От педагога-психолога УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
консультация (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социально-коммуникативное развитие ребенка 4-5 летнего возраста | 705.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация педагога-психолога
УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это умение устанавливать и поддерживать контакты с окружающими людьми. С помощью этих контактов ребенок может адекватно воспринимать и реагировать в процессе общения на окружающую действительность.
Социально-коммуникативное развитие требуется для того, чтобы в дальнейшей жизни при поступлении в школу, ВУЗ и на работу не испытывать проблем в общении в разных коллективах и стать полноценным членом общества.
Игра является лучшим методом социально-коммуникативного развития детей.
Но игры бывают разные: обычно те, что интересны самым маленьким, уже не привлекают 4-5-летних детей. Игровая деятельность обязательно должна соответствовать возрасту, к тому же ребёнку необходимо ощущать, что он может управлять событиями в игре. Лишь тогда он не только поймёт важность и смысл взаимоотношений между людьми, но и определит в них своё место, что поможет формированию опыта и навыков общения, необходимых не только на текущем этапе развития, но и в будущем.
Важнейшими навыками являются следующие:
- Умение управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы поступков;
- Сформированность представления о добре, дружбе, справедливости, правдивости, смелости;
- Навыки вежливого обращения детей к взрослым, доброжелательные отношения между детьми; необходимость здороваться, прощаться, называть работников детского сада по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
- Соблюдение моральных норм, развитие индивидуальных качеств личности: скромности, отзывчивости, желание быть справедливым, сильным и смелым, сопереживание и милосердие; способность испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок;
- Потребность в опрятности, привычка следить за своим внешним видом; бережное отношение к вещам;
- Умение аккуратного приема пищи, правильного поведения за столом;
- Умение в свободное время занимать себя интересной деятельностью;
- Умение объединяться в игре, стремиться к согласованности действий;
- Следовать правилам поведения в среде детей: быть вежливым, внимательным, делиться игрушками;
- Способность устанавливать связь между поведением в группе сверстников и ответного отношения других детей;
- Владение умением общения: ласково обращаться с младшими, проявлять терпение, замечать состояние и настроение окружающих и правильно реагировать на него.
Пример: Закатилась игрушка под веранду, хозяйке не достать, привлекает посоветоваться других и предлагаются возможные способы решения проблемы. Используют один из вариантов и обращаются к педагогу с просьбой о помощи. Педагог предлагает самим еще подумать. Один ребёнок решается и достаёт самостоятельно. Радость общая за успешный коллективный результат. Позже вместе с педагогом анализируется ситуация, обсуждаются и акцентируются правильные действия детей. Этот эпизод и последующий совместный анализ действий явно станет зерном детского успешного опыта взаимодействия со сверстниками.
На левом фото: сюжетно-ролевая игра: «Чаепитие в гостях», где используется элементарный бытовой опыт и начальные умения объединяться в игре.
Правое фото иллюстрирует умение в свободное время самостоятельно найти себе занятие и взаимодействовать с учётом интересов сверстников, стараясь договориться, делясь игрушками.
Дети, у которых умение управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников на низком уровне сталкиваются в детском коллективе с трудностями в общении, но при обдуманной психолого-педагогической коррекции необходимые навыки постепенно формируются. И вновь этому способствует игра, а может быть использована так же сказка, через обыгрывание проблемной ситуации с помощью персонажей.
Явно здесь важная роль принадлежит воспитывающему взрослому, взаимодействию взрослых: педагогам и родителям.
Для создания ряда условий, способствующих социально-коммуникативному развитию детей необходимо построить ответственные взаимоотношения взрослых:
С одной стороны - родителям развивать педагогическую компетентность и активно участвовать в жизни детского сада;
С другой, в детском саду созданы условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничество, способствующее развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
Кроме всего прочего, необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений.
Такое информирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях) либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов (рукописных, электронных), семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием), а также переписки (в том числе электронной).
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Подготовила: Сливная Л.А., педагог-психолог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...
"Формирование здорового образа жизни детей как направление социализации детей в дошкольном образовательном учреждении"
Данная статья раскрывает вопрос о сохранении и укреплении здоровья каждого отдельного ребёнка, формировании ценностных установок на здоровый образ жизни....
Проблемы социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Работая с сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, я бессознательно, а потом и осознанно, искала особенности, чем различны, и чем схожи, дети, живущие в семье, и дети вне сем...
Конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Северное многоборье». Этническая социализация детей Крайнего Севера по освоению национальных видов спорта
Занятие "Северное многоборье" способствует повышению общей культуры, расширению кругозора, углублению знаний о национальных видах спорта воспитанников. ...
Социализация детей с ОВЗ. Работа с родителями детей с ОВЗ
Консультация для родителей...
Консультации для родителей «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»; "Художественно-эстетическое воспитание детей"; «Подготовка детей к школе».
Предлагаю вашеву вниманию консультации «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»; "Художественно-эстетическое воспитание детей"; «Подгото...
Круглый стол в рамках ГМО «Создание развивающей образовательной среды для детей с ОВЗ как основы системы условий социализации и индивидуализации» Доклад:«Развитие речи, как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения»
Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Но у детей с ОВЗ процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее...