«Как общаться с обидчивыми детьми»
статья
Предварительный просмотр:
«Как общаться с обидчивыми детьми»
Явление обиды возникает уже в дошкольном возрасте. Маленькие дети (до 3–4 лет) могут расстраиваться из-за отрицательной оценки взрослого, жаловаться на сверстников, но все эти формы детской обиды носят непосредственный характер – малыши не застревают на этих переживаниях и быстро забывают их. Обида во всей полноте начинает проявляться после 5 лет, это связано с появлением потребности в признании и уважении – сначала взрослого, а потом и сверстника. Именно в этом возрасте главным предметом обиды начинает выступать сверстник, а не взрослый. Чаще всего под обидой понимают неприятное переживание человеком своего отвержения, обесценивания со стороны других людей. Каждому человеку и тем более ребенку, хочется чувствовать себя важным и ценным для близких его людей. Это естественная потребность, у одних она выражена больше, а у других меньше. Обидчивость ребёнка - это свидетельство о том, насколько он раним и уязвим в той или иной области представлений о себе (внешность, черты характера, способности)
Рассматривать обидчивость как черту характера нужно тогда, когда ребенок в обычной, нейтральной ситуации видит угрозу своей значимости, своей нужности и обижается в тех ситуациях, которые не имеют на то реального основания. Ребенок видит то, чего на самом деле нет, приписывает событиям свою оценку и сам же на нее обижается.
«Признаки обиды»
Поведение детей в состоянии обиды имеет интересную и парадоксальную особенность. С одной стороны, это поведение носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе. С другой стороны, дети отказываются от общения с обидчиком - молчат, отворачиваются, уходят в сторону. Отказ от общения используется как средство привлечения внимания к себе, как способ вызывания чувства вины и раскаяния у того, кто обидел. В той или иной мере в определенных ситуациях чувство обиды переживает каждый человек. Однако «порог» обидчивости у всех различный. В одних и тех же ситуациях одни дети чувствуют себя уязвленными и обиженными, другие не испытывают подобных переживаний. Например, девочка обижается, что подруги играют без нее, при этом она не предпринимает никаких попыток присоединиться к их занятию, а демонстративно отворачивается и со злостью поглядывает на них. Очевидно, что в этом случае ребенок приписывает другим неуважительное отношение к себе, видит то, чего на самом деле нет.
«Причины детской обидчивости»
1. Врождённая чувствительность ребёнка. Некоторые дети от природы эмоционально чувствительны и ранимы, поэтому часто обижаются. Такие дети особенно испытывают потребность в привязанности к родителям, их любви, принятии ими со всеми особенностями.
2. Непринятие родителями особенностей ребёнка. Многие родители демонстрируют, что будут принимать ребёнка лишь в том случае, когда его поведение будет соответствовать их требованиям. Родители, пытающиеся жёстко переделать ребёнка, как бы «нарушить границы его комфорта», стыдя его и лишая тёплого отношения, провоцируют его обижаться ещё больше. А постоянное отвержение индивидуальности ребёнка (критика, упрёки) способствуют развитию неуверенности у малыша и побуждают думать, что он не нужен и его не любят.
3. Ребёнок неадекватно реагирует, потому что ощущает враждебность мира. Сталкиваясь с постоянными ограничителями разных проявлений своего поведения. Он считает, что всё против него. Не имея сил противостоять внешним ограничителям, унижающим его достоинство, ребёнок замыкается в себе, обижается.
4. Ребёнок понимает, что не соответствует ожиданиям окружающих. В таких случаях он либо злится и ведёт себя агрессивно, либо раздосадовано обижается.
5. Родители потакают желаниям ребёнка. В том случае, когда родители стремятся выполнить все желания ребёнка и разрешают вести себя, как угодно, у него сформируется впечатление, что весь мир ему должен. Ребёнку, который считает себя главным, будут поступать замечания о его поведении. И, конечно, он будет обижаться, так как является не менее ранимым, чем другие дети.
6. Ожидания ребёнка. Например, ребёнок думает: «Мама должна мне каждый раз покупать что-то вкусное», а этого вдруг не происходит. Встречаясь с иным представлением родителей о сложившейся ситуации, ребёнок обижается и протестует.
Дети в дошкольном возрасте очень часто обижаются, задачей родителей является научить своего ребенка пониманию и прощению, чтобы обидчивость не осложнила его жизнь в будущем.
«Профилактика обидчивости»
1. Отказ от обобщения. от ребенка часто можно услышать "меня все обижают" дайте ему понять, что его могут обижать не все дети, а некоторые в данному случае нужно уточнять. Привычка думать обобщениями плоха, так как она блокирует возможность действия. Если все против, то всех не победишь, а можно только попробовать спрятаться и убежать.
2. Прямое обращение. Учите ребенка, что если кто-то говорит что-то, что его обижает, он должен прямо выразить свои чувства. Например: «Мне неприятно, когда ты так говоришь (так делаешь). Пожалуйста, не нужно… (обзывать, толкать, смеяться, отбирать)». Этот способ помогает выйти из ситуации без обиды и при этом отстоять себя.
3. Игнорирование. Дело в том, что обидчивые дети становятся мишенями для более активных и злых сверстников. Говорить им «мне неприятно» не помогает, потому что именно этого они и добиваются. Нужно действовать по другому. Например, представлять, что обидчика здесь нет. Впрочем, игнорирование могут применять не все дети. Но чем старше ребенок, тем эффективнее он может применять этот метод.
4. Другие - интересны. Обидчивый ребенок слишком сконцентрирован на себе. Ему кажется, что все вокруг обращают внимание на его недостатки Нужно развивать в нем настоящий интерес к другим детям, для этого он должен их узнать ближе. Например: дать ребенку задание «создать портрет» кого-то из детей. Узнать, что тот ребенок любит из еды, какие мультики смотрит, чего боится и т.д. Сами задавайте больше личных вопросов про других детей вашему ребенку. Когда он сможет увидеть в других личность, проблема обидчивости начнет уходить.
5. Мои успехи я могу оценить сам! Мои успехи я могу оценить сам! Очень важно учить обидчивых детей самостоятельно оценивать свои достижения и гордиться ими. Ведь для обидчивого ребенка важно мнение других. Ребенку нужна собственная внутренняя уверенность. Например, выполнил работу, пусть скажет, какие ее элементы ему особенно удались. Используйте описательную похвалу:«Ты разложил игрушки на свои места, теперь у нас в группе красиво, ты можешь собой гордиться!» Все это способствует тому, чтобы уменьшить зависимость от чужого мнения и приобрести собственную внутреннюю уверенность.
6. Найти способы вместе! Этот метод применим для детей любого возраста «обидчивости». Поговорите с ним о том, как еще можно было бы отреагировать, что сказать, сделать. Напишите все предложенные им варианты без разбора. Затем припишите туда парочку своих. И. обсудите весь список. Пусть ребенок сам выберет, какие из вариантов ему кажутся наиболее удачными. Далее вы можете разыграть эти ситуации с игрушками или просто «по ролям». Это поможет вашему ребенку потренироваться в новых навыках в безопасной для себя обстановке.
Не обязательно, чтобы ребенок полностью прощал своего обидчика, важно добиться того, чтобы он перестал думать о месте, то есть перестал копить в себе негативные чувства, от которых будет страдать только он сам. Помните: как только мы начинаем вкладывать свои силы, свою душу в развитие маленького человека, результаты не заставляют себя ждать.
«Особенности общения с обидчивыми детьми»
Характерной особенностью обидчивых детей является яркая установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя. Установка на оценочное отношение к себе у обидчивых детей проявляется в различных показателях отношения к сверстникам – в характере их восприятия, особенностях самооценки и ожидаемой оценки товарищей, интерпретациях конфликтных ситуаций и способах выхода из них.
Если попросить обидчивого ребенка рассказать что-то о своих друзьях, можно увидеть, что подавляющее большинство его высказываний посвящено себе. По существу, героем этих рассказов является не друг, а сам рассказчик. Например: «Я дружу с Люсей. Она меня жалеет, играет со мной в разные игры, рассказывает мне разные истории, и я боюсь». В рассказах остальных (необидчивых) детей преобладают описательные характеристики, в которых другой ребенок выступает сам по себе, независимо от своего отношения к рассказчику: «У моей подруги Насти длинные волосы, у нее есть красивые туфельки, она добрая и хитрая, она часто обманывает воспитательницу» и пр.
Еще одной отличительной особенностью рассказов обидчивых детей является их фантастический характер. Они могут рассказать о встрече с говорящей птицей, спасении друга от злых чудовищ, ловле вместе с другом дельфинов и китов и пр. Обычные (необидчивые) дошкольники рассказывают о своих друзьях из группы детского сада и о реальных событиях из их жизни.
Эти различия позволяют предположить, что обидчивые дети как будто не замечают окружающих их реальных сверстников. Они выдумывают несуществующих друзей и истории, не обращая внимания на своих реальных партнеров. Собственные фантазии, в которых ребенок обладает всеми мыслимыми достоинствами (силой, красотой, необыкновенной храбростью), закрывают от него реальность и замещают действительные отношения со сверстниками. Внимание к оценке себя и отношению к себе замещает непосредственное восприятие сверстников и отношения с ними.
Окружающие ребенка реальные сверстники воспринимаются как источник отрицательного отношения, о чем свидетельствуют показатели самооценки обидчивых детей.Самооценка обидчивых детей мало отличается от показателей других детей. Однако весьма существенные отличия обнаруживаются при сравнении разрыва между собственной самооценкой и его оценкой с другими. Если у подавляющего большинства детей этот разрыв невелик, то у обидчивых детей он в десять раз больше.
Таким образом, у обидчивых детей существует явное ощущение своей неоцененности, не признанности их достоинств и собственной отверженности. Естественно, это ощущение не соответствует реальности. Обидчивые дети, несмотря на их конфликтность, не принадлежат к числу отвергаемых. Следовательно, такая заниженная оценка обидчивых детей в глазах сверстников является результатом исключительно проекций их собственных представлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по развитию общей моторики с детьми с диагнозом ДЦП.
Я раскрываю особенности физического развития детей с ДЦП. Возможности коррекции двигательных нарушений при ДЦП. Коррекционная работа которую мы проводим в группе с детьми С ДЦП....
Коррекционная работа по развитию общей моторики с детьми с диагнозом ДЦП.
В своей работе я раскрыла : особенности физического развития детей с ДЦП; возмозности коррекции двигательных нарушений ; коррекционная работа проводимая в группе по развитию общей моторики с дет...
Практикум с элементами ролевой игры "Общаемся с агрессивными детьми"
Практикум с элементами ролевой игры "Общаемся с агрессивными детьми" предназначен для реализации в системе методической работы с педагогами. В содержании практикума с элементами ролевой игры "Общаемся...
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАУЧИТЬСЯ ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ
- Приводите ребенка в то место, где он может находиться в обществе детей хотя бы два раза в неделю. Ребенку 2—3 лет необходимо общество других детей. - Учите ребенка обращать внимание на то обсто...
Особенности общения с обидчивыми детьми
Описание способов общения с обидчивыми детьми...
Консультация для родителей "Общение с обидчивыми детьми"
Консультация на тему Общение с обидчивыми детьми...
"Особенности общения с обидчивыми детьми"
Статья на тему "Особенности общения с обидчивыми детьми".Понятия обида и обидчивость.Проявление обидчивости у детей дошкольного возраста.Характерные ообенности обидчивости детей дошкльного в...