План по самообразованию воспитателя "Экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)
План по самообразованию воспитателя " Экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Учреждение «Детский сад №11» г. Беслана. Правобережного района
Республики Северная Осетия – Алания
План по самообразованию
на тему:
«Экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».
Цели :
- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
- Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.
- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Задачи :
1.Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.
2.Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
3.Формировать умения детей делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.
Ожидаемый результат относительно детей
У детей развиваются умения:
- активно познавать окружающий мир;
- применять разные способы детского экспериментирования;
- ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно;
- уметь объяснять полученный результат;
Перспективное планирование с детьми по теме «Экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».
Тема | Содержание деятельности | Цели и задачи |
Октябрь | ||
«Узнаем, какая вода» | Материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением араматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей. | Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.текучая). |
«Что в пакете?» | Материал: Полиэтиленовые пакеты. | Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве. |
«Тонет-не тонет, плавает» | Материал: таз, кувшин с водой, кукла, полотенце, мяч, камень. | Цели: развивать игровую деятельность детей; развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Формировать умение называть свойства предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде). |
«Волшебница - вода» | Материал: Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки. Веточка ёлки, картинка- гриб, краски (красная, зелёная), стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница. | Цель: Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть водных животных и птиц |
Ноябрь | ||
«Снег и его свойства!» | Свойства снега: (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится) Материал: одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега, салфетки и полотенце | Цель: Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы. |
«Хрустальные льдинки» | Учить делать выводы: в теплой воде лед тает быстрее, чем в холодной. Материал: тазик с холодной водой, тазик с теплой водой, 2 кусочка льда. | Цели: Познакомить со свойствами воды (замораживание). Развитие внимания, любознательности. |
«Как воду превратить в лед» | Вода превращается в лед при низких температурах. Вынести банку с водой на улицу утром, и вечером занести. Материал: банка с водой | Цель: познакомить со свойствами воды |
«Снег – снежок» | Материал: снег, ведерки. | Цель: Формирование представлений о свойствах и особенностях снега; Развитие мелкой моторики; Развитие логического мышления. |
Декабрь | ||
«Плавает-тонет» | Предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут) Материал: 2 тазика с водой, машинка игрушечная, игрушечный лимон. | Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы |
«Бумага, ее качества и свойства» | Качества бумаги (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) Свойства бумаги (мнется, рвется, режется, горит). Материал: лист альбомной бумаги, лист газеты, лист картона, тазик с водой. | Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества и свойства. |
«Посадка лука» | Материал: Пластиковая коробка с землей, пластиковый стакан с водой, 7 луковиц. | Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений. |
«Кораблики» | Материал: тазик, бумага. | Цель: показать детям прием плавания бумажного кораблика в воде. |
Январь | ||
«Камушки – какие они?» | Материал: Картинки с изображением камешков, | Развитие восприятия, |
коллекция камешков, перо или спички, тазик с водой, полотенца, классическая музыка со звуками шума моря. | воображения; Развитие речи (обогащение словарного запаса); Развитие мелкой моторики пальцев рук; Развитие логического мышления. | |
Легкий – тяжелый. | Материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»). | Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые). |
«Здравствуй, солнечный зайчик» | Материал: зеркала. | Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. |
«Игры с соломинкой» (Трубочка) | Материал: трубочки, стаканы с водой. | Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть. |
Февраль | ||
Почему песок хорошо сыплется? | Материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито. | Цель: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. |
«Что в коробке» | Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. Материал: коробка, фонарик, свечка, лампа | Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа). |
«Надувание мыльных пузырей» | Материал: мыльный раствор в емкости, тарелка, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце. | Цели: научить детей самостоятельно пускать мыльные пузыри, знакомство со свойствами мыльной воды. |
«Летающие шарики» | Материал: воздушные шары (надуть и отпустить) | Цели: помочь выяснить свойство воздуха в шариках (ЧТО?) – воздух, он выходит из шарика и шарик летит. |
Март | ||
Ветер. | Материал: Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой. | Цель: Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой. |
«Пластмасса, ее качества и свойства» | Материал:. Пластмассовые стаканчики, вода, спички. | Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). |
«Ткань, ее качества и свойства» | Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала. | Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). |
«Чудесные фигурки» | Материал: песок, формочки для песка, ведро воды, полотенце. | Цель. Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать фигурки. |
Апрель | ||
Резина, его качества и свойства. | Материал: Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спички, алгоритм. | Цель: Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). |
«Волшебная водичка» | Материал: классическая музыка со звуками воды; чайник с кипящей водой, тарелка с водой, стакан с дырками на дне; два тазика с холодной и теплой водой; 5 листов бумаги, шарф; стаканчики с водой, кисточки краски двух цветов; стаканы с соком и водой. | Цель: Развитие восприятия, Развитие мелкой моторики. Закрепление знаний детей о свойствах и особенностях воды. |
«Забавы жарким летом» | Игры с водой и песком на участке. | Цель: Обобщить знания детей о воде и песке. |
«Сравнение песка и глины» | Материал: стаканчики, песок и глина, подносы, вода. | Цель: познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. |
Май | ||
«Вот какой песочек» | Материал: Тазик с сухим песком, камешки, набор игрушки из kinder-яйца, лейка с водой, классическая музыка со звуками реки. | Цель: Развитие восприятия, воображения, логического мышления; Развитие мелкой моторики; Закрепить знания детей о свойства и особенностях песка. |
Мокрый песок принимает любую нужную форму". | Материал: тазик воды, песок. | Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка |
«Перо» | Материал: тазик с водой, пух. | Цели: Формировать представление детей о том, что пух легче воды воздуха . |
«Дождик» (игры с водой) | Материал: таз с водой, сито, стаканчики из-под майонеза, йогурта с дырочками в дне. | Цель: Закреплять свойства воды. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по теме «В стране сказок»...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...
Разработка плана по самообразованию «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
Тема: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста »Цель: Повысить собственный уровень знаний по теме: «Проектная деятельность сдетьми старшего дошкольного возраста» путм самообразов...
Методическая разработка плана-конспекта совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Дерево доброты".
Цель занятия - воспитывать у детей чувство доброты, отзывчивочти , желания помогать друг другу. Для лучшего восприятия материала использованы подвижные игры, дидактическе игры , слайды....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшочек каши»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаТема: Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшочек каши»...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: «Мы весело играем, звуки закрепляем»
Навык чтения – это основа всего обучения, одно из условий успешной учебы в школе. Процесс чтения очень сложен для детей - в нем участвуют память, воображение,...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Тема: «Звуки-невидимки» (с элементами кинезиологии)
Задачи:о.о. «Речевое развитие»- Закрепить представления дошкольников об изученных гласных звуках [А], [О], [И], [У]- Развивать умение выделять первый (гласный) звук в слове.- Уп...