Дидактическое пособие "Сенсорный паравозик"
статья (младшая группа)

Тепаева Ольга Александровна

 

Аннотация: дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное, педагогическое явление. Это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Ключевые слова: дидактическое пособие, сенсорное развитие, ранний возраст.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tepaeva_o.a.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

О.А. Тепаева

МБДОУ «ДС № 194 г. Челябинска»

Дидактическое пособие «Сенсорный паровозик»

Аннотация: дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное, педагогическое явление. Это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Ключевые слова: дидактическое пособие, сенсорное развитие, ранний возраст.

O.A. Tepaeva

MBDOU "DS No. 194 of Chelyabinsk"

Abstract: didactic game is a multifaceted, complex, pedagogical phenomenon. This is a game method of teaching preschool children, and a form of education, and independent play activity, and a means of comprehensive education of the child's personality.

Key words: didactic manual, sensory development, early age.

Дидактические игры для детей в детском саду – эффективный метод обучения и воспитания. Они бывают предметными, настольными, словесными, разделяются на категории по сложности и педагогическим задачам для разных возрастных групп.

В 2-3-летнем возрасте дети активно знакомятся с окружающим миром, узнают основные понятия. Дидактические игры в этой возрастной группе простые, подразумевают одно действие. Рекомендуются групповые игры, они учат малышей соблюдать коллективные правила, формируют навыки общения и взаимодействия для достижения целей.

Как же педагогу проводить игровые занятия, чтобы они были интересны детям, легко обрабатывались и решали многие задачи развития ребенка данного возраста, а также соответствовали требованиям к ФГОС ДО и не нарушали требования СанПин.

Для работы с детьми мы создали многофункциональное дидактическое пособие «Сенсорный паровозик» - мобильный, полифункциональный набор дидактических материалов и игр развивающей направленности. Данное пособие позволяет в недирективной форме общения поддерживать индивидуальность и инициативу детей в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, познавательной и др.).

Игровое пособие позволяет развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация, а также сенсорные представления. Очень важно, что оно подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.

Ценность еще состоит и в возможности применения педагогом данного игрового пособия в процессе организации воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего и младшего дошкольного возраста по многим лексическим темам, а также в создании условий для знакомства ребенка с домашними животными и их детенышами, дикими животными; овощами, фруктами, геометрическими фигурами и пр.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание.

Дидактическое пособие «Сенсорный паровозик» - это конструктор, детали которого обшиты плащевкой. Он мягкий, но его легко обрабатывать удобен в хранении, яркий, что привлекает внимание маленьких дошкольников.

В начале работы с данным пособием мы знакомим детей с паровозом. Собирая своеобразный конструктор, мы имеем возможность познакомить детей с основными цветами, в процессе сборки вагонов. Такая игра способствует формированию у детей сенсорных представлений (цвет, форма, величина), позволяет побуждать детей находить заданный предмет по образцу; освоить названия цвета, формы и величины. Так же его удобно использовать в различных дидактических играх.

 «Сенсорный паровозик» стимулирует познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, двигательную деятельность детей.

Придем пример дидактической игры с использование пособия: «Загрузи урожай». Данная игра побуждает детей не только находить предмет определенного цвета по образцу, но и закрепить обобщающие понятия «овощи». Из множества пластиковых овощей, педагог предлагает детям загрузить урожай в паровозик, но каждый овощ должен ехать в вагоне такого же цвета.

Для поддержания интереса детей к данному пособию необходимо использовать разнообразные модели овощей, например, фетровый огород. Дети собирают урожай с грядки и загружают в вагон нужного цвета. Но, неожиданно дети встречаются с проблемой. Морковь – оранжевая. Такого вагончика нет. Как быть с этим овощем? На помощь «приходит» корзинка оранжевого цвета.

Подобные проблемные образовательные ситуации позволяют педагогу работать в зоне ближайшего развития воспитанников и активизируют мыслительную деятельность детей.

Используя в работе набор «Блоки Дьенеша» нет зеленого цвета, мы отцепляем зеленый вагон, и загружаем состав, соотнося цвет фигур и вагонов. Таким образом мы развиваем зрительное восприятие у детей.. Для детей, более старшего возраста, мы ставим усложненные задачи.

Используем схемы (модели), предлагаем детям загрузить вагоны по 2-м свойствам (например, цвет и форма или цвет и величина), что способствует формированию обобщающих понятий «домашние и дикие животные».

Для начала игры мы в окошки вагонов размещаем предметные картинки животных. Просматриваем «Кто выглядывает в окошке вагонов», проговариваем, как оно подает голос и как передвигается. Уточняем, где каждое животное живет, и повторяем обобщенные понятия «Дикие и домашние животные». После чего дети берут фигуру животного и находят нужный вагон, опираясь на предметные картинки.

Педагог постоянно повторяет обобщающие понятия «Домашнее или дикое животное», что является началом обучения детей классификации предметов, и готовит к более сложным заданиям с использованием «Кругов Эйлера»

В это время педагог наблюдает за ходом самостоятельных манипуляций и включается в игру, как равноправный партнер, если видит затруднения ребенка.

После нескольких совместных игр с педагогом использованием данного «Сенсорного паровозика» дети могут использовать его в самостоятельной деятельности.

Для поддержания интереса детей к дидактическому пособию мы используем разнообразные наборы: разноцветные шарики, крышки, твердые и мягкие геометрические фигуры.

Таким образом, использование дидактического игрового пособия «Сенсорного Паровозика» развивает ребенка в доступной им игровой форме, оно является частью РППС группы, отвечает принципам трансформируемости, полифункциональности и вариативности. Кроме того, это многофункциональное пособие, очень удобно для педагога и легко в использовании детьми.

Литература

  1. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
  2. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: «Академия», 2002. – 368 с.
  3. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – С. 240.
  4. Усова А.П. Обучение в детском саду/ Под ред. А.В.Запорожца.-М.: Просвещение, 1981

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геометрический паравозик

Игра "Гетметрический паровозик" - позволяет ребенку изучать и закреплять знания, цветов, геометрических фигур, сравнивать их по размеру. Развивать внимание....

Конспект открытого занятия по ФЭМП"Путешествие на волшебном паравозике в математическую страну"

Закреплять знания детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. ,цифры 1,2.Закреплять умение дифференцировать и называть цвета. Продолжать формировать доброжелательность, жела...

Конспект-сценарий игровой деятельности "Веселый паравозик" (3-4лет)

Формирование гендерной и семейной принадлежности....

Информационно-экспериментальный проект  огород на окне - "Веселый паравозик"

Интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности повышается: через их систематическое, целенаправленное  взаимодействие с живой и неживой природой; в процессе ухода и наблюдения за ра...

Дидактическая игра по обучению грамоте "Чудесный паравозик"

Дети в игровой форме знакомятся с предложением м составом слова....

дидактическая игра "Математический паравозик"

Игра предназначена для детей от 4-х лет, играть могут 1-5 детей одновременно.          Цель : закрепление состава чисел первого десятка из двух меньши...

Дидактическая игра "Умный паравозик"

Для детей 4-5 лет.1 вариант игры.Раздайте карточки с паровозиками детям. Затем показывайте поочередно карточки с вагончиками, которые везут различные предметы. Дети подбирают предметы по цвету и по фо...