Консультация для родителей "Общение с обидчивыми детьми"
статья
Консультация на тему Общение с обидчивыми детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_obidchivym_detyam.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Тема: «Общение с обидчивыми детьми»
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим об обидчивых детях.
Сейчас мы вам расскажем, что такое обида и обидчивость. Обида - это болезненное переживание человека, связанное с его игнорированием или отвержением партнерам по общению. А обидчивость ребёнка - это свидетельство о том, несколько он раним и уязвим в той или иной области представления о себе -например: внешность, черты характера.
Давайте теперь поговорим о признаках обидчивости.
1. Игнорирование партнера, недостаточное внимание с его стороны. Например, когда ребёнка не приглашают играть его сверстники.
2. Отказ в чем-то нужном и желанном. Это когда ребёнку не дают то, что он хотел бы.
3. Неуважительное отношение со стороны других. Например, когда ребёнка обзывают и не желают с ним общаться.
4. Успех и превосходство других, отсутствие похвалы. Например, ребёнок обижается, что воспитатель занимается другими детьми.
5. Установка на оценочное отношение к себе - это когда ребёнок сам себя унижает или наоборот превышает. устанавливает свою самооценку.
6. Восприятие окружающих как отрицательного, пренебрежительного отношения к ним, например, обиженный ребёнок описывает характер, а обидчивый ответит «дружит-не дружит», «делится - не делится», «играет - не играет».
7. Фантастический характер их рассказов. Например, много выдумывает, «как мы с приятелем ловили китов».
8. Осуждение одних, оправдание других. Например, подчёркивает, как с ним не хорошо поступают окружающие.
А теперь давайте мы вам расскажем виды обидчивости:
1. Реальная
2. Параноидальная - это расстройство личности, характеризующееся чрезмерной чувствительностью к фрустрации, подозрительностью, злопамятностью, постоянным недовольством окружающими и тенденцией относить всё на свой счёт.
3. Манипулитивная. Человек пытается давить вам на жалость, тем самым, ставя вас в более уязвимое положение.
Давайте теперь рассмотрим причины обидчивости ребенка. Первая причина - это когда родители подавляют, не принимают индивидуальные особенности ребенка, то есть начинают переделывать его, нарушают его границы, влияют разными способами. Например, часто критикуя, предъявляя завышенные требования, стыдя, лишая эмоционального тепла.
Вторая причина - это когда родители не верят в способность ребенка справляться с трудностями самостоятельно, то есть родители чрезмерно опекают ребенка, не научая его встречаться с трудностями. Такой ребенок вырастает с ожиданием, что окружающие все сделают за него.
Третей причиной можно назвать чрезмерное ограничение ребенка родителями. У такого ребенка формируется ожидание «я не имею права этого требовать».
Четвертая причина - это когда родители не выставляют поведению ребенка никаких границ, потыкают всем его желаниям, способствуя завышению ожидания от мира. У такого ребенка формируется представление «все мне должны, мир вертится вокруг меня, я самый главный»
В итоге мы встречаемся с тем, что у ребенка не формируются внутренние границы и он становится чрезмерно уязвим к оценкам и действиям других людей. Уязвим и неопытен в том, как себя защищать.
Теперь мы с вами разберем особенности взаимопонимания с обидчивыми детьми.
1. Учите ребенка озвучивать свои мысли, желания. Дайте ему понять, что вы не умеете читать его мысли. Часто обидчивые дети в ситуации напряжения любят изображать маленьких из желания, что родители сами догадаются за них о том, что они хотят, таким образом они могут избежать родительского отвержения в ответ на своевольные требования.
2. Постепенно и последовательно выстраивайте ограничения в поведении ребенка. Важно учитывать то, как мы реагируем в ответ на ограничения ребенка. Возникающая в ответ на ограничения реакция протеста или злости естественна и нормальна. И необходимо понимать, что она должна быть пережита в присутствии принимающего взрослого.
3. Как можно конкретней озвучивайте то, что важно вас. Говорите о своих ожиданиях ясно и четко. Например, «Мне не нравится, когда ты обижаешь свою сестру», «Я хочу, чтобы ты начал убирать игрушки через десять минут».
4. Учите ребенка ставить себя на место другого. Ребенок по природе эгоцентричен, особенности его мышления таковы, что ему сложно понять чувства и позицию других людей. Поэтому так важно говорить ребенку о себе и своих переживаниях. Спрашивайте ребенка: «как бы ты поступил в такой ситуации?», «а как можно еще было поступить?», «если бы ты был на моем месте, как бы ты поступил?».
5. Постарайтесь озвучивать ребенку разные мотивы ситуаций, по отношению к которым он обижается. Ребенок часто судит ситуацию узко, если вы ему запрещаете идти гулять, значит, вы его не любите. Важно, чтобы он слышал другие мотивы (вы беспокоитесь о нем, или вы ждете, когда он выполнит свое обещание)
6. При обсуждении с ребенком обижающих его ситуаций помогите ему принять многогранность поступков людей. Если мама не выразила бурное восхищение рисунком ребенка, это не значит, что ребенок плохо рисует, или что рисунок ей не понравился.
7. Учите ребенка не копить обиды. Когда чаша эмоций переполнена обидами, другим чувствам не остается в ней места. Практикуйте с ребенком правило: «Ты обиду не держи, поскорее расскажи».
8. Ребенок узнает о себе через «кривые зеркала» других людей. Поэтому важно развивать и укреплять его внутреннюю позицию о себе. Важно задавать вопросы: «а ты как считаешь?», «а как ты к этому относишься?», вместо поспешных оценочных реплик, не помогающих ребенку найти и развить свое внутреннее отношение к себе.
9. Развивать юмор, закаляя «хрупкость» ребенка. Способность шутить над собой и другими учит способности принимать и терпимо относиться к несовершенству себя и других.
10. Обсуждайте с ребенком разные способы обходиться с обидой, говорить о ней. Когда обида - это реакция на унижение или оскорбления другим человеком, стоит задуматься, продолжать ли общаться с этим человеком.
А теперь мы расскажем вам о некоторых играх, в которые можно поиграть с детьми, склонными к обидчивому поведению:
1. «Я вижу...» (младший дошкольный возраст)
Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша.
Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: " Я вижу..." Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.
2. «Зайчики» (младший дошкольный возраст)
Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.
Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.
Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит…А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения».
3. «Прогулка с компасом» (старший дошкольный возраст)
Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «туриста не может общаться с „компасом“ на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.
4. «Жужа» (старший дошкольный возраст)
Цель: научить детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.
«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но, когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.
В заключение хочется сказать, что дошкольный возраст - это этап чрезвычайно активного формирования личности, самосознания и отношения к окружающим. В этот период еще возможно преодолеть различные трудности в отношениях с другими, в том числе и обидчивость. По мере взросления ребенка сделать это будет все труднее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Играйте с детьми"
как правильно подобрать игрушку для ребёнка, в какие игры играть с ним...
Консультация для родителей «Играйте с детьми в народные подвижные игры»
Народные подвижные игры не только занимательны для малышей, но и чрезвычайно полезны. Они учат управлять своими движениями, принимать игровое правило и подчиняться ему, кроме того, приведённые н...
Особенности общения с обидчивыми детьми
Описание способов общения с обидчивыми детьми...
«Как общаться с обидчивыми детьми»
Статья "Как общаться с обидчивыми детьми"...
Консультация "Как организовать прогулки с детьми в зимнее время дома и в детском саду" Консультация для воспитателей
Прогулки в детском саду зимой – не только прекрасное время для развлечений на открытом воздухе, но и замечательный способ оздоровления. Зимние прогулки чрезвычайно полезны для детского организма...
"Особенности общения с обидчивыми детьми"
Статья на тему "Особенности общения с обидчивыми детьми".Понятия обида и обидчивость.Проявление обидчивости у детей дошкольного возраста.Характерные ообенности обидчивости детей дошкльного в...
Консультация для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ «Арт - терапия как средство развития когнитивных процессов в работе с детьми с нарушениями слуха в дошкольном образовании»
Консультация для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ...