Ткань, ее качества и свойства»

Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

«Чудесные фигурки»

Материал: песок, формочки для песка, ведро воды, полотенце.

Цель.

Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать фигурки.

Апрель

Резина, его качества и свойства.

Материал: Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спички, алгоритм.

Цель: Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

«Волшебная водичка»

Материал: классическая музыка со звуками воды; чайник с кипящей водой, тарелка с водой, стакан с дырками на дне; два тазика с холодной и теплой водой; 5 листов бумаги, шарф; стаканчики с водой, кисточки краски двух цветов; стаканы с соком и водой.

Цель: Развитие восприятия, Развитие мелкой моторики.

Закрепление знаний детей о свойствах и особенностях воды.

«Забавы жарким летом»

Игры с водой и песком на участке.

Цель: Обобщить знания детей о воде и песке.

 «Сравнение песка и глины»

Материал: стаканчики, песок и глина, подносы, вода.

Цель: познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Май

 «Вот какой песочек»

Материал: Тазик с сухим  песком, камешки, набор игрушки из kinder-яйца, лейка с водой, классическая музыка со звуками реки.

Цель: Развитие восприятия, воображения, логического мышления;

Развитие мелкой моторики; Закрепить

знания детей о свойства и особенностях песка.

Мокрый песок принимает любую нужную форму".

Материал: тазик воды, песок.

Цель.

 Познакомить детей со свойствами мокрого песка

«Перо»

Материал: тазик с водой, пух.

Цели: Формировать представление детей о том, что пух легче воды воздуха .

«Дождик» (игры с водой)

Материал: таз с водой, сито, стаканчики из-под майонеза, йогурта с дырочками в дне.

Цель: Закреплять свойства воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».

План-конспект  непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по  теме «В стране сказок»...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...

Разработка плана по самообразованию «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»

Тема: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста »Цель: Повысить собственный уровень знаний по теме: «Проектная деятельность сдетьми старшего дошкольного возраста» путм самообразов...

Методическая разработка плана-конспекта совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Дерево доброты".

Цель занятия - воспитывать у детей чувство доброты, отзывчивочти , желания помогать друг другу. Для лучшего восприятия материала использованы подвижные игры, дидактическе игры , слайды....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшочек каши»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаТема: Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшочек каши»...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: «Мы весело играем, звуки закрепляем»

   Навык чтения – это основа всего обучения, одно из условий успешной учебы в школе.  Процесс чтения очень сложен для детей -  в нем участвуют память, воображение,...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Тема: «Звуки-невидимки» (с элементами кинезиологии)

Задачи:о.о. «Речевое развитие»- Закрепить представления дошкольников об изученных гласных звуках  [А], [О], [И], [У]- Развивать умение выделять первый (гласный) звук в слове.- Уп...