Взаимодействие педагогов и воспитанников – основа успешного решения целей воспитания
статья (старшая группа)
Взаимодействие педагогов и воспитанников – основа успешного решения целей воспитания
Для человека характерно стремление к взаимодействию с различными объектами окружающего мира. Через взаимодействие человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения, с этим пониманием связана и потребность человека в общении, образовании, собственном развитии.
Понятие «педагогическое взаимодействие» отражает только одну из характеристик более широкого философского понимания категории «взаимодействие» в педагогическом процессе.
Под взаимодействием в общем значении подразумевается процесс взаимовлияния как объектов (педагогических ресурсов и средств) на участников образования, так и его субъектов друг на друга.
Адекватность взаимопонимания педагогов и воспитанников зависит от ряда факторов: времени знакомства, установки на взаимодействие, длительности и интенсивности общения, индивидуальных особенностей обеих сторон, психологической атмосферы в коллективе и группе, способов организации совместной деятельности.
Психологическое восприятие и понимание педагогом детей способствует эффективному сотрудничеству между ними, создает возможность воспитателю входить в душевный мир ребенка, объективно оценивать душевное состояние его, его речь, привычки и манеры поведения, улавливать настроение и переживания воспитанников. Поэтому одним из важных условий воспитания культуры общения является сотрудничество воспитателя с детьми. В технологии сотрудничества воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!»
Важнейшие аспекты сотрудничества:
- умение прислушиваться друг к другу;
- принимать совместные решения;
- доверять друг другу;
- ощущать свою ответственность за работу группы.
Существует так же классификация В.А.Кан-Калика, в которой он выделяет следующие стили педагогического общения:
- общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
- общение на основе дружеского расположения;
- общение дистанция;
- общение устрашение;
- общение-заигрывание.
Самым плодотворным, по мнению В.А.Кан-Калика, является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Увлеченность совместным с воспитанниками творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности педагога, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.
Продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Дружеское расположение – важнейший регулятор делового педагогического общения. Это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися. Но необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное построение и педагогическая установка должна иметь меру.
Распространенным является общение-дистанция. Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога воспитанника в качестве ограничителя выступает дистанция. Но превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает творческий уровень совместной работы педагога и воспитанника. Это зачастую ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности.
Педагогический такт, чуткое отношение к воспитанникам, безусловно играют решающую роль в успешности труда воспитателя. Это весьма важная сторона мастерства педагога. И от нее во многом зависят взаимоотношения между воспитателем и воспитанником.
Все начинается с воспитателя, с его умения организовать с детьми педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Педагог – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ребенок их перенимает.
Для того чтобы педагогическое взаимодействие было эффективным, в основе методики его организации должна лежать педагогическая поддержка как особая, скрытая от глаз воспитанников позиция педагога, основанная на системе их взаимосвязанного и взаимодополняющего деятельностного общения.
Ведущие идеи педагогической поддержки (стремление видеть в ребенке личность, гуманное отношение и любовь к нему, учет его возрастных особенностей и природных задатков, опора на взаимопонимание и помощь в развитии) .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_pedagogov_i_vospitannikov.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагогов и воспитанников – основа успешного решения целей воспитания
Для человека характерно стремление к взаимодействию с различными объектами окружающего мира. Через взаимодействие человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения, с этим пониманием связана и потребность человека в общении, образовании, собственном развитии.
Понятие «педагогическое взаимодействие» отражает только одну из характеристик более широкого философского понимания категории «взаимодействие» в педагогическом процессе.
Под взаимодействием в общем значении подразумевается процесс взаимовлияния как объектов (педагогических ресурсов и средств) на участников образования, так и его субъектов друг на друга.
Адекватность взаимопонимания педагогов и воспитанников зависит от ряда факторов: времени знакомства, установки на взаимодействие, длительности и интенсивности общения, индивидуальных особенностей обеих сторон, психологической атмосферы в коллективе и группе, способов организации совместной деятельности.
Психологическое восприятие и понимание педагогом детей способствует эффективному сотрудничеству между ними, создает возможность воспитателю входить в душевный мир ребенка, объективно оценивать душевное состояние его, его речь, привычки и манеры поведения, улавливать настроение и переживания воспитанников. Поэтому одним из важных условий воспитания культуры общения является сотрудничество воспитателя с детьми. В технологии сотрудничества воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!»
Важнейшие аспекты сотрудничества:
- умение прислушиваться друг к другу;
- принимать совместные решения;
- доверять друг другу;
- ощущать свою ответственность за работу группы.
Существует так же классификация В.А.Кан-Калика, в которой он выделяет следующие стили педагогического общения:
- общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
- общение на основе дружеского расположения;
- общение дистанция;
- общение устрашение;
- общение-заигрывание.
Самым плодотворным, по мнению В.А.Кан-Калика, является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Увлеченность совместным с воспитанниками творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности педагога, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.
Продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Дружеское расположение – важнейший регулятор делового педагогического общения. Это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися. Но необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное построение и педагогическая установка должна иметь меру.
Распространенным является общение-дистанция. Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога воспитанника в качестве ограничителя выступает дистанция. Но превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает творческий уровень совместной работы педагога и воспитанника. Это зачастую ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности.
Педагогический такт, чуткое отношение к воспитанникам, безусловно играют решающую роль в успешности труда воспитателя. Это весьма важная сторона мастерства педагога. И от нее во многом зависят взаимоотношения между воспитателем и воспитанником.
Все начинается с воспитателя, с его умения организовать с детьми педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Педагог – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ребенок их перенимает.
Для того чтобы педагогическое взаимодействие было эффективным, в основе методики его организации должна лежать педагогическая поддержка как особая, скрытая от глаз воспитанников позиция педагога, основанная на системе их взаимосвязанного и взаимодополняющего деятельностного общения.
Ведущие идеи педагогической поддержки (стремление видеть в ребенке личность, гуманное отношение и любовь к нему, учет его возрастных особенностей и природных задатков, опора на взаимопонимание и помощь в развитии) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Средовая концентрация как основа успешности реализации инклюзивного воспитания в МБДОУ»"
Статья Средовая концентрация как основа успешности реализации инклюзивного воспитания в МБДОУ»...
Методическая разработка, отражающая технологию педагогического взаимодействия с семьями воспитанников в рамках решения задач по образовательному направлению «Физическое развитие»
Круговая тренировка.Интервальный вариант с полными интервалами отдыха (т.е. участники между «станциями» отдыхают 60-90 с.) с вариантом образно-игровой тренировки....
Консультация для воспитателей. Тема: «Взаимодействия с родителями воспитанников» (проблемы, пути решения).
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г.ДОЛГОПРУДНОГОАВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГОДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»(АОУ детский сад № 10...
Взаимодействие с семьями воспитанников по успешному формированию психофизиологической готовности дошкольников к обучению в школе.
Бондаренко Г.Н.Воспитатель МБДОУ №5, г. Усть-Лабинск.Доклад на тему: Взаимодействие с семьями воспитанников по успешному формированию психофизиологической готовности дошкольников к обучению в шк...
Особенности и правила взаимодействия педагогов с воспитаниками в ДОО-основа успешного решения целей воспитания
Семейный досуг – это уникальный шанс для родителей узнать своего ребенка, услышать, а главное понять его. Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования л...
Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей"
Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей"...