ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Маленькие всезнайки»
рабочая программа (подготовительная группа)

Шелест Наталия Анатольевна

 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

естественно-научной направленности

 

«Маленькие всезнайки»

 

программа рассчитана на детей в возрасте: 5 -7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_malenkie_vseznayki.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

Центр развития ребёнка-детский сад №11

ПРИНЯТА:

На заседании педагогического совета

МКДОУ БГО ЦРР-детского сада №11

Протокол №        от

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующая МКДОУ БГО ЦРР-детского сада №11

                           /Т.Н.Никульшина/

Приказ №       от                                                                

 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

естественно-научной направленности

«Маленькие всезнайки»

программа рассчитана на детей в возрасте: 5 -7 лет

                                                              Автор программы:            

                                                              Шелест Наталия Анатольевна

                                                              воспитатель ВКК

                                                              Каратаева Ирина Михайловна

                                                              воспитатель 1КК

Борисоглебск 2016-2017 учебный год


Содержание:

1.Пояснительная записка

2. Программа дополнительного образования  

2.1. Цель программы.

        2.2. Задачи

        2.3. Принципы

2.4 Этапы

2.5. Содержание программы.

2.6. Технология программы.

2.7. Условия для занятий кружка.

3.Условия реализации программы.

3.1. Методическое обеспечение.

3.2. Методы, приёмы и формы учебно-воспитательного процесса.

3.3. Материально-техническое и дидактическое обеспечение.

3.4. Организационное обеспечение.

3.5. Ожидаемые результаты.

3.6. Оценка и анализ работ.

3.7. Формы подведения итогов.

3.8. Контроль.

 

4.Литература.

1.Пояснительная записка

   Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными  правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании  в  Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от  24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в  Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Постановлением  главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»
  • Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица   

   Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает  становление мировидения ребенка, его личностный рост.  Существенную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которую сам ребенок может организовать как экспериментальную в простейшем виде. Ведь дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Кроме того, они любят играть. Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.

Понимая значение экспериментирования в игровой, увлекательной форме для развития мышления, самостоятельности детей, я занялась поиском путей, направленных на привлечение воспитанников к поисково–познавательной деятельности естественно – научной направленности. Считаю, что при условии правильно выстроенных отношений с ребенком, его «пробующие» действия существенно изменятся и превратятся в сложные формы поисковой деятельности в будущем.                                                                                                                                

Любая наука опирается на закономерности, имеющиеся в природе. Научит их видеть – дело совсем не простое. Внимание и настойчивость не вырабатываются сами по себе. Собственные открытия даже «нехитрых» секретов природы воспитывают любознательность, способствуют возникновению у ребенка устойчивого интереса к познанию, что является одним из аспектов подготовки его к школе.                                         

Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления. Данный вид мышления начинает формироваться уже в старшем дошкольном возрасте. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения.                                                                                       

Практика показала, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале, в игровой форме способствуют развитию активности мышления, творческого мышления, самостоятельности и системности мышления. А организация речевой активности дошкольника направлена на развитие коммуникативных способностей, на развитие словаря ребенка, фразовой речи, речевого оформления суждений и умозаключений.

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение само ценности, неповторимости дошкольного периода детства. При этом, помощь взрослых не должна подавлять детскую активность, наоборот, нужно стремиться разумно ограничивать своё участие и подсказки, с тем, чтобы дать простор детскому творчеству и самостоятельности.

Новизна программы «Маленькие Всезнайки» заключается в том, что занятия по данной теме соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривают поисково – познавательную деятельность детей, одновременно обучая дошкольников организации проектной деятельности, что и составляет естественно – научную направленность программы.

2.Программа дополнительного образования

 Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, практических занятий, рассматривания и сравнения. Количество занятий по программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин.

.

2.1.Цель программы

Создание  психологического комфорта и условий  для самореализации ребенка. Формирование у детей новых понятий и способов действий, системы научных и специальных знаний; формирование естественно-научного мировоззрения и системы общечеловеческих ценностей; развитие индивидуальности ребенка, всех сущностных сфер его личности (интеллектуальной, мотивационной, волевой, предметно-практической, эмоциональной и др.).

.

2.2.Задачи

       Образовательные: 

-Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. 

-Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. 

-Обогащать представления детей о природе родного края, о причинах природных явлений, о взаимодействии человека и природы.

-Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах.

-Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, цветниками.

        Развивающие: 

-Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.

-Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

           Воспитательные:

 -Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.    

-Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, проявление ответственности за свои поступки.

 2.3.Принципы:

Работа по формированию гармонично развитой  интеллектуальной личности посредством кружковой работы построена на основе следующих принципов: 

  • Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
  • Погружение каждого ребенка в умственный процесс: реализация интеллектуальных задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
  • Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в умственный процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
  • Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
  • Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, форм и методов достижения поставленной цели.
  • Индивидуальный подход: создание раскованной, стимулирующей мыслительную активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети - дети, дети - родители, дети - педагог) исследовательской деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
  • Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
  • Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.

2.4.Этапы:

Всю работу мы условно разделили на этапы: 

Этап - подготовительный:

Основная задача на этом этапе подготовка и организация работы по данной теме. На этом этапе очень важен выбор не только кружка, но и кто будет им руководить. С первых минут педагогу необходимо найти правильную эмоциональную волну общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым. Большую роль здесь играет педагогическая интуиция, опыт педагога. Он должен безошибочно "чувствовать" уровень сложности задания, будет ли интерес у детей, будет ли его подъем или спад.

Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания, существует ряд конкретных условий:

•  организация рабочего пространства, т.е. места за детьми жёстко не закреплены, дети могут свободно перемещаться по комнате, имеют право отказаться от участия на занятиях кружка и т.д.

•      возможность ребёнка выбора цели из нескольких, т.е. педагог "предлагает" или дети самостоятельно выбирают, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам.

• открытый"   временной    конец    занятия,     позволяющий  каждому    ребёнку в любое время закончить работу.

Этап- моделирование системы работы по данной теме:

Педагоги ДОУ на этом этапе стремятся достичь конкретных целей при взаимодействии с детьми, используя разнообразные средства, методы и приемы педагогической деятельности.

Этап    совершенствование интеллектуального  самовыражения:

На этом этапе решаются следующие задачи: развитие и совершенствование специальных качеств и умений   развитие   способностей   к   самовыражению,  приобретение опыта выступлений на  конкурсах, выставках. Детям предоставляется возможность и условия, позволяющие обрести чувство уверенности в себе в своих способностях, повысить самооценку и самостоятельность.

Сотрудничество  педагогов и детей построено на основе:

•  Понимания всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата;

• Наличия умного, творческого руководителя, который организует совместную деятельность, умело распределяет обязанности в соответствии с возможностями её участников;

•  Чёткой постановки конкретных и понятных целей для занятия;

•  Демонстрирования воспитателем образца (эталона) взаимодействия человека с миром природы,  рукотворным миром и т.д.;

•  Добровольного участия на занятиях кружка;

•  Контакта между участниками занятия в кружке, обеспечивающего обмен действиями и информацией;

•  Возникновения  и  проявления  в процессе деятельности  межличностных отношений,  характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата;

•  Понимания, что взрослый только посредник между ребёнком и миром "знаний";

•  Игрового характера подачи любого материала;

•  Создания взрослым доступных для детей проблемных ситуаций, постановки творческих задач.

Чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения, творили, считаем, что необходимо наполнить их жизнь яркими, красивыми, радостными, способными естественно активизировать их изнутри впечатлениями и помочь им разнообразно, в доступной им форме себя выразить. Для этого мы окружаем детей красотой природы, рассказываем им об удивительном  и великом, способном их восхитить, не оставить равнодушными, даем доступные возрасту средства выражения и непременно все делаем и проживаем вместе. В нашей совместной творческой деятельности нет слабых и сильных, умелых и неумелых  

Активной  формой   поощрения  детей  на  занятиях  кружка  служит  одобрение  их действий,   внимание   к суждениям, терпение в ожидании результата. Личностно-ориентированный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии умственного потенциала. В решении проблемы педагоги не навязывают своего мнения детям, а участвуют в совместном поиске истины, выстраивая диалог и подводя   каждого   участника   занятия   к  самостоятельным   действиям,   к  эмоциональному  проживанию информации, к высказыванию своих мыслей.

Кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей

Каждый педагог нашего детского сада считает - любой малыш - это личность с присущим ему характером, потребностями, потенциалом. Мы серьезно следим за здоровьем и физическим развитием детей. В наш детский сад  ребятишки идут с удовольствием: каждый  день, проведенный  здесь,   приносит     им   радость.

                              2.5.Содержание изучаемого курса  

Учебный план

Наименование модуля

Количество часов

  1. Вода. Воздух.

11

  1. Песок. Глина. Камни.

2

  1. Свет. Звук.

5

    Итого

18

Формы проведения аттестации. Промежуточная аттестация по каждому модулю проводится после проведения запланированных занятий по теме в форме проведения игры, а итоговой аттестацией будут выступать         выставки детских работ в детском саду.

Календарный учебный график

  1. Режим образовательной деятельности: 1 раз в 2 недели.
  2. Продолжительность учебного периода: 36 недель.
  3. Срок реализации: с 1 сентября по 31 мая.
  4. Возрастной состав:

- старшая группа (шестой год жизни) – 15 человек  

-подготовительная группа (седьмой год жизни) -15 человек

Сетка занятий

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

2 неделя месяца

15.40-16.00

4 неделя месяца

15.40-16.00

5. Образовательная нагрузка:

Продолжительность ДОД

Количество ДОД в месяц

Месячная образовательная нагрузка

20 минут

2

20 мин. Х 2 = 40 мин.

Модуль «Воздух. Вода»

   Дать детям первоначальные сведения о  детской лаборатории,  представления о культуре поведения в детской лаборатории. Познакомить воспитанников с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем. Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой. Познакомить с приборами для измерения веса –  чашечными весами.    Научить способам их использования. Объяснить, для чего они нужны человеку. Развивать познавательную активность детей.      

    Учить выявлять свойства  предметов: тяжелее, легче. Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Учить обнаруживать воздух; выявить, что воздух легче воды, имеет силу. Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха. Показать, как форма крыльев влияет на полет бумажного самолета.

   Уточнить представления детей о свойствах воды. Познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. Познакомить детей со свойствами мыла. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами

Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, чувство цвета. Формировать умение делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли.

   Познакомить с круговоротом воды в природе. Доказывать правильность своего мнения.

Сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. Уточнить представления о свойствах льда: прозрачный, имеет твердую форму, при нагревании тает и превращается в воду.

Пояснительная записка

Актуальность

   Природа своим разнообразием, красочностью, динамичностью привлекает дошкольников и вызывает в них радостные переживания, впечатления, которые запоминаются на всю жизнь.

   Для того, чтобы ребенок был более внимательным, умел анализировать, строить логические цепочки, следует учить его вести наблюдения за явлениями природы, а результаты наблюдения фиксировать в дневнике.

  С целью систематизировать работу по исследовательской деятельности с детьми, развивать  интерес дошкольников к этому виду деятельности в группе создана «Детская лаборатория», оснащенная необходимым оборудованием и материалами для реализации предполагаемой работы по указанной теме.

   Актуальность модуля «Вода. Воздух» заключается в том, что  детей сначала знакомят с самыми знакомыми предметами и явлениями. Вода и воздух окружают нас с первых минут жизни. Интересно и занимательно увидеть необычное в самых простых вещах, явлениях.

  Занятия в «Детской лаборатории» планируется усложнять от модуля к модулю. Поэтому работу планируется вести в системе, регулярно.  

   Важно, чтобы дети принимали активное участие, проявили заинтересованность к выполняемым игровым действиям.

Новизна.

   Занятия по данному модулю сопровождаются специальным набором материала. В помещении имеется водопровод. На каждом занятии проводятся в игровой форме 2-3 эксперимента. В структуру занятии входят: постановка проблемы, отбор необходимого материала, выдвижение гипотез, подведение итогов, фиксация результатов.

  Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы: новизна, тайна, сюрприз, ситуация выбора и т.д.

  Занятия данного модуля находят отражение в творческой деятельности детей: рисование, оформление коллажей.

Календарно-тематическое планирование  модуль «Вода. Воздух»

п/п

Тема занятия

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

1.

«Экскурсия в детскую лабораторию»

13.09.2016

2.

«Волшебные стеклышки»

27.09.2016

3.

«Чем можно измерить длину»

11.10.2016

4.

«Какие бывают предметы»

25.10.2016

5.

«Термометр и температура»

08.11.2016

6.

Вода – растворитель. Очищение воды»

22.11.2016

7.

«Дружба красок»

13.12.2016

8.

«Вырастим кристаллы»

27.12.2016

9.

«Воздух-невидимка»

«Воздух –помощник»

10.01.2017

10.

«Путешествие капельки»

24.01.2017

11.

«Твердая вода. Почему не тонет айсберг»

14.02.2017

Содержание изучаемого курса

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Оборудование

сентябрь

1.1

«Экскурсия в детскую лабораторию»

Дать первоначальные сведения о  детской лаборатории. Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.

1. «Что такое наблюдение?»

2.Д/и «Слушаем, видим, ощущаем»

Мудрая сова, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила, барабан, металлофон, мяч

1.2

«Волшебные стеклышки»

Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем. Объяснить, для чего они нужны человеку.

1. «Что сначала, что потом?»

2.Опыты

3.Фиксирование результатов эксперимента

Микроскоп, лупа, бинокль

Мелкие предметы, семена

октябрь

1.3

«Чем можно измерить длину»

Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой. Развивать познавательную активность детей.

1.Опыты «Измерение предметов»

2.Вывод «Зачем нужны измерительные приборы»

Линейка, сантиметровая лента, карандаши, тесьма, шнур

1.4

«Какие бывают предметы»

Выявить свойство предметов: тяжелее, легче. Познакомить с приборами для измерения веса– чашечными весами.    Научить способам их использования.

1. «Сравни предметы по весу»

3.Опыты «Узнай вес предмета»

4.Игра «Что легче, что тяжелее»

Пакеты, вата, крупа, чашечные весы, разные предметы

ноябрь

1.5

«Термометр и температура»

Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть.

1. «Для чего нужен термометр»

2. опыты

3. «Измерь температуру»

4. Фиксация результатов

5.Изготовление макета термометра

Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры;

картон и цветная бумага для изготовления термометра

1.6

Вода – растворитель. Очищение воды»

Уточнить представления детей о свойствах воды. Познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами

Познакомить детей со свойствами мыла.

1. Как достать предмет, не опуская руку в воду.

2.Тонет или не тонет?

3.Сахар – невидимка

4.Опыт «Как сделать мыльные пузыри»

5.Игра «Какой формы пузыри, какой летит дальше»

Емкости для воды разной формы, карандаши (на каждого ребенка для зарисовки), таз с водой, мыло или мыльный раствор, стаканчики, трубочки

декабрь

1.7

«Дружба красок»

Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, чувство цвета.

1. «Раскрась шарики»

2. Опыт «Как сделать нужный цвет»

3.Фиксирование результата

Две баночки с прозрачной водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка), дневник наблюдения.

1.8

«Вырастим кристаллы»

Формировать умение делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли.

1. Рассматривание картин «Зима»

2. «Что такое иней»

3. Выполнение эксперимента

4. Фиксация результатов

Горячая вода, ветка, карандаши, лист бумаги на каждого ребенка.

январь

1.9

«Воздух-невидимка»

«Воздух –помощник»

Обнаружить воздух; выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха.

Показать, как форма крыльев влияет на полет бумажного самолета.

1.Свойства воздуха. Где находится воздух? Воздух внутри нас (игра с соломинкой, опущенной в воду).

2.Как образуется ветер?

   Живая змейка (обнаружить потоки воздуха от радиатора отопления).

3.Реактивный воздушный шарик.

Мастерим самолет из бумаги

 Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага (квадрат из альбомного листа), ножницы, палочка, гвоздик.

1.10

«Путешествие капельки»

Познакомить с круговоротом воды в природе. Доказывать правильность своего мнения.

Сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия.

Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

1.Свойства воды, льда, снега

2.Только ли тепло может растопить лед?

3.Изготовление цветных льдинок

Емкости с водой

Краски

Формочки

февраль

1.11

«Твердая вода. Почему не тонет айсберг»

Уточнить представления о свойствах льда: прозрачный, имеет твердую форму, при нагревании тает и превращается в воду.

1. Загадка

2. «Что такое айсберг?»

3.Опыт «Почему не тает айсберг?»

4. Игра «Арктическое морское путешествие»

Таз с водой, игрушка – рыбка, кораблик, картинка с изображением айсберга

Планируемые результаты освоения программы

по модулю «Вода. Воздух»:

К концу года ребенок должен уметь:

 - наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;

- с помощью взрослого выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;  

- доказывать возможные решения, исходя из данных, делать выводы;

- пользоваться  измерительными приборами: линейкой, весами, мерными сосудами, термометром, часами;

- фиксировать результаты исследований.

К концу года ребенок должен знать:

- об использовании человеком факторов природной среды;

- о способности человека и других живых существ чувствовать состояние среды;

- о значимости воды и воздуха в жизни человека;

Модуль «Песок. Глина. Камни»

   Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) и глины (плотность, вязкость, пластичность); как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка). Познакомить детей с песочными часами.

    Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Формировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, развивать у детей познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, память.            

    Развивать эстетический вкус детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек). Воспитывать бережное отношение к природным материалами и сделанным из них предметам.

Пояснительная записка

   Актуальность

   Проведение занятий по модулю «Песок. Глина. Камни» в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по экологическому воспитанию и развитию интереса к исследовательской деятельности дошкольников. Задачи, поставленные на занятии, усложняются, так как педагог заинтересовывает ребенка, казалось бы на первый взгляд,  скучной темой.

  Кроме обобщенных знаний о предмете исследования, происходит накопление конкретных представлений о неживой природе, пополняется опыт экспериментирования. Решается важная задача – развитие навыков познавательной деятельности и совершенствование ее способов.

   Особое внимание уделяется развитию умений целенаправленно рассматривать, анализировать, сравнивать объекты природы, устанавливать более глубокие связи, делать обобщения.

   Учитывая необходимость подготовки детей к школе, в старшей группе детского сада в занятии по указанному модулю включаются разнообразные методы обучения: наглядные, словесные и, что очень важно, практические.

   Новизна.

   Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, занятия по модулю «Песок. Глина. Камни» планируется проводить только в игровой форме. Игры подобраны таким образом, чтобы в них присутствовала бы активная экологически правильная и развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность.

   Занятия по данному модулю можно проводить как в помещении, так и на улице: участке и за его пределами.

   На занятиях используется и непосредственно природный материал, коллекция камней и большой количество иллюстраций, видеоматериал.

Календарно-тематическое планирование  модуль «Песок. Глина. Камни»

п/п

Тема занятия

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

1.

«Песок, глина, камни»

28.02.2017

2.

«Удивительный песок. Песочные часы»

14.03.2017

                              Содержание изучаемого курса  

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Оборудование

февраль

2.1

«Песок, глина, камни»

- познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) и глины ( плотность, вязкость, пластичность); как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка).

 - познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями;

- сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе,

-  развивать у детей познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, память. Развивать эстетический вкус детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек).

 - воспитывать бережное отношение к природным материалами и сделанным из них предметам.

1. «Почему песок так хорошо сыплется?»

2 . «Посади дерево».

3 . «Где вода?»

4 . «Для чего человеку песок и глина?»

5 . «Какими бывают камни?»

прозрачные ёмкости, ёмкости с песком и глиной, палочки, лупы, ситечки, полиэтиленовые бутылки, песочные часы, образцы дымковских игрушек, коллекция камней, ракушки.

март

2.2

«Удивительный песок. Песочные часы»

Продолжать знакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.

1. «Песочная страна»?»

2. «Рисуем песком»

3.Опыт «Как сделать песочные часы»

Емкости  с песком, с водой, лист бумаги, ложечки, лупы, магниты. Песочные часы.

Планируемые результаты освоения программы

по модулю «Песок. Глина. Камни»:

К концу года ребенок должен уметь:

 - наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;

- пользоваться специальной терминологией;

- с помощью взрослого, а затем самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;  

- доказывать возможные решения, исходя из данных, делать выводы;

- следовать устными инструкциями, даваемым взрослым;

К концу года ребенок должен знать:

- об использовании человеком факторов природной среды;

- различные свойства веществ;

- некоторые  свойства почвы и входящих в ее состав песок и глину.

Модуль «Свет. Звук»

   Познакомить с понятием «электричество», «электрический ток».     Сформировать основы безопасного обращения с электричеством.

 Подводить детей к пониманию причин возникновения звука, звуков речи; дать знания об особенностях передачи звука на расстоянии.  

   Учить находить предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

   Подвести к понятию, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Воспитывать бережное, экономное отношение к свету.

   Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить.  

   Развивать внимание, память, логическое мышление, активизировать речь детей, познавательный интерес к окружающему миру.

   Воспитывать экологическую культуру детей в природе и быту.

 Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Пояснительная записка

   Актуальность

  Данный модуль направлен на развитие абстрактного мышления, так как нельзя потрогать руками звук, свет, электричество.

   Проведение занятий по модулю «Свет. Звук.» в старшей группе усложняется для детского восприятия. Но имея опыт исследования, экспериментирования  дети в игровой форме проводят исследования, делают выводы. Кроме этого дошкольники приобретают навыки проведения лабораторных опытов.

   Занятия данного модуля предполагают большее общение детей между собой в связи с обсуждением темы занятия, поэтому здесь особенно важно развитие коммуникативных способностей детей.

   Занимаясь с детьми по данному модулю, решаются воспитательные задачи бережного отношения к своему организму.

   Новизна.

   Темы занятий модуля «Свет. Звук.» являются более сложными для восприятия детей 5-7 лет. Но форма их проведения -  игровая, опыты и эксперименты носят занимательный характер, поэтому дети легко усваивают поставленные задачи.

   Объем знаний, умений и навыков по данному модулю не выходит за рамки программы старшей группы. Но при этом дети приобретают опыт экспериментирования, учатся ставить и формулировать проблему, выдвигать предположения, подводить  итоги, выводы, фиксировать результаты.

 

Календарно-тематическое планирование  модуль «Свет. Звук.»

п/п

Тема занятия

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

1.

«Электричество»

28.03.2017

2.

«Звук. О «дрожалке» и «пищалке»

11.04.2017

3.

«Испытание магнита»

25.04.2017

4.

«Свет»

10.05.2017

5.

Фокус «Волшебная расческа»

23.05.2017

                              Содержание изучаемого курса  

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Оборудование

3.1

«Электричество»

Познакомить с понятием «электричество», «электрический ток». Сформировать основы безопасного обращения с электричеством.

- развивать внимание, память, логическое мышление, активизировать речь детей, познавательный интерес к окружающему миру.

 - воспитывать экологическую культуру детей в природе и быту.

1.Загадка о молнии

2 . «Как увидеть и услышать электричество?»

3 . «Волшебные шары»

Кусочки шерстяной ткани, воздушные шары, пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, подставка, синтетический материал

апрель

3.2

«Звук.

О «дрожалке» и «пищалке»

- подвести к пониманию причин возникновения звука, звуков речи; дать знания об особенностях передачи звука на расстояние  

 - развивать познавательный интерес к окружающему миру, память, мышление, активизировать речь детей, дать навыки проведения лабораторных опытов.

 - воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

1 . «Почему всё звучит?»

2 . «Звук в воде»

3 . «Передай секрет»

4 . «Откуда берётся голос?»

5 . «Спичечный телефон»

6 . «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

7 . «Поющая струна»

8.Что звучит?

Коробочка с секретом.

9. Можно ли увидеть звук?

10.Необычный оркестр

Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, гитара, металлическая детская посуда, стеклянный стакан, длинная пластмассовая трубка, большая ёмкость с водой, камешки, два спичечных коробка, тонкая нить, иголка, спички, проволока, деревянная рамка.

Детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, ложки, погремушка,

Два спичечных коробка, тонкая длинная нить. 

3.3

«Испытание магнита»

Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

1.Все ли притягивают магниты? Магнитная рыбалка

2.Действует ли магнит через другие материалы?

3.Может ли магнит притягивать на расстоянии?

магниты различных размеров, предметы из железа, меди, алюминия, дерева, кусочки ткани, бумаги,

май

3.4

«Свет»

- подвести к понятию, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение;

- развивать внимание, память, любознательность, познавательный интерес к природному миру, желание исследовать его, активизировать речь детей.

 - воспитывать бережное, экономное отношение к свету.

1.. «Свет вокруг нас»

2 . «Уличные тени»

3 . «Волшебные лучи»

4 . «Разведчики»

5 . «Передача солнечного зайчика»

6 . «Солнечные часы»

7 . «Радуга на стекле»

Зеркала, настольная лампа, фонарик, белая ткань, гранёное стекло, противень, стол. Иллюстрации с изображением солнечных лучей, магнитная доска.

3.5

Фокус

 «Волшебная расческа»

Установить причину статического электричества. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов.

Выяснить, почему иногда волосы становятся непослушными.

1. «Чудо – прическа»

2..Как увидеть и услышать электричество? (с помощью кусочков ткани)

3.Пробуем бросать предметы.

Воздушный шарик, ножницы, салфетка, линейка, расческа, пластилин, большая металлическая скрепка.

Планируемые результаты освоения программы

по модулю «Свет. Звук.»:

К концу года ребенок должен уметь:

 - наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;

- пользоваться специальной терминологией;  

- с помощью взрослого, а затем самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;  

- доказывать возможные решения, исходя из данных, делать выводы;

- следовать устными инструкциями, даваемым взрослым;

- фиксировать результаты исследований.

К концу года ребенок должен знать:

- об использовании человеком факторов природной среды;  

- о способности человека и других живых существ чувствовать состояние среды;

- различные свойства веществ и основные виды и характеристики движения.

Все темы занятий кружков, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат. Возможно внесение изменений в содержательную часть программы на последующие годы реализации, с учетом интересов детей, пожеланий родителей.

2.6. Технология программы

Численный состав объединений определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей в режиме дня в вечернее время; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм.

Особенности организации детей определены направленностью, функциями дополнительных образовательных планов.

 Это  кружок с объединением детей определенного и смешанного возраста, разного численного состава.

Кружок — объединение группы лиц с общими интересами для постоянных совместных занятий, решения предметно-практических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности.

.

Организуя работу в рамках дополнительного образования, педагоги учитывают:

- интересы детей к выбору кружка,  досуговых мероприятий;

 - добровольность выбора их детьми;

- возрастные особенности детей;

- решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

- ведущий вид деятельности, и выстраивание на его основе содержания дополнительного образования;

- создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности;

- нормы нагрузки на ребенка.

Занятия проводятся в групповой комнате  детского сада. Формы работы должны быть подвижными, разнообразными и меняться в зависимости от поставленных задач.

Кружковая работа проводятся с подгруппой детей (8-10 человек)  старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет). Длительность работы – 20 - 30 минут, в вечернее время. Занятия в кружке комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области, в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала и т.д. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.

На занятиях в кружках менее жесткая система развития творческих способностей каждого ребенка, запуск механизмов саморазвития для дальнейшей самореализации в выбранной области.

Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий, дидактических игр, инсценировок, сочинений, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, театральных представлений, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога. (Кроме того, детские работы, спектакли, сочинялки - это не только творчество ребенка, но и зрительная информация для родителей и украшение интерьера.)

Программа предполагает систематическую работу кружков, проводимых 1 раз в неделю.

Программа может быть использована как в системе дошкольного образования (кружковая, клубная работа), так и в учреждениях дополнительного образования.

2.7. Условия для занятий кружка

1. Проходят в оборудованном уголке группы

2. Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для исследовательской деятельности детей.

3. Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки — с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем.

4. Изготовление атрибутов к  играм  для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.

5. Составление фонотеки — подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего исследовательскую деятельность детей, (хороводы, песенный репертуар в соответствии с разработанными темами).

6. Подбор развивающих, релаксационных, подвижных игр для работы кружка.

7. Непрерывность, т.е. последовательность цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения умственными умениями и навыками.

В проведении кружковой работы используются разнообразные методы и приемы работы с дошкольниками: детям предоставляется больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых. Такие методы как игровые, исследовательские, творческие задания, экспериментирование помогают детям творчески реализовываться.

Результат будет качественным, если он соответствует поставленным целям, содержанию, формам организации деятельности и обеспечен необходимым оборудованием и пособиями.

Опыт показывает, что дети, занимающиеся в кружках, в дальнейшем хорошо учатся в школе, успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования, художественных, музыкальных, спортивных школах.

Таким образом, данная программа может занять более прочное место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Она позволяет решать многие проблемы эффективного развития ребенка, т. к. сориентирована на его индивидуальные особенности  и позволяет определить перспективы его личностного развития.

 Эта программа может оказать помощь педагогам и руководителям ДОУ в организации дополнительного образования в учреждении.

3.Условия реализации программы

       

3.1.Методическое обеспечение

  1. Наличие утвержденной программы.
  2. Методические разработки по модулям программы.
  3. Наглядные пособия, образцы изделий.
  4. Специальная литература (журналы, книги, пособия, справочная литература).
  5. Диагностический инструментарий.

Руководители кружка пользуются учебным материалом методических пособий (используемая литература указана в приложениях).  Учебный план рассчитан на 1 год обучения. Занятия  проводятся не более 1 раза в неделю для детей старших и подготовительных групп во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей индивидуален: для детей 5-7 лет 35 минут. Занятия проходят в виде игры. На занятиях, где  дети работают с колющими и режущими предметами необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности.  

Образовательный   процесс  по  кружковому направлению осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОУ. Курс занятий рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май). Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т.д.

3.2. Методы, приёмы и формы  учебно-воспитательного      процесса:

Объяснительно-иллюстративный метод в программе используется при сообщении учебного материала для обеспечения его успешного восприятия. Он раскрывается с помощью таких приемов, как беседа, рассказ, работа с иллюстрациями, демонстрация опыта.

Репродуктивный метод - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога.

Частично-поисковый или эвристический. Основное назначение метода - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.

Немаловажными в работе с детьми являются используемые методы воспитания - методы стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха помогает ребенку снять чувство неуверенности, боязни приступить к сложному заданию. Метод поощрения, выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в себя как материальное поощрение (в форме призов) так и моральное (словесное поощрение, вручение грамот, дипломов).

Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества учебно-воспитательного процесса и эффективному освоению учащимися знаний и навыков, развитию творческих способностей.

 

Формы обучения: 

Экскурсия

Наблюдение

Беседа

Акция

Заседание клуба

Исследовательская деятельность

Экспериментальная деятельность

Проектная деятельность

Практическая деятельность

Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия

Работа с энциклопедической и природоведческой литературой

3.3.Материально-техническое и дидактическое обеспечение.

- Оснащённый уголок экспериментироания в группе. Помещение для проведения занятий   отвечает санитарным нормам.  

-Учебное оборудование (комплект мебели).

-Наглядные пособия (образцы изделий).

-Дидактический материал (рисунки, схемы, эскизы, раздаточный материал, альбомы)

-Подборка информационной и справочной литературы.

-Материалы для работы (индивидуально для каждого кружка).

-Иллюстрации, образцы работ, схемы (техника заполнения фигур), стихи, загадки.

3.4.Организационное обеспечение

-Необходимый контингент воспитанников.

-Привлечение к работе специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, старшего воспитателя).

-Соответствующее требованиям расписание занятий.

-Родительская помощь.

-Связь со школой, Центром внешкольной работы.

3.5.Ожидаемые результаты:

-Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста, улучшение физического развития.

-Развитие умственных способностей детей.

-Положительно – эмоционального состояния ребенка на занятиях.

-Научить понимать явления природы и взаимосвязь между ними.

-Обогащение активного и пассивного словаря детей.

  3.6.Оценка и анализ работ:

Оценка и анализ работы кружка за определенное время (год) помогает педагогу выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить себя и возможности детей.

Итогом усвоения учебной программы является серия схем-карточек по теме, которые будут заполнены в результате проведения опытов.  При оценке и анализе работ учитывается возраст ребенка, его способности, достижения за конкретный промежуток времени.

Показатели сформированности умений:

1. Полнота - овладение всеми поэтапными действиями одного процесса.

2. Осознанность - насколько задание понятно и насколько продуманно оно выполняется.

3. Свернутость и автоматизм - в процессе овладения деятельностью некоторые действия могут выполняться на уровне подсознания.

4. Быстрота - скорость выполнения работы.

5. Обобщенность - способность переносить свои умения на другие задания. Полученные данные обрабатываются для получения полной и точной оценки работы педагога и детей.

При отборе детских работ  учитываются:

1. Самостоятельность выполнения работы.

2. Высокая степень воображения.

3. Аккуратность выполнения работы.

4. Грамотность при выполнении работы, соблюдение всех технологий.

3.7.Формы подведения итогов:

-оформление выставочного стенда в ДОУ;

-участие в областных и региональных выставках и конкурсах;

-выступление на родительских собраниях.

 3.8. Контроль

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

Промежуточный контроль.

-Тестовый   контроль,   представляющий   собой   проверку   репродуктивного   уровня   усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.

-Фронтальная и индивидуальная беседа.

-Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

-Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.

-Игровые формы контроля.

-Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и  выставках декоративно- прикладного творчества разного уровня.

        

Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения  по дополнительной программе, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческой  работы.

Конечным результатом выполнения программы предполагается участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

.

Литература

Агаева Е.Л. «Чего на свете не бывает?» - Москва «Просвещение», 1991

Алябьева Е.А. «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет» - Москва Творческий центр, 2007

Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» - Москва Творческий центр, 2010

Маневцева Л.М. «Мир природы и ребенок» - Санкт-Петербург изд. «АКЦИДЕНТ», 1998

Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» - Минск «Асар», 1996

Рунова Е.М. «Исследовательская деятельность на прогулках» - Волгоград, 2014

Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» - Санкт-Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015

Шапиро А.И. «Секреты знакомых предметов» - Санкт-Петербург Творческий центр, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Маленькие леди"

Теоретическая часть и конспекты программы....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Маленький Актёр»

«С помощью моей программы вы очутитесь в волшебном мире, в мире – театра. И детей и взрослых ждут необычные приключения, и самое интересное, что эти приключения создаются с помощью фантазии детей и ма...

Театральная постановка "Я люблю тебя, мама!" в рамках реализации программы дополнительного образования "Маленькие артисты"

Зайчик маме прошептал, закрывая глазки:-От земли и до луны, а потом обратно,Вот как я тебя люблю, разве не понятно? ...

Программа дополнительного образования «Маленький полиглот»

Погружение дошкольников в новую языковую среду, создание благоприятных условий для раскрытия индивидуального потенциала детей, накопление активного и пассивного словарного запаса по лексическим темам ...

Рабочая программа дополнительного образования "Маленькие исследователи"

Цель программы:  создание условий для формирования у дошкольников поисково-познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширять имеющиеся у детей представлени...

«Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска»

laquo;Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения &laqu...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностикина начало и конец 2020-2021 у...