Проект «Роль игрушки в развитии и воспитании детей» в первой младшей группе
проект (младшая группа)
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушки. Через игрушки ребенок исследует окружающий мир, у него формируются творческие способности; ребенок учится общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на детей за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_igrushki.docx | 37.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Роль игрушки в развитии и воспитании детей»
в первой младшей группе
Актуальность проблемы:
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушки. Через игрушки ребенок исследует окружающий мир, у него формируются творческие способности; ребенок учится общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на детей за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть.
Тип проекта: творческий.
Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации: краткосрочный
Цель проекта: познакомить детей с обобщающим понятием «игрушки», формировать знания о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с понятием «игрушки», расширять представление об игрушках.
2. Вызвать интерес к игрушкам и желание играть с ними, использовать игрушку по назначению
3. Развивать речевую активность детей.
4. Научить детей включать в сюжетно-ролевые игры различные игрушки.
5. Довести до сознания детей необходимость бережно относится к игрушкам.
6. Побуждать играть дружно, вместе, не ссориться.
7. Донести родителям информацию о целесообразном педагогическом подборе игрушек.
Планируемый результат:
Формирование у детей интереса к различным видам игрушек.
Овладение знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
обогащение словаря детей; проявление доброты, заботы и бережного отношения к игрушкам.
Продукт проекта: Обновление гардероба кукол, пополнение предметно-развивающей среды игрушками, развлечение «Веселые игрушки».
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный.
- Определение темы, цели, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Подготовка стихотворений, игр, иллюстративного материала.
2 этап. Основной.
- Игровая ситуация: «Покажем Кукле игрушки в группе».
- Рассматривание игрушек и иллюстраций с изображением игрушек.
- НОД по познавательно-исследовательской, коммуникативной
деятельности «Из чего сделаны игрушки».
- НОД по изобразительной деятельности «Мяч»
- Чтение художественной литературы.
А. Барто, стихи из цикла «Игрушки»
В. Берестов «Больная кукла»
Русский фольклор «Наша Маша маленька…».
Игровая деятельность.
«Прятки с игрушками», «Домик для мишки».
Подвижные игры.
- «Я люблю свою лошадку», « Мой веселый звонкий мяч».
Дидактическая игра.
«Найди игрушку».
Сюжетно - ролевые игры.
«Укладывание куклы спать», «Кукла заболела».
Развлечение «Веселые игрушки».
Взаимодействие с родителями «Выбираем игрушки для детей».
3 этап. Заключительный.
Подведение итогов:
Дети проявляют интерес к различным видам игрушек, играют и экспериментируют с ними; овладели знаниями о функциональном назначении
игрушек; возросла речевая активность; проявляют доброту, заботу и бережное отношение к игрушкам.
Список литературы:
1.Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.
2.О.П.Власенко Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа. – М., Учитель, 2011.
3. Л.Н. Галигузова Л. Н. Развитие игровой деятельности. - М. : Мозаика – Синтез, 2008.
4. В.В.Гербова В. В Книга для чтения в детском саду и дома. 2-4 года- М., Оникс, 2011 г.
5. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1986
6. А. Барто, стихи из цикла «Игрушки»
7.В. Берестов «Больная кукла»
Приложение 1.
- Игра «Покажем Кукле игрушки в группе».
Цель:
Обучать игре с куклой.
Закреплять знания детей об игрушках.
Активизировать положительные эмоции.
Материал: кукла Катя, групповые игрушки.
- Рассматривание иллюстраций на тему игрушки.
- Проведение НОД по познавательно-исследовательской, коммуникативной
деятельности «Из чего сделаны игрушки».
Цели:
Учить определять название игрушек и материал, из которого они сделаны.
Развивать слуховое восприятие, расширять словарный запас; способствовать развитию речи как средства общения.
Материалы и оборудование: игрушки: плюшевый медведь, заяц, солдатики, кукла, мяч, деревянная лошадка.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель показывает детям мяч и читает загадку.
Не обижен, а надут.
Его по полю ведут.
А ударят – нипочем.
Не умчаться за… (мячом).
Воспитатель:
- Мяч бывает большой и маленький, он такой легкий, надутый, круглый, потому что в нем воздух. Подержите его в руках. Какой он? (Дети трогают мяч и говорят, какой он: надутый, круглый.) Отгадайте еще одну загадку. Про какую игрушку я вам рассказываю?
Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И построй ему берлогу.
(Мишка.)
– Правильно, мишка. Он сделан из плюша, поэтому он мягкий и пушистый. Потрогайте его. Какой он? (Дети трогают игрушечного мишку и говорят, какой он на ощупь.)
Паровоз кричит: «Ду-ду,
Приложение 2.
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так-так-так!»
(Ходьба на месте с продвижением вперед.
Согнутыми руками делают движения вперед-назад.)
Воспитатель (демонстрирует матрешку).
- Матрешка деревянная, она сделана из дерева. Дерево – прочный, надежный материал. (Дети могут подойти к игрушке, потрогать ее.)
В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.
Но есть и другие деревянные игрушки. Все игрушки из дерева твердые и прочные. (Детям раздаются игрушки.)
Вопросы детям:
∙ Какого цвета твоя игрушка?
∙ Она большая или маленькая?
∙ Как называется?
Детям предлагается поиграть с игрушками.
- Проведение НОД по изобразительной деятельности «Мяч»
Цель:
Формировать умение скатывать комки пластилина между ладонями круговыми движениями.
Развивать мелкую моторику ,интерес к лепке;
Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь;
Оборудование:
Кукла Таня, кусочки пластилина красного, жёлтого, голубого и зелёного цветов – по количеству детей, бумажные салфетки для вытирания рук, Клеёнки на столы.
Таз с водой.
Маленькие резиновые разноцветные мячики – по количеству детей.
Резиновый разноцветный мяч.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Приложение 3.
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл в гости.
- Это Таня, она очень грустная, всё утро она сегодня плакала. Послушайте стихотворение про неё.
Читает стихотворение А.Л. Барто «Мячик».
Воспитатель читает стихотворение С.Я. Маршака «Мяч», ребята прыгают по группе с большим резиновым мячом, ловят его, хлопают по нему ладошками.
- Ребята, давайте поможем нашей Тане! Давайте вылепим для неё много маленьких мячиков, чтобы она не грустила. Проходите к столам!
- Какой твёрдый, непослушный пластилин. Что с ним нужно сделать, чтобы он нас слушался? (Нужно его мять, чтобы он стал тёплым и мягким).
Воспитатель показывает формообразующие круговые движения ладонями. Дети катают мячики между ладонями. При необходимости воспитатель оказывает индивидуальную помощь. По окончании работы дети показывают свои мячики и рассказывают, какого цвета получился каждый.
- Какие замечательные разноцветные мячики у нас получились! Думаю, кукла Таня больше не будет плакать.
Воспитатель читает стихотворение С.Я. Маршака «Мяч», ребята прыгают по группе с большим резиновым мячом, ловят его, хлопают по нему ладошками.
- Чтение художественной литературы.
А. Барто, стихи из цикла «Игрушки»
Зайка.
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Мячик.
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Мячик.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Приложение 4.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
Бычок.
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Слон.
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает слон,
Он слонихе шлет поклон.
Козленок.
У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду –
Я в траве его найду.
Грузовик
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык -
Опрокинул грузовик.
Кораблик
Матросская шапка,
Верёвка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И просят меня:
Приложение 5.
- Прокати, капитан!
В. Берестов «Больная кукла»
Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
- Русский фольклор «Наша Маша маленька…».
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька
Опушка бобровая,
Маша чернобровая
- Игровая деятельность.
«Прятки с игрушками».
Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, совместными усилиями находить спрятанную игрушку.
Оборудование: игрушки.
Ход игры:
- Ребята, наши игрушки решили поиграть с нами в прятки.
Будем их искать. (Ребёнок выполняет инструкцию педагога) :
Вот мы с вами и нашли все игрушки. Где они стоят? (на столе)
Теперь вы можете с ними поиграть.
«Домик для мишки».
Цель: Научить детей целенаправленным действиям с предметами ,взаимодействовать друг с другом при совместном строительстве домика
Оборудование: медведь, кубики, грузовая машина.
развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного) и предметно-игровых действий;
Приложение 6.
- Подвижные игры:
«Я люблю свою лошадку»
Цель: Учить бегать галопом; развивать внимание, учить действовать по сигналу; развивать воображение, подражание.
Содержание игры. Дети имитируют наездников. На слова из стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко, гребешком приглажу хвостик...» гладят, причесывают своих лошадок. На слова «И верхом поеду в гости...» скачут галопом (если еще не умеют, то как могут). Взрослый вначале действует с детьми, а они подражают ему. Затем дети действуют самостоятельно, а взрослый поощряет
«Мой веселый, звонкий мяч»
Цель: Учить детей прыгать на двух ногах; учить внимательно слушать текст, действовать по сигналу; вызывать чувство радости от активных действий.
Содержание игры. Взрослый читает стихи:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
(С. Маршак)
Дети имитируют движения мяча, прыгают на месте. На слова «Не угнаться за тобой!» дети бегут от взрослого, который догоняет их. Дети, не умеющие прыгать, делают «пружинку».
- Дидактическая игра.
«Найди игрушку»
Цель: Закреплять умение детей находить среди разных предметов игрушки.
Оборудование: карточки с изображением предметов, игрушек, одежды.
- Сюжетно - ролевые игры.
«Укладывание куклы спать».
Цель: Познакомить детей с новой игровой цепочкой действий (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, положить куклу, накрыть её одеялом). Научить детей ласково обращаться с куклой, как с дочкой.
«Кукла заболела».
Цель: Учить детей выполнять основные действия врача (измерить температуру, дать лекарство, пользоваться атрибутами по назначению. Воспитывать чувство заботы, сопереживания больному.
Приложение 7.
- Развлечение «Веселые игрушки».
Цель: обогащать детей радостными впечатлениями, развивать эмоциональность детей, воспитывать навык общения со сверстниками и взрослыми, закрепить знания детей о предметах ближайшего окружения – «игрушках», учить отвечать на вопросы, развивать речь.
Материал: игрушки – мишка, зайка, кошка, кукла, лошадка, колокольчик и ширма, мяч.
Воспитатель.
Слушай, маленький народ,
Собираемся на сход!
Вы места все занимайте,
Развлеченье начинаем!
На зеленом, на пригорке
Стоит красивый теремок.
В теремке живут игрушки.
Они в гости к нам идут
И играть нас очень ждут.
(Звенит колокольчик)
На ширме появляется зайчик.
Зайчик. Я зайчик, зайчик, зайчик
Скачу, скачу. Скачу.
Я солнечный и значит, скачу куда хочу.
Воспитатель. А вы, ребята. Знаете стихотворение о зайке?
Дети. Зайку бросила хозяйка.
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Воспитатель: что любит зайчик кушать?
Дети: Капусту, морковку.
Воспитатель: Давайте покажем, как мы умеем рубить капусту.
Дети: «мы капусту рубим, мы капусту трем,
Мы капусту солим, мы капусту жмем!»
Воспитатель: выходите дети с зайкой поиграть.
Подвижная игра «Зайка серенький сидит»
Приложение 8.
(звенит колокольчик и на ширме появляется лошадка)
Воспитатель: кто пришел к нам в гости?
Дети: лошадка.
Воспитатель: как цокает лошадка? (дети показывают)
Дети: Я люблю свою лошадку,
Приложение
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости.
Воспитатель: вот и мишка идет. Он нам шишки несёт.
( на ширме появляется медвежонок.)
Покажите, дети, как ходят медведи?
Дети: мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет.
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб!
Мишка рассердился, и ногою – топ!
Воспитатель читает стихотворение «Медвежонку на обед»
На ширме появляется кошка.
Воспитатель: киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись.
Наши деточки пойдут.
Через киску упадут!
Дети: Я купила кошке к празднику сапожки,
Причесала ей усы, сшила новые трусы….
Только как их надевать? Хвостик некуда девать.
Воспитатель. Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Воспитатель: Чтобы Таню успокоить, мы покажем ей игру.
Дети: Ручками мы хлоп, хлоп.
Ножками мы топ, топ.
Глазками мы миг, миг.
Плечиками чик, чик.
Все мы дружно наигрались
И домой идти собрались.
Воспитатель: наши гости игрушки пойдут вместе с нами в группу.
Приложение 9.
Взаимодействие с родителями.
«Как выбрать игрушку ребёнку».
Не берите детей дошкольного возраста с собой в современные игрушечные супермаркеты и на игрушечные ярмарки. Выбор игрушки – серьёзное, взрослое дело, которое требует времени и знаний. Необходимо учитывать особенности характера и здоровья, способности и предпочтения ребёнка, а также уклад жизни вашей семьи: просторная ли квартира, здоровы ли все домочадцы, какое покрытие на полу и т.д.
Капризы уставшего малыша не будут способствовать принятию правильного решения.
Следует обратить внимание на ассортимент – отсутствие героев западных блокбастеров для детей, аляповых электронных игрушек, орущих на китайском языке кукол и зверей.
А что же должно быть на полках? Конструкторы и строительные материалы, настольно – печатные игры, наборы для творчества, головоломки, спортивные игры и наборы, оборудование для ролевых игр (кухни, парикмахерские, мастерские, наборы доктора),
Дидактические пособия для знакомства с окружающим миром, кубики, лото, домино, мозаика, продукция для игр с песком и водой, персонажи для театрализованной деятельности и ширмы к ним, игровые домики, горки, машинки и дополняющие их гаражи, знаки, эстакады, куклы и кукольное хозяйство.
Запомните несколько принципов отбора игрушек для вашего ребёнка.
Назовём их критериями и разделим на две категории: обязательные и дополнительные. Обязательных критериев пять.
Безопасность игрушки.
О безопасности игрушки свидетельствует наличие сертификата РОСТЕСТа. В любом случае игрушка не должна иметь явных механических и химических признаков опасности для здоровья.
В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.
В игрушке или в её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка.
Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей.
Игрушка не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка.
Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребёнка.
Привлекательность игрушки для ребёнка.
Приложение 10.
Возможность использования игрушки для развития способностей ребёнка (познавательное развитие, Физическое совершенствование, Художественно-эстетическое развитие и духовно-нравственное воспитание).
Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции, логике игры в их описании.
Дополнительные критерии не являются обязательными, но раз уж вы захотели квалифицированно разбираться в игрушках и играх, то постарайтесь запомнить и их:
Культеросообразность игрушки, т.е. её соответствие принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.
Возможность использования игрушки в коллективной игре.
Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (т.е. детьми с физическими недостатками и особенностями, так и с явными признаками опережающего развития. Для таких детей это переходит в разряд обязательных).
Прочность и долговечность игрушки.
Использование в игре экологически чистых материалов (дерево, песок, вода, камень и т.д.).
Качество описания игрушки.
Качество упаковки игрушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей в первой младшей группе: "Моя семья,мой дом".
Проект о семье....
Проект по экологическому воспитанию детей в первой младшей группе "В мире животных и цветов"
Ознакомление детей с природой родного города через чувственный опыт и воспитание бережного отношения к ней....
Роль игрушки в развитии и воспитании детей раннего возраста
Уважаемые коллеги! Данная консультция расскрывает значение игрушки для детей раннего возраста....
Консультация: "Роль чтения художественной литературы в воспитании детей в первой младшей группе"
В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. Мы учим детей слушать стихи, сказки, рассказы...
Нравственно-патриотическое воспитание детей в первой младшей группе. Проект «Моя малая Родина»
Нравственно-патриотическое воспитание детей в первой младшей группе....