Ранняя профориентация дошкольников
статья
Отношение к профессиям у человека формируется в ходе социализации личности, активизирующейся примерно с 2,5-3 лет.
Как раз в этом возрасте ребенок начинает посещать детский сад, где впервые узнает о разных видах деятельности. Каким образом донести до него эту информацию и что входит в понятие «профессиональная ориентация дошкольников»? Это малоизученное сегодня направление в дошкольном воспитании. Оно представлено целостной системой мероприятий, которые помогают выявить особенности характера, интересы, склонности детей и создать базу для дальнейших осмысленных шагов в выборе вида деятельности в подростковом возрасте. Знакомство ребенка с миром профессий не только способствует формированию у него теоретических (пассивных) знаний, но и дает возможность приобщиться к труду взрослых, обрести опыт коммуникации со специалистами в разных сферах. Дети расширяют и углубляют уже имеющиеся сведения о разных видах деятельности, пополняют свой активный словарный запас. Тематические беседы взрослых с дошкольниками развивают мышление, позволяют налаживать простые взаимоотношения, пробуждают интерес к труду. Проявление доброжелательности, неподдельной заинтересованности даже самыми странными вопросами малышей, а также поощрение диалога помогают детям справиться с нерешительностью, стеснительностью и замкнутостью. Возраст с 3 до 7 лет считается самым благоприятным для учебно-воспитательного воздействия. Этот период оптимален, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду занятости, знакомить (в игровой форме) с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе.
Источник: https://edunews.ru/proforientaciya/materials/v-detskom-sadu.html
© edunews.ru
Источник: https://edunews.ru/proforientaciya/materials/v-detskom-sadu.html
© edunews.ru
Источник: https://edunews.ru/proforientaciya/materials/v-detskom-sadu.html
© edunews.ru
Источник: https://edunews.ru/proforientaciya/materials/v-detskom-sadu.html
© edunews.ru
Источник: https://edunews.ru/proforientaciya/materials/v-detskom-sadu.html
© edunews.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannyaya_proforientatsiya.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Ранняя профориентация дошкольников
Отношение к профессиям у человека формируется в ходе социализации личности, активизирующейся примерно с 2,5-3 лет.
Как раз в этом возрасте ребенок начинает посещать детский сад, где впервые узнает о разных видах деятельности. Каким образом донести до него эту информацию и что входит в понятие «профессиональная ориентация дошкольников»? Это малоизученное сегодня направление в дошкольном воспитании. Оно представлено целостной системой мероприятий, которые помогают выявить особенности характера, интересы, склонности детей и создать базу для дальнейших осмысленных шагов в выборе вида деятельности в подростковом возрасте. Знакомство ребенка с миром профессий не только способствует формированию у него теоретических (пассивных) знаний, но и дает возможность приобщиться к труду взрослых, обрести опыт коммуникации со специалистами в разных сферах. Дети расширяют и углубляют уже имеющиеся сведения о разных видах деятельности, пополняют свой активный словарный запас. Тематические беседы взрослых с дошкольниками развивают мышление, позволяют налаживать простые взаимоотношения, пробуждают интерес к труду. Проявление доброжелательности, неподдельной заинтересованности даже самыми странными вопросами малышей, а также поощрение диалога помогают детям справиться с нерешительностью, стеснительностью и замкнутостью. Возраст с 3 до 7 лет считается самым благоприятным для учебно-воспитательного воздействия. Этот период оптимален, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду занятости, знакомить (в игровой форме) с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе.
В рамках инновационной деятельности педагогического коллектива государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицей № 82 Петроградского района Санкт-Петербурга по разработке и внедрении программы «Профинжиниринг в школе: проектирование образовательной и карьерной траектории» предлагается реализация парциальной программы дошкольного образования «Я среди людей труда». В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как незначительная составляющая в образовательных областях «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» (Ознакомление с окружающим миром).
Актуальность данной парциальной программы на дошкольной ступени образования в лицее обосновывается на необходимости формирования у детей расширенных представлений о значении труда в жизни общества. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечат понимание задач общества у каждого человека, помогут регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. У ребенка-дошкольника сформируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Реализация парциальной программы рассчитана на воспитанников младшей, средней, старшей, подготовительной групп, может быть осуществлена в любой возрастной группе дошкольного образовательного учреждения.
Развитие современных технологий способствует появлению новых видов деятельности и вносит свои коррективы в уже сложившиеся специальности, но вместе с тем современное общество потребления не способствует осознанию ценности продуктов человеческого труда и профессиональному самоопределению. По этой причине в инновационной программе лицея подчеркивается важность для школьников сформированности общемыслительных операций, системно-научного мышления, которое позволит продолжать самообразование на протяжении своей жизни. Для дошкольников же основной целью в контексте инновационного направления становится формирование интереса к труду взрослых, представлений о многообразии возможностей в трудовой самореализации, важности труда профессионалов для жизни каждого человека и общества в целом.
Цель: сформировать представления у детей дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых с ориентацией на инженерно-технические специальности, создать условия для мотивации детей к допрофессиональному самоопределению.
Задачи:
- расширить и систематизировать представления о труде взрослых с ориентацией на инженерно-технические специальности, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
- показать практическую значимость трудовой деятельности взрослого;
- способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;
- развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.
Планируемые результаты
Дошкольник в процессе и в результате организованного педагогического взаимодействия при реализации программы «Профинжиниринг: допрофессиональное самоопределение дошкольников с ориентацией на инженерно-технические специальности»:
- знает и понимает значение слов работа, профессия, инструмент, польза (без определений);
- слушает и включается в обсуждение текстов литературных произведений, посвященных трудовой деятельности детей и взрослых;
- высказывает свое отношение к представителям профессии;
- принимает участие во фронтальной беседе (узнаёт представителя профессии по контексту рисунка, ситуации; находит внешние признаки выполняемой работы - элемент формы, инструмент, аксессуар; рассказывает о значении выполняемой работы для жизни людей);
- способен в рисунке передать характерные особенности трудовых действий представителя профессии;
- способен назвать не менее трёх-пяти профессий, связанных с различными видами трудовой деятельности взрослых (воспитанием детей, обслуживание людей, производство вещей, защита людей и страны в целом, наука, работа с объектами природы).
Содержание и формы работы
Общее знакомство с профориентационной терминологией осуществляется косвенным путем (без определений, на конкретных примерах). Словарь терминов: работа, профессия, специальность, обучение, способность, инструменты, трудовые действия, результат труда, польза, общее благо.
Общее ознакомление с 10-12 профессиями городской и сельской жизни (ежегодно), исходя из детского жизненного опыта, возможностей возраста. Особое внимание усвоению детьми конкретных признаков профессии (что умеет делать человек? чему он обучен?), «представитель профессии» (как называется человек данной профессии?), «инструменты труда» (чем, при помощи чего работает?), «трудовые действия» (что делает?), «результат труда» (что получилось?), общественная польза труда (кому это нужно?).
Расширение представлений о взаимосвязанных профессиях, сопоставление специальностей (медсестра в детском саду и в поликлинике, врач, фармацевт), (архитектор – строитель – крановщик - бетонщик- плотник - электрик) и т.п.
Рассматриваемые профессии (по возрастным группам):
- младшая группа - воспитатель, повар, медсестра, уборщица, фермер, водитель, пожарный, парикмахер, строитель, актер;
- средняя группа - помощник воспитателя, садовод, врач, полицейский, продавец/ кассир, ветеринар, моряк, портной/швея, певец, военный;
- старшая группа - овощевод, пекарь/кондитер, стоматолог, модельер, кинолог, летчик/пилот, фотограф, спасатель;
- подготовительная к школе группа - астроном, фармацевт, электрик, плотник, археолог, зоотехник, космонавт, учитель, инженер, архитектор, ученый.
Взаимодействие работников/ тружеников для выполнения единой трудовой задачи, необходимость совместной работы для общего блага.
Для ознакомления детей с содержанием, значением труда взрослых применяются следующие методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы по предлагаемому списку - Приложение № 1);
- наглядный (наблюдение трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр презентаций и видеоматериалов);
- ролевые и дидактические игры;
- практический (посещение экскурсий, интерактивных мероприятий, концертов, прогулки со взрослыми/родителями, участие в групповых/семейных познавательно-исследовательских проектах).
Основным методом реализации Программы является познавательно-исследовательская и проектная деятельность дошкольников. Оба метода ориентированы на совместную деятельность педагога с детьми и участие родителей в проектной деятельности, которую дошкольники выполняют в отведенное для этой работы время.
В практике работы педагога все методы названные методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.
Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным линиям:
- приближение детей к труду взрослых;
- приближение работы взрослых к детям (это как понять?)
- совместная деятельность детей и взрослых.
Приближение детей к труду взрослых
Это направление работы осуществляется в процессе непрерывно- образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий о ориентацией на инженерно-технические специальности и обязательным включением предварительной беседы о данной профессии.
Непосредственно-образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.
Приближение работы взрослых к детям
К данному направлению работы с детьми относятся встречи с людьми разных профессий, экскурсии, «погружение в профессию» через интерактивные мероприятия. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – экскурсии и интерактивные мероприятия, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранняя профориентация дошкольников
Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...
Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики....
Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"
Рекомендации по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере «железнодорожные профессии»...
Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»
СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ” БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ...
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".
В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...
Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...
Ранняя профориентация дошкольников у детей раннего возраста
Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы....