Консультация для педагогов «Робототехника как средство развития интеллектуального развития обучающихся старшего дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)

Боева Эльвина Серверовна

Робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_robototehnika.docx778.94 КБ

Предварительный просмотр:

МДОБУ «ДСКВ «Южный»

Консультация для педагогов

«Робототехника как средство развития интеллектуального развития обучающихся старшего дошкольного возраста»

https://p1.zoon.ru/4/0/5a3d4239a24fd9700f213f1d_5d2343354c67e.jpg

                  Подготовила:

                                                                                                                                                                    Боева Э.С

Всеволожск

2021 г.

 «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, 

возводящий здание собственного потенциала» 

Ж. Пиаже. 

Дошкольный возраст - сензитивный период интеллектуального развития, в котором закладывается фундамент дальнейшего психического развития ребенка. Дети активно усваивают новые знания, у них формируются умения и навыки в различных сферах деятельности (бытовой, игровой, трудовой), в общении со взрослыми и сверстниками; они учатся анализировать, сравнивать, обобщать результаты своих наблюдений, подмечать связи и закономерности различных объектов и предметов.

Современные дети живут в век активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. На сегодняшний день остро стоит проблема подготовки специалистов, которые обладают высокими интеллектуальными способностями. Сейчас можно утверждать, что в ближайшие пять лет самыми востребованными профессиями будут инженерные специальности. Соответственно, те дети, которые будут увлекаться робототехникой и конструированием уже сейчас – это будущие инженеры-инноваторы, которые будут востребованы в разных сферах жизнедеятельности.

Образовательная робототехника – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок может с ними справиться. Робототехника предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления робототехнической моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Дети получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

Разработкой методики конструктивно-игровой деятельности и робототехники детей дошкольного возраста занимались такие ученые как М.С. Ишмакова, Л.В. Ташкинова. Их исследования показывают, что наиболее эффективным способом развития интереса детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники.

Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых как А.В. Корягин, Н.Н. Сидоряк, Л.В. Ташкинова, В.Н. Халамов которые рассматривали робототехнику как деятельность, в процессе которой осуществляется интеллектуальное развитие ребенка. Вышеназванными учеными также были предложены разнообразные формы организации обучения. Ими отмечено, что создание роботов и автоматизированных технических систем - это одно из эффективных средств интеллектуального развития дошкольников, которое обеспечивает интеграцию различных видов деятельности.

Основа занятий робототехникой заключается - это изучение механизмов, упрощенной работе с моторами, рычагами, колесом, создание моделей по чертежам и придумывании своих. Такие виды деятельности по силам детям старшего дошкольного возраста. Дети постарше начинают знакомство с программированием. Их задача несколько усложняется: необходимо не просто собрать модель, но и разработать для нее компьютерную программу. Такие упражнения развивают интеллект ребенка, его умственные способности, вызывают у детей интерес к технике, развивают усидчивость, целеустремленность, умение искать альтернативные пути решения проблемы. Эти качества очень помогут и в школе, и в дальнейшей жизни ребенка. Такая форма работы позволяет сформировать творческую личность, готовую фантазировать и воплощать свои идеи в жизнь, наделенную пространственным и конструктивным мышлением.

Робототехники значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:

  • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);
  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
  • укрепляет коллектив, учит работать в команде, а соперничество на соревнованиях дает стимул к обучению. Возможность делать и исправлять ошибки в работе самостоятельно заставляет ребёнка находить решения без потери уважения среди сверстников. Совместная и индивидуальная творческо-продуктивная деятельность способствует созданию ситуации успеха, что повышает самооценку ребёнка.

Чтобы робототехника как средство интеллектуального развития и детского технического творчества смогла реализовать свой потенциал,          В.Н. Халамов предлагает придерживаться следующих правил организации занятия:

1. В группе должно быть не более 10-15 детей, и она должна быть разбита по подгруппам. Этим обеспечивается принцип индивидуального подхода к детям.

2. Занятия робототехникой проводятся педагогами, получившими соответствующее обучение. Основной проблемой детских садов является отсутствие педагогов, имеющих желание или возможность изучать современные конструкторы, чтобы потом передавать эти знания детям.

3. Занятия проводятся по соответствующему тематическому плану. Важно общение педагогов с родителями дошкольников, это поможет организовать совместную работу над развитием технических и творческих способностей дошкольников.

4. Занятия робототехникой с детьми предполагают также различные соревнования, выставки, презентации работ, на которых юные конструкторы смогут показать то, что им удалось сделать. Такие мероприятия помогают ребенку научиться уверенно держать себя перед публикой.

На занятиях используются основные виды конструирования: по образцу, по модели, по условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам, по замыслу.

Конструирование и программирование по образцу. 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2a00495f4f88e482386cfe35e069afc6-l&ref=rim&n=13&w=1080&h=1080В его основе лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. Это показ приемов конструирования игрушки-робота (или конструкции). Сначала дети рассматривают игрушку, выделяют основные части. Затем вместе с воспитателем отбирают нужные детали конструктора по величине, форме, цвету и только после этого собирают все детали вместе. Все действия сопровождаются разъяснениями и комментариями взрослого. Например, педагог объясняет, как соединить между собой отдельные части робота (конструкции).

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0fac/0003ccb3-0504b961/img5.jpgКонструирование и программирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу. В данной модели многие составляющие элементы скрыты. Ребенок должен определить самостоятельно, из каких частей нужно собрать робота (конструкцию). В качестве модели можно предложить фигуру (конструкцию) из картона или представить ее на картинке. При конструировании по модели активизируется аналитическое и образное мышление.

https://technoplay.ru/image/cache/catalog/easyphoto/last_update/4458/1573144398-large_large_9580-4-min-700x700.jpgКонструирование и программирование по условиям. 

Ребенку предлагается комплекс условий, которые он должен выполнить без показа приемов работы. То есть, способов конструирования педагог не дает, а только говорит о практическом применении робота. Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения (заданных условий) конструкции. В данном случае развиваются творческие способности дошкольника

Конструирование и программирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. На начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно расписаны в рисунках. При помощи схем у детей формируется умение не только строить, но и выбирать верную последовательность действий. Впоследствии ребенок может не только конструировать по схеме, но и, наоборот, – по наглядной конструкции (представленной игрушке-роботу) рисовать схему. То есть, дошкольники учатся самостоятельно определять этапы будущей постройки и анализировать ее.

Конструирование и программирование по замыслу. 

https://korovka.in-texno.ru/images/2.jpgДанная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Освоив предыдущие приемы робототехники, ребята могут конструировать по собственному замыслу. Теперь они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы её создания. В конструировании по замыслу творчески используются знания и умения, полученные ранее. Развивается не только мышление детей, но и познавательная самостоятельность, творческая активность. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Постройки (роботы) становятся более разнообразными и динамичными.

Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях.

Основные методы образовательной деятельности на занятиях по робототехнике:

  • словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
  • наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);
  • практический (составление программ, сборка моделей);
  • репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);  
  • частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
  • метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.

Таким образом, используя конструкторы «LEGO», перед детьми ставятся простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.

У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Кроме того, у детей развиваются познавательные способности, мотивация и интерес к решению различных задач. Дети учатся принимать решения в многочисленных ситуациях. Большая роль отводится проектной работе.

Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста робототехнике играет большую роль при подготовке к школе, оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания в окружающем мире, закладывают первые предпосылки учебной деятельности. Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе.

Список используемой литературы:

  1. Заболоцкая В.В., Николаева Л.В. Робототехника как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-9.
  2. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов /–М.: ИПЦ «Маска», 2016
  3. Маркова В.А. LEGO в детском саду (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGOEDUCATION). – М.: «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2018 
  4. Халамов В.Н. Робототехника для детей и их родителей. – Челябинск, 2012

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игра в шахматы – как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления:умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространств...

Презентация по теме «Игровой занимательный материал математического характера как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Игровой занимательный материал математического характера как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста  (из опыта работы воспитателя).Целью педагогическо...

Презентация на тему "Игровой занимательный материал математического характера, как средство развития интеллектуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста"

Презентация на тему "Игровой занимательный материал математического характера, как средство развития интеллектуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов «Метод моделирования как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как ...

Логические блоки Дьенеша – эффективное средство для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

Статья показывает актуальность и эффективность использования логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Игровой занимательный материал математического характера, как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Из опыта работы воспитателя на тему "Игровой занимательный материал математического характера, как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста&qu...