Мастер класс "Игрушка - шнуровка как средство развития мелкой моторики"
проект (старшая группа)
Руки – инструмент тонкий и «настраиваются» они в течение долгого времени. Поэтому развивать мелкую моторику рук нужно начинать как можно раньше. Ведь это позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую деятельность, творческие способности, а, следовательно, подготовить ребёнка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_pgb.docx | 40.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема моего мастер класса «Игрушка-шнуровка как средство развития мелкой моторики» Почему я обратилась к данной теме?
В детском саду работаю 7лет. За это время обратила внимание на то, что дети, пришедшие в детский сад и окружённые чрезмерной заботой близких, с трудом владеют навыками самообслуживания: для них целая проблема самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы, правильно обуться и зашнуровать обувь.
Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. В итоге - пострадала не только общая моторика, но и снизился уровень развития кистевой моторики рук.
Игровые компьютеры, телефоны, гаджеты которые заменили современным детям занятия рисованием, лепкой, конструированием также негативно сказываются на развитии мелкой моторики и как следствие на становление речи.
Учеными доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
Руки – инструмент тонкий и «настраиваются» они в течение долгого времени. Поэтому развивать мелкую моторику рук нужно начинать как можно раньше. Ведь это позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую деятельность, творческие способности, а, следовательно, подготовить ребёнка к школе.
Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Как рукой сняло» и т.д.
Пословицы и поговорки о руках стали крылатыми. Помогите мне закончить некоторые из них:
В хороших руках и дело….. спорится
Умелые руки…. не знают скуки
Глаза боятся, а руки ….делают.
Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский утверждал: «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Именно руки учат ребёнка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»
Ребёнок хочет всё взять в руки, всё потрогать. Не мешайте ему, ведь руками он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов.
Таким образом, чем сложнее и тоньше движения рук, тем быстрее развивается мозг ребенка.
В своей работе с детьми я использую увлекательные дидактические игры со шнуровкой, которые наиболее эффективно позволяют развивать мелкую моторику, учат ориентироваться в цветовой гамме, решать логические задачи, дают понятия о величине, форме предмета, развивают графомоторные навыки и творческие способности детей. Главное, чтобы эти игры нравились детям. Ведь они не станут развивающими, если не интересны ребенку.
Поэтому любое задание я предлагаю в игровой форме, что способствует положительной эмоциональной стимуляции, повышению психического тонуса, а, следовательно, улучшению работоспособности.
Педагог-новатор Мария Монтессори, известная по своей одноименной методике развития детей, в свое время предлагала уникальные занятия для становления ребенка как личности, для формирования его собственных достоинств и способностей. Игрушки, которыми она рекомендовала пользоваться, актуальны и в наше время, более того, с каждым годом они становятся все популярнее и востребованнее.
Существует множество разнообразных игр со шнурками. Примерно их можно разделить на несколько групп от простых к более сложным:
1. Простые игрушки – шнуровки
Чаще всего это крупные объемные детали простой геометрической формы – куб, цилиндр, шар с большим сквозным отверстием, поэтому такая шнуровка идеальна для маленьких детей. Они сделаны из дерева, что свойственно практически каждой игрушке Монтессори или мягкого безопасного материала (яблоко, пуговица), в которых проделаны крупные отверстия для шнурования.
2. Простая плоская шнуровка (с одним предметом)
Плоская фигурка в виде какого-то известного предмета с большим количеством отверстий – обувь, фрукты, игрушка, животные. Ребенок просто продевает шнурок разными способами в разные дырочки.
3. Плоская шнуровка (с несколькими предметами)
Этот вид шнуровки уже предполагает умение соединить с помощью шнурования одну деталь с другой. Например, поместить на спинку ежику грибочек или яблочко, одеть куклу, поместить в машину груз. Более сложный вариант – на отдельной детали нужно разместить несколько предметов, например, на листочке – жучков или пчелок, на цветочке – бабочек. Все эти фигурки можно использовать, как для шнуровки, так и для ролевых и сюжетных игр. Также все детали можно использовать для счета и описания признаков, для составления рассказа или сказки, для сравнения, для классификации (растения, животные, игрушки и пр.) Можно совмещать несколько игр-шнуровок в одну, это развивает воображение и стимулирует к игре.
4. Плоские сюжетно-ролевые игры-шнуровки
Они могут быть изготовлены из ткани (это детали домиков, книжек, паровозиков, которые необходимо соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка) или большой планшет с изображением какой-нибудь сказки. К нему прилагаются детали в виде сказочных героев, предметов и пр. Ребенок «пришнуровывает» мелкие детали к основному планшету в ходе игры. Например, сюжет общеизвестной сказки «Теремок» предполагает поочередную шнуровку всех основных героев, более сложная сказка – «Аленький цветочек» Возможны собственные вариации, когда герои меняются местами и шнуровка происходит в произвольном порядке. О ценности данной игры и говорить не приходится – здесь все – и умение шнуровать, и делать умозаключения, и вспоминать ход действия, и координировать движения. Вариантов игры множество.
Используя в своей работе игры-шнуровки, я отметила, что у детей стала более развита сенсомоторная координация (согласованность действий и взаимодействия органов чувств и движений), усидчивость, глазомер, пространственное ориентирование, понимание понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева».
В рамках мастер-класса я предлагаю вам шнуровку по образцу.
Итак, все необходимое находится у вас на столах, прошу вас приступить к творческому процессу.
Перед вами башмачки разного цвета. Выберите себе понравившийся, яркий шнурок станет не только элементом декорирования, но и эффективным способом развития мелкой моторики.
Конечно, в своей работе я не ограничиваюсь использованием игрушек-шнуровок. Существует множество, хорошо вам известных приемов развития мелкой моторики, как новых, так и хорошо забытых старых.
А закончить мастер- класс хотелось бы высказыванием русского физиолога Ивана Петровича Павлова: «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Бумагопластика как средство развития мелкой моторики и творчества дошкольников"
Мастер - класс знакомит педагогов с видами аппликации в технике "бумагопластика" и позволяет применить теоретические знания в практической деятельности....
Мастер – класс «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»
В данном масте-классе педагоги познакомятся с нетрадиционной техникой работы с пластилином....
Мастер класс " Игра, как средство развития мелкой моторики"
Мастер класс для родителей подготовительной группы....
Мастер-класс"Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста" Презентация.
Вашему вниманию представляется мастер-класс "Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"....
Мастер-класс «Оригами, как средство развития мелкой моторики у детей» (из опыта работы)
Мастер-класс«Оригами, как средство развития мелкой моторики у детей» (из опыта работы)...
«Игры со шнуровкой как средство развития мелкой моторики».
Ум ребёнка находится на кончиках пальцев, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Именно руки учат ребёнка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заст...
Консультация "Игры со шнуровкой как средство развития мелкой моторики"
Мелкая моторика влияет не только на развитие речи ребёнка, но и на многие важные процессы в его развитии: на формирование мышления и памяти, внимания и наблюдательности, способности к концентрации, ор...