Развитие логического мышления дошкольников через использование игрового набора «Дары Фребеля»
статья

Пилуева Виктория Викторовна

         Мышление как процесс познавательной деятельности, характеризуется обобщённым и опосредованным отражением действительности. Адекватность психического отражения реальности достигается при гармоничном сочетании и единстве конкретно-чувственного и логического мышления. Логическое мышление включает в себя ряд компонентов:

- умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;

- умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени;

- умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок;

- умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.

         Развитие логического мышления ребёнка представляет процесс формирования приёмов логического мышления на эмпирическом уровне познания (наглядно-действенное мышление) и совершенствование до научно-теоретического уровня познания (логическое мышление), происходящее в деятельности.

         Развитие элементарных математических представлений — исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. В число основных интеллектуальных умений входят логические умения, формируемые при обучении математике.

          Цель — создание условий для формирования логического мышления игровыми математическими средствами.

         Основными задачами являются:

 Формировать приемы логических операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия),

Умение обдумывать и планировать свои действия.

Развивать у детей вариативное мышление, фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.       

     Сущность работы заключается в подборе и систематизации, а также апробации материала по математическому развитию дошкольников, подборе развивающих заданий и занимательного материала для формирования основ логики. Ожидаемые результаты: Так как логическое мышление в дошкольном возрасте преимущественно проявляется через отдельные структурные компоненты, то их целостное развитие возможно благодаря созданию предметно-пространственной среды и использование различных видов деятельности при решении логических задач, через организацию разнообразных форм работы: образовательной деятельности, совместной деятельности в режимных моментах. Использование игровых приемов в соответствии с тематическим планированием у детей естественным образом формируется логическое мышление, независимо от уровня его развития. Конечно же, созданию условий уделяется первостепенное значение. Какой же современный материал может помочь нам в развитии математических способностей?

           В нашей группе мы используем игровой набор «Дары Фребеля». Мы используем в различных видах работы: образовательной деятельности, математических развлечениях (играх на плоскостное моделирование, задачах-шутках, занимательных задачках), играх и упражнениях с родителями.

 Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Потому все занятия по математике стараемся проводить, объединив все части занятия одной игровой целью, сюжетом. Например, изучая тему недели «Наш любимый город Братск» в один из дней мы с детьми путешествовали по Братску. Мы предложили детям построить любое транспортное средство (машину, велосипед и т. п.). Какой материал можно использовать? Кубики из игрового набора «Дары Фребеля» (5в, 6, 4, 5р,); кольца и полукольца (набор J1); палочки разного цвета и длины (набор№ 8); геометрические фигуры (набор № 7). Предложили ребятам прогуляться по улице и расставить домики в ряд слева направо от 1 до 20. «Посчитай правильно» (набор № 10), Игра «Выложи фигуру» (набор № 8), «Строим дом» (набор №5, 5В, 6) и т.д.

           Игры с использованием набора «Дары Фребеля» помогают в решении задач формируя универсальные качества мышления ребёнка. Во всех играх, а в особенности в игре «Волшебный мешочек», развивается способность обнаруживать и интерпретировать сенсорные стимулы. В таких играх, как «Капризная принцесса», «Одного поля ягоды», дети проявляют оригинальность мышления через составление разнообразных вариантов одинаковых и разных предметов по форме, цвету, размеру и другим признакам. Особое значение знания о свойствах предметов приобретают в играх (прил. №2) «Большая стирка», «Аптека», где дети из геометрических фигур создают разные предметы: одежду, лекарство, предметы быта и др. В каждой из подобранных игр развивается тот или иной вид памяти, а специально для тренировки кратковременной памяти, то есть способности сохранять свежие события и объединять их в непрерывную последовательность, предлагается игра «В мире фигур». Такие игры как «Аптека», «Готовим обед для гостей», «Туристический автобус», «Аэропорт» могут использоваться как дидактические, так и сюжетно-ролевые.

Кроме того, мы придумали сами игры:

«Найди что не хватает» (выложить геометрические фигуры разных размеров и цветов, дети закрывают глаза, после смотрят какой фигуры не хватает);

«Дорожные знаки» (выкладывают по схемам дорожные знаки);

«Волшебные палочки» (преобразовать из одной фигуры или цифры другую, путем перемещения одной или двух палочек) и т.д.

Эти игры дают возможность детям сконцентрировать внимание, развить память, мышление, смекалку.

Работа по данной теме ещё не закончена, но уже сейчас можно сказать, что внедрение в образовательный процесс игрового набора «Дары Фребеля» даёт положительные результаты.

      Дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению несложных проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pilueva.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида № 95"

муниципального образования г. Братска

Развитие логического мышления дошкольников

 через использование игрового набора

«Дары Фребеля»

Подготовила воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 95»:

Пилуева Виктория Викторовна

         Мышление как процесс познавательной деятельности, характеризуется обобщённым и опосредованным отражением действительности. Адекватность психического отражения реальности достигается при гармоничном сочетании и единстве конкретно-чувственного и логического мышления. Логическое мышление включает в себя ряд компонентов:

- умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;

- умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени;

- умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок;

- умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.

         Развитие логического мышления ребёнка представляет процесс формирования приёмов логического мышления на эмпирическом уровне познания (наглядно-действенное мышление) и совершенствование до научно-теоретического уровня познания (логическое мышление), происходящее в деятельности.

         Развитие элементарных математических представлений — исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. В число основных интеллектуальных умений входят логические умения, формируемые при обучении математике.

          Цель — создание условий для формирования логического мышления игровыми математическими средствами.

         Основными задачами являются:

 Формировать приемы логических операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия),

Умение обдумывать и планировать свои действия.

Развивать у детей вариативное мышление, фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.      

     Сущность работы заключается в подборе и систематизации, а также апробации материала по математическому развитию дошкольников, подборе развивающих заданий и занимательного материала для формирования основ логики. Ожидаемые результаты: Так как логическое мышление в дошкольном возрасте преимущественно проявляется через отдельные структурные компоненты, то их целостное развитие возможно благодаря созданию предметно-пространственной среды и использование различных видов деятельности при решении логических задач, через организацию разнообразных форм работы: образовательной деятельности, совместной деятельности в режимных моментах. Использование игровых приемов в соответствии с тематическим планированием у детей естественным образом формируется логическое мышление, независимо от уровня его развития. Конечно же, созданию условий уделяется первостепенное значение. Какой же современный материал может помочь нам в развитии математических способностей?

           В нашей группе мы используем игровой набор «Дары Фребеля». Мы используем в различных видах работы: образовательной деятельности, математических развлечениях (играх на плоскостное моделирование, задачах-шутках, занимательных задачках), играх и упражнениях с родителями.

 Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Потому все занятия по математике стараемся проводить, объединив все части занятия одной игровой целью, сюжетом. Например, изучая тему недели «Наш любимый город Братск» в один из дней мы с детьми путешествовали по Братску. Мы предложили детям построить любое транспортное средство (машину, велосипед и т. п.). Какой материал можно использовать? Кубики из игрового набора «Дары Фребеля» (5в, 6, 4, 5р,); кольца и полукольца (набор J1); палочки разного цвета и длины (набор№ 8); геометрические фигуры (набор № 7). Предложили ребятам прогуляться по улице и расставить домики в ряд слева направо от 1 до 20. «Посчитай правильно» (набор № 10), Игра «Выложи фигуру» (набор № 8), «Строим дом» (набор №5, 5В, 6) и т.д.

           Игры с использованием набора «Дары Фребеля» помогают в решении задач формируя универсальные качества мышления ребёнка. Во всех играх, а в особенности в игре «Волшебный мешочек», развивается способность обнаруживать и интерпретировать сенсорные стимулы. В таких играх, как «Капризная принцесса», «Одного поля ягоды», дети проявляют оригинальность мышления через составление разнообразных вариантов одинаковых и разных предметов по форме, цвету, размеру и другим признакам. Особое значение знания о свойствах предметов приобретают в играх (прил. №2) «Большая стирка», «Аптека», где дети из геометрических фигур создают разные предметы: одежду, лекарство, предметы быта и др. В каждой из подобранных игр развивается тот или иной вид памяти, а специально для тренировки кратковременной памяти, то есть способности сохранять свежие события и объединять их в непрерывную последовательность, предлагается игра «В мире фигур». Такие игры как «Аптека», «Готовим обед для гостей», «Туристический автобус», «Аэропорт» могут использоваться как дидактические, так и сюжетно-ролевые.

Кроме того, мы придумали сами игры:

«Найди что не хватает» (выложить геометрические фигуры разных размеров и цветов, дети закрывают глаза, после смотрят какой фигуры не хватает);

«Дорожные знаки» (выкладывают по схемам дорожные знаки);

«Волшебные палочки» (преобразовать из одной фигуры или цифры другую, путем перемещения одной или двух палочек) и т.д.

Эти игры дают возможность детям сконцентрировать внимание, развить память, мышление, смекалку.

Работа по данной теме ещё не закончена, но уже сейчас можно сказать, что внедрение в образовательный процесс игрового набора «Дары Фребеля» даёт положительные результаты.

      Дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению несложных проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

Конспект мастер-класса на методобъединении для воспитателей, презентация игрового материала....

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственныхспособносте...

Долгосрочный проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фрёбеля»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запа...

Мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фребеля»

Мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фребеля»...

Семинар - практикум для педагогов "Развитие познавательных способностей у дошкольников через использование игрового набора "Дары Фрёбеля"

Конспект разработан с целью представления опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Консультация для педагогов Развитие логического мышления дошкольников через использование игрового набора «Дары Фрёбеля»

        Цель — создание условий для формирования логического мышления игровыми математическими средствами.         Основны...

«Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фрёбеля»

Цель мастер - класса :Показать приёмы работы с «Дарами Фребеля» для формирования у детей раннего возраста первичного представления понимания формы, цвета предмета,...