«Алгоритмы и их использование в работе с детьми дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Алгоритмы и их использование в
работе с детьми дошкольного возраста»
Консультация для педагогов
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
(К. Д. Ушинский).
Жизнь в современном мире наполнена различными знаками, символами, схемами. Многие из них довольно широко распространены. Так, например, большая часть знаков дорожного движения используется во многих странах по всему миру. Привычный для нас с вами алфавит - это тоже система символов, позволяющая предавать какую-либо информацию, как и большая часть алфавитов, строится на символах (буквах). Но в мире есть письменности, в основе которых, по-прежнему, остается изображение предметов, явлений, действий с ними, оформленных в виде схематических картинок. Такие картинки могут быть наделены сходством с реальным предметом. Педагогическое моделирование, которое строится на замещении предметов, явлений условными символами, выполняет задачу развития мыслительных процессов, в частности, у детей. Я хотела бы подробнее остановиться на одном из вариантов наглядного моделирования, который широко используется в дошкольных образовательных учреждениях, начиная с раннего возраста – это алгоритмы действий. Алгоритм – это и есть последовательность шагов, способ принятия и удержания цели предстоящей деятельности, это возможность перенести метод решения данной задачи на похожие задачи.
Алгоритм - точное предписание о том, какие действии и в какой последовательности надо выполнить, чтобы достичь результата в любой из задач определенною вида; Это задание, состоящее из команд, всегда нацелен на исполнителя.
В начале, я познакомила детей с алгоритмом, проговорила, объяснила, научила детей «читать алгоритмы».
Затем мы с ребятами выполняли индивидуальные и групповые задания по использованию таблиц – алгоритмов. В дальнейшем дети сами действовали согласно картинкам алгоритма. В раздевалки в группе были установлены схему по одеванию в зимний, весенний, летний и осенний период.
Например: Алгоритм одевания зимней одежды.
1.Одеваем колготки и носки;
2.Фудболку и штаны;
3.Кофту с длинным рукавом;
4.Сапоги;
5.Куртку;
6.Шапку и шарф.
Таким образом, многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения воспитателя, он легко усваивает, если эти знания, которые дают ему в виде действий с моделями, а впоследствии эти же алгоритмы выступят в роли верных помощников в организации самостоятельной деятельности.
Модельные и символические средства позволяют развивать творческие и познавательные способности у детей, а также способствуют формированию самостоятельности и навыков планирования, зрительное внимание, помогают развивать ассоциативное мышление, воображение, зрительную память.
По такой же логике работает и алгоритм умывания.
Каждый раз, приходя в умывальную комнату, я обращаю внимание детей на понятные для них картинки.
Например: Правила мытья рук
1.Закатываем рукава 2.Открываем кран 3.Моем руки 4.Закрываем кран 5.Вытираем руки 6.Опускаем рукава Алгоритм чистки зубов |
1.Моем руки.
2. Берем в одну руку зубную щётку. В другую руку мы берём тюбик зубной пасты. Открываем тюбик с пастой. Выдавливаем некоторое количество пасты на щётку. Закрываем тюбик. Кладём пасту на место.
3. Открываем рот. Энергично трём зубы щёткой вправо и влево.
4.Споласкиваем водой рот.
5.Споласкиваем щетку.
6.Ставим ее в стакан.
По такой же схеме проходит алгоритм дежурства
1.Моем руки с мылом.
2.Вытераем руки.
3.Надеваем фартук.
4.Надеваем головной убор.
5.Серверуем стол.
6.Снемаем фартук и головной убор.
Для раннего и младшего возраста картинки обозначают буквально предметы, на которые должны быть направлены действия малыша.
В дальнейшем эти модели малышу подскажут «маршрут» его действий, если вдруг меня не будет рядом с ним. Например: Правила посещения туалетной комнаты
Таким образом, наглядность в данном случае помогает не только развитию мыслительных процессов, анализу изображения и алгоритму следования, отображенной в модели действия, но и помогает ребенку чувствовать себя самостоятельным, «взрослым». В заключении хотелось бы отметить, что универсальных методов в педагогике, элементы которых получили бы в образовании и воспитании детей широкое применение, не так много. Метод моделирования для развития умственных процессов детей помогает решать очень важные познавательные задачи. Использование моделирования не должно быть «стихийным», важно понимать возрастные, индивидуальные особенности ребенка и виды моделей, которые можно бы было применить в каждом конкретном случае. Тогда данный метод поможет дошкольнику в развитии умственных способностей, в формировании готовности ребенка к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование сказкотерапии с детьми дошкольного возраста
сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка...
Использование сказкотерапии с детьми дошкольного возраста
сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка...
Развитие связной речи с использованием моделирования с детьми дошкольного возраста
Формирование связной речи у детей относится к одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого развития...
Конспект-сценарий художественно-творческой деятельности с использованием ИКТ с детьми дошкольного возраста гр.№11 .Пластилинография :Ветка сирени.
Свою работу я посвятила к году Космоса..Занятие состоит из двух частей ..На первом занятии с использованием ИКТ показываем призентацию /сирень/.Показ слайдов с методикой . дети делают заготовки для сл...
Использование мнемотаблиц с детьми дошкольного возраста
мнемотехника...
Методика использования диафильмов с детьми дошкольного возраста
Здравствуйте, уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта! На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из...