Исследовательский проект « Вода и ее свойства» для детей младшей группы. Воспитатель группы Э.А.Карнаухова
опыты и эксперименты (младшая группа)

Эльвира Александровна Карнаухова

Исследовательский проект « Вода и ее свойства» для детей  младшей  группы.

Воспитатель группы Э.А.Карнаухова

«Вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять». 
 

Актуальность:
 

Дети по природе своей являются исследователями. Исследовательская активность, поведение — естественное состояние ребенка, он настроен на желание познать мир. Именно это и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
 

Между уровнем познавательного интереса ребенка и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимосвязь; с одной стороны, благодаря познавательному интересу, у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший « строительный материал», который является фундаментом развития познавательного интереса.
 

Вид проекта:
 

Познавательный
 

Сроки реализации:
 

Краткосрочный (1 неделя)
 

Участники проекта:
 

Дети
Педагоги
Родители
Цель проекта:
 

формирование представлений о свойствах воды; расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.
 

Задачи:
 

  1. Рассказать детям о значении воды в жизни человека и других живых организмов.
     
  2. Познакомить детей с основными свойствами воды путем организации опытно-экспериментальной деятельности.
     
  3. Привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.
     
  4. Повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью.
     
  5. обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.
     

Этапы проекта:
 

Подготовительный:
 

— выбор темы;
 

-постановка проблемы;
 

-определение цели и задач исследовательской работы;
 

-изучение методической литературы;
 

-обследования уровня развития познавательного интереса у детей;
 

-разработка плана мероприятий проекта.
 

Основной:
 

-занятия;
 

-наблюдения на прогулках;
 

-беседы;
 

— игры-эксперименты;
 

-чтение художественной литературы;
 

-работа с родителями.
 

Заключительный этап:
 

-повторное обследование детей;
 

— итоговое занятие по теме « Волшебница — вода»;
 

-оформление фотовыставки « Мы – экспериментаторы»;
 

-создание картотеки « Опыты и эксперименты с водой»;
 

-создание практического материала для родителей: памятки, рекомендации, буклеты, консультации.
 

Формы работы:
 

— оборудование в группе уголка экспериментирования и экологических исследований;
 

— оформление картотеки занимательных экспериментов и опытов;
 

— проведение занятий: Ребенок и окружающий мир, Развитие речи, Лепка, Рисование, Аппликация по теме проекта;
 

— дидактические игры, способствующие реализации цели проекта («кому нужна вода?» «где спряталась вода?», «маленькие человечки», «хорошо-плохо», «что было бы, если…», «тонет-не тонет»);
 

— наблюдения на прогулках за живой и неживой природой; наблюдения в группе за комнатными растениями;
 

— чтение художественной литературы: « Путешествие Капельки»,
 

«Маленькие человечки», «Рассказ о круговороте воды для детей» С.Добрицкой
 

— беседы: «Что такое вода?», «Где «живет» вода?», «Что умеет вода?»; «Круговорот воды в природе», « Если б не было воды», «Почему воду надо беречь?»
 

— опыты и эксперименты с водой («Исчезновение воды», «Появление воды из воздуха», «Спрячь игрушку в воде», «Фильтрация воды», «Все ли вещества растворяются в воде?»);
 

Детско-родительская
 

опытно-экспериментальная деятельность
 

в рамках проекта «Вода и ее свойства»
 


 


 

ТЕКУЧЕСТЬ ВОДЫ.
 

Цель:
 


Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
 

Ход:
 

взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и
 

др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить ребенку найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.
 

Вывод:
 

Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
 


 

ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ.
 

Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода — прозрачная»,
 

а «грязная — непрозрачная».
 

Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено понятие «прозрачный»: предложить ребенку найти прозрачные предметы в комнате (стакан, стекло в окне, аквариум).
 

Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребенок опустит в стакан мелкие предметы, и они будут видны).
 

Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»
 

Выслушать ответы, затем — продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
 

Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.
 

 

ЧТО РАСТВОРЯЕТСЯ В ВОДЕ.
 

Цель:
 

Выявить свойства воды.

Ход.
Взять два стакана с водой.
В первый стакан добавляем
1 ложки соли, и хорошо размешиваем.
Соль растворится в воде.
В другой стакан добавляем 1 ложку сахара и тоже размешиваем. Сахар также растворится в воде.
Вывод: соль и сахар растворяются в воде.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «Вода и ее свойства» для детей средней группы.

Аннотация.Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг в разном состоянии (снег, туман, лед). Дошкольники узн...

Презентация исследовательского проекта «Вода и ее свойства» для детей средней группы.

Актуальность.Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой....

Исследовательский проект «Вода и её свойства» с детьми старшей группы компенсирующей направленности.

Исследовательский проект «Вода и её свойства» с детьми старшей группы компенсирующей направленности....

Исследовательский проект : "Вода и её свойства для детей старшей группы"

Исследовательский проект «Вода и ее свойства» для детей старшей группы.Воспитатель: МДОАУ ДС «Тополек»  Шульженко Н. В «Вода – это бесценный дар прир...

Исследовательский проект «Вода и ее свойства» для детей средней группы «Чиполлино» с нарушением зрения

Актуальность: Актуальность рассматриваемой темы для развития детей с нарушениями зрения, заключается в том, что экспериментирование, как ничто другое, является примером активной предметно &ndash...